Форма итогового контроля




Гендерная психология

Программа специальной дисциплины

(Стандарт СД)

Екатеринбург
2009



Введение

1. Цель дисциплины.

Обеспечить помощь в рамках общей психологической подготовки студентов, а так же вооружить их специальными знаниями в области тендерной психоло­гии.

2. Задачи дисциплины.

• Ознакомить студентов с основными проблемами, которыми занимается тен­дерная психология и понятиями, которыми она пользуется;

• Обозначить грани соприкосновения тендерной психологии с другими пси­хологическими дисциплинами;

• Определить понятия «Маскулинности» и «Фемининности» в биологическом, культурном и социально-психологическом аспектах;

• Дать студентам общее представление о механизмах становления полороле-вой идентичности;

• Показать роль различных социальных институтов в этом процессе;

• Определить специфику традиционных родительских ролей и трудности по-лоролевой идентификации в неполных семьях;

• Проанализировать бипотенциальность человеческой психики и понятие «Андрогиния».

3. Место дисциплины в системе высшего профессионального образования.
Основой для данной дисциплины являются «Возрастная психология и психоло­
гия развития», «Социальная психология», «Педагогика», «Педагогическая пси­
хология», «Культурология», «Социология», «Антропология», «Дифференци­
альная психофизиология», «Дифференциальная психология», «Общая психоло­
гия», «Психология личности» и др. Применение данный курс находит в «Пси­
хологии общения», «Этнопсихологии» и т.д.


4. Требования к уровню освоения содержания курса.

Студент должен иметь представление о следующих понятиях: «гендер», «му­жественность», «женственность» и «андрогинность». Он должен знать различ­ные психологические теории полоролевой дифференциации факторы, влияю­щие на процесс полоролевой идентификации, механизмы и стадии усвоения тендерных ролей. Также осваиваются основные методики исследования тен­дерной сферы.

5. Методическая новизна курса.

Курс сфокусирован на основном этапе тендерного развития человека - дошко­льном детстве. В месте с тем курс рассматривает дифференциальное воспитание в широком социально-культурном контексте. В рамках данного курса проводят­ся лекции, беседы по наиболее острым дискуссионным вопросам, изучение на­учно-исследовательских разработок по данной проблеме и т.д.

Содержание курса

Тема 1. Основные категории тендерной психологии и важность тендера в повсе­дневной жизни.

Определение терминов «гендер» и «пол». Тендер как одна из важнейших социальных категорий. Социальное восприятие и пол. Два подхода к тен­дерной дифференциации.

Тема 2. Теоретические подходы к осмыслению пола.

История представлений о тендере (Платон, Аристотель, Августин, Ниц­ше). Анализ психосексуального поведения в теориях 3. Фрейда, К.-Г. Юн­га, К. Хорни, Геодакяна В.А., О. Вейнингера и других авторов. Многооб­разие индивидуальных вариаций полоролевого поведения.

Тема 3. Биологический и культурно-исторический аспекты полоролевой диффе­ренциации. Понятие «андрогинии».

Биологические предпосылки полоролевой дифференциации. Анатомиче­ские и физиологические различия между полами. Особенности возрастно-


го развития и полового созревания мужчин и женщин. Демографическая ситуация и её связь с проблемой пола. Половой символизм. Особенности традиций, связанные с половой принадлежностью. Культурные смыслы мужественности и женственности. Половая принадлежность и социальная иерархия. Андрогиния и нарушения полоролевой и тендерной идентифи­кации.

Тема 4. Особенности традиционных тендерных ролей.

Понятия «социальная роль», «традиционная роль» и их соотношение. Значение традиционных ролей для общества. Содержание традиционных тендерных ролей (по Ш.Берн). Традиционные тендерные роли в совре­менном обществе.

Тема 5. Теории усвоения тендерных ролей.

Тендерные стереотипы, полоролевые нормы и играние половых ролей. Теории идентификации (З.Фрейд), половой типизации (А.Бандура), само­категоризации, тендерной схемы (С.Бем) и социальных ролей (Игли). Со­отношение и взаимосвязь теорий.

Тема 6. Стадии полоролевой социализации.

Критерии выделения стадий. Стадии различения мужских характеристик, самокатегоризации, ориентации на внешние признаки пола и необрати­мость половой принадлежности.

Тема 7. Роль родителей в усвоении тендерной роли ребёнком.

Роль родителей в процессе полоролевой идентификации. Родители как модели поведения. Эмоциональная близость между родителями и ребён­ком как фактор полоролевой дифференциации. Традиционные родитель­ские роли. Распределение функций между родителями в связи с возрастом ребёнка. Специфика отцовской роли в жизни детей разного пола. Особен­ности полоролевой идентификации в неполной семье.

Тема 8. Роль группы сверстников, СМИ и других источников информации о поле в формировании тендерной идентичности личности.


Взаимодействие с группой сверстников как возможность апробации и коррекции полоролевых моделей поведения. СМИ как агент полоролевой социализации. Многообразие представляемых моделей поведения и спо­собы их представления.

3. Распределение часов курса по темам и видам работ ___________

__________ Учебный план, часов ___

№ Тема, раздел Аудиторные занятия Самостоятель- Итого по
п/п лекции практи- ная работа темам
________________________________ ческие ____________________

1 Тема 1. Основные катего- 2 - 2 6

рии тендерной психологии и важность тендера в по­вседневной жизни.

2 Тема 2. Теоретические 2 - 2 4
подходы к осмыслению

пола.

3 Тема 3. Биологический и 3 - 3 7
культурно-исторический

аспекты полоролевой диф­
ференциации. Понятие
____ «андрогинии». ___________________________________________

4 Тема 4. Особенности тра- 3 3 7

диционных тендерных ро­лей.

5 Тема 5. Теории усвоения 2 2 4 тендерных ролей.

6 Тема 6. Стадии полороле- 2 - 2 4 вой социализации.

7 Тема 7. Роль родителей в 2 - 3 7 усвоении тендерной роли

ребёнком.

8 Тема 8. Роль группы 2 - 1 6
сверстников, СМИ и

других источников ин-


формации о поле в формировании тендер­ной идентичности лич­ности.

11 Всего ~ 18 ~- 1836

Форма итогового контроля

зачёт



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: