Методы и формы экологического воспитания




Младших школьников

 

В экологической психопедагогике выделяют три группы методов (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин):

· методы формирования экологических представлений: метод экологических ассоциаций –установление аналогий между природными и социальными явлениями; метод художественной репрезентации природных объектов – формирование мыслеобразов природных объектов средствами искусства;

· методы формирования субъективного отношения к природе: метод экологической идентификации – отождествление себя с каким-либо природным объектом или явлением; метод экологической эмпатии – сопереживание и сочувствие природным объектам;

· методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой: метод экологических экспектаций – актуализация ожиданий будущей встречи с природным объектом, положительный эмоциональный настрой на нее; метод экологической заботы – оказание посильной помощи и содействия природным объектам, особенно в трудных для них ситуациях.

Все методы используются в комплексе, например, на экскурсии детям предлагается выбрать себе «друга» в природе (объект «экологической заботы»), которому нужна помощь. В контексте заботы о своем «друге» у детей повышается экологическая компетентность, стимулируется эмоциональное влечение к «другу», состояние природного объекта дети проецируют на себя.

В начальной школе используются различные внеурочные формы экологического образования и воспитания: экологические праздники, экологические игры, экологические конференции, клубная работа, экологические экскурсии, походы по родному краю, детские экологические движения, эколого-психологические тренинги и др. (С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин).

Экологические праздники – это форма экологического образования, представляющая собой совокупность экологических мероприятий, приуроченных к определенной дате.

Традиционно в российских школах в марте во время весенних каникул отмечается день птиц. Этот день, как правило, является мероприятием, подводящим итог работе, которая ведется школьниками в течение года. Проведение Дня птиц позволяет вести широкую пропаганду экологических знаний, дает импульс экологической активности школьников.

За месяц до Дня птиц начинается конкурс стенгазет «Птицы России» и проводится викторина «Что ты знаешь о птицах?». В этих конкурсах принимают участие всех классов. Вопросы викторины составляются с учетом возраста школьников, соответственно и итоги конкурсов подводятся отдельно в разных возрастных группах.

В День птиц могут проводиться выставки «Птицы нашего края», «Мы заботимся о птицах», «Наши любимцы» и т.д.

Во время праздника проводится лекторий, на котором выступают приглашенные специалисты и сами школьники, проводившие исследования.

Кульминацией праздника является орнитологический КВН, в котором могут принимать участие не только школьники, но и команда учителей и т.д.

Завершается праздник акцией по развешиванию заранее изготовленных гнездовий.

Одним из главных экологических праздников считается Всемирный день охраны окружающей среды, который, в соответствии с решением ООН (1972 г.), отмечается 5 июня. В связи с этим он может отмечаться в летних лагерях (День Нептуна), в кругу активных защитников природы.

В этот день можно напомнить школьникам о животных и растениях, занесенных в Международную Красную книгу.

Можно также рассказать школьникам о роли заповедников, зоопарков, ботанических садов в деле спасения природных объектов, акцентируя при этом внимание на персональной ответственности каждого человека за благополучие мира природы.

Традиционно-игровые методы широко используются в практике экологического образования. В играх в полной мере раскрываются творческие способности школьников, игра всегда несет дух непринужденности, и раскованности благодаря чему большое количество учащихся вовлекаются в процесс экологического образования

Экологические игры – это форма экологического образования, основанная на развертывании особой (игровой) деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса и эмоциональной влюченности.

Современные экологические игры – это тип экологических игр, основанный на стимулировании активности участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков и умений.

Различные конкурсы экологической направленности пользуются особой популярностью у всех.

Конкурс-аукцион представляет собой серию тематических вопросов и заданий, которые предлагаются участникам состязания, которые соревнуются в лучшем знании какой-либо проблематики.

Конкурс проектов по охране природы. Заранее объявляется тематика. По договоренности проект может представляться группой из 2-3 человек или индивидуально, со сроком подготовки или экспромтом. Защита проектов проводится в обстановке имитирующей научную среду, с соблюдением регламента.

Конкурс кроссвордов экологической тематики заставляет участников проштудировать большое количество справочной и энциклопедической литературы.

Конкурс марафон проводится таким образом, что участники проходят по «маршруту». Он состоит из этапов: станции «Лес», «Озеро», «Болото», «Зоопарк», «Дендрарий» и т.д. На каждой станции школьники выполняют задания, отвечают на вопросы и получают соответствующие очки (в виде жетонов). Он позволяет участвовать в состязании достаточно большому числу команд.

Экологические конкурсы и праздники не обходятся без экологической викторины. Дают вопросы, которые активизируют поиск причинно-следственных отношений, экологических взаимосвязей, опираются на логическое мышление, а не только эрудицию школьников.

Ролевые экологические игры – это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т.д.

Ролевые (сюжетные) игры инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни.

Можно провести следующие экологические игры: «Космическая экспедиция», «Экологическая экспертиза», «Город Природоград».

Имитационные экологические игры – включают широкий диапазон от несложных ручных игр до компьютерного моделирования.

Детские экологические движения – это массовая форма экологического образования, организующая и координирующая добровольную внеурочную экологическую деятельность школьников.

Члены экологических движений организуют различные акции, активно участвуют в природоохранительных мероприятиях, пропаганде экологических знаний, разработке предложений по сохранению и восстановлению природной среды.

В России существуют детские экологические движения различной направленности, играющих важную роль в экологическом образовании школьников.

Первая биостанция юных натуралистов имени К.А.Тимирязева была основана в 1918 г. в Сокольниках (Москва) известным педагогом Б.В.Всесвятским.

Целями юннатского движения являются: развитие интереса к миру природы, расширение и углубление их биологических знаний, освоение навыков наблюдения и экспериментирования и т.д.

Кружок юных натуралистов служит основным ядром при организации в школе всех мероприятий экологического направления.

Отряды «зеленых патрулей» – форма детского экологического движения.

«Зеленые патрули» участвуют в расчистке лесных массивов, охране их от пожаров, расселение муравьев, подкормке диких животных и птиц. Школьники также ведут пропагандистскую работу, организуя лекции и беседы по охране природы для сверстников и взрослых.

Регулярно организуются трудовые десанты по уборке территории, профилактике пожаров, прокладке специальных тропинок, чтобы люди не вытаптывали почвенный покров, где попало и т.д.

Экологическая школа – это комплексная форма экологического образования, позволяющая интегрировать все другие формы экологического образования.

В.А.Ясвин и С.Д.Дерябо также выделили внешкольные формы экологического образования. Это экологическая экспозиция, учебные экологические тропы, экологический лагерь.

Экологическая экспозиция – это специфическая форма демонстрации объектов и материалов на экологическую тему, представленных по определенной системе, служащая целям экологического образования.

Учебная экологическая тропа – специально оборудованная в образовательных целях природная территория, на которой создаются условия для выполнения системы заданий, организующих и направляющих деятельность учащихся в природном окружении. Задания выполняются во время экскурсии, а также полевого практикума.

Экологическая экскурсия – форма экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях. Экскурсия должна заключаться в том, чтобы показать детям и научить их видеть жизнь природы, ввести их в понимание биологических процессов, а также обратить внимание на явления общего характера, причем отдельные организмы являются примерами, иллюстрирующими данное явление.

Посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без предварительных разъяснений со стороны учителя, зарегистрировать те нежелательные преобразования, которые происходят в результате загрязнения. Ученики поймут, что наиболее сильно на окружающую среду влияют три вида загрязнений, связанные с добычей и переработкой сырья, производством пищи и развитием транспорта.

Летний экологический лагерь – интенсивная комплексная форма экологического образования, проходящая в максимально активном соприкосновении с миром природы в условиях естественной среды [7].

В последнее десятилетие в нашей стране успешно используется еще одна форма обучения – взаимодействие школьников разных возрастных групп.

Важной составной частью этого взаимодействия является просвещенская (пропагандистская) деятельность старших школьников по отношению к младшим. Такая работа приносит обоюдную пользу, соответствует возрастным особенностям детей: младшие любознательны, верят в авторитет старшего, подростки стремятся к самоутверждению, удовлетворению чувства зрелости.

Особенно большую помощь старшеклассники могут оказать в реализации краеведческого принципа экологического образования. Ближайшее окружение школьника дает убедительные примеры для раскрытия экологических особенностей живых организмов, различных сторон взаимодействия людей с природой, предоставляет возможности для практического участия ребят в деле охраны окружающей среды. Опора на конкретные явления, факты воздействия на окружающую среду в данной местности способствует лучшему осознанию не только местных, локальных, но и региональных, а также глобальных проблем.

Как и в любом педагогическом деле, в организации пропагандической деятельности учащихся важна систематичность. Содержательно она определяется программой занятий. Программа рассчитана на три года и не дублирует содержание учебных уроков, а предусматривает расширение знаний учащихся, формирование у них ответственного отношения к природе.

Взаимодействие старших детей с младшими предполагает использование разнообразных форм, методов, приемов работы:

§ рассказ об экологических особенностях тех или иных организмов, значение их для человека;

§ чтение информации, содержащей интересные цифровые данные или описание необычных случаев;

§ отдельные вопросы по изложенной информации;

§ проведение беседы, содержащей 6-10 взаимосвязанных вопросов, с краткими комментариями к ответам учащихся;

§ использование на занятиях игровых моментов;

§ проведение всего занятия в игровой форме;

§ чтение и анализ экологических сказок (например, «Сова», «Чей нос лучше?» В. Бианки и т.п.);

§ постановка спектаклей по экологическим сказкам;

§ решение экологических задач;

§ выполнение творческих работ (сочинение, рисунки, экологические сказки с иллюстрациями) с последующим показом (пересказом, чтением);

§ изготовление игрушек из природного материала [30].

 

В последние годы широкое распространение получил игровой экологический тренинг, направленный на развитие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств, являющихся базисными характеристиками экологичной личности.

Эколого-психологический тренинг – это комплексная форма экологического воспитания, основанная на методологии социально-психологического тренинга, которая направлена на коррекцию экологического сознания личности.

Эколого-психологический тренинг решает следующие задачи:

§ коррекция, формирование и развитие экологических установок личности;

§ коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;

§ обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;

§ развитие перцептивных возможностей субъекта при его контактах с природными объектами;

§ расширение индивидуального экологического пространства.

Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Специально для детей разработаны такие упражнения, как «Человечек из коры», «Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рождения» и др.

Упражнение «Человечек из коры» [22].

Цель: расширить опыт восприятия мира природы, развивать воображение.

Материалы: кусочки коры различных деревьев, бумага, цветные карандаши.

Процедура.

Участникам предлагается внимательно исследовать кусочки коры и рассказать в группе о своих ощущениях, стараясь передать максимум информации. Далее дети должны представить, что кусочки коры превратились в человечков. Этих человечков нужно нарисовать, отразив в рисунке сходство человечка с деревом, свои ощущения, полученные при исследовании коры. В конце упражнения дети определяют по рисункам, из какой коры «родился» каждый человечек.

Упражнение «Мир кролика и мир муравья»

Цель: развитие идентификации с живыми существами, приобретение опыта новых ощущений.

Материалы: пятирублевые монетки, лупы и пластиковые пинцеты.

Процедура.

Участникам предлагается разместиться широким кругом, встав на четвереньки и представить себя кроликами (подвигаться прыжками, понюхать землю и воздух и т.п.). Обсуждаются «кроличьи проблемы»: откуда можно ждать опасность? Где можно спрятаться? Что можно съесть?

Затем дети должны пригнуться еще больше и представить себя муравьями. А чтобы лучше почувствовать мир муравья, надо воспользоваться лупой. Предлагается собрать коллекцию предметов из мира муравья, разместив их на монетке. В конце упражнения дети обмениваются впечатлениями, сравнивают миры муравья, кролика и человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: