Методы современного воспитания




Содержание

Введение. 4

1. Новые подходы к проектированию воспитательной системы школы.. 7

2. Современные позиции классного руководителя. 16

3. Профессионализм классного руководителя. 21

4. Методы современного воспитания. 24

5. Технология работы классного руководителя. 29

6. Содержание работы по воспитанию и социализации младших школьников: примерная тематика классных часов. 44

7. Содержание работы по воспитанию и социализации подростков: примерная тематика классных часов. 68

8. Интернет-пространство и социальные сетевые ресурсы в работе классного руководителя. 87

Заключение. 93

Список литературы.. 94

Тезаурус. 100

Приложения. 102

Введение

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформациятрадиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Системный кризис переживают институты социального воспитания, в том числе и школа.

Сейчас в государственном масштабе поднимается вопрос об организации «социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Акценты, расставленные в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования (2009), указывают на необходимость интегрированных воспитательных воздействий. Сфера социально-педагогического партнерства в воспитании молодежи обозначается как приоритетная для государственной политики. Между тем о существовании такого единого воспитательного пространства, интегрирующего влияния семьи, школы, общественных организаций, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, говорить пока не приходится.

Одной из актуальных проблем остается нерешенный педагогической наукой вопрос о системообразующих факторах и механизмах формирования воспитательного пространства. Различные подходы в качестве таких механизмов определяют:

– реализацию модели педагогически сформированного образа жизни воспитанника в среде (Ю. С. Мануйлов);

– взаимодействие коллективов образовательного, культурного учреждений, других социальных институтов по поводу воспитания личности на основе единых педагогических задач и принципов (Л. И. Новикова);

– со-бытие как «способ совместного бытия, совместного проживания, момент, в котором происходит развивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребенка» (А. А. Шибаева).

В данном перечне стоит указать на структурообразующую роль целей и ценностей коллективного субъекта воспитательной системы (общешкольного коллектива, неформального детского объединения, общественной организации и т. д.). Задачи духовно-нравственного воспитания гражданина России будут успешно решаться в школе с возвращением на практике к социально-личностной парадигме образования. Становление гражданского самосознания и национальной идентичности личности возможно в рамках деятельного социального организма, который определяется как воспитательная система.

В соответствии с идеями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ее главные задачи – это «раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире». Одним из подходов в достижении этого результата является создание воспитательных систем различного масштаба в рамках отдельно взятого образовательного учреждения и на уровне разновозрастных детских, молодежных объединений.

Воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъект, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л. И. Новикова).

Школа действительно является основным институтом, способным обеспечить решение задачи формирования гражданских ценностей и убеждений вступающего в жизнь поколения при наличии подлежащих созданию условий, одним из которых представляется повышение функциональной статусности классного руководства.

Выделение этой задачи в самостоятельное направление приоритетного национального проекта «Образование» предоставляет возможность разработки прорывных проектов организации воспитания как деятельности, основным смыслом которой, по заключению Ю. В. Громыко, является осмысление вступающим в жизнь новым поколением его «идеальной миссии».

Признание стратегической значимости классного руководства при определенных условиях может способствовать изменению ситуации в сфере детства.

Разделяя точку зрения В. В. Краевского, допустимо предположить, что основной смысл классного руководства состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт, состоящий из опыта:

· познавательной деятельности, проявляющегося в знаниях;

· осуществления способов деятельности, проявляющегося в умениях выполнения заданий по образцу;

· творческой деятельности, проявляющегося в способности определения способов решения задач в проблемных ситуациях;

· осуществления эмоционально-ценностных отношений, проявляющегося в ценностных ориентациях и занимаемых в соответствии с ними позициях.

Ориентация на понимаемый таким образом социальный опыт учащихся предопределяет стратегическую направленность деятельности классного руководителя на превращение группы учащихся, сформированной администрацией школы, на основании возрастной и знаниевой идентичности, в социальную общность, способную устанавливать морально-этические нормы и культурно-поведенческие правила, рассчитанные на самоопределение, самопроявление и самореализацию при решении актуальных для всех и личностно значимых для каждого задач.

Состоявшееся в XX веке признание прав детей предопределяет направленность деятельности классного руководителя на создание условий, благоприятных для их удовлетворения и развития. Принятая международным сообществом новая этика отношения к учащимся предполагает уточнение смыслового значения понятия «руководство классом».

Оптимальной может быть признана ситуация, обеспечивающая гармонизацию интересов развивающейся личности с интересами семьи, школы, окружающим миром посредством включения учащихся в образовательный процесс в субъектной позиции.

Руководство классом в этом случае может быть признано управленческой деятельностью, результаты которой проявляются в организованности (сплоченности, скоординированности, интеграции, консолидации) и целенаправленности (целеустремленности) совместной деятельности педагогов и учащихся.

Включение учащихся в число субъектов управления классом как образовательной организацией, предназначенной для освоения учащимися образовательной программы общего образования, – одна из важнейших задач классного руководителя.

Располагая результатами разнонаправленных исследований, можно признать, что основной ценностью включенности учащихся в управление классом является гуманизация отношений педагогических работников с учащимися, проявляющаяся преимущественно в создании условий, благоприятных для развития личности в гармонии с собой и социумом. Эта идея В. А. Сластенина актуализирует значение ориентации классного руководителя на делегирование учащимся под их ответственность права на принятие решений по актуальным для них вопросам.

В этом случае изменяется набор целей деятельности классного руководителя и занимаемая им позиция. Основной его заботой становится своевременное выявление и устранение факторов, тормозящих процесс получения учащимися качественного образования, а основной позицией – тьюторская позиция, проявляющаяся в консультировании учащихся при выборе оптимальных решений значимых для класса вопросов.

Соединяя в себе характеристики из разных областей деятельности, тьюторская позиция в идеале может обеспечить возможность создания условий, необходимых для формирования гражданских ценностей и убеждений учащихся на основе их самоопределения и самореализации в значимой для них деятельности.

Обобщая сделанные исследователями выводы, основным смыслом деятельности классного руководителя можно признать организацию межличностной коммуникации, порождающей знания учащихся о социально позитивных способах организации своей жизни; основной целью – создание условий для формирования социального опыта учащихся; основным содержанием – оказание учащимся необходимой им консультационной помощи в фиксации актуальных задач и в выборе оптимальных способов их решения; основными результатами– своевременное выявление классным руководителем кризисов в личностном развитии учащихся и их разрешение средствами образования, новый уровень социальной компетентности учащихся.

Выполнение классным руководителем тьюторских функций не освобождает его от обязанностей, реализация которых предполагает иные логики взаимоотношений с учащимися, в связи с чем, все перечисленные компоненты приобретают дополнительные характеристики, но не изменяют их, если сохраняется ценностное понимание миссии классного руководителя.

 

 

1. НОВЫЕ подходы к проектированию
воспитательной системы школы

С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие педагогу предстоит работать в условиях:

· расслоения населения (в том числе детей и молодежи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

· плотно работающих с сознанием ребенка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, печать, радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

· разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятельности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

· экспансии молодежной субкультуры, ориентирующей молодых людей на удовольствия и потребление;

· разреженности систем идей, определяющих общественно-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;

· нарастания межнациональных, межконфессиональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений.

Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное самоопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей. Т. е., иными словами, педагог с позицией воспитателя.

Воспитание в школе – это не специальные мероприятия. Как подчеркивается в Примерной программе воспитания и социализации обучающихся, «подход, при котором воспитание сведено к проведению мероприятий и фактически отделено от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе, от его социального и информационного окружения, усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры не только от мира взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, атомизации личности, снижению ее жизненного потенциала, росту неуверенности в собственных силах, падению доверия к другим людям, обществу, государству, миру, самой жизни».

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность. Школа, проектируя содержание воспитывающей деятельности, включает программы внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации школьников на определенной возрастной ступени, согласуя формы взаимодействия взрослых и детей с воспитательным результатом.

В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Важно, что в современном проектировании воспитательной системы школыприоритетную позицию занимает внеурочная деятельность школьников, точнее, воспитывающая внеурочная деятельность, которая включает в себя и внешкольную деятельность. Каждой школе и педагогам с позицией воспитателя впервые авторами стандарта предложен оригинальный методический конструктор, в котором описывается целенаправленный процесс достижения в школе воспитательных результатов и эффектов, определены культурные формы и содержание к ним, представлено проектирование различных образовательных программ внеурочной деятельности.

Авторы конструктора надеются, что творческая работа педагогов (классных руководителей) с методическим конструктором воспитывающей внеурочной деятельности поможет школе обрести второе дыхание – жизнь после уроков.

Воспитывающая внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности их на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся, в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность,художественное творчество, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристко-краеведческая деятельность.

Выделены следующие основные направления воспитывающей внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствие результата. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьезная путаница понятий «результат» и «эффект». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности. При этом упускается из виду, что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе сам ребенок) достигли своих результатов.

Педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов. Никакая увлеченность процессом деятельности не отменяет для него необходимости добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает свой вклад и вклад других субъектов воспитания и социализации.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в воспитательной среде распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в безопасной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнает, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.Понимание взаимосвязи результатов и форм воспитывающей внеурочной деятельности должно позволить учителям, классным руководителям:

· разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

· подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

· выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;

· диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

· оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам). Это лежит в основе построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

Программа воспитания и социализации обучающихся построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество и направлена на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Программа направлена:

· на освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности данного возраста, норм и правил общественного поведения;

· на формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учетом потребностей рынка труда;

· на формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;

· на формирование экологической культуры.

Программа обеспечивает:

· формирование уклада школьной жизни, обеспечивающего создание социальной среды развития обучающихся, включающего урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, потребности обучающихся и их родителей (законных представителей);

· усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;

· приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности; социальную самоидентификацию обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности;

· формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации;

· приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных);

· участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города;

· формирование способности противостоять негативным воздействиям социальной среды, факторам микросоциальной среды;

· развитие педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье;

· учет индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся, культурных и социальных потребностей их семей;

· формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии; овладение способами и приемами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

· развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

· приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

· создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов;

· сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

· информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

· использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах);

· осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

· формирование установки на систематические занятия физической культурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

· осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

· формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

· овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе на основе навыков личной гигиены;

· формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний; убежденности в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;

· осознание обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения.

Программа воспитания и социализации должна отвечать требованиям следующих документов: «ФГОС», «Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России», «Фундаментальное ядро содержания общего образования», в которых отмечается отсутствие ясно выраженной системы ценностных ориентиров, объединяющих людей в единую историко-культурную и социальную общность; отсутствие способности противостоять негативным воздействиям социальной среды; неумение приходить к согласию в вопросах корректного социального поведения; недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни; недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа, что в результате привело к отрицательному влиянию на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку, в целом – к низкой общей культуре подрастающего поколения.

Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учеными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности.

В программе воспитания и социализации выделяются базовые направления развития социализации и культуры личности учащегося в преемственности начальной и основной школ.

Пример из программы «Школа 2100»

Преемственность с направлениями начальной школы Направления социализации в основной школе (ключевые ценности)
Добрые чувства, мысли и поступки Культура духовно-нравственная и эстетическая (Добро)
Культура поведения (Семья. Толерантность)
Страна граждан Культура гражданская (Родина)
Культура самоидентификации (Мировоззрение. Солидарность. Социализация)
Труд для себя и для других Культура учебной и трудовой деятельности (Образование)
Здоровье тела и духа Культура здорового образа жизни (Здоровье)
Природа – наш дом Культура экологическая (Природа)
Красота спасет мир Культура эстетическая (Красота)

 

Социализация и общекультурное развитие личности учащегося – процесс длительный, разноуровневый, и только при условии органичного взаимодействия и взаимопроникновения всех обозначенных выше направлений можно рассчитывать на положительный результат.

Все вышеперечисленные ценности постепенно входят в духовный мир человека на протяжении всей его жизни. До школы жизненный опыт ребенка, как правило, соотносится с их представлением о мире «сказочном, волшебном». С помощью педагогов младший школьник начинает приводить в систему свои взгляды на мир, свое отношение к нему, начинает понимать, что жизнь не похожа на сказку, что она сложнее и противоречивее, в ней постоянно встречаются ситуации, требующие непростого нравственного выбора между разным пониманием добра разными людьми, между добром для одних и злом для других, и каждый делает этот выбор сам, поскольку не существует готовых единственно правильных решений.

Однако в начальной школе большинство младших школьников готовы обозначить данные проблемы (моральные дилеммы), но еще не в состоянии научиться решать их самостоятельно. Это задача основной школы, когда школьник-подросток начинает остро осознавать себя как особую, непохожую на других личность, противопоставляя себя обществу, с одной стороны, и пытаясь найти свой круг общения, «своих», с другой стороны.

Такая естественная «болезнь роста», вызванная гормональным взрывом физиологического созревания, обостряющаяся в условиях современной агрессивной информационной среды, существенно затрудняет процесс социализации и воспитания. Ее невозможно изменить, но можно учитывать. В ситуации, когда авторитетным для подростка становится не мнение учителя, а сверстников или выбранного значимого для него взрослого, от педагогов требуется особый такт в процессе воспитания подростков.

Учет всех вышеперечисленных факторов позволяет добиваться желаемого обществом воспитательного новообразования основной школы – постепенного согласования подростком своих внутренних оценок, осознания их противоречивости, выработки умения решать моральные дилеммы, выбирать поступки в неоднозначно оцениваемых ситуациях.

Для этого необходимо:

· создать такую школьную социальную среду развития обучающихся, которая станет учитывать историко-культурную и этническую специфику и потребности как обучающихся, так и их родителей;

· развивать педагогическую компетентность родителей в целях содействия социализации обучающихся в семье;

· учитывать культурные и социальные потребности семей учащихся;

· создавать условия для профессиональной ориентации обучающихся через сотрудничество с их родителями.

Важно отметить, что воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать свое сознание, жизнь, саму систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.

Соответственно, традиционными источниками нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

· патриотизм –любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;

· социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

· гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

· семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

· труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

· наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

· традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

· искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

· природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

· человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющегоурочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов – участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционные российские религиозные объединения. Ведущая, содержательно определяющая роль в создании уклада школьной жизни принадлежит субъектам образовательного процесса.

Организация социально открытогопространства духовно-нравственногоразвития и воспитанияличности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

· нравственного примера педагога;

· социально-педагогического партнерства;

· интегративности программ духовно- нравственного воспитания;

· социальной востребованности воспитания

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнитьА. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программыне будут эффективны, если учитель (классный руководитель) не являет собой всегда главный для обучающихся примернравственного и гражданского личностного поведения.

2. Современные позиции
классного руководителя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: