Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
«УТВЕРЖДАЮ»
Проректор по УР
О.Н. Наумова
_____________________
«_____» _________2002г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине «Статистика предприятий сферы сервиса»
для студентов специальности 060500
дневной и заочной форм обучения
Составитель: к.э.н., доц. Гуськова Т.Н.
Тольятти 2002
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
ПОВОЛЖСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА
Кафедра «Бухгалтерский учет и аудит»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине «Статистика предприятий сферы сервиса»
для студентов специальности 060500
дневной и заочной форм обучения
Одобрено
Учебно-методическим
Советом института
Составитель: к.э.н., доц. Гуськова Т.Н.
Тольятти 2002
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Статистика предприятий сферы сервиса» для студентов специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» дневной и заочной формы обучения разработаны на основании Государственного образовательного стандарта специальности.
Составитель: к.э.н., доцент Гуськова Т.Н.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры «Бухгалтерский учет и аудит»
Протокол № ___ от «___»__________2002 г.
Зав.кафедрой д.э.н., доцент О.И. Васильчук
Одобрено Научно-методическим советом специальности 060500 «Бухгалтерский учет и аудит»
Протокол № ___ от «___»__________ 2002 г.
Председатель Научно-методического совета Л.И. Насакина
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение 3
1. Содержание учебного курса 6
2. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы 9
3. Задания к контрольным работам 10
4. Примерная тематика индивидуальных работ 28
5. Вопросы к экзамену 29
Литература 30
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях становления рыночной экономики, перехода системы национального учета на международные стандарты студентам необходимо знание экономических дисциплин. Цель дисциплины состоит в том, чтобы помочь студентам в изучении закономерностей социально-экономического развития общества, потребностей и ресурсов развития экономики, основных элементов производства и его конечных результатов.
Статистические методы сбора, обработки и анализа информации используются для общей характеристики социально-экономического развития, при проведении международных сопоставлений уровней экономического и социального развития различных стран, а также для разработки первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения.
Студенты должны знать, что статистика предприятий сферы сервиса изучает количественную сторону явлений и процессов, происходящих в данной отрасли, в неразрывной связи с их количественным содержанием. Статистика как наука вырабатывает систему научных понятий, категорий и методов, посредством которых познает свой предмет. Важнейшей частью этой системы является система основных показателей отраслевой статистики, с помощью которых характеризуется производственно-хозяйственная деятельность предприятий сферы сервиса.
Знание социальной статистики предприятий сферы сервиса необходимо во всех видах профессиональной деятельности работников: организационно-управленческой, исследовательско-аналитической и научно-педагогической.
Целью изученного курса является формирование у студентов синтезированных знаний теоретических основ статистики предприятий сферы сервиса, выработка практических навыков в применении статистических методов для сбора, обработки и анализа данных о явлениях и процессах, происходящих в обществе, применение полученных знаний в аналитических исследованиях.
Методическое пособие по курсу статистики разработано в соответствии с Государственным образовательным стандартом экономических специальностей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СТРУКТУРА КУРСА
«СТАТИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫСЕРВИСА»
№ | Разделы и темы | Количество часов | |||
Лекции | Практ. | Лекции | Практ. | ||
Раздел I. Тематический план | |||||
1. | Предмет, метод и задачи статистики предприятий сферы сервиса. | 2 - | 1 - | ||
2. | Система показателей, классификации и группировки в статистике предприятий сферы сервиса. | 2 - | 1 - | ||
3. | Статистика населения и трудовых ресурсов. | 4 4 | 1 1 | ||
4. | Статистика национального богатства | 4 4 | 1 1 | ||
5. | Статистика рабочей силы и рабочего времени | 2 2 | 1 1 | ||
6. | Статистика производительности труда | 4 4 | 1 1 | ||
7. | Статистика оплаты труда | 2 2 | 1 1 | ||
8. | Статистика издержек производства и обращения, цен, тарифов и инфляции | 4 4 | 1 1 | ||
9. | Показатели эффективности общественного производства—фактор экономического роста предприятий сферы сервиса. | 4 4 | 1 1 | ||
10. | Статистика рынка услуг. | 4 4 | 1 1 | ||
Итого: | 32 28 | 10 8 | |||
1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
ТЕМА 1. Предмет, метод и задачи статистики предприятий сферы сервиса.
Статистические величины и показатели вариации.
Методологические вопросы статистики предприятий сферы сервиса.
ТЕМА 2. Система показателей, классификации и группировки в статистике предприятий сферы сервиса.