Редактирование как деятельность




Редактор – это не должность, а профессия, специальность. Любая специальность требует знаний, навыков, умений. Считается, что научить редактированию нельзя, им овладевают в процессе длительной практики. Но все же можно попытаться сформулировать (определить) основные понятия, выяснить, в чем же сущность редактирования.

Нужен ли редактор? Вроде бы нет.

1. Многие авторы привыкают к редактору как к няньке, сдают в издательства «сырой материал». Необходимо, чтобы автор приносил текст, подготовленный к печати.

2. Критически оценить авторский оригинал могут рецензенты, специалисты, более глубоко владеющие предметом, которому посвящено произведение. Если же рецензенты не сошлись во мнении, можно прибегнуть к помощи научных коллективов.

3. Готовить оригинал к изданию в соответствии с редакионно-техническими и полиграфическими правилами может менеджер, а ошибки языка исправлять корректор.

4. В современных условиях маркетинг – действенный инструмент, и именно специалист по маркетингу может определить, нужна книга или нет.

Итак, издателю редактор вроде бы не очень нужен.

Есть ли те, кому редактор нужен? Да, это автор и читатель.

Автор, безусловно, – истинный творец произведения. Но автор – это личность, которая нуждается в опеке и активной поддержке.

1. Закончив работу, автор переполнен сомнениями. Ему нужна оценка со стороны. Но дружеская, заинтересованная оценка. Редактор тоже хочет, чтобы произведение вышло из печати

2. Автор (добросовестный) хочет узнать, не допустил ли он промахов, и хочет исправить их до выхода произведения их печати.

3. Уверенность, что рукопись будет прочитана другом, вдохновляет автора, успокаивает его.

4. Редактор нужен автору и как стимулятор дальнейшего роста (творческого, человеческого). Именно с редактором, как с первым своим читателем, автор общается непосредственно, в живой беседе.

Никакой менеджер проекта (не редактор по образованию) не будет так работать с автором. Он нацелен на своевременный выпуск проекта, отвечает за прибыль. И мнение автора его не очень волнует. Особенно, если это начинающий автор, еще не раскрученный.

Редактор нужен читателю. По самой сущности своей работы редактор призван защищать интересы читателя. Ведь он изучает предлагаемое произведение с позиции, какую потребность читательскую оно удовлетворяет. Редактор находит лакуны репертуара. А качество издания? Никакой корректор не будет заниматься проверкой точности и соответствия действительности фактической стороны произведения. За все отвечает автор? Но читатель-покупатель вряд ли освободит издателя от всякой ответственности перед собой. Корректор не будет изучать письма читателей, общаться с ними на читательских конференциях, у него другая задача.

Но редактор нужен и издателю.

1. Нужен специалист, который смог бы оценить представленное произведение не только с позиций рецензента (хорошо, плохо), но, прежде всего, с позиций возможного издания. При этом человек должен нести персональную ответственность (а не моральную, как рецензент) за принятое решение.

2. Нужен человек, который отвечает за книгу целиком, за координацию работ именно по этому изданию. Нужен человек, который, зная произведение изнутри, сможет разрешить возникающие конфликты между разными службами. При этом кто-то должен отвечать за качество издания в самом широком смысле слова.

3. Издателю нужен специалист, который отвечал бы за то, чтобы автор был удовлетворен работой с издательством. Автор должен чувствовать, что его книга – не одна из многих, а для кого-то в издательстве – самая главная. Иначе автор из издательства уйдет.

4. Издателю нужен специалист, который мог творчески направлять выпуск книг и в тематическом и в жанрово-издательском отношении. Тот, кто будет проводить большую подготовительную работу:

? исследовать потребности в каждой тематической или иной группе книг;

? изучать, как выпущенные книги удовлетворяют интересы читателей;

? устанавливать, какие интересы остались неудовлетворенными;

? придумывать новые издания, которые эти интересы удовлетворили бы.

Каждая группа изданий нуждается в том, чтобы ею систематически занимался знаток этой проблематики:

? изучал прессу по этим вопросам;

? держал связь с научными, учебными, производственными учреждениями, книготорговыми организациями;

? собирал и изучал письма читателей, проводил читательские конференции;

? искал талантливых авторов для новых изданий.

Иными словами, издателю нужен человек, который умеет найти хорошее произведение и хорошего автора, умеет вычленить жизнеспособную издательскую идею из беседы с автором или разглядеть зачатки удачной книги в маловразумительном проекте, тот, кто может помочь рукописи воплотиться в хорошо продаваемую книгу; кто сможет убедить автора без нужды не вмешиваться в издательский процесс, но при этом добиться от автора соблюдения графика, тот, кто сможет построить отношения с автором на взаимном уважении и доверии, в конечном счете, тот, кто будет способствовать процветанию издательства.

Редактирование

Что же такое редактирование? В работе редактора несколько сторон – организаторская (внутри и вне издательства) и литературно-творческая (в работе над авторским оригиналом). Эту последнюю работу часто называют критической, или аналитической.

В чем же она состоит? Довольно распространенное представление, что редактирование – это исправление авторских ошибок (фактических, логических, стилистических). Похожие трактовки содержатся во многих словарях

Правильно ли это? Если редактирование – лишь исправление, то при превосходном выполнении редактором этих своих обязанностей читатель получит книгу без ошибок. Но без ошибок не значит – хорошая книга. Компиляторы нередко пишут без ошибок, но тщетно читатель ищет в их творениях новое содержание. Само по себе отсутствие ошибок не делает произведение интересным, важным для читателя. Это только одна сторона деятельности.

Редактирование – приведение содержания и формы в соответствие общепринятым нормам. Верно? Нет. Требования к творчеству не могут быть общепринятыми. Творчество – это индивидуальность. Осмыслив произведение не по рецепту и шаблону, а с учетом его задач и особенностей редактор может рассчитывать на правильность оценок и своих решений.

Редактор сродни критику. Верно? В какой-то степени верно. Только это особый вид критики.

 

  Критик Редактор
Читает произведение законченное, и уже опубликованное, в которое вложен труд издательских работников произведение законченное, но не опубликованное
Оценивает меру общественного признания меру общественного воздействия в будущем
Объект тишь то, что позволяет подвести читателя к определенным выводам всеохватный характер, из поля зрения не выпадает ни одно слово
В работу автора не вмешивается вносит изменения в произведение
Обращается к читателю к автору
Задача помочь читателю разобраться в произведении Помочь автору лучше реализовать авторский замысел

 

Итак, основа редактирования как деятельности – критический анализ предназначенного к изданию произведения с целью его правильной оценки и помощи автору в совершенствовании содержания и формы произведения ради интересов читателя, издателя и автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: