Методика исследования личности «Дом — Дерево ...




Детали

Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жиз-ни. Исследователь должен заметить степень заинтересованно-сти субъекта такими вещами: степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные — отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недав-нем прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей — «неизбежность телесности» (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность направить всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или стран-ные) может послужить для более точного определения специ-фичности чувствителвности.

Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не уме-ет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Организация деталей — если трудности организации обнару-живаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе).

Если сложности организации встречаются лишь в одном ри-сунке, очень может быть, что нарушение функционального по-рядка и связано с изображаёмой на рисунке ситуацией.

Если во всех трех рисунках организация деталей удовлетво-рительна, то личностная структура субъекта достаточно устой-чива (даже при большом количестве патофоричныхзнаков).

В случае более удачной организации деталей в цветных ри-сунках, чем в одноцветных, прогноз более благоприятен.

Стирание или перерисовка — если перерисовка более совер-шенна — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшенйем) рисунка ука-зывает на:

1) наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта;

2) наличие злокачественного органического фактора;

3) наличие обоих вариантов.

Стирание без попытки перерисовать (исправить) говорят о наличии у субъекта внутреннего конфликта с деталью, подверг-шейся стиранию, или с тем, что она символизирует.

Видимая усталость — депрессивное настроение с возмож-ным сопровожцением снижающегоработоспособностьфактора.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет со-бой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от првдаваемого ей субъектом каче-ства, например: «Мальчик катается по тонкому льду». Основу чаще рисуют под домом и деревом, реже — под человеком.

Специально нарисованные, «вымышленные» контурыземли менее значимы, чем нарисованные спонтанно.

Контур земли очень жирный, толстый — чувство тревоги, бес-покойство в рамках реальности.

Контур земли, спускающийся от центра рисунка в стороны и вниз, — чувство изоляции и незащищенности; зависимость от матери; потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и от комментариев испытуемого).

| Контур земли, спускающийся вправо вниз, — ожидание неяс-ного и опасного будущего, тревожность (интенсивностьтревоги показывает крутизна наклона).

Контур земли, поднимающиися направо вверх, — присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы (интенсивность за-висит от крутизны подъема).

Методика исследования личности «Дом — Дерево.

Идентификация с собой — интерпретация зависит от степени субъективности и может варъироваться от предпочтительного сужения психологического горизонта субъекта до явного эго-центризма, чрезмерного интереса к себе, озабоченности собой, склонности все соотносить с собой.

Контур кривой, шогнутый — обычно хороший признак, но может означать и отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности.

Контур, неясно очерченный в отдельныхдеталях — нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальности или сим-волической значимости.

Жирный контур в целом — генерализованное чувство неадек-ватности вместе с нерешительностью, колебанием, со страхом проигрыша. Если контур от «дома» к «человеку» становится все тоньше, — генерализованная тревога (или депрессия).

Контур жирный только по бокам — субъект стремится сохра-нить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением.

Контур толстый в отдельных деталях — фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким об-разом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги.

Контур толстый во всехрисунках — можно подозревать ор-ганическое заболевание.

Контур толстый в одном изрисунков — генерализованное на-

пряжение.

Контуры обрывистые и не соединяются — предчувствие над-

вигающейся катастрофы.

Контуры очень прямые — фригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление кточности. В худшем — патоформный знак, указывающий на неспособность к четкой позиции.

Рисунки, выполненныелегко, безлишнеймелочности — способ-ность к равновесию со средой.

Рисунки мелочные, щепетшьные — обессивно-компульсив-

ныетенденции.

На фоне горы — защитная установка и стремление к зависи-

мости (часто от матери).

Помещение рисунка внизулиста — генерализованное чувство незащищенности. Депрессивный фон настроения (чем меньше рисунок, чем тоньше контур, тем сильнее он выражен).

Рисунок не помещается внизу (выходит за пределы листа) — устанавливается только по опросу пациента или по его спонтан-ным комментариям. Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию с целью сохранитьцелостностьлич-ности. Можно предположить наличие сильной экспонозитив-ности.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на про-шлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность сво- '.; бодными откровенными эмоциональными проявлениями.: Склонность к импульсивному поведению. -;

Выход за правый край листа — желание убежать в будущее, ••. чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми сво-" бодными переживаниями. Стремление сохранить жесткий кон- v троль.

Выход за верхний край листа —• ограничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подраз-умеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скры-ваемые или нескрываемые).

Помещение рисунка в верхней частилиста — склонность фик-сации на мышлении и фантазиях как на источнике наслаждений (которые таким образом могут быть получены и не получены). Поворачивание листа — агрессивные или негативистические тенденции. Патоформные, если поворачивание повторяется; персеверация, если лист поворачивается все время в одну сто-рону.

Перспектива — по тому, как субъект ее строит, можно узнать много ценного об установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительнос-тью, с другими людьми, о его способе оперирования этими от-ношениями.

Перспектива, интеллектуальные ее аспекты — умение субъ-екта более тонко оценивать среду и отношения с окружающими.

Перспектива, профиль в обратном направлении обычному — указывает на обнаружение у себя субъектов противоречивых

Методика исследования личности «Дом — Дерево...

импульсов и сознательное стремление подавлять их или субли-• мировать..,-.-,.--.•

Перспектива, рисунки абсолютно в профиль (это касается дома, повернутого боком к зрителю, дверей, человека, изобра-женного только с одной рукой или ногой) — нежелание прямо, непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «я». Стремление общаться только по собственному стилю.

Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (анфас) — если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъек-та как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием реакций на глубинное чувство незащищенности.

Перспектиеа, рисунок изображен вдали — желание отрешить-ся, уйти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности, забытости.

Помещение рисунка над центромлиста — чем вышерисунок над центром, тем больше вероятность, что:

1) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (вну-тренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне.

Помещение рисунка точно в центре листа — незащищен-ность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботли-вого контроля ради сохранения психического равновесия.

Помещение рисунка ниже централиста — чем ниже центр ри-сунка по отношению к листу, тем:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это соз-дает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реаль-ностью.

Помещение рисунка полевой стороне листа — акцентирование прошлого; импульсивность; экстратенсивность. Возможен из-лишек женских чувств (или женская идентификация).

Помещение рисунка в левом верхнем углу листа — интратен-сивность. Субъект явно тревожен и регрессирует (если только нет врожденной умственной отсталости). Склонность избегать новых переживаний, желание уйти в прошлое или углубиться вфантазии. •; Помещение рисунка на правой стороне листа — интратен-сивность. Субъект склонен искать наслаждения в интеллек^ туальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентироват' ние будущего. Возможен излишек мужских черт или Мужская идентификация.

Пропорция

Реалистичность и соотношение пропорции деталёй в рисун-ке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объектам, ситуациям, людям, которые репрезентируют их изображения актуально или символически.

Пропорция, интеллектуалъные ее аспекты. Ее решение по-казывает стиль мышления или планирования (в основном в связи с непосредственными конкретными особенностями объ-«ктов).

Пропорция, использование минимума деталей — возможно, что субъект, ориентирующийся в пространственно-ориентацион-ных отношениях, но использующий только минимум деталей, имеет тенденции:

1) сторониться, отрешаться;

2) не уважать нормальные конвекционные ценности.

Субъект, демонстрирующий неполноценноепонимание этих отношений и использующий при этом минимум деталей, может оказаться умственно неполноценным или страдать от значи-тельного интеллектуального ослабления (обратимого или не-обратимого).

Постоянно пониженная психомоторика — подозрение о на-личии органического фактора, угнетающей тревоги или тяже-лой депрессии.

Явно повышенная психомоторика — чрезмерное волнение на-ряду с ослаблением торможения.

Перерисовка без предыдущего стирания незавершенного рисун-ка — негативистическая реакция субъекта.

Дополнение общего плана — необузданная тревога, страх перед потерей контроля.

Дополнение специфичное — фиксация на дополнительном объекте (отображается актуально или символически), Часто сопровождается тревогой.

Рисованиенеуверенное, частъзачастью. Неуверенность, воз-никающая из-за неумения представить себе весь рисунок в це-лом, и отсутствие (потеря) чувства равновесия. Свойственно ор-ганикам и людям, находящимся в состоянии сильной-тревоги.

Солнце — символ авторитарной фигуры. Часто воспринима-ется как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери.

Прозрачность — игнорирование реальности. Показывает сте-пень поврежденности общей структуры личности органическим или патоэмоциональным фактором (или обоими вместе) до та-кой степени, когда это уже мешает личности правильно оцени-вать реальность.

Эта степень (патологичность) может быть измерена числом прозрачностей и их величин'ой (например, прозрачность рука-вов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрач-ность стены дома).

В случае умственной отсталости субъекта прозрачности ме-нее важны, чем при интеллекте среднем или выше среднего.

Погода (какая погода изображена) отражает переживания субъекта, связанные со средой в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект вос-принимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем инструктировать, надо выяснить отношение субъекта к изобра-жаемой погоде.

Ограничение рисунка в целом — чувство несоответствия или неадекватности.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенциального общества; чувство изоляции, отверженности. Явная тендениия отграничиться от окружения. Желание отвер-гнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.

Дом

Дом. Дома, каковы они сейчас. Какими бы их хотел видеть субъект. Не нравившиеся в прошлом дома. Хорошие дома в про-шлом. Мнение субъекта о семье или его интерпретации семьи по отношению к нему. Автопортрет.

Дом, антропоморфное его понимате. Должна подозреваться органика. (Исключение — маленькие дети и случаи врожден-ного слабоумия).

Дом грозный, старый, развалившийся. Иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе.

Дом вдали. Чувство стремления и отвергнугости (отвержен-ности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недо-ступность. Если «нарисованное» отношение совершенно про-тивоположно, может иметь место серьезный дефект оиенки реальности.

Дом вблизи. Открытость, доетупность или/и чувство тепло-ты и гостеприимности.

Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изо-бражения ванны значима, возможны нарушения этих функций. Спалъня. Это место интимнейших межперсональных отно-шений. Графическое или вёрбальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспо-собленности субъекта, а таюке раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению или потребность в них.

Столовая (гостиная). Функция этой комнаты — утоление оральных и пищевых потребностей. Если манера рисунка ука-зывает на значимость этого помещения для субъекта, можно подозревать нарушение этих функций. (Другие, более общие соображения — в «Комнате»).

Жилая комната (гостиная) — социальное общение. Кухня. Изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта (указывающей на нарушения) сигнализируют об оральном эротизме. Это мо-жет быть связано с сильной потребностыо в привязанности, любви.

Разные пристройки. Агрессия, направленная против факти-ческого хозяина дома, или бунт против того, что субъект счита-ет искусственными, культурньши, стандартными. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уре-трального или/и анального интереса (преокупация).

Труба. Фаллический символ, если субъект показывает его ценностную значимость. Эмоциональная зрелость и равнове-сие. Символ (признак) теплоты в интимных отношениях.

Методика исследованйя личности «Дом — Дерево...

Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологи-ческой теплоты дома; испытываеттрудности при столкновении с символом мужского пола.

Труба почпги невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздейетвиями. Страх перед кастрацией.

Труба, ее акценпгируемостъ. Сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле.

Труба слшиком большая. Чрезмерное беспокойство насчет сексуальных дел и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции.

Видно отверстие трубы. Нарушение сексуальной роли. Сек-суальная импотенция и страх перед кастрацией.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнару-живается у взрослых.

Труба прозрачная или без глубины — отрицание фаллоса, что может означать или импотенцию, или страх перед кастрацией.

Труба видна через прозрачную крышу — плохо скрываемые экс-гибиционистские тенденции. Субъект чувствует, что его встре-воженность фаллосом и интерес к нему очевидны.

Множество труб. Если стиль рисунка показывает, что это для субъекта значршая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом.

Вентиляционная труба над крышей. Фаллическая преокупа-ция. Отмечается значимая корреляция между этим признаком и энурезом и/или уретральным эротизмом.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши). Усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность). Возможен уретральный эротизм или оральная преокупация (интерес к фаллосу).

Цвет, т. е. раскрашенные детали. Обычно раскрашиваются крыша и труба. Если раскрашиваются другие объекты, за ис-ключением трубы и крыши, исследователь должен постараться

УЗНЗТЬ ПрИЧИНу ЭТОГО: - /:

Цвет, конвенциональное, обычное его исполъзование. Зеленый для крыши. Коричневый для стен. Желтый цвет, если употре-бляется только ддя изображения света внутри дома, тем са-мым изображая ночь,или ее приближение, выражает чувства

субъекта, что: 1) среда к нему враждебна; 2) его действия долж-ны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, незастенчивый, эмоционально не обделенный субъект исполь-зует не меныие двух и не больше пяти цветов.

Субъект, раскрашиваюший дом 7—8 цветами, в лучшем слу-чае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.

Детали, ихискажения. Обычносимволизируютагрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враж-дебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых).

Детали необходимые (существенные). Не меньше одной две-ри (если не изображен только один бок дома), одно окно, одна стена, крыша, труба или другие построения для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным.

Детали не необходимые (см. также отдельные детали: кусты, дорожка и т. д.). Субъект испытывает потребность как можно полнее и подробнее устроить свое окружение по собственному вкусу, демонстрируя этим чувство неадекватности и незащи-щенности. Чем больше лишних деталей, тем она"Интенсивнее. Чрезмерная озабоченность средой при недостаточной внима-тельности ксамомусебе. Впрочем, чем второстепенныедетали лучше организованы и теснее, непосредственнее связаны с до-мом, тем больше похоже, что беспокойство субъекта находит нужную направленность и с успехом контролируется.

Лишние детали: горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю конкретность с возмож-ной органикой или концентрированием внимания над сомати-кой. Могут подозреваться психосоматические заболевания.

Двери, их отсутствие. Субъект испытывает патоформные трудности при стремлении раскрытьеалервддругими (особен-но в домашнем кругу).

Двери, одни или несколъко, задние или боковые. Отступление, отрешенность, избежание (особенно, если субъект показывает значимость этих дверей для него).

Двёри, одни или несколъко, парадные. Первый признак откро-венности, достижимости. Изображают непосредственные спо-собы входа и выхода.

Дверь, нарисованная последней по очереди деталь. Антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от ре-альности.

Двери открытые. Если дом жилой, это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые, одни или несколько. Отчуждение, уединение, избежание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие. Чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие. Нежелание пускать в свое «Я». Чув-ство несоответствия, неадекватности и нерешительности в со-циальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.

Двери с болыиими шарнирами — враждебность, мнительная скрытность, защитные тенденции.

Дверная ручка, ее акцентирование. Чрезмерная фиксация на функции дверей или/и беспокойный интерес к фаллосу.

Камин, непосредственная его акцентировка (камин виден сквозь стены). Фиксация на непосредственной функции ками-на (источник тепла) или на его символике (например, мужские или женские половые органы). Ее интенсивность показывает отрицание действительности (как отрицание непрозрачности стен дома). Конёчная интерпретация будет зависеть от поясне-ний субъекта.,

Камин, косвенная акцентация. Конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или к какой-нибудь эмоциональной, связанной с ним ситуации.

Печь, косвенная акцецтация. Приятное тепло или открытая враждебность по отйошенлю кШитуации дома. "' •'->' г'г План дома (проекция сверху) вместо самого дома. Серьезный конфликт дома. Если план хорошо изображен, можно подозре-вать наличие паранойяльных идей. Если план неудачный — воз-можна органика.

Опора фундамента (например — колонны) необычайно вы-соки. Подозревается органика.

Движение. Скорее всего, патологический, по меньшей мере, патоморфный. Этимсубъектсимволизируеттравмирующее чув-ство потери Эго. В «доме» встречается гораздо реже, чем в «де-ревне» или «человеке».

Помещение рисунка внизу листа. Генерализованное чувство неуверенности, не безопасности. Часто сопряжено с опреде-ленным временньш значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

б) связанным с предназначением так помещенной комнаты или с постоянным ее жильцом;

в) указывающим на специфику переживаний: левая сторо-на — эмоциональные, правая — интеллектуальные.

Помещение рисунка в верхней части листа. Редко встречает-ся в рисунке «дом». Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности.

Крыша. Сфера фантазии.

Крыша и труба, сорванные ветром. Символически выражают чувство субъекта, что им повелевают независимые от собствен-ной воли силы.

Крыша, жирный контур, не свойственный всемурисунку. Фик-сация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопро-вождаемая тревогой.

Вместо дома — только крыша и забор. Патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную деструкцию Эго.

Крыша, тонкий контур края. Переживание ослабления кон-троля фантазии.

Крыша, толстый контур края. Чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом. Плохая лич-ностная ориентация.

Крыша слишком болъшая. Поиск наслаждения в фантазиях.

Крыша, покрывающая подобие стены. Предположение, что субъект живет больше в мире фантазии.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или прод-лением за стены. Усиленно защитная (обычно с мнительнос-тью) установка.

Комната. Ассоциации могуг возникать в связи с: '

а) человеком, проживающим в комнате;

б) интерперсональными отношениями в комнате;

в) предназначением этой комнаты (реальным или припи-сываемым).

Ассоциации могут иметь позитивную или негативную окра-ску (эмоциональную). Значение комнаты для субъекта нужно проверить, исходя из его комментариев, манеры рисунка и РДТ."

Комната, не поместившаяся на листе. Нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоци-аций с ними или с их жильцом.

Комната верхняя дальняя. При подобном выборе вероятна не-значительная тенденция к отчуждению. Если есть больше при-знаков отчужденности, тенденция изоляции более значима.

Комиата ближайшая. Выбор свидетельствует о мнительно-сти.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх). Чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъ-ект испытывает потребность в домашнем очаге, который счита-ет недоступным, недостижимым. Склонность к ограниченным контактам с окружающими.

Перспектива «под субъектом» (взгляд с птичьего полета). Отрицание (непризнание) нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Инопокластические установки (мятежная неприязнь к устано-вившимся традициям, взглядам). Субъект чувствует себя под-нявшимся «над» домашними делами, но это часто сопровожда-ется депрессиями.

Перспектива (признаки потери перспективы). Субъект пра-вильно изобразил один конец дома, но в другом рисует верти-кальную линию крыши и стены — не умеет изобразить глубину.

Этот признак встречается исключительно у лиц мужского пола и свидетельствует о начинающихся сложностях интегри-рования, страхе перед.будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желании забыть прошлое (линии слева).

Перспективатройная(трехмерная). Субъектрисует, по мень-шей мере, четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в е методики

том же плане. Чрезмерная озабоченностьмнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незна-чительные, все черты.

Профиль абсолютный. Можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или интимным интерперсональным отношениям).

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована. Показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и само-контроль.

Дорожка очень длинная. Уменыиенная доступность, часто со-провождаетея потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаясяудома. Попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающе-еся с поверхностным дружелюбием.

Прозрачные стены. Компульсивное влечение, потребность влиять на ситуацию (владеть, организовывать), насколько это возможно. Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых (внутренних) деталей, чем видимых, де-мбнстрирует этим чувство неадекватности в опасных для него ситуациях. В случае нормального интеллекта — серьезный де-фект способности к критическим соображениям и оценке ре-альности.

Стена, отсутствие ее основы. Слабый контактсреальностью (если рисунок помещен внизу), чувство ирреальности.

Стена с акцентированным контуром основы. Тревога в рамках действительности. Субъект при Попытке вытеснить в подсозна-ние оппозииионные тенденции испытывает трудности.

Стена: контурные линии слишком акцентированы. Сознатель-ное стремление сохранять контроль.

Стены не соединенные. Подозревается органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами.

Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сте-на. Если это боковая стера — имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Если изображена передняя стена, это:

1) нормально для маленьких детей;

2) у взрослых — выражение сильной потребности сохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях.

Стены, двухмерная перспектива, слишком широкие дальние стены. Усиленныезащитныетевденции. Шизофрения (особен-но, если центральная стена — глухая (без дверей, без окон).

Стена с акцентированным вертикальным измерением. Субъ-ект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели же-лательно.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением.Пло- хая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стена и крыша вместе. Границы Эго. Силу Эго показывает стиль изображения.

Стены и крыша, их границы. Границы личности, их характер показывает силу и пластичность этих границ.

Стена: боковой контур слишком тонок и неадекватен. Предчув-ствие (угроза) катастрофы, чувство ослабленного контроля Эго.

Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно, вы-являет сознательные попытки самоконтроля, приспособления | к конвенциям, но вместе с тем и наличие сильных враждебных тенденций.

Контур задней стены значителъно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность ^. зависимости или/и доминирования родителей.

Кусты иногда символизируют людей. Если они тесно окру-жают дом, может иметь место сильное стремление офадить себя защитными барьерами.

Кусты хаотичноразбросаны по обе стороны дорожки. Указы-вает на незначительную тревогу в рамках реальности и созна-тельное стремление контролировать ее.

Дым валит то вправо, то влево. Патологический дефект в оценке окружающего.

Дым валит влево. Пессимистичный взгляд на будущее.

Дым очень густой. Значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькои струйкой. Уретральный эротизм. Чувство не-достатка эмошональной теплоты дома.

Ступеньки, ведущиевглухуюстену(бездверей). Отражаюткон-фликтную ситуацию, вредящую правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику. Прозрачный, «стеклянный» ящик. Символизирует пережи-вание выставления себя всем на обозренйе. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визу- |' альным контактом. -1 Окно(а). Способы контактирования (менее непосредственны | и прямы по сравнению с дверьми). Еще один признак доступ-> | ности, открытости.:? Отсутствие окон. Враждебность, отчужденность. 1

Отсутствие окон на первом этаже. Враждебность, отчуж-денность.

Окна: нет на нижнем, но имеются на верхнем этаже. Про-пасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Окна с занавесками. Отчужденность, «резервная» доступ-ность. Если занавески или ставни не закрыты, имеет место со-знательно контролируемое взаимодействие, сопровождающе-еся тревогой.

Акцентирование окон путем дополнения, без излишней дета-лизации. Озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности — фиксация.

Окна:первыйэтажнарисованвконце. Отвращение к межпер-сональньш отношениям. Тенденция отчуждения от действи-тел'ьности.

Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развяз-но и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна силъно закрытые (занавешенные). Озабоченность вза-имодействием со средой (если э>то значимо для субъекта). Если занавески нарисованы легко, спонтанно, субъект способен к субтильным (рафинированным) контактам в домашнем кругу.

Окнас закрытыми ставнями. Субъект в состоянии субтильно приспособиться в интерпервональных отношениях.

Методика иссйедования личностй «Дом — Дерёво...

Окна распахнуты. Если в доме кто-нибуДь живет — большая доступность или желание ее. Если в доме никто не живет — сла-бость самозашиты Эго. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня.

Окно(а): стекла символизирует одна разделяющая окно верти-каль. Можно ожидать фиксацию на женских половых органах.

Окна без стекол. Враждебность, отчужденность. Оральный или анальный эротизм.

Окна, их положение, трудности согласования стен и этажей. Можно подозревать раннюю шизофрению, если подобного рода трудности имеют место при неплохой общей композиции или же если они являются одним из наиболее важных дефектов.

Окна, искажение пропорций. Чрезмерная озабоченность отно-шениями с жильцами комнаты с непропорциональными окна-ми (или предназначением этой комнаты (см. предназначение комнат).

Окна-треугольники. Излишняя озабоченностьженскими по-ловыми органами, если изображение окна значимо. Окна с замками. Враждебность, замкнутость.

Дерево

Дерево — базовый автопортрет. Неосознанный автопортрет субъекта в целом. Неосознаваемая картина развития субъекта, включающая его' обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к опреде-ленному лицу. Ассоциации с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение бт своей среды.

Дерево: одно или группа. Ответы на этот вопрос не являются очень значимыми (если они не слишком эмоционально окраше-ны). Если ответзначимый, однодерево выражаетчувство изоля-ции (или потребность общения), а группа может иметьдополни-тельное значение к переживанию доминирования других.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном ли-сте) — детское поведение, испытуемый не следует инструкции.

Дерево мертвое. Редко встрбчается в рисунках неплохо при-способленных субъектов. Показатель переживания физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины и т. п.

Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней или бури. Субъект считает среду (или кого-нибудь из среды) виновной в его трудностях.

Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей или ствола. Чувство разрушенности, растерянности, собственной непри-емлемости.

Дерево, после гибели которого прошло некоторое время. От-носительная ддительность плохого приспособления или бес-помощности (неработоспособности).

Дерево изображено фасадом (если онд символизирует человека). Взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица.

Дерево, изображенное как два одномерных дерева. Серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта.

Дерево «замочная скважина».-нетрад.ориентация, Сильная враждебность (воз-можно, частично интериоризована). Частичная ригидность. (если ствол у основания закрыт) со склонностью к эксплозив-ным реакциям.

Дерево, его размеры. Понимание субъектом его положения или представление желаемого положения (фактическое пове-дение может отличаться от них).

Дерево маленькое. Чувство малоценности и неадекватности. Желание уйти в себя, отрешиться.

Дерево болыиое, не помещающееся на листе. Субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаж-дение больше в деятельности, чем в воображении.

Дерево, наклоненное влево. Отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаж-дению'и из-за импульсивного поведения. По отношению ко времени — привязанность к прошлому и страх перед будущим. Если дерево наклоняется влево от центра рисунка — более силь-ная выраженность данных тенденций.

Дерево, наклоненное вправо. Отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой'интеллекта. п ^/-

Дерево, предъявленное только как карандаш или кусонек мела. Ригиднрсть, конкретность мышления.

Дерево, его твердость, несоответствие комментариев к ри-сунку. Непостоянный взгляд на символизируемый мир. Патоформная невнимательность. Непостоянный взгляд на собствен-ное неумение жить в целом.

Яблоня. Обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети. Часто изображается беременными или жаждущими ре-бенка женщинами. Падающие или упавшие с дерева яблоки символизируют переживания неприятия (отказа, отвержения) у ребенка.

Ствол. Понимание субъектом своих возможностей, сил.

Ствол широкий у основания, быстро сужающийся. Недобтаток тепла и здоровой стимуляции в раннем



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: