Нажим (давление) карандашом




Очень сильный нажим   Антисоциальная личность, психопат. Органики (включая умственно отста-лых), параноики  
Слабая линия   Озабоченные, боязливые невротики, кататоники. Хронические шизофре-ники  
Уверенные твердые ли-нии   Амбиции, рвение  
Яркая линия   Грубость  
Сильный нажим   Энергичность, настойчивость. Боль-шая напряженность, органика. Анти-социальные личности («психопаты»), эпилептики, органики  
Легкие линии   Недостаток энергии  
Легкий нажим   Низкие энергетические ресурсы, ре-грессия, скованность  
Нажим   Агрессия, садизм  
Нажим варьирующий   Адаптивность, пластичность  
Линии с нажимом   Агрессивность, настойчивость  
Неровный, неодинако-вый нажим   Циклотимичность, импульсивность, не-стабильность. Тревога, незащищен-ность  
Изменчивый нажим   Эмоциональная нестабильность, ла-бильные настроения  
Очень слабая линия   Шизофрения  
Порядок изображения    
В первую очередь рисует фигу-ру противоположного пола   Гомосексуальность, конфликт из-за половой идентификации, сильная привязанность или за-висимость от родителей или противоположного пола    
Особая непоследовательность изображения (например, голо-ва, потом ступни, потом — пле-чи, ноги...)   Начальная психопатия    
Нормальный порядок рисова-ния   Нет нарушений мышления, адекватный контакт с реаль-ностью    
       

Пол

Средняя выраженность женских черт (пациентка — женщина)   Удовлетворенность своей сек-суальной ролью  
Подчеркнуты женские черты (пациентка — женщина)   Агрессивное использование женственности, кокетство  
Женские черты слабо выраже-ны (пациентка — женщина)   Скованная половая реакция, ограниченный гетеросексуаль-ный опыт, органическая сексу-альная дисфункция  
Сильно акцентированы женские черты (пациентка — женщина)   Более интенсивные и числен-ные сексуальные отношения (до промискуитета), не удовлет-воряющий половой опыт  

Штриховка

Силыная штриховка   Агрессивные тенденции, анти-социальная личность («психо-пат»)  
Обильная беспорядочная (раз-мазанная) штриховка   Психотические тенденции  
Штриховка   Тревога, агрессия, сфера кон-фликта  
Штриховка в половых органах   Тревога, связанная с половыми функциями  

Методика исследования личности «Дом — Дерево...

Легкая или минимальная штри-ховка   Относительная спокойность  
Грязная штриховка   Анально-эротические интересы  
Упрощение  
Абстрактная фигура или фигу-ра из палочек   Неуверенность в себе, незащи-щенность, увиливание  
Недостаточная детализация   Депрессия, нехватка энергии, тенденция к замкнутости  

Величина

Фигура уменьшенной величины   Больше свойственна мужчи-нам за 30 лет, женщинам — за 40 лет  
Рисунок на весь лист   Компенсаторное превознесе-ние себя в воображении  
Непомещающаяся на листе фи-гура   Аспирации превосходят воз-можности, среда осознается как сильно сковывающая  
Большая грандиозная фигура   Паранойя  
Излишняя, сильно выраженная симметрия   Компульсивность  

Ориентация в задании

Способность к критической оценке психотического рисунка при просьбе раскритиковать его   Критерии неутерянного контак-та с реальностью  
Принятие задания с минималь-ным протестом, хорошее нача-ло, за которым следует уста-лость и прерывание рисования   Депрессивное состояние  
Извинения из-за рисунка   Недостаточная уверенность  
По ходу задания уменьшается темп и продуктивность   С депрессией связано быстрое истощение  
Название рисунка   Мелочность  
Подчеркнутая левая половина рисунка   Идентификация с женским по-лом  
Штрих слева направо   Экстраверсия, потребность в подцержке    
Упорно рисует, несмотря на трудности   Хороший прогноз, энергич-ность. Наличие мотивации    
Отказ или нежелание нарисо-вать фигуру другого пола   Конфликт сексуальных ролей    
Маленькая грудь   Беззаботная мать    
Акцентированные бедра, яго-дицы   Гомосексуальные тенденции    
Особо выделены или велики бе-дра (ягодицы) в мужской фигуре   Гомосексуальные тенденции    
Гениталии (особенно у мужчин)   Участник психоспастического процесса, примитивная культу-ра, шизофрения    
Крупная фигура того же пола   Агрессивность, экспансивность    
Крупный рисунок   Асоциальная личность (психо-пат), нарциссизм    
Полные пациенты рисуют гран-диозные фигуры   Положительный прогноз в свя-зи с лечением от полноты    
Фигура другого пола крупная   Возможна склонность к пассив-ности, другой пол воспринима-ется более сильным    
Большой рисунок   Экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерие    
Маленькие фигуры   Тревога, эмоциональная зави-симость, чувство дискомфорта и скованности. Скованное Эго    
Маленькая фигура того же пола   Чувство неполноценности, тен-денции к замкнутости    
       

Пространство

Фигуры членов семьи отдалены друг от друга

Недостаток сплоченности, гар-монии в семье

Симмвтрия

Нарушение симметрии

Неполноценность, недостаток координации

Методика исспедования личности «Дом — Дерево...

Особая симметрия   Депрессия, интеллектуализа-ция навязчивости, компульсив-ость  
Большая диспропорция   Шизофрения  
Недостаток симметрии   Незащищенность  
Зыраженная симметрия   Параноидная шизофрения  
эазрыв в контуре бедер (яго-диц)   Сексуальный конфликт  
Прямоугольник вместо тулови-ща   Эксгибиционизм, перфекцио-низм-  
Подчеркнута линия талии   Конверсия или сосредоточен-ность на соматике. Зависи-мость от матери, возможна ши-зоидность  
Пупок   Зависимость (пациенты — дети)  
Показаны внутренние органы   Мания, шизофрения сомати-ческого характера, бредовые идеи  
Показаны половые органы   Участник психоаналитического процесса, художники-профес-сионалы, шизофреники  
Половые органы не изображе-ны или искажены   Сексуальные конфликты  
Плечи широкие   Сильные телесные импульсы  
Плечи покатые   Уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности  
Слишком большие плечи (или другие мужские особенности)   Чувство мужской неполноцен-ности  
Руки длинные и тонкие, не на-рисован рот   Астматик  
Руки в стороны, сжаты кулаки   Агрессивные тенденции  
Разрыв извилистой линии   Неуверенность, застенчивость  
Тусклые черты с подчеркнутым контуром головы   Застенчивость, замкнутость  
Фигура одетая, видны пальцы ног   Агрессивные тенденции  
Фигура с женскими особенно-стями, наличие гапстука   Гомосексуалыные тенденции    
Очень маленькая фигура с очень тонким контуром   Скованность, чувство собствен-ной малоценности и незначи-тельности    
Литографическая фигура с за-штрихованными деталями, из-менчивым нажимом каранда-ша, стираниями   Глубокая регрессия, невротиче-ская депрессия    
Мелкая фигура с примитивны-ми чертами   Регрессивная шизофрения, ущемленность Эго    
Мелкая фигура с яркими, ясны-ми чертами   Алкоголизм, пациенты со стар-ческими, инфлюционными осо-бенностями    
Полные фигуры с заштрихован-ными ногами   Чувство регрессии, деградации, связанное с пожилым возрас-том. Заштрихованные ноги мо-гут означать гомосексуальную тревогу    
Шляпа на голой фигуре   Регрессия    
Заштрихованы ботинки   Незащищенность    
Голова хорошо очерчена, тело с тусклым контуром или его от-сутствие   Ярко выраженная депрессия    
Массивные мужские плечи (па-циент — мужчина)   Компенсация неполноценности    
Угловатые (квадратные) плечи   Агрессивность    
Широкие плечи у женщины   Сексуальный конфликт    
Подчеркнута верхняя часть ту-ловища женской фигуры (паци-ент — мужчина)   Зависимость от матери    
Туловище угловатое или ква-дратное   Мужественность    
Туловище не закончено   Регрессия    
Туловище не закончено в ниж-ней части   Концентрация на сексуальных проблемах    
Кругловатое туловище и тон-кая талия у мужчин (пациент — мужчина)   Гомосексуальные склонности    
Линия талии яркая   Сексуальная сознательность    
Талия сильно затянута   Нестабильный контроль над эмоциями    
Подчеркнута линия талии   Сексуальные конфликты    
Составные критерии    
Руки, висящие по бокам, умоля-ющее лицо, маленькая фигура того же пола   Восприятие себя как зависимо-го, бессильного, незначитель-ного    
Длинные руки и сильно подчер-кнуты ладони в женской фигуре (пациент — мужчина)   Желание материнской опеки    
           

Деятельность

Активная фигура того же пола   Истерические и маниакальные тенденции, сильные побужде-ния к моторной активности, тревожность  
Фигура в движении   Работа фантазии  
Мужчина, получающий какую-то ценность от женщины   Зависимость от матери  

Возраст

Старше, чем пациент   Идентификация с отцом (мате-рью)  
Моложе, чем пациент   Эмоциональная фиксация над возрастом изображенной фи-гуры или желание вернуться в молодость. Незрелость  

Поправки

Изменение дета-лей в рисунке   Защита спонтанной реакции на ситуацию. Эту реакцию символизируют детали первона-чального рисунка    
Стирания   Тревожность, опасливость, возможны невро-тические тенденции. Область конфликта    
Частые стирания   Нерешительность, недовольство собой    
Редкие стирания   Регрессия    
- Деталь нарисована поврежден-ной каким-либо образом: сло-мана, порезана, разбита   Страх кастрации или чувство мужской неполноценности  
Странные гротескные детали   Шизофрения  
Деформация тела   Психотические тенденции  
Рисунок, почти не выражающий тревоги   Аномалии характера, напри-мер: антисоциальная личность (психопатия) или психоз  
Опустившаяся, неопрятная фи-гура   Переживание низкого статуса, малоценности  
Искажение части тела   Конфликт, связанный с этой частью тела  
Удлиненные части тела   Фаллический символ  
Изображены внутренние ор-ганы   Шизофреник, шизоидность. Со-матические бредовые идеи  
В рисунке меньше патологии по сравнению с протоколом тёста Роршаха   Благоприятный прогноз  
В рисунке больше патологии, чем в тесте Роршаха   Менее благоприятный прогноз  
Все рисунки вместе с результа-тами Роршаха приблизительно одинаково патологичны   Неблагоприятный прогноз  
Прозрачности   Недостаток мышления  
Подчеркнуты незначительные детали   Шизофрения  
       

Дополнения (аксессуары)

Агрессивное содержание (на-пример, изображены нож, ру-жье, копье)   Деликвентные тенденции  
Акцентирован ремень   Сексуальный конфликт  
Подчеркнут контур тела (мало одежды)   Эксцентричность, шизоидность  
Пряжка на ремне   Зависимость  

Методика исспедования личности «Дом — Дерево...

Пуговицы   Зависимость, неполноценность, зависимость от матери  
Пуговицы на груди(ях)   Аффективная депривация, за-висимость, возможна иденти-фикация с матерью  
Пуговицы на манжетах   Навязчивый элемент, сопро-вождающий зависимость  
Неяркие пуговицы   Обессивность — компульсив-ность  
Пуговицы по оси тела 4.   Зависимость от матери. Со-средоточение на соматических проблемах  
Пуговицы и щляпа   Регрессия  
Трость или папка   Импотенция. Инволюционное сопротивление сексуальному снижению, укрепление муже-ственности  
Сигарета   Концентрация на сексуальной сфере, укрепление мужествен-ности  
Сигарета в губах   Сложный вычурный оралыный эротизм  
Одежда щепетильно изобра-жена   Эгоцентризм, незрелость, чрез-мерная озабоченность матери-альными критериями социаль-ного статуса  
Мелочное изображение дета-лей одежды   Гомосексуальные склонности  
Одежда опрятная, детально изображена   Акцентирование соответствен-ности и социального престижа  
Слишком много одежды   Эгоцентричность, тенденция к антисоциальной психологии, потребность в доминировании и социальном одобрении  
Неподходящая одежда (слиш-ком велика, мала)   Недовольство социальным ста-тусом  
Прозрачная одежда.   Вуайеризм  

 

Переодетая фигура (например, в костюм клоуна и т. д.)   Недовольство собой  
Серьги   Эксгибиционизм, концентрация на сексуальной сфере  
Горящий камин перед фигурой   Потребность безопасности и те-плоты  
Ружье   Агрессивные тенденции, враж-дебность. Концентрация на сек-суальной сфере  
Акцентирован платок в кармане костюма   Сексуальная неполноценность  
Прозрачная шляпа   Примитивное сексуальное по-ведение  
Высокие каблуки у мужчины (пациент — мужчина)   Гомоэротические тенденции  

ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ

РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»

 

Графологом из Сан-Франциско Энн Махони был пред-ложен тест, в котором необходимо было в порядке пред-почтительности расположить фигуры (круг, квадрат, треугольник) и ломаную линию. В исходной интерпрета-ции предложенных фигур предполагалась следующая фор-мула. Круг — это символ, означающий одобрение, чувствен-ность, дружеское отношение, игривость. Квадрат означает ощущение^безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание соз-дать прочную базу. Треугольник символизирует агрессию, его предпочитают люди, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлеченности и не могут усидеть на одном месте. Ломаная линия означает присутствие вообра-жения; те, у кого они преобладают, ценят индивидуальность и отвергают рутину. Они часто увлечены зарубежной куль-турой, философией, поэзией, музыкой и оценивают других людей' исходя из внутренних качеств, а не из их социального

положения.

В отечественной литературе встречается модификация дан-ного теста, сделанная А. В. Либиным. Интерпретация, приво-димая в данной книге, основана на данной публикаши и соб-ственном эмпирическом материале.

Цель применения теста: выявление индивидуально-типоло-гических различий.

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги раз-мером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, со-ответственно, на листе № 2 — второй, на листе № 3 — третий. После выполнения трехрисунковданные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка данных производится следующим образом: под-считывается количество затраченных в изображении человеч-ка треугольников, кругов и квадратов (по кажДому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чи-сел, где сотни обозначают количество треугольников, десят-ки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соот-ветствующим типам и подтипам, которые представлены в та-блице (см. ниже).

Интерпретация данных. Собственные эмпирические иссле-дования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет вы-делить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Примечание. Типы — это наиболее сильно различающие-ся между собой характеристики индивидуальности; подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семанти-ке. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтека-емая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник ин-терпретируются как специфически технические конструктив-ные фигуры, «технические модули» (рис. 1—3).

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» инди-видуально-типодогических различий:

Тест «Конструктивный рисунок человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     
                   
                     
                   
                 
               
             
л          
      181,    
       

1)

д а

 


Рис. 1-3. Виды изображений к тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

2) типы

 

 

совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физиче-ски не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной рани-мостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком под-бадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Кроме того, 415 — «ттоэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической ода-ренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как можно плохо работать? Я себе не представляю, как можно пло-хо работать». Люди такого типа отличаются особой тщатель-ностью в работе.

4-й тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от ре-альности, обладают «концептуальным умом», отличаются спо-собностью разрабатывать «на все случаи жизни» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально про-думывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтип 316 характеризуется способностями создавать тео-рии, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325-й — характеризуется большой увлеченностью познанием жизни, здоровьем, биоло-гическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.

5-й тип — «интуитивный». Люди этого типа обладают силь-ной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощае-мостью. Легче работают на переключаемости от одной деятель-ности кдругой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и об-разным воображением, чтодаетвозможностьзаниматьсятехни-ческими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, отрицательно реагируют на посягательства, касаюшиеся их свободы.

Тест «Конструктивный рисунок человека...»

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтип 235 часто встречается среди профессиональныхпси-хологов или лиц с повышенным интересом к психологии лю-дей; 244-й — обладает способностью литературного творче-ства; 217-й — способностью к изобретательской деятельности; 226-й — большой потребностью в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.

6-й тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обла-дающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интро-вертированы, так же как интуитивный тип, живут собственны-ми моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих ау-диторией; 118-й — тип с наиболее сильно выраженными кон-структивными возможностями и способностью к изобретени-ям.

7-й тип — «эмотивный». Обладают повышенным сопережи-ванием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочув-ствие, на которое они тратят много собственной энергии, в ре-зультате становится затруднительной реализация их собствен-ных способностей.

Формулы рисунков: 550,451,460,352, 361, 370, 253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

8-й тип обладает тенденцией, противоположной эмотивно-му типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заста-вить других делать то, что считает нужным. Иногда для него

1-й тип — «руководитель».Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально значимые нормы поведения, мо-гут обладать даром хороших рассказчиков, основываюшемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адапта-цией в социальной сфере, доминирование над другими удержи-вают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют елку в тесте «Дерево». Формулы рисунков: 901,910, 802, 811,820,703, 712, 721, 730, 604,613,622,631,640. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей — вербальный руково-дитель или «преподавательский подтип» — 604, 613, 622, 631, 640. Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хо-рошо осознаются. При низком уровне развития могут не вы-являться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам. 2-й тип — «ответственный исполнитель» —обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответствен-ных решений часто присутствуют колебания. Данный тип лю-дей более ориентирован на «умение делать дело», высокий про-фессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т. е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдиво-сти. Часто страдает соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения. Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550. 3-й тип — «тревожно-мнительный»— характеризуется разно-образием способностей и одаренности — оттонких ручных на-выков до литературного таланта. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на

совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физиче-ски не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной рани-мостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком под-бадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Кроме того, 415 — «ттоэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической ода-ренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как можно плохо работать? Я себе не представляю, как можно пло-хо работать». Люди такого типа отличаются особой тщатель-ностью в работе.

4-й тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от ре-альности, обладают «концептуальным умом», отличаются спо-собностью разрабатывать «на все случаи жизни» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально про-думывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтип 316 характеризуется способностями создавать тео-рии, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325-й — характеризуется большой увлеченностью познанием жизни, здоровьем, биоло-гическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.

5-й тип — «интуитивный». Люди этого типа обладают силь-ной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощае-мостью. Легче работают на переключаемости от одной деятель-ности кдругой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и об-разным воображением, чтодаетвозможностьзаниматьсятехни-ческими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, отрицательно реагируют на посягательства, касаюшиеся их свободы.

Тест «Конструктивный рисунок человека...»

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтип 235 часто встречается среди профессиональныхпси-хологов или лиц с повышенным интересом к психологии лю-дей; 244-й — обладает способностью литературного творче-ства; 217-й — способностью к изобретательской деятельности; 226-й — большой потребностью в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.

6-й тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обла-дающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интро-вертированы, так же как интуитивный тип, живут собственны-ми моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих ау-диторией; 118-й — тип с наиболее сильно выраженными кон-структивными возможностями и способностью к изобретени-ям.

7-й тип — «эмотивный». Обладают повышенным сопережи-ванием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочув-ствие, на которое они тратят много собственной энергии, в ре-зультате становится затруднительной реализация их собствен-ных способностей.

Формулы рисунков: 550,451,460,352, 361, 370, 253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

8-й тип обладает тенденцией, противоположной эмотивно-му типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заста-вить других делать то, что считает нужным. Иногда для него

характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собствен-ных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 1091.

КОММЕНТАРИЙ К ТЕСТУ

Несмотря на относительную ненадежность диагностижи, данная методика может служить хорошим посредником в про-цессе общения психолога-консультанта с консультируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать сле-дующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

при наличии шеи — «Являетесь ли вы ранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?»;

— ушей — «Вас считаютчеловеком, умеющим слушать?»;

кармашка на теле человечка — «У вас есть дети?»;

на голове шляпы в виде квадрата или треугольника в одном рисунке — «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»; при наличии шляпы во всех трех изображе-ниях — «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения»?

полностью прорисованного лща: «Считаете ли вы себя об-щительным человеком?»;

одного лишь рта налице — «Любите ли вы поговорить?»;

одноголишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, люби-те ли духи?»;

изображения кружка на теле человечка — «Испытываете ли вы в настоящее время заботу о старшем близком?»;

изображения треугольника на теле человечка — «В круг ва-ших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоря-жения?»

При совпадении данных формул с формулами типов 1—6 одна из интерпретаций, по усмотрению психолога, может рассматриваться как дополнительная.

Так, в процессе комментируемого общения, можно устано-вить доверительный контактс собеседником.

пример интерпретации

На рис. 4 выполнен вариант теста конструктивных рисунков человечков из геометрических фигур. Первый рисунок имеет формулу 334 и относится к типу «ученых», для которых харак-терно умение быстро абстрагироваться от конкретного и делать обобщения, приводящие к объяснительным теориям. Обычно это люди, которых о чем ни спроси — все знают, на все стара-. ются разработать теории и концепции. Имеюттяготение к син-тетическим видам искусства: театру, кино, эстраде, цирку, об-ладают некоторой эксцентричностью в поведении, актерским мастерством.

Второй рисунок.имеет формулу рисунка 551, которая не яв-ляется правильной, т. е. сумма цифр составляет больше 10, что часто бывает при рассеянном внимании.

Рис. 4. Вариант теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»

Третий рисунок имеет формулу 433, которая соответствует тревожно-мнительному типу, для которого характерно стрем-ление к чистоте и порядку; у мужчин это часто выражается в культе «чистой сорочки». Грязь и беспорядок улюдей этого типа вызывают физическую неприязнь. Имеют большой диапазон одаренности — от литературной до тонких ручных навыков. Им обычно тесно в рамках одной профессии, при ее смене они

 

часто сомневаются в своих возможностях, нуждаются в мягком подбадривании.

На первом рисунке прорисована (акцентирована штрихов-кой) шея, чточастобываетулиц, отличающихся высокойрани-мостью; на двух других частично прорисовано лицо, что чаще означает более высокий интерес к собеседнику. В целом мож-но отметить наличие графических способностей, а также зна-чительный размер рисунка, что свидетельствует о нормальном физическом состоянии и отсутствии утомления.

Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — бу-дущие перспективы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: