Очень сильный нажим | Антисоциальная личность, психопат. Органики (включая умственно отста-лых), параноики | ||
Слабая линия | Озабоченные, боязливые невротики, кататоники. Хронические шизофре-ники | ||
Уверенные твердые ли-нии | Амбиции, рвение | ||
Яркая линия | Грубость | ||
Сильный нажим | Энергичность, настойчивость. Боль-шая напряженность, органика. Анти-социальные личности («психопаты»), эпилептики, органики | ||
Легкие линии | Недостаток энергии | ||
Легкий нажим | Низкие энергетические ресурсы, ре-грессия, скованность | ||
Нажим | Агрессия, садизм | ||
Нажим варьирующий | Адаптивность, пластичность | ||
Линии с нажимом | Агрессивность, настойчивость | ||
Неровный, неодинако-вый нажим | Циклотимичность, импульсивность, не-стабильность. Тревога, незащищен-ность | ||
Изменчивый нажим | Эмоциональная нестабильность, ла-бильные настроения | ||
Очень слабая линия | Шизофрения | ||
Порядок изображения | |||
В первую очередь рисует фигу-ру противоположного пола | Гомосексуальность, конфликт из-за половой идентификации, сильная привязанность или за-висимость от родителей или противоположного пола | ||
Особая непоследовательность изображения (например, голо-ва, потом ступни, потом — пле-чи, ноги...) | Начальная психопатия | ||
Нормальный порядок рисова-ния | Нет нарушений мышления, адекватный контакт с реаль-ностью | ||
Пол
Средняя выраженность женских черт (пациентка — женщина) | Удовлетворенность своей сек-суальной ролью |
Подчеркнуты женские черты (пациентка — женщина) | Агрессивное использование женственности, кокетство |
Женские черты слабо выраже-ны (пациентка — женщина) | Скованная половая реакция, ограниченный гетеросексуаль-ный опыт, органическая сексу-альная дисфункция |
Сильно акцентированы женские черты (пациентка — женщина) | Более интенсивные и числен-ные сексуальные отношения (до промискуитета), не удовлет-воряющий половой опыт |
Штриховка
Силыная штриховка | Агрессивные тенденции, анти-социальная личность («психо-пат») |
Обильная беспорядочная (раз-мазанная) штриховка | Психотические тенденции |
Штриховка | Тревога, агрессия, сфера кон-фликта |
Штриховка в половых органах | Тревога, связанная с половыми функциями |
Методика исследования личности «Дом — Дерево...
Легкая или минимальная штри-ховка | Относительная спокойность |
Грязная штриховка | Анально-эротические интересы |
Упрощение | |
Абстрактная фигура или фигу-ра из палочек | Неуверенность в себе, незащи-щенность, увиливание |
Недостаточная детализация | Депрессия, нехватка энергии, тенденция к замкнутости |
Величина
Фигура уменьшенной величины | Больше свойственна мужчи-нам за 30 лет, женщинам — за 40 лет |
Рисунок на весь лист | Компенсаторное превознесе-ние себя в воображении |
Непомещающаяся на листе фи-гура | Аспирации превосходят воз-можности, среда осознается как сильно сковывающая |
Большая грандиозная фигура | Паранойя |
Излишняя, сильно выраженная симметрия | Компульсивность |
Ориентация в задании
Способность к критической оценке психотического рисунка при просьбе раскритиковать его | Критерии неутерянного контак-та с реальностью | ||
Принятие задания с минималь-ным протестом, хорошее нача-ло, за которым следует уста-лость и прерывание рисования | Депрессивное состояние | ||
Извинения из-за рисунка | Недостаточная уверенность | ||
По ходу задания уменьшается темп и продуктивность | С депрессией связано быстрое истощение | ||
Название рисунка | Мелочность | ||
Подчеркнутая левая половина рисунка | Идентификация с женским по-лом | ||
Штрих слева направо | Экстраверсия, потребность в подцержке | ||
Упорно рисует, несмотря на трудности | Хороший прогноз, энергич-ность. Наличие мотивации | ||
Отказ или нежелание нарисо-вать фигуру другого пола | Конфликт сексуальных ролей | ||
Маленькая грудь | Беззаботная мать | ||
Акцентированные бедра, яго-дицы | Гомосексуальные тенденции | ||
Особо выделены или велики бе-дра (ягодицы) в мужской фигуре | Гомосексуальные тенденции | ||
Гениталии (особенно у мужчин) | Участник психоспастического процесса, примитивная культу-ра, шизофрения | ||
Крупная фигура того же пола | Агрессивность, экспансивность | ||
Крупный рисунок | Асоциальная личность (психо-пат), нарциссизм | ||
Полные пациенты рисуют гран-диозные фигуры | Положительный прогноз в свя-зи с лечением от полноты | ||
Фигура другого пола крупная | Возможна склонность к пассив-ности, другой пол воспринима-ется более сильным | ||
Большой рисунок | Экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерие | ||
Маленькие фигуры | Тревога, эмоциональная зави-симость, чувство дискомфорта и скованности. Скованное Эго | ||
Маленькая фигура того же пола | Чувство неполноценности, тен-денции к замкнутости | ||
Пространство
Фигуры членов семьи отдалены друг от друга
Недостаток сплоченности, гар-монии в семье
Симмвтрия
Нарушение симметрии
Неполноценность, недостаток координации
Методика исспедования личности «Дом — Дерево...
Особая симметрия | Депрессия, интеллектуализа-ция навязчивости, компульсив-ость | ||||
Большая диспропорция | Шизофрения | ||||
Недостаток симметрии | Незащищенность | ||||
Зыраженная симметрия | Параноидная шизофрения | ||||
эазрыв в контуре бедер (яго-диц) | Сексуальный конфликт | ||||
Прямоугольник вместо тулови-ща | Эксгибиционизм, перфекцио-низм- | ||||
Подчеркнута линия талии | Конверсия или сосредоточен-ность на соматике. Зависи-мость от матери, возможна ши-зоидность | ||||
Пупок | Зависимость (пациенты — дети) | ||||
Показаны внутренние органы | Мания, шизофрения сомати-ческого характера, бредовые идеи | ||||
Показаны половые органы | Участник психоаналитического процесса, художники-профес-сионалы, шизофреники | ||||
Половые органы не изображе-ны или искажены | Сексуальные конфликты | ||||
Плечи широкие | Сильные телесные импульсы | ||||
Плечи покатые | Уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности | ||||
Слишком большие плечи (или другие мужские особенности) | Чувство мужской неполноцен-ности | ||||
Руки длинные и тонкие, не на-рисован рот | Астматик | ||||
Руки в стороны, сжаты кулаки | Агрессивные тенденции | ||||
Разрыв извилистой линии | Неуверенность, застенчивость | ||||
Тусклые черты с подчеркнутым контуром головы | Застенчивость, замкнутость | ||||
Фигура одетая, видны пальцы ног | Агрессивные тенденции | ||||
Фигура с женскими особенно-стями, наличие гапстука | Гомосексуалыные тенденции | ||||
Очень маленькая фигура с очень тонким контуром | Скованность, чувство собствен-ной малоценности и незначи-тельности | ||||
Литографическая фигура с за-штрихованными деталями, из-менчивым нажимом каранда-ша, стираниями | Глубокая регрессия, невротиче-ская депрессия | ||||
Мелкая фигура с примитивны-ми чертами | Регрессивная шизофрения, ущемленность Эго | ||||
Мелкая фигура с яркими, ясны-ми чертами | Алкоголизм, пациенты со стар-ческими, инфлюционными осо-бенностями | ||||
Полные фигуры с заштрихован-ными ногами | Чувство регрессии, деградации, связанное с пожилым возрас-том. Заштрихованные ноги мо-гут означать гомосексуальную тревогу | ||||
Шляпа на голой фигуре | Регрессия | ||||
Заштрихованы ботинки | Незащищенность | ||||
Голова хорошо очерчена, тело с тусклым контуром или его от-сутствие | Ярко выраженная депрессия | ||||
Массивные мужские плечи (па-циент — мужчина) | Компенсация неполноценности | ||||
Угловатые (квадратные) плечи | Агрессивность | ||||
Широкие плечи у женщины | Сексуальный конфликт | ||||
Подчеркнута верхняя часть ту-ловища женской фигуры (паци-ент — мужчина) | Зависимость от матери | ||||
Туловище угловатое или ква-дратное | Мужественность | ||||
Туловище не закончено | Регрессия | ||||
Туловище не закончено в ниж-ней части | Концентрация на сексуальных проблемах | ||||
Кругловатое туловище и тон-кая талия у мужчин (пациент — мужчина) | Гомосексуальные склонности | ||||
Линия талии яркая | Сексуальная сознательность | ||||
Талия сильно затянута | Нестабильный контроль над эмоциями | ||||
Подчеркнута линия талии | Сексуальные конфликты | ||||
Составные критерии | |||||
Руки, висящие по бокам, умоля-ющее лицо, маленькая фигура того же пола | Восприятие себя как зависимо-го, бессильного, незначитель-ного | ||||
Длинные руки и сильно подчер-кнуты ладони в женской фигуре (пациент — мужчина) | Желание материнской опеки | ||||
Деятельность
Активная фигура того же пола | Истерические и маниакальные тенденции, сильные побужде-ния к моторной активности, тревожность |
Фигура в движении | Работа фантазии |
Мужчина, получающий какую-то ценность от женщины | Зависимость от матери |
Возраст
Старше, чем пациент | Идентификация с отцом (мате-рью) |
Моложе, чем пациент | Эмоциональная фиксация над возрастом изображенной фи-гуры или желание вернуться в молодость. Незрелость |
Поправки
Изменение дета-лей в рисунке | Защита спонтанной реакции на ситуацию. Эту реакцию символизируют детали первона-чального рисунка | ||
Стирания | Тревожность, опасливость, возможны невро-тические тенденции. Область конфликта | ||
Частые стирания | Нерешительность, недовольство собой | ||
Редкие стирания | Регрессия | ||
- Деталь нарисована поврежден-ной каким-либо образом: сло-мана, порезана, разбита | Страх кастрации или чувство мужской неполноценности | ||
Странные гротескные детали | Шизофрения | ||
Деформация тела | Психотические тенденции | ||
Рисунок, почти не выражающий тревоги | Аномалии характера, напри-мер: антисоциальная личность (психопатия) или психоз | ||
Опустившаяся, неопрятная фи-гура | Переживание низкого статуса, малоценности | ||
Искажение части тела | Конфликт, связанный с этой частью тела | ||
Удлиненные части тела | Фаллический символ | ||
Изображены внутренние ор-ганы | Шизофреник, шизоидность. Со-матические бредовые идеи | ||
В рисунке меньше патологии по сравнению с протоколом тёста Роршаха | Благоприятный прогноз | ||
В рисунке больше патологии, чем в тесте Роршаха | Менее благоприятный прогноз | ||
Все рисунки вместе с результа-тами Роршаха приблизительно одинаково патологичны | Неблагоприятный прогноз | ||
Прозрачности | Недостаток мышления | ||
Подчеркнуты незначительные детали | Шизофрения | ||
Дополнения (аксессуары)
Агрессивное содержание (на-пример, изображены нож, ру-жье, копье) | Деликвентные тенденции |
Акцентирован ремень | Сексуальный конфликт |
Подчеркнут контур тела (мало одежды) | Эксцентричность, шизоидность |
Пряжка на ремне | Зависимость |
Методика исспедования личности «Дом — Дерево...
Пуговицы | Зависимость, неполноценность, зависимость от матери |
Пуговицы на груди(ях) | Аффективная депривация, за-висимость, возможна иденти-фикация с матерью |
Пуговицы на манжетах | Навязчивый элемент, сопро-вождающий зависимость |
Неяркие пуговицы | Обессивность — компульсив-ность |
Пуговицы по оси тела 4. | Зависимость от матери. Со-средоточение на соматических проблемах |
Пуговицы и щляпа | Регрессия |
Трость или папка | Импотенция. Инволюционное сопротивление сексуальному снижению, укрепление муже-ственности |
Сигарета | Концентрация на сексуальной сфере, укрепление мужествен-ности |
Сигарета в губах | Сложный вычурный оралыный эротизм |
Одежда щепетильно изобра-жена | Эгоцентризм, незрелость, чрез-мерная озабоченность матери-альными критериями социаль-ного статуса |
Мелочное изображение дета-лей одежды | Гомосексуальные склонности |
Одежда опрятная, детально изображена | Акцентирование соответствен-ности и социального престижа |
Слишком много одежды | Эгоцентричность, тенденция к антисоциальной психологии, потребность в доминировании и социальном одобрении |
Неподходящая одежда (слиш-ком велика, мала) | Недовольство социальным ста-тусом |
Прозрачная одежда. | Вуайеризм |
Переодетая фигура (например, в костюм клоуна и т. д.) | Недовольство собой |
Серьги | Эксгибиционизм, концентрация на сексуальной сфере |
Горящий камин перед фигурой | Потребность безопасности и те-плоты |
Ружье | Агрессивные тенденции, враж-дебность. Концентрация на сек-суальной сфере |
Акцентирован платок в кармане костюма | Сексуальная неполноценность |
Прозрачная шляпа | Примитивное сексуальное по-ведение |
Высокие каблуки у мужчины (пациент — мужчина) | Гомоэротические тенденции |
ТЕСТ «КОНСТРУКТИВНЫЙ
РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР»
Графологом из Сан-Франциско Энн Махони был пред-ложен тест, в котором необходимо было в порядке пред-почтительности расположить фигуры (круг, квадрат, треугольник) и ломаную линию. В исходной интерпрета-ции предложенных фигур предполагалась следующая фор-мула. Круг — это символ, означающий одобрение, чувствен-ность, дружеское отношение, игривость. Квадрат означает ощущение^безопасности, преобладание в характере логики, практического подхода к действительности, желание соз-дать прочную базу. Треугольник символизирует агрессию, его предпочитают люди, которые ставят собственный успех выше эмоциональной вовлеченности и не могут усидеть на одном месте. Ломаная линия означает присутствие вообра-жения; те, у кого они преобладают, ценят индивидуальность и отвергают рутину. Они часто увлечены зарубежной куль-турой, философией, поэзией, музыкой и оценивают других людей' исходя из внутренних качеств, а не из их социального
положения.
В отечественной литературе встречается модификация дан-ного теста, сделанная А. В. Либиным. Интерпретация, приво-димая в данной книге, основана на данной публикаши и соб-ственном эмпирическом материале.
Цель применения теста: выявление индивидуально-типоло-гических различий.
Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги раз-мером 10x10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, со-ответственно, на листе № 2 — второй, на листе № 3 — третий. После выполнения трехрисунковданные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.
Обработка данных производится следующим образом: под-считывается количество затраченных в изображении человеч-ка треугольников, кругов и квадратов (по кажДому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чи-сел, где сотни обозначают количество треугольников, десят-ки — количество кругов, единицы — количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соот-ветствующим типам и подтипам, которые представлены в та-блице (см. ниже).
Интерпретация данных. Собственные эмпирические иссле-дования, в которых получено и проанализировано более 2 тысяч рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет вы-делить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.
Примечание. Типы — это наиболее сильно различающие-ся между собой характеристики индивидуальности; подтипы, входящие в тот или иной тип, в общих чертах соотносятся с характеристиками типа, однако имеют и свои специфические особенности.
Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семанти-ке. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг — фигура обтека-емая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник ин-терпретируются как специфически технические конструктив-ные фигуры, «технические модули» (рис. 1—3).
Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода «систему» инди-видуально-типодогических различий:
Тест «Конструктивный рисунок человека.
л | |||||||||
181, | |||||||||
1)
д а
Рис. 1-3. Виды изображений к тесту «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур»
2) типы |
совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физиче-ски не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной рани-мостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком под-бадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
Кроме того, 415 — «ттоэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической ода-ренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как можно плохо работать? Я себе не представляю, как можно пло-хо работать». Люди такого типа отличаются особой тщатель-ностью в работе.
4-й тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от ре-альности, обладают «концептуальным умом», отличаются спо-собностью разрабатывать «на все случаи жизни» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально про-думывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Подтип 316 характеризуется способностями создавать тео-рии, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325-й — характеризуется большой увлеченностью познанием жизни, здоровьем, биоло-гическими дисциплинами, медициной.
Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.
5-й тип — «интуитивный». Люди этого типа обладают силь-ной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощае-мостью. Легче работают на переключаемости от одной деятель-ности кдругой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и об-разным воображением, чтодаетвозможностьзаниматьсятехни-ческими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, отрицательно реагируют на посягательства, касаюшиеся их свободы.
Тест «Конструктивный рисунок человека...»
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Подтип 235 часто встречается среди профессиональныхпси-хологов или лиц с повышенным интересом к психологии лю-дей; 244-й — обладает способностью литературного творче-ства; 217-й — способностью к изобретательской деятельности; 226-й — большой потребностью в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.
6-й тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обла-дающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интро-вертированы, так же как интуитивный тип, живут собственны-ми моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих ау-диторией; 118-й — тип с наиболее сильно выраженными кон-структивными возможностями и способностью к изобретени-ям.
7-й тип — «эмотивный». Обладают повышенным сопережи-ванием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочув-ствие, на которое они тратят много собственной энергии, в ре-зультате становится затруднительной реализация их собствен-ных способностей.
Формулы рисунков: 550,451,460,352, 361, 370, 253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
8-й тип обладает тенденцией, противоположной эмотивно-му типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заста-вить других делать то, что считает нужным. Иногда для него
1-й тип — «руководитель».Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально значимые нормы поведения, мо-гут обладать даром хороших рассказчиков, основываюшемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адапта-цией в социальной сфере, доминирование над другими удержи-вают в определенных границах. Обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют елку в тесте «Дерево». Формулы рисунков: 901,910, 802, 811,820,703, 712, 721, 730, 604,613,622,631,640. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей — вербальный руково-дитель или «преподавательский подтип» — 604, 613, 622, 631, 640. Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хо-рошо осознаются. При низком уровне развития могут не вы-являться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам. 2-й тип — «ответственный исполнитель» —обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответствен-ных решений часто присутствуют колебания. Данный тип лю-дей более ориентирован на «умение делать дело», высокий про-фессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т. е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдиво-сти. Часто страдает соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения. Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550. 3-й тип — «тревожно-мнительный»— характеризуется разно-образием способностей и одаренности — оттонких ручных на-выков до литературного таланта. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на |
совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физиче-ски не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной рани-мостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком под-бадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.
Кроме того, 415 — «ттоэтический подтип» — обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической ода-ренностью; 424 — подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как можно плохо работать? Я себе не представляю, как можно пло-хо работать». Люди такого типа отличаются особой тщатель-ностью в работе.
4-й тип — «ученый». Эти люди легко абстрагируются от ре-альности, обладают «концептуальным умом», отличаются спо-собностью разрабатывать «на все случаи жизни» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально про-думывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.
Подтип 316 характеризуется способностями создавать тео-рии, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325-й — характеризуется большой увлеченностью познанием жизни, здоровьем, биоло-гическими дисциплинами, медициной.
Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.
5-й тип — «интуитивный». Люди этого типа обладают силь-ной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощае-мостью. Легче работают на переключаемости от одной деятель-ности кдругой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и об-разным воображением, чтодаетвозможностьзаниматьсятехни-ческими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, отрицательно реагируют на посягательства, касаюшиеся их свободы.
Тест «Конструктивный рисунок человека...»
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Подтип 235 часто встречается среди профессиональныхпси-хологов или лиц с повышенным интересом к психологии лю-дей; 244-й — обладает способностью литературного творче-ства; 217-й — способностью к изобретательской деятельности; 226-й — большой потребностью в новизне, обычно ставит для себя очень высокие критерии достижений.
6-й тип — «изобретатель, конструктор, художник». Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обла-дающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются самыми различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интро-вертированы, так же как интуитивный тип, живут собственны-ми моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.
Подтип 019 встречается среди лиц, хорошо владеющих ау-диторией; 118-й — тип с наиболее сильно выраженными кон-структивными возможностями и способностью к изобретени-ям.
7-й тип — «эмотивный». Обладают повышенным сопережи-ванием по отношению к другим людям, тяжело переживают «жестокие кадры фильма», могут надолго быть «выбитыми из колеи» и потрясенными жестокими событиями. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочув-ствие, на которое они тратят много собственной энергии, в ре-зультате становится затруднительной реализация их собствен-ных способностей.
Формулы рисунков: 550,451,460,352, 361, 370, 253,262,271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
8-й тип обладает тенденцией, противоположной эмотивно-му типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заста-вить других делать то, что считает нужным. Иногда для него
характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собствен-ных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 1091.
КОММЕНТАРИЙ К ТЕСТУ
Несмотря на относительную ненадежность диагностижи, данная методика может служить хорошим посредником в про-цессе общения психолога-консультанта с консультируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать сле-дующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):
— при наличии шеи — «Являетесь ли вы ранимым человеком; случается так, что вас слишком легко обидеть?»;
— ушей — «Вас считаютчеловеком, умеющим слушать?»;
— кармашка на теле человечка — «У вас есть дети?»;
— на голове шляпы в виде квадрата или треугольника в одном рисунке — «Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?»; при наличии шляпы во всех трех изображе-ниях — «Можно ли сказать, что сейчас вы переживаете «полосу скованного положения»?
— полностью прорисованного лща: «Считаете ли вы себя об-щительным человеком?»;
— одного лишь рта налице — «Любите ли вы поговорить?»;
— одноголишь носа: «Чутко ли вы улавливаете запахи, люби-те ли духи?»;
— изображения кружка на теле человечка — «Испытываете ли вы в настоящее время заботу о старшем близком?»;
— изображения треугольника на теле человечка — «В круг ва-ших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоря-жения?»
При совпадении данных формул с формулами типов 1—6 одна из интерпретаций, по усмотрению психолога, может рассматриваться как дополнительная.
Так, в процессе комментируемого общения, можно устано-вить доверительный контактс собеседником.
пример интерпретации
На рис. 4 выполнен вариант теста конструктивных рисунков человечков из геометрических фигур. Первый рисунок имеет формулу 334 и относится к типу «ученых», для которых харак-терно умение быстро абстрагироваться от конкретного и делать обобщения, приводящие к объяснительным теориям. Обычно это люди, которых о чем ни спроси — все знают, на все стара-. ются разработать теории и концепции. Имеюттяготение к син-тетическим видам искусства: театру, кино, эстраде, цирку, об-ладают некоторой эксцентричностью в поведении, актерским мастерством.
Второй рисунок.имеет формулу рисунка 551, которая не яв-ляется правильной, т. е. сумма цифр составляет больше 10, что часто бывает при рассеянном внимании.
Рис. 4. Вариант теста «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» |
Третий рисунок имеет формулу 433, которая соответствует тревожно-мнительному типу, для которого характерно стрем-ление к чистоте и порядку; у мужчин это часто выражается в культе «чистой сорочки». Грязь и беспорядок улюдей этого типа вызывают физическую неприязнь. Имеют большой диапазон одаренности — от литературной до тонких ручных навыков. Им обычно тесно в рамках одной профессии, при ее смене они
часто сомневаются в своих возможностях, нуждаются в мягком подбадривании.
На первом рисунке прорисована (акцентирована штрихов-кой) шея, чточастобываетулиц, отличающихся высокойрани-мостью; на двух других частично прорисовано лицо, что чаще означает более высокий интерес к собеседнику. В целом мож-но отметить наличие графических способностей, а также зна-чительный размер рисунка, что свидетельствует о нормальном физическом состоянии и отсутствии утомления.
Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй — тип, присутствующий как состояние, а третий — бу-дущие перспективы.