КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ТИПОЛОГИИ К. ЮНГА




1. Экстравертированный мыслительный тип — перечисля-ющий рисунок — изображение нескольких предметов, знаков, которые не связаны общим сюжетом, т. е. простое перечиеле-ние. Рассудочные люди, действующие исходя из интеллекту-ально обдуманных мотивов с ориентацией на факты, общепри-знанные идеи, идущие оттрадиций, воспитания, образования. Мышление их позитивно, ведет к новым фактам или общим концепциям разрозненного материала. Суждение обычно син-тетическое. Как правило, накопление эмпирических данных «не прерывается» до конца, а объяснение сводится к некой общей интеллектуальной формуле, где все зависит от ее ши-роты, Есуш онаддирсжа, тр это реформатор, общественный об-винитель, очиститель нравов, проповедник серьезных новов-ведений; если узка, то может стать брюзгой, мудрствующим и самодовольным критиком, который и себя и других хотел бы «втиснуть» в свою схему.

Тест «Свободный рисунок»

Чувства людей этого типа поддерживают интеллектуальную установку и приспосабливаются к ней. Особо угнетается функ-ция чувств, что приводит к формуле «цель оправдывает сред-| ства».

Насколько широк размах индивидуального самопожертвсь вания, настолько мелочны, консервативны, подозрительны бы-ваютчувства.

2. Экстравертированный ощущающий тип — эмфаттеский \ рисунок — стремление к передаче атмосферы, к непосредствен-1 ному выражению ощущений.

У людей этого типа критерий ценности — та или иная сила ощущений. Наиболее сильно вытесняется интуиция. Чрезвы-чайно развито объективное чувство факта. Чаще это мужчины, для которых ощущение есть конкретное проявление жизни, ее полноты.

Человек осязаемой деятельности, без склонности к реф-лексии и властолюбивых намерений. Основные тенденции — от грубого искателя наслаждёний до рафинированного эсте^а. Вытесненная интуиция может развиваться в фантазии ревно-сти или состояние страха, фобии, навязчивые симптомы. За-болевания неврозом труднее всего лечит^> разумным способом. Для осознания чего-либо необходимы часто аффективные на-жимы.

3. Экстравертированный чувствующий тип — декоративный рисунок.

Для декоративного рисуНка характерно рисование орнамен-та, узора, цветов и т. п.

Тип, наиболее часто встречающийся среди женщин, руко-водствующихся чувством, согласованным с общезначимыми ценностями, что особенно сильно проявляется в выборе объек-та любви: «любит подходящего мужчину», отвечающего ее раз-умным требованиям. То, чего не чувствуют, не могут и осмыс-лить: «Я не могу так думать, потому что не чувствую этого». Чувства часто утрачивают личный характер в ориентации на общепринятое.

4. Экстравертированный штуитивный тип — ритмический рисунок — изображение движущихся объектов.

Мышление, ощущения, чувства людей этого типа вытесня-ются интуицией, с помощью которой человек стремится до-стичь наибольших возможностей. Интуиция — то вспомога-тельное средство, которое действует автоматически тогда, когда ни одна из других функций не способна открыть выход из по-ложения. Часто объекты представляются преувеличенно цен-ными, обычно тогда, когда они необходимы для разрешения ситуации, но, сослужив свою службу, они теряют какую-либо ценность и отбрасываются как обременительный придаток. Об-ладает тонким чутьем того, что зарождается и имеет будущее. Пока существует какая-либо возможность, он прикован к ней «силой рока». Мало считается с благополучием окружающей среды. Физическое состояние окружающих, как и его собствен-ное, не является веским аргументом. Обладает собственной мо-ралью, расходящейся с общепринятой. Охотно берется за про-фессии, позволяющие развить его способности.

5. Интровертированный мыслительный типорганшеский рисунок — изображение органических форм: растений, живот-ных, человека.

Мышление данного типа ориентировано на субъективный фактор. Факты собираются только как средство доказательства, а не сами по себе. Ценности связаны с развитием и изложени-ем субъективной идеи первоначального символического обра-за, воспринимаемого внутренним взором. Хочет увидеть факты так, как они заполняют рамки его идеи, претендующей на «ори-гинальность». Обычно полностью отвергает объект, так что при-сутствующий человек может чувствовать себя лишним, ненуж-ным или отвергаемым как помеха. Тип остается нормальным до тех пор, пока «Я» чувствует себя ниже уровня бессознательного, пока чувства раскрывают нечто более высокое и властное, неже-ли «Я». В противном случае рождается подозрительность, пере-ходящая в неврастению, анемия как следствие жестокой борьбы с противниками, где любые средства хороши.

• 6, Интроверюированный ощущающий типгаптический ри-сунок. Изображение как бы изнутри идущих ощущений — «бо-лит ухо», «болит голова» и т. п.

Ориентируется на то, что происходит преимущественно в данный момент и на субъективную интенсивность ощущений,

Тест «Свободный рисунок»

вызванных объективным раздражением, т. е. между объектом и ощущением нет пропорциональных отношений, они субъек-тивны. Извне нельзя предвидеть, что на него произведет впе-чатление и что нет. С легкостью ставит вопрос, для чего суще-ствуют люди, почему объекты имеют право на существование. Отличается странностью, субъективностью поступков. На окру-жающих данный тип действует подавляюще, сводя все к некой «правильной» формуле норматива субъективного содержания, «чтобы не выделялись» и держались в должных границах. Такие люди могут позволять управлять собой, за что мстят усиленным сопротивлением и упрямством, в некоторых случаях становясь жертвой агрессивности и властолюбия со стороны других вслед-ствие своей начальной безобидности. При отсутствии художе-ственных способностей самовыражения, впечатления уходят вглубь, а при их наличии выражаются архаически банальными, повседневными фразами. Наиболее сильно вытеснена интуи-ция, имеющая экстравертированный и архаический характер. 7. Интровертированный чувствующий тип — имажинарный рисунок — изображения персонажей, заимствованных из лите-ратуры, фантазии, отличающиеся оригинальностью самовы-ражения.

Постоянно ищет образы, не встречающиеся в действитель-ности. Стремится к внутренней интенсивности, для которой объекты, самое большее, дают внутренний толчок. Глубину это-го чувствования можно лишь предполагать, но ясно постичь нельзя. Оно делает людей молчаливыми, труднодоступными, которые, подобно мимозе, «свертываются» от грубости. Для обороны выдвигает отрицательные суждения, чувства или по-разительное равнодушие. Основополагающие идеи — Бог, сво-бода, бессмертие — имеют ценность чувства. Чтобы передать все богатство чувства, хотя бы приблизительно, нужна необычай-ная поэтическая или художественная выразительность. Если же чувства искажаются эгоцентризмом, то более всего становится озабочен своим «Я» и делается несимпатичным. Интроверти-рованному чувствованию противостоит примитивное мышле-ние, находящееся в рабской зависимости от фактов, отрекается от всего традидионного. Случается, что люди этого типа испы-тывают буквально ощущение парализованности от напористой эмоции или резкое холодное отражение может поразить собе-седника в самое уязвимое место. Если чувства заняты чем-то более высоким, чем эгоцентрическим «Я», человек остается в норме. При доминировании «Я» начинает чувствовать, «что ду-мают другие», подозревая их во всевозможных низостях, в за-мышлении зла, интригах и подстрекательствах.

8. Интровертированный интуитивный типструктурный рисунок — изображение некоего целого, состоящего из частей, отображающее его общее устройство, обычно один изолиро-ванный предмет.

Интуиция этого типа направлена на внутренние субъектив-ные образы. Относится с вниманием к изменяющемуся объ-екту, с живейшим сочувствием наблюдая особенности измене-ния объекта. Обычно — тип мистика, мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Углубление интуиции часто влечет за собой удаление от осязаемой действи-тельности, и человек становится загадкой для своей ближайшей среды. Если это художник, то его искусствО возвышает вещи, которые бывают одновременно и значительными, и банальны-ми, прекрасными и аляповатыми, возвышенными и причуд-ливыми. Если он не художник, то часто бывает непризнанным гением, праздно загубленной величиной, чем-то вроде мудрого полуглупца, фигурой для «психологических романов». На бес-сознательном уровне этот тип приобретает как компенсирую-щие черты «ощущающего экстраверта». Отсюда — чрезвычай-ная привязанность к чувственному впечатлению.

ТЕСТ «ОБРАЗ МИРА»

Сцелью изучения индивидуальных особенностей «об-раза мира», «картины мира» предлагается выполнить инструкцию «Нарисуйте «картину мира», т. е. мир, его образ, как вы его себе представляете».

Материал. Используется лист бумаги размером 250x150 см, карандаши, ручки.

Интерпретация. На основании особенностей изображения выделяется пять основных видов рисунков:

1. «Планетарная» картина мира — изображение земного шара, других планет солнечной системы — когнитивная кар-тина мира, в виде общепринятых нормативныхзнаний, приоб-ретаемых в школе.

2. «Пейзажная» — в виде городского или сельского пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов и т. п. — по самоотчетам — желаемая картина своего окружения.

3. Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя, сво-его дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — «то, что приходит на ум». Неожвданные образы, лампа, горящая свеча, идущие от ощущений человека.

4. Опосредованная или метафорическая картина мира, пере-дающая сложное смысловое содержание, представленное в ввде какого-либо сложного образа.

5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лаконизмом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака, сим-вола.

Исходя из перечисленных видов изображений «образа мира», можно отметить, что они имеют различные основания, которы-ми становятся знания о планетарном строении, либо собствен-ные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желае-мая картина мира и т. д.

В основу первоначальной интерпретации теста «Образ мира» также можно взять описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г Рида, по-зволяющей классифицировать полученные рисунки.

ТЕСТ «АВТОПОРТРЕТ»

Предварительные замечания. В структуре самосознания личности обычно выделяютглавные компоненты: ког-нитивный — образ своихкачеств, способностей, внеш-ности, социальной значимости и т. д., и эмоциональный — са-моотношение, самооценка и т. д. Иногда эти составляющие рассматривают как собственно самосознание и самоотно-шение, интегрируя их в рамках «Я-концепции», адекватное формирование которой является условием для оптимальной адаптации человека к социальному окружению.

В то же время важнейший вопрос о том, как человек форми-рует то или иное представление о себе, на основе каких этало-нов, суждений, умозаключений, образов, при всей громадной значимости и большом интересе к нему остается все еще мало-изученной психологической проблемой.

Одной из причин такого положения является то, что пробле-ма самосознания на эмпирическом уровне решается главным образом с помощью вербальных методик (опросников, интер-вью с испытуемым и т. п.), и это является весьма односторон-ним подходом.

Для практического изучения особенностей самосознания, самоотношения, самооценки личности мог бы весьма полез-ным стать тест «Автопортрет».

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ I

Тест «Автопортрет» адаптирован Р. Бернсом (США, Инсти-тут человеческого развития, г. Сиэтл), который предлагал нари-совать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р. Бернс, — но вы не можете сделать это на работе. Все это от-разится в вашем рисунке».

Р. Бернстрактуетэлементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете, следуюшим образом.

Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает боль-шие интеллектуальные претензии или недовольство своим ин-теллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватнос'ти.

Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозритель-ность, а также проявление озабоченности к гиперчувствитель-ности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки. Символизируют контактличности с окружающим ми-ром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают не-эффективность. Хрупкие, слабые руки — физическую или пси-хологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и глубокую вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбици-озности и чувство неадекватности.

Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимо-сти. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

ЙЙТЙРПРЕТАЦИЙ Й

(интегративно-оценочная)

Цель методики — выявление индивидуально-типологиче-ских особенностей человека.

Тест «Автопортрет»

Материал: карандаш или ручка, лист бумаги размером 10x15см.

Инструкция: «Нарисуйте свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, име-ющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость ли-ний, выразительность черт, лаконичность образа отличают ри-сунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаше к такому типу изображения тяготеютлица интеллектуального склада (мысли-тели, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интере-суют по мере надобности. По-видимому, это изображение со-ответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалисттеское изображение — выполненное с более тща-тельными подробностями, т. е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся боль-шой педантичностью, склонные кдетализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафортеское изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химиче-ской пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т. д. Такое изображение выполня-ют лица художественного склада, обладающие развитой фан-тазией, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. Автопортрет в интерьере — изображение человека в окру-жении каких-либо предметов, на ффре.де^з^жа, крщауы, и т. д. '

По-ввдимому, к такого рода изображению склонны лица, об-ладающие способностью к сюжетному описанию, а также на-правленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоционадьный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шар-жем или напоминает его. По-видимому, к такого рода рисунку склонны лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние. Причем пережива-емая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улы-бающееся лицо и т. п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. По-видимо-му, такой тип изображения свойствен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т. п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рису-ется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т. д., либо при нежелании рисо-вать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала.

Способы обработки данного теста могут быть самые различ-ные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

Для обработки этого теста разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количе-ственные показатели изображения.

На основании схемы обработки можно получить возмож-ность сравнить индивидуальные и групповые данные выполне-ния теста, а также сопоставить полученные данные по графи-ческой методике с показателями других методик (личностных опросников, параметров восприятия, памяти и др.).

Материал, полученный в тесте «Автопортрет», можно также упорядочить по схеме Рида:

перечисляющий рисунок — изображение нескольких авто-портретов при инструкции нарисовать один — мысли-тельный экстраверт;

органическийрисунок — на фоне изображения живой при-роды, в окружении растений, животных и т. д. — мысли-тельный интроверт;

гаптический рисунок — изображение себя в неком состо-янии, часто в состоянии болезни — «болит зуб», «болит голова» и т. д., — сенсорный интроверт;

эмфатический рисунок — изображение себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне, — сенсорный экстраверт;

декоративный рисунок — изображение портрета в явно приукрашенном виде, в красивой рамочке, с присут-ствием цветов и другого декора — эмоциональный экс-траверт;

имажинарный рисунок — изображение себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного про-изведения, атакже созданного в собственном воображе-нии — эмоциональный интроверт;

ритмическийрисунок — изображение, в котором подчер-кивается движение, т. е. изображение движущегося че-ловека — идущего, бегущего по лестнице и т. д., — инту-итивный экстраверт;

структурный рисунок — изображение себя «как есть»: голова, руки, ноги и т. д., может быть изображено одно лицо, бюст, может быть изображение в полный рост, — интуитивный интроверт.

Для более полной интерпретации теста необходима даль-нейшая работа по сопоставлению показателей, выявляемых при обработке рисунка, с показателями других методик и дан-ных наблюдения. Однако уже на этом предварительном этапе можно воспользоваться весьма авторитетной психологической типологией К. Юнга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: