Культура как мировоззрение




В Европе в XVII—XVIII веках

В значении самостоятельного понятие культура появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному

В России в XVIII—XIX веках

Слово культура вошло в русский лишь с середины 30-х годов XIX века. Наличие данного слова в русском лексиконе зафиксировала выпущенная И. Ренофанцем в 1837 году «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Названный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».

В России в XIX—XX веках

 

Противопоставление-сопоставление природы и культуры в труде Велланского не есть классическое противопоставление природы и «второй природы» (рукотворной), но соотнесение реального мира и его идеального образа. Культура — это духовное начало, отражение Мирового Духа, которое может иметь и телесное воплощение, и воплощение идеальное — в отвлеченных понятиях (объективных и субъективных, судя по предмету, на который направлено познание)

 

Типы-

Культура как мировоззрение

Культура как нормы поведения:

· Жизненные ценности

· Нормы поведения

· Артефакты (материальные произведения)

 

9. Сущностные характеристики культуры

Культурологический подход выделяет следующие основные характеристики культуры.

1. Культура - содержательное наполнение совместной жизни людей.

2. Культура - ненаследуемая биологически информация, это мир искусственно созданных людьми явлений.

3. Культура включает в себя предметный мир, мир вещей - то, что, как правило, называется материальной культурой.

4. Культура содержит образцы человеческих отношений: способы восприятия, чувствования, мышления, поведения, выраженные в символической форме.

5. В рамках культуры формируются технологии: социального взаимодействия, материальных объектов, порождения и трансляции символов и т.д.

 

 

10. Функции культуры.

В социологии выделяют два вида культуры: материальную (продукты ремесел и производства; орудия труда, инструменты; сооружения и здания; техника и др.) и нематериальную (представления, ценности, знания, идеология, язык, процесс духовного производства и др.).

В социологической литературе выделяют следующие основные функции культуры:

1) гуманистическая;

2) гносеологическая;

3) информационная;

4) коммуникативная;

5)ценностно-ориентационная;

6) нормативно-регулирующая (управленческая).

 

11. Общество как система. Соотношение категорий «социальные институты», «социальные организации», «социальные группы», «социальные общности».

12. Группа: понятие и подходы к классификации.

13. Руководство и лидерство.

14. Понятие социальных институтов.

Социальный институт (лат. institutum установление, учреждение) — социальная структура или порядок общественного устройства, определяющие поведение некоторого множества индивидов того или иного сообщества. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение

Социальный институт — это механизм, обеспечивающий набор постоянно повторяющихся и воспроизводящихся социальных отношений и социальных практик людей (например: институт брака, институт семьи). Э. Дюркгейм образно называл социальные институты «фабриками воспроизводства общественных отношений». Эти механизмы опираются как на кодифицированные своды законов, так и на нетематизированные правила (неформализованные «скрытые», обнаруживающиеся при их нарушении), социальные нормы, ценности и идеалы, исторически присущие тому или иному обществу. По мнению авторов российского учебника для ВУЗов, «это наиболее крепкие, могучие канаты, которые в решающей степени предопределяют жизнеспособность [социальной системы]»

15. Процессы институционализации.

Процесс институционализации - процесс определения и запрещения социальных норм, статусов, ролей и приведения их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Основные этапы процесса институционализации:
1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий
2) формирование общих целей
3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок
4) появление процедур, связанных с нормами и правилами
5) институционализация норм и правил общественных процедур, их принятие и практическое применение
6) установление санкций для поддержания норм и правил, их дифференцирование
7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института

Финал процесса институционализации - создание в соответствии с нормами, четкой ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого процесса.

Таким образом социальные институты являются символами порядка и организованности в обществе.

Институционализированная роль - наиболее постоянная в данном социальном институте совокупность поведенческих ожиданий, отступление от которой наиболее сурово наказывается. Устойчивостью институционализированных ролей обусловливается значительное выравнивание индивидуальных различий индивидов при исполнении. Колебания индивидуальных различий ограничены и во многом заслоняются ролевыми требованиями.

Конфликты, возникающие внутри институтовмогут приводить к возникновению конфликта личности, но в подавляющем большинстве случаев происходит столкновение социальных ролей

 

16. Понятие социальных организаций.

17. Бюрократия и ее роль в социальной системе (М.Вебер).

Все современные формальные социальные организации являются в значительной степени бюрократическими по своей природе. Слово «бюрократия» было введено в 1745 году де Турне. Он добавил к слову «бюро», что означало как учреждение, так и письменный стол, часть, происходящую от греческого глагола «управлять». «Бюрократия», таким образом, означает власть чиновников. Вначале это слово применялось только по отношению к правительственным учреждениям, но постепенно его значение расширилось и теперь применяется к любым большим организациям.

С самого начала это понятие и его изобретателем, и другими употреблялось в уничижительном смысле. Де Турне говорил о нарастающей силе чиновников как о «болезни под названием бюромания». Французский писатель Оноре де Бальзак говорил о бюрократии как о «гигантской власти, управляемой пигмеями». Такой взгляд сохранился и до нашего времени. Бюрократия часто ассоциируется с волокитой, неэффективностью и расточительностью.

Современная наука считает, что бюрократия является наиболее эффективной формой социальной организации, которую выработало человечество. Впервые научный анализ бюрократии осуществил немецкий социолог М. Вебер. Согласно Веберу, распространение бюрократии в современном обществе неизбежно. Развитие бюрократической власти — это единственный способ справиться с административными требованиями крупномасштабных социальных систем. Однако Вебер считает, что бюрократии присущи некоторые крупные недостатки, оказывающие серьезное влияние на природу нынешней общественной жизни.

Бюрократия — высшая точка длительного исторического пути, по которому двигалась европейская цивилизация. На этом пути она отбросила другие типы социального управления, предпочтя им бюрократическое.

Вебер создает идеальный тип бюрократии. Идеальный тип — это абстрактное описание, в котором усиливаются некоторые черты, присущие реальным случаям, для выделения наиболее существенных их характеристик.

Основные характеристики бюрократии идеального типа

1. Существует четко определенная иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности». Бюрократия имеет вид пирамиды, в которой положение, означающее высшую власть, соответствует вершине. Существует «цепочка управления» от вершины к основанию, которая позволяет принимать скоординированные решения. Каждый более высокий слой руководит и контролирует слой, на ступень ниже его в иерархии.

2. Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации. Это не означает, что бюрократические обязанности являются рутинным делом на всех уровнях управления. Чем выше пост, тем большее число случаев должны охватывать соответствующие правила, и тем больше гибкости требуется при их интерпретации.

3. Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад. Каждое рабочее место в иерархии подразумевает связанную с ним четко определенную и фиксированную заработную плату. От индивида ожидается, что он будет делать карьеру в организации. Продвижение может происходить на основе способностей, срока службы или сочетания того и другого.

4. Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и его жизнью вне ее. «Частная жизнь» должностного лица отличается от его деятельности на рабочем месте, а также физически отделена от места работы.

5. Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается. С развитием бюрократии работники отделяются от контроля над средствами производства. В традиционных общинах фермеры и ремесленники обычно имели возможность управлять процессами производства и владели используемыми в производстве инструментами и инвентарем. В бюрократиях должностные лица не владеют теми офисами, в которых они работают, конторскими столами, за которыми сидят, или офисным оборудованием, которое используют.

По мнению Вебера, современная бюрократия является высокоэффективным способом организации больших объединений людей.

ричины эффективности бюрократии:

1. Бюрократические процедуры могут ограничивать инициативу, но они при этом обеспечивают принятие решений согласно общему критерию, а не по личному произволу и капризу.

2. Подготовка должностных лиц для того, чтобы они стали специалистами в той области, к которой относятся их служебные обязанности, отсекает «талантливых любителей», но обеспечивает должный уровень общей компетентности.

3. То, что на официальных должностях требуется занятость в течение полного рабочего дня и предоставляется должностной оклад, уменьшает, хотя и не устраняет полностью, возможность коррупции. Традиционные системы власти в значительной степени основывались на том, что мы называем сегодня «практикой коррупции». Чиновники использовали свое положение, например, чтобы облагать данью тех, кем они управляли, и присваивать большую часть денег себе.

4. Оценка деятельности путем проверок или других открытых средств снижает, хотя и не устраняет полностью, возможность получения должностей на основе личных привязанностей или родственных связей.

Воплощение бюрократии — государственный аппарат управления. Основной закон государственной бюрократии состоит в четком и безошибочном функционировании, направленном на максимальную эффективность.

Достигается это при следующих условиях:

1) организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости;

2) работники могут быть взаимозаменимы, поэтому каждый должен выполнять только свою задачу;

3) труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха человека и является для него основой существования;

4) поведение исполнителей полностью определено рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубежденности во взаимоотношениях.

Главное в рациональном устройстве — не вера в харизму (божественный дар) начальника или личная зависимость от него, а распределение задач организации среди различных позиций как официальных обязанностей.

Вебер полагал, что чем ближе организация к идеальному типу бюрократии, тем более эффективно она будет справляться с задачами, для решения которых была создана. Он часто сравнивал бюрократии со сложными механизмами. Тем не менее, он признавал, что бюрократия порождает проблему «канцелярщины», и допускал, что многие бюрократические процедуры утомительны и дают мало возможностей для применения творческих способностей. Бюрократическая рутина и власть чиновников в нашей жизни становятся ценой, которую мы платим за техническую эффективность бюрократических организаций.

При анализе бюрократии Вебер основное внимание уделял формальным отношениям внутри организации. Чем более бюрократизирована социальная организация, тем более определенными и детализированными являются ее задачи. Он ничего не говорил относительно неформальных связей и отношений внутри малых групп, существующих во всех организациях.

Роль и значение неформальных отношений в рамках бюрократической социальной организации исследовал П. Блау.

Он пришел к выводу, что в бюрократиях неформальные способы деятельности зачастую являются основным средством, благодаря которому достигается определенная степень гибкости. В бюрократических социальных организациях формируются неформальные группы, вырабатываются неформальные процедуры, допускающие гораздо больше инициативы и ответственности, чем предусмотрено формальными правилами, принятыми в бюрократических организациях. Неформальные сети отношений могут развиваться на всех уровнях организации.

Личные связи и взаимоотношения могут играть гораздо большую роль в реальной структуре власти, чем те формальные ситуации, в которых, как считается, принимаются решения. Люди остаются людьми, даже занимая самые подчас ответственные формальные должности. Они не могут отказаться от естественных чувств, эмоций, симпатий, антипатий. Поэтому руководитель формальной бюрократической организации должен стремиться изучать сеть неформальных отношений, складывающихся в подведомственной ему бюрократической организации, чтобы по возможности уменьшать их негативное воздействие и использовать позитивные возможности в деятельности бюрократической организации.

 

18. Толпа и ее разновидности. Характеристики и свойства толпы.

Психология толпы издавна занимала умы мыслителей. Гюстав Лебон характеризовал душу толпы таким образом:

  Самый поразительный факт, наблюдающийся в одухотворенной толпе, следующий: каковы бы ни были индивиды, составляющие её, каков бы ни был их образ жизни, занятия, их характер или ум, одного их превращения в толпу достаточно для того, чтобы у них образовался род коллективной души, заставляющей их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем думал бы, действовал и чувствовал каждый из них в отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают и превращаются в действия лишь у индивидов, составляющих толпу. Одухотворенная толпа представляет собой временный организм, образовавшийся из разнородных элементов, на одно мгновение соединившихся вместе, подобно тому, как соединяются клетки, входящие в состав живого тела и образующие посредством этого соединения новое существо, обладающее свойствами, отличающимися от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности.

 

По степени организации:

Стихийная толпа. Возникает спонтанно, не организована какими-то лицами. К этому виду относятся такие толпы как толпа людей в метро или в фойе кинотеатра. Хотя они собрались по определённому случаю, у толпы как таковой нет зачинщиков.

Ведомая толпа — толпа, организованная лидерами. У такой толпы есть подстрекатели. Интересным видом ведомой толпы является флешмоб (англ. flash mob) — толпа людей, внезапно собирающаяся в одном месте и так же внезапно исчезающая. Флешмобы обычно организуются через интернет.

Организованная толпа. Толпа, имеющая ярко выраженную организацию, упорядоченность. Понятие введено Гюставом Лебоном, который считал такие формирования, как рота солдат и даже заседание парламента, разновидностью толпы. Лебон также употреблял термин одухотворённая толпа, подчёркивая, что у толпы возникает своя собственная душа. Многие исследователи не соглашаются с таким расширенным толкованием и полагают, что толпой можно называть лишь неорганизованную массу народа.

По характеру поведения людей:

  • Окказиональная толпа — сборище любопытствующих (зевак), например толпа, собравшаяся по случаю автомобильной аварии.
  • Конвенциональная толпа — толпа, собравшаяся по заранее известному поводу (фестиваль, карнавал и т. д.)
  • Экспрессивная толпа — толпа, выражающая общие эмоции (протест, ликование и т. д.).
  • Экстатическая толпа — толпа, объятая экстазом.
  • Действующая толпа — толпа, совершающая физические действия. Включает подвиды:
  • Агрессивная толпа — людская масса, совершающая деструктивные действия.
  • Паническая толпа — толпа, спасающаяся от кого-то (чего-то).
  • Стяжательская толпа — толпа, борющаяся за ценности.
  • Повстанческая толпа — толпа, противодействующая властям.

 

 

19. Специфика социального познания и социальных наук.

20. Соотношение объективного и субъективного в социальном познании.

21. Основные подходы к объяснению природы социального неравенства (фукционализм, конфликтологизм, теории Маркса и Вебера).

22. Социальные слои, классы, страты, основные критерии деления.

23. Социальная мобильность.

24. Типология социальной мобильности П. Сорокина.

25. Каналы социальной мобильности.

26. Понятие социальных изменений.

27. Концепция модернизации.

28. Традиционные, модернизированные, постмодернизированные общества. Переход от «традиционного» к «современному» типу общественного устройства.

29. Основные аспекты модернизации: индустриализация и урбанизация, культурное влияние Запада.

30. Неоэволюционистское понимание модернизации. Релятивистский подход к изучению социокультурной динамики.

31. «Катализаторы» и «ингибиторы» модернизации (Э. Де Вре).

32. Проблемы переходных обществ.

33. Информационное / постмодернизированное общество. Критерии определения и параметры описания информационного общества.

34. Личность в культуре постмодернизированного общества.

35. Ценности в эпоху постмодерна (Р.Инглхарт).

36. «Реактивное сопротивление» глобализационным процессам. Глобализация и угроза терроризма

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: