IV. Подведение итогов мастер-класса.




I. Мотивация учения

Прием «Яркое пятно».

- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

 

II. Постановка педагогической проблемы

Современный учитель в условиях введения новых образовательных стандартов использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Новые ФГОС декларируют необходимость формирования у школьников общеучебныхумений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом.

Это сложный, многогранный процесс. Какие задачи стоят перед учителем, чему должен научиться ученик к 9, 11 классам?

- Читать (или слушать) текст осознанно, правильно, не искажая информации, пересказывать содержание

- Понимать информацию, заложенную в тексте, отвечая на вопросы, определяя тему, проблему, основную мысль.

- Выделять главное и второстепенное.

- Интерпретировать (анализировать), комментировать текст.

- Создавать собственный текст, при этом выражая своё мнение и доказывая его рассуждениями и примерами.

Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:

● осознанное, творческое, выразительное чтение;

● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);

● ответы на вопросы;

● анализ и интерпретация текста;

● составление планов;

● написание отзыва о произведении;

● написание эссе, сочинения.

 

III. Практическая демонстрация приема. Комментарий к приему.

Предлагаю вашему вниманию прием работы с текстом «Фишбоун».

Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы. В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над текстом. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:

- использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа

- извлечение необходимой информации из текста и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему)

- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы

- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе

 

1.Группы работают 7-10 минут.

2.Учитель оказывает помощь участникам групп.

3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы

 

IV. Подведение итогов мастер-класса.

- Представленный прием работы с текстом позволяют решать такие задачи:

● учить видеть, слышать и чувствовать текст;

● пополнять речевую память учащегося;

● обогащать словарный запас;

● продуктивно усваивать учебный материал;

● прививать эстетический вкус;

● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: