I. Мотивация учения
Прием «Яркое пятно».
- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.
Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.
II. Постановка педагогической проблемы
Современный учитель в условиях введения новых образовательных стандартов использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. Новые ФГОС декларируют необходимость формирования у школьников общеучебныхумений и навыков, а также способов деятельности, а не только освоение учащимися конкретных знаний в рамках отдельных дисциплин.
Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом.
Это сложный, многогранный процесс. Какие задачи стоят перед учителем, чему должен научиться ученик к 9, 11 классам?
- Читать (или слушать) текст осознанно, правильно, не искажая информации, пересказывать содержание
- Понимать информацию, заложенную в тексте, отвечая на вопросы, определяя тему, проблему, основную мысль.
- Выделять главное и второстепенное.
- Интерпретировать (анализировать), комментировать текст.
- Создавать собственный текст, при этом выражая своё мнение и доказывая его рассуждениями и примерами.
Целостное восприятие и понимание текста, умение анализировать и интерпретировать текст возможно при опоре на следующие виды деятельности:
● осознанное, творческое, выразительное чтение;
● пересказ (подробный, краткий, с элементами комментария, с творческим заданием);
● ответы на вопросы;
● анализ и интерпретация текста;
● составление планов;
● написание отзыва о произведении;
● написание эссе, сочинения.
III. Практическая демонстрация приема. Комментарий к приему.
Предлагаю вашему вниманию прием работы с текстом «Фишбоун».
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Схема, или диаграмма, «Фишбоун» придумана профессором Кауро Ишикава как метод структурного анализа причинно-следственных связей, и этот метод впоследствии был назван в его честь – диаграмма Ишикавы. В учебном процессе этот приём позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость», «рыбий скелет» (отсюда и название). Эту «кость», «скелет» можно расположить вертикально или горизонтально. В голову «скелета» вписывается проблема, которая рассматривается в процессе работы над текстом. На самом «скелете» есть верхние «косточки», на них фиксируются причины происходящих событий, и нижние – для записи фактов, подтверждающих наличие сформулированных причин. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова и фразы, отражающие суть. В «хвосте» помещается вывод по решаемой проблеме. Технология работы с приёмом «фишбоун» может проводиться индивидуально, парно и по группам. Она подходит для работы в классе и может быть предложена в качестве домашнего задания. «Фишбоун» - это мини - исследовательская работа с текстом, дающая возможность формировать такие учебные умения, как:
- использование элементов причинно-следственного и структурно- функционального анализа
- извлечение необходимой информации из текста и перевод этой информации из одной знаковой системы в другую (из текста в схему)
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно- исследовательской работы
- согласование и координация личной деятельности с другими участниками при совместной работе
1.Группы работают 7-10 минут.
2.Учитель оказывает помощь участникам групп.
3.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы
IV. Подведение итогов мастер-класса.
- Представленный прием работы с текстом позволяют решать такие задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.