Первоначальные формы религии.




Лекция № 33

Духовная сфера жизни общества.

План.

Духовная жизнь общества.

Духовное производство.

Мировоззрение и идеология.

Культура.

а) понятие «культуры»;

б) формы и разновидности культуры;

в) культурный комплекс;

1.Духовная жизнь общества.

Духовная жизнь общества – область бытия, в которой объективная реальность даётся людям как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности, относительно самостоятельная область общественной жизни, основу которой составляют специфические виды духовной деятельности и общественных отношений, её регулирующих.

Духовная жизнь человека является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни человека относят: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремление и цели людей.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни и является одной из подсистем социума. Духовная сфера общества охватывает все области и проявление духовной деятельности человека: от создания дворцов и жилищ до научных теорий и идей.

 

Духовная сфера

Общественное сознаниеДуховная культура

совокупность взглядов, приоритетов, различные направления в развитии

ценностей общества, которые форми- культуры: искусство, наука, образование,

руется на протяжении десятилетий философские, политические и этические

учения

 

Элементы духовной жизни:

- мораль – совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, являются следствием внутреннего убеждения человека или воздействия на него общественного мнения;

- наука – теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на результатах научных исследований;

- искусство – специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах;

- религия – совокупность мифов, догматов, культовых и обрядовых действий и религиозных институтов;

- образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию. Система учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение, воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации;

- право – система общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством, обеспечение которых гарантированно авторитетом или принудительной силой государства;

Духовный мир человека – социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.

Духовность – это одухотворённость, идеальные, религиозные, нравственные аспекты миропонимания. Духовные люди черпают свои главные радости в творчестве, в познании, в бескорыстной любви к другим людям, они стремятся к самосовершенствованию, переживают высшие ценности как нечто священное для себя.

Бездуховность – это отсутствие высоких гражданских, культурно-нравственных качеств, эстетических потребностей, преобладание чисто биологических инстинктов.

Духовная система или духовный комплекс – это совокупность культурных черт или элементов, которые влияют друг на друга и создают определённое своеобразие общества (литература, архитектура, наука, живопись, искусство)

 

2.Духовное производство.

Духовное производство – специфическая организованная и институализированная сфера человеческой деятельности, выделившуюся на определённом историческом этапе из единой человеческой практики.

Продуктом духовного производства – общественное сознание во всём многообразии его форм. Общественное сознание представляет собой не только отражение материального, но и производство идеального: производство идей, ценностей, норм, посредством которых определяются потребности, цели и мотивы поведения действующих индивидов.

Субъекты духовного производства – люди особой профессии: идеологи, теоретики, художники, религиозные деятели.

Цель духовного производства – формирование и удовлетворение духовных потребностей человека.

Как сфера особой деятельности, духовное производство возникает с общественным разделением труда на умственный и физический.

Базой производства общественного сознания является чувственно-практическая деятельность людей и формы общения взаимодействующих индивидов.

В процессе духовного производства и общения люди вырабатывают представления, идеи, теории, посредством которых они осознают, организуют и регулируют реальные виды деятельности и общения (см. Лекция № 12 «Духовный мир человека»).

 

3.Мировоззрение и идеология.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом и взаимосвязь его отдельных компонентов: процесс реального познания и эмоционального переживания человеком своего места в мире, своих возможностей и перспектив, смысла своей деятельности и исторической судьбы (см. Лекция № 12 «Духовный мир человека»).

Идеология – систематизированная совокупность идей, связанных с определённым пониманием общественной жизни, оценкой её качества, перспектив её преобразования, на основе, которой осуществляется ориентация в социальной и природной среде.

В идеологии определяются цели человеческой деятельности по сохранению, изменению или разрушению существующей социальной действительности.

 

4.Культура.

Культура – совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи знаковых систем (языковых и неязыковых), путём обучения и подражания. Культура включает в себя идеи и ценности, определяющие поведение людей, а также институты культуры, посредством которых эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе.

 

Культура

в узком смысле в широком смысле

совокупность отличительных черт уровень развития человеческого

в развитии народа, которая проявля- общества, в котором проявляется

ется в различных направлениях определённая система норм и

ценностей в соизмерении с совре-

менными стандартами

 

а) история понятия «культуры»;

- Древний мир: значение «выращивания, возделывания зерновых культур»;

- XVIII в. – эпоха Просвещения: значение «совершенствование человеческих качеств, усвоение манер поведения»;

- XX в.: уровень развития общества с определённой системой норм и ценностей;

б) формы и разновидности культуры;

Культура

МатериальнаяДуховная

Создаётся в процессе материального процесс духовного творчества,

Производства и включает физические результат сознательной деятель-

Объекты, созданные человеком - ности, который остаётся в сознании

Артефакты (книги, одежда и т.д.) людей, меняя их мировоззрение

Духовную культуру можно классифицировать на следующие подвиды:

- произведения монументального искусства, обладающие материальной формой (скульптура, архитектура);

- театральное искусство (пьесы, постановки);

- изобразительное искусство (живопись, графика);

- музыкальное искусство;

- различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и другие знания, научные концепции и гипотезы);

- общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи);

Формы культуры:

* Эстетическая культура характеризует состояние общества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства;

* Нравственная культура характеризует общество с точки зрения соблюдения моральных и нравственных норм и правил;

* Этическая культура – система нравственных отношений (любовь, дружба, героизм);

* Профессиональная культура – уровень и качество профессионального мастерства и подготовки;

* Политико-правовая культура – сфера деятельности, связанной с системой властных отношений между классами, нациями, другими социальными группами;

* Экологическая культура предполагает признание единства системы «человек-природа»; определяющим является влияние человека на природную среду;

* Бытовая культура – это налаженный уклад повседневной жизни человека;

* Физическая культура характеризует потребности гармоничного развития человеческого тела, основа здоровья членов общества;

 

Разновидности культуры:

* Элитарная (высокая) культура – «искусство для искусства», создаётся привилегированной частью общества, либо по её заказу профессиональными творцами (изящное искусство, классическая музыка, литература, салонная музыка, светское искусство);

* Массовая (общедоступная) культура – форма культуры, которая понятна и доступна для восприятия любому члену общества и не требует специальной подготовки, создаётся профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей (радио, телевидение), не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа (сленговое название – «поп-культура», разновидность – «китч»);

* Народная культура – любительская или коллективная, создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

(мифы, легенды, сказания, эпоса, сказки, песни и танцы). Исполнение народной культуры может быть индивидуальными (изложение легенд), групповым (исполнителями песни или танца), массовым (народные праздники, хороводы);

Фольклор - еще одно название народного творчества, которое создается различными слоями населения.

* Доминирующая культура – совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которым руководствуется большинство членов общества.

* Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущие большой социальной группе.

* Молодежная культура – явление сравнительно новое. В качестве чего-то самостоятельного, она появилась в середине 50-х годов XX века в развитых странах, прежде всего в США.

* Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующих культур, но противопоставляется ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Молодежное движение хиппи в 60-е годы отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех и наживу, рационализм.

 

в) культурный комплекс;

Культурный комплекс – совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Культурный комплекс состоит изкультурных норм (предписания, требования, пожелание и ожидание соответствующее поведения, которое одобряется обществом).

Разновидности:

* Привычки – установленная схема или стереотипы поведения в определенной ситуации (чистить зубы, читать книгу за едой);

* Манеры – внешние формы проявления человека, основанные на привычках;

* Этикет – принятая в особых социальных кругах система правил поведения, составляющих единое целое;

* Обычаи – традиционно установленный порядок поведения;

* Вкус – склонность или пристрастие к чему-либо, чаще всего это чувство или понимание изящного;

* Увлечение – кратковременное эмоциональное пристрастие (мода);

* Церемония – последовательность действий, имеющих символическое значение и посвящённых празднованию каких-либо событий или дат;

* Ритуал – сильно стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, исполняемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого;

* Нравы – особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий;

Мораль общества – это предписания того, что такое правильное и неправильное поведение в соответствии с провозглашёнными нормами;

Мораль – форма общественного сознания, в которой находят своё отражение взгляды и представления, нормы и оценки поведения отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Мораль регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определённые общественные устои, строй жизни, общение людей. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Моральные нормы:

- самоуважение;

- стремление к саморазвитию;

- любовь к близким и забота о них, уважение к членам семьи;

- преданность и любовь к Отечеству;

- трудолюбие;

- честное исполнение долга;

- уважение к другим народам, к другим традициям и системам ценностей;

- осуждение агрессивности;

- сохранение природы, бережное отношение к естественным ресурсам;

Особую роль в моральной регуляции играет формирование в человеке способности самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в понятиях: совесть, честь, чувство собственного достоинства.

 

Лекция № 34

Религия.

План.

Содержание понятия «религия».

Функция религии.

Первоначальные формы религии.

Мировые религии.

Свободомыслие и атеизм.

1.Содержание понятия «религия».

Религия является одним из источников духовной сферы человеческого общества, в различных формах сопровождая его на историческом пути развития.

Религия – мировоззрение и мироощущение, определяемое верой в существование Бога (от латинского слова «благочестие, набожность, святыня);

Религия – один из компонентов духовной сферы общества наряду в культурой, образованием и наукой;

Религия – один из фундаментальных институтов человеческого общества;

Религия – сфера общественного сознания (наряду с идеологией, научными знаниями, обыденным мнением), отличительной чертой которого является вера в сверхъестественные силы природы;

Религия – совокупность моральных принципов, регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование;

Религия – совокупность ритуальных действий, составляющих культ, в которых религиозный человек выражает своё отношение к Богу и обращается к нему в молитве, жертвоприношении;

Религия – группа, сообщество, союз или организация множества людей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церковные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордена, секты);

Религия – система верований и действий, с помощью которых решаются вопросы человеческой жизни;

Религия как система включает в себя религиозное мировоззрение, религиозный культ, религиозную организацию и религиозные ценности.

Бог - высший предмет религиозной веры; наделён всеми совершенствами и сверхъестественной силой;

Религиозная вера – это сложнейший культурный феномен, соединяющий в себе высокую интеллектуальность, вдохновенность, смирение перед духовно превосходящим тебя миром, осознание своей тварности и вместе с тем особую гордость за приобщённость к этому надстоящему миру. В мировых религиях вера представляет собой сложный культурный комплекс, заключающий в себе предмет веры, доктрину веры, практику вероисповедания, вероучение.

Вероучение – систематическое учение, концепцию, совокупность идей, в основе которых лежит вера в сверхъестественный мир, божество.

Теология – совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога (богословие). Важным элементом теологии выступает Божественное откровение.

Откровение – это непосредственное волеизъявление божества или исходящее от него знание как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.

Канон – главные идеи мировых религий, возведённые в закон.

Религия

Архаические политеистические Монотеистические религии:

религии: фетишизм, тотемизм, мировые (христианство, буддизм, ислам),

анимизм иудаизм, индуизм

 

2.Функция религии.

- религиозная: связь человека с Богом;

- мировоззренческая: создание религиозной картины мира, объяснение природы, общества, человека;

- функция религиозного утешения: тяготы и лишения земной жизни по сравнению с небесной – несущественные, оправданные и желательные;

- функция социальной интеграции общества или больших социальных групп (единоверцы, народ);

- регулятивная: создание религиозных норм и ценностей, которые определяют культовое поведение и другие сферы человеческой жизни (брак, семья, быт);

- управления и контроля: с помощью религиозных средств: послания, поощрения и санкций – религиозные священнослужители направляют жизнь единоверцев;

- прогнозирования: религиозные представления о будущем человечества и отдельных людей: пророчество конце света, страшном суде, перерождениях;

- лигитимация социального порядка « освящения», «благославения», веры в то, что от сохранения подобного порядка зависит высшее благо и спасение людей;

- функция трансляции: передача из поколения в поколения религиозной культуры;

 

3.Первоначальные формы религии.

Архаичные религии более древние, они основаны на верования и мифах, составляющих основу мифологии.

Тотемизм – комплекс верований и обрядов первобытного общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и так называемыми тотемами – видами животных и растений. Вера в сверхъестественную связь и кровную близость данного рода с каким-либо тотемом, считавшимся не божеством, а родичем и другом. Каждый род носил имя своего тотема, его нельзя было убивать и употреблять в пищу.

Фетишизм представляет собой религиозное поклонение неодушевлённым предметам, которые по представлениям верующих наделены сверхъестественной магической силой и служащий объектом религиозного поклонения. Разновидностью фетишизма считается идолопоклонение.

Анимизм – вера в существование духов и души. Его суть состоит в признании духовной силы, которая способна существовать отдельно от человека, животных или растений. Она переходит из одного места обитания в другое, вселяется в человека или животное и покидает его. Эта духовная сила может выглядеть как бесконечная субстанция, поглощающая Вселенную, или как конкретный человек, но не материальный, а именно умерший предок. Высшей формой развития анимизма является вера в самостоятельное существование души.

Магия (колдовство, волшебство, чародейство) – религиозные действия с целью воздействия на окружающий мир – природные стихии, животных, человека – сверхъестественным способом.

Шаманизм – религиозные верования и практики, основанные на вере в духов, которые населяют окружающий человека мир и пребывают в живых существах в виде души. Эти духи могущественнее, чем люди, их надо ублажать. Основной признак шаманства – вера в необходимость особых посредников между человеческим коллективом и духами и божествами, от которых зависит жизнь людей.

Элементы первоначальных форм религии сохраняются в настоящее время: крест в христианстве, иконы в православии, «чёрный камень» в исламе (фетишизм).

 

4.Мировые религии.

Буддизм – самая ранняя из мировых религий, возникла в V – IV вв. до н.э. на северо-западе Индии. Основатель буддизма Сиддартха или Гаутама, по преданию родился в 623 г. до н.э. в королевской семье, получил прозвище Будда (просветлённый).

Центральная идея буддизма – идея о 4 истинах:

* истина страдания: рождение, старость, болезнь есть страдание, даже всякое удовольствие есть страдание, т.к. оно достигается путём усилий и труда;

* истина о причинах страдания: оно происходит от страстей, жадности, стяжательства, наслаждений, власти, эгоизма, незнания, неведения и невежества;

* истина о прекращении страдания: для этого необходимо уничтожить жажду жизни, отказаться от желаний, отрешиться от земной суеты;

* истинен единственный путь прекращения страданий – это благородный восьмеричный путь: праведная вера (верить и понимать учение Будды), праведная решимость, праведная речь, праведные дела, праведная жизнь, праведная мысль, праведные помыслы, праведное созерцание;

Начало вероучения изложено в священных текстах – Типитака (Трипитака).

Христианство возникло в Палестине в I в. н.э., сначала в еврейской среде, но довольно быстро распространилось среди других народов.

Основы христианства изложены в Библии, основоположник христианства – Иисус Христос, который жил в Палестине во времена римских императоров Августа и Тиберия.

Со временем в христианстве выделяются три основных направления: православие, католицизм, протестанизм.

Ислам (в переводе с арабского «покорность», «предание себя Богу»). Возник в VII веке в Аравии. Родоначальником ислама является Мухаммед.

Основы вероучения и культа изложены в Коране (священная книга мусульман), в Сунне (сборник рассказов о высказываниях и действиях Мухаммеда.

Мусульмане обязаны жить по шариату (прямой, правильный путь), в котором сведены в единую систему законы, регулирующие религиозную, общественную, экономическую, культурную и личную жизнь последователей ислама.

Основными направлениями ислама являются суннизм (90% всех мусульман) и шиизм.

Иудаизм не является мировой религией, она является одной из самых древних монотеистических религий. Это религия, которую исповедуют преимущественно евреи, основу составляют несколько идей:

* мой Бог – Единый Бог-творец;

* мой народ – народ Израиля, дети Иакова, избранный и любимый Богом;

* моя земля – обетованная земля Палестины;

* мой дом – средоточение иудейской жизни;

Источники иудаизма: «Тора» (Пятикнижие Моисея), Талмуд (закреплены многочисленные ритуалы, вероучение о воздаянии, воскресении умерших, вера в приход Мессии).

Индуизм – по числу верующих одна из наиболее многочисленных религий в мире (в Индии – 95% верующих индуистов).

 

5.Свободомыслие и атеизм.

Свободомыслие – широкое духовное течение, основанное на правах человеческого разума на свободное критическое рассмотрение религии, её представлений и идей, религиозных практик, деятельности религиозных организаций и поступков религиозных людей.

На базе свободомыслия возникает атеизм (буквально «безбожие») – система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религии вообще. На основе атеизма возникло философское учение – материализм.

В правовом государстве существует понятие свобода совести – право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений и поступков.

Правовое государство провозглашает светский характер, т.е. отделение церкви от государства.

Лекция № 35

Искусство.

План.

Понятие «искусства».

Функции искусства.

Виды искусства



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: