Связь методики с другими науками




1. С логикой. Значение речевой деятельности ребенка. Ни одна из задач школьного обучения не может быть решена без овладения логикой, нормами и выразительными средствами языка. От уровня языкового развития, от того, в какой мере учебник овладел значениями слов, их графических форм, типами словосочетаний и конструкций предложений, во многом зависит уровень умственного развития ребенка. Как только замедлится языковой развитие, начинает отставать умственное развитие. Даже развитие математических, физических способностей теснейшим образом связано с уровнем языкового развития. Осваивая систему языка, его логику, лексическое богатство, ученик тем самым глубже познает действительность, совершенствуется в способах мышления

2. С языкознанием. Содержание и характер изучаемого в школе материала, в целом определяется прежде всего языкознанием. Методика преподавания не может ни существовать, ни развиваться без лингвистической науки в ее современном состоянии. Школа должна давать достаточно полные знания о родном языке -самым важном гуманитарном предмете, ибо язык и труд отличает человека от животного, делает человека личностью. Методика связана с разделами языкознания обеспечивающими … и графические уровни усвоения языка: с лексикологией, лексикографией, словообразованием, семантикой теории письма и орфографией; с грамматикой, а так же теорией и практикой речевой деятельности. Это одна из молодых отраслей науки о языке. Это направление обеспечивает методические основы речевого развития школьной речи – устной и письменной, воспроизводится в чужой речи. Оно так же обеспечивает развитие и формирование речевой коммуникации учеников

3. С психолингвистикой. Одно и тоже слово может являться в трех видах – как видимое, слышимое и произносимое. Речь кодируется. Под кодом разумеется печень сигналов определенной материальной природы и правил их комбинации. В нашем случает этими сигналами являются звуки, буквы и речедвижения. Существуют определенные правила перехода от сигналов одной материальной природы сигналами другой. Переход от букв к звукам – процесс чтения, переход от речедвижения к звукам – устная речь, переход от звуков к буквам – письменный. Производным от него будет звуковой код, а производным от звукового – буквенный. Овладение речью предполагает освоение речью во всех трех кодах.

Речи двигательной звуковой коды образуют единую систему, буквенный код присоединяется позже

Основная долговременная память на слово формируется на речедвигательном анализаторе. В этой памяти сохраняется активный словарь, а в слуховом и зрительном анализаторе формируется память на узнавание слов в звуковом и буквенном кодах – это пассивный словарь. Он является основой речевого развития. Предполагается, что слово вводится память с помощью проговаривания.

При отборе слов легче скорее всего будет всплывать слово, которое чаще употребляется. Активизируется словарный состав в процессе предварительной подготовке к высказыванию: в процессе такой подготовки слова из различных слов памяти переходит в нулевую фазу, или предфазу. Они поставлены в наиболее благоприятные условия восприятия.

Предварительная социальная работа педагогу по уяснению значения слов, словосочетаемости, вариантом предложений и тд, усиливает синтетическую сторону процесса письменной речи. Связь письменной речи с другими ее видами соответствует самому существу дела, так как письмена речь вырастает на базе устной и внутренней и контролируется чтением

О коммуникативных направлениях преподавания русского языка

Именно с коммуникаций, с общением связывается в конечном счете функция языка. Так устроен человек, что, познавая что либо, он ощущает потребность поделится своими мыслями с другими людьми. Л.С. Выгодский выразил это афаристично: «мысли совершается в слове».

Соединение учебных и жизненных задач разрешается в коммуникативной направленности преподавания, т.е. в осмыслении языка как средства самоопределения личности, в обучении ему как средство коммуникаций. Сама жизнь ставит перед учителем определенную цель: научить детей владеть родным языком на коммуникативном уровне, т.е. уметь общаться на языке в различных ситуациях и не стыдится своей речи. Чтобы достичь цели поставленной перед школой урок сегодня должен быть средством общения, воздействия, убеждения. Сейчас как можно чаще используется коллективное, групповые формы обучения, т.е. такие при которых создаются условия диалога, чтобы научится вести диалог, необходимо овладеть всеми видами речевой деятельности: слушанием, чтением, говорением, письмом.

Коммуникативная направленность способствует тому, что на уроке «звучит жизнь».

Несколько примеров:

1) Тема урока: «Разделы науки о языке», домашнее задание: письмена забота о рок культуре, цель письменной работы: а)высказать свое мнение о рок культуре б)поделится впечатлением о концерте, адресат: друг, родители. Речевая ситуация (где? когда?): а)разговор с другом в классе, дома, на улице; б)беседа с родителями (спор), письмо другу, родителям.

2) Тема урока «Морф». Повтор. Задание: заполнить таблицу, сообщение на тему классификаций частей речи а) от имени учебника, б) от имени ученого лингвиста. Анализ: различие в выбранном обращении, интонации, оборотов.

Методы исследования в методике.

Достоверность выводов и надежность рекомендаций в методике обеспечивается методами исследования.

Трудность исследования состоит в том, что предмет исследования часто не удается вычленить из многообразных связей. Научные исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные. Первые открывают закономерности обучения языку, вторые – определяют, направлены на выяснения методов и приемов обучения.

Широко известен опыт учителей Казани, Липецка, Москвы и т.д.

Методический эксперимент.

Он бывает поисковый, формирующий, контрольный. Цель поискового – выявление проблем. Формирующий (обучающий) – строго фиксируется обучение по определенной методике. Проводятся «срезы» в контрольных классах. Контрольный проводится по завершении формирующего. Определяются единые критерии.

Лингвистический метод опирается на чутье языка.

Диагностика и прогнозирование. Эти методы требуют фиксации сведений и сопоставления статистических материалов по четвертям, годам, темам. Констатирующий эксперимент анализирует базовые данные в начале и конце обучения по определенной методике. Диагностика и прогнозирование – элементы МОТ.

Литература

1. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 2008. (или другие издания)

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А. Методика преподавания русского языка. – М., 2007. (или другие издания).

3. Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Академический проект, 2006. (поискать в интернете).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: