Проблемы микросреды маркетинга




 

Проблемы предприятий можно классифицировать по уровню их восприятия:

 

1. Поверхностное видение

Плохое материальное снабжение; Долгий срок освоения новых видов продукции (услуг);
Низкое качество выпускаемой продукции (услуг); Низкая трудовая и исполнительская дисциплина;  
Нехватка финансовых ресурсов; Низкий уровень механизации и автоматизации труда;
Устаревшее оборудование; Монополия поставщиков;
Плохие условия труда; Высокие темпы инфляции в стране
Недостаточная гибкость производства услуг; Высокие налоги
Устаревшая технология; Нестабильность политической и экономической ситуации в стране;
Высокая себестоимость продукции; Коррупция государственных чиновников;
Низкая зарплата работников; Необходимость осуществлять предоплату еще не полученных товаров и услуг;
Несовершенная организация труда; Несовершенство правовой и законодательной базы в стране

2. Перспективное видение

Плохое знание рынка; Слабая квалификация, недостаточный потенциал финансовых и экономических служб;
Плохо разработанная финансовая политика Неумение работать с ценными бумагами;
Неразработанная инвестиционная политика; Слабая система бухгалтерского учета и финансового управления на предприятии;

 

3. Глубокое причинное видение

Мотивация, заинтересованность, стимулирование персонала; Разработка стратегии развития предприятия;
Квалификация (управленческая, правовая, экономическая, социально-психологическая) руководящего персонала; Внутренняя система информирования персонала;
Формирование управленческой команды; Внутрифирменная культура и этика взаимоотношений;
Развитие инновационного, творческого потенциала в коллективе; Развитая внешняя инфраструктура (деловая сеть);
Развитие “внутренней приватизации” (формирование реальной психологии собственника, чувства собственности); Гибкая, эффективная внутренняя оргструктура;
Создание механизмов саморазвития предприятия; Активный маркетинг

Самый быстрый и эффективный выход из любого, самого тяжелого кризиса обеспечивался талантом и усилиями людей, способных направить наличные ресурсы общества туда, где они дают наибольшую отдачу. Предприниматель - это человек, способный понять структуру потребностей и сочетать это свое понимание со знаниями в области управления производством в целях создания благ.

Предпринимательская деятельность - (предпринимательство) представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. Осуществляется гражданами на свой риск и под имущественную ответственность, определяемых организационно-правовой формой предприятия.

Деловое предприятие есть социальный институт, который до сих пор остается и, видимо, долго еще останется - лучшим институтом из всех, что люди создали для совместной работы, для сотрудничества и достижения целей, которых они не могут достичь в одиночку.

Задача предприятия - сделать ресурсы продуктивными, производительными. Рынок - совокупность социально-экономических отношений в сфере производства, распределения, потребления продукции, товаров, услуг, базирующаяся на принципах свободного предпринимательства, эквивалентности обмена по ценам соглашения, контрактных условий трудового найма, равноправия разных форм собственности, конкуренции.


Поскольку цель предприятия - создать потребителя, оно имеет две - и только две - главных функции: маркетинг и инновацию. Маркетинг и инновация производят результаты. Все остальное - издержки.

 

Цель маркетинга - сделать сбыт излишним. Его цель - знать и понимать потребителя настолько хорошо, что продукт или услуга устраивает его и продается сама. В идеале, результат маркетинга - потребитель, готовый купить. Все. что нужно после этого - доставить ему продукт или услугу. Это вопрос техники, а не мастерства сбыта, статистического распределения, а не проталкивания.

 

Вторая функция делового предприятия есть инновация - производство качественно иной экономической удовлетворенности. Не достаточно просто производить товары и услуги - они должны улучшаться, становиться более экономичными. Предприятию не обязательно становиться больше, но оно непременно должно становиться лучше.

 

 


Рис. 14.3. Проблемы предприятия в инновационной сфере

 

 


Постсоветские предприятия, в следствии произошедших перемен в обществе оказались в кольце взаимосвязанных групп проблем, рис. 14.4.

     
 
 
   

 

 


Рис. 14.4. Кольцо проблем постсоветского предприятия

Примерная расшифровка проблем:

1. ПЕРСОНАЛ - менталитет, стереотипы, неумение управлять своим временем, нерациональность поведения, растерянность вследствии резкой смены режима жизни и потери стабильности окружающей Среды;

2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - трудности индивидуального целеполагания, из-за отсутствия опыта жизни в качестве самостоятельного экономического субъекта; проблемы учета сильных и слабых сторон (человека и предприятия), трудности в определении главной цели (миссии); проблемы учета факторов внешней Среды; трудности в приобретении знаний и навыков целеполагания; проблемы декомпозиции миссии предприятия по функциональным областям, подразделениям и работникам; проблемы обратной связи (учета реализации целей); отсутствие реальной стратегии бизнеса;

3. СТРУКТУРА - проблемы делегирования полномочий и ответственности; проблемы централизации и децентрализации; проблемы структуры производства (ключевые виды деятельности); структура вторична - стратегия бизнеса (миссия) первична и проблематична;

4. СИСТЕМЫ - информационные системы отражают всю “кашу” проблем предыдущих пунктов; социокультурные системы (коммуникационные, мотивационные, фирменная культура, стиль) отражают предыдущие проблемы;

5. ЗАДАЧИ (функции управления) - реальные действия предприятия в лице управленческого персонала могут выражать только лишь то, что изложено в предыдущих пунктах: имеющийся менталитет; нерациональность; растерянность; отсутствие навыков деятельности во враждебной среде современной экономики; отсутствие четко поставленных целей и соответствующих результатов; информационная и коммуникационная культура; существующая фирменная культура.

 

 

Логическая взаимосвязь указанных групп проблем предприятия, на наш взгляд, выглядит так:

(рис. 14.5.)

 

 

 


рис. 14.5. Структура управленческих проблем предприятия

Выводы для обсуждения проблем макро- и микросреды маркетинга:

 

1. 1.Теоретические представления управления социалистическим производством не подходят для современной практики управления предприятием.

2. “ Цели предприятия”, “Функции управления предприятием (задачи)”, “Системы”, “Технология”, “Кадры” - являются переменными предприятия, которые изменяются под воздействием изменений переменных внешней среды.

3. Чтобы успешно развиваться и процветать предприятие должно уметь:

· учитывать и измерять изменения важнейших переменных внешней среды;

· уметь ставить реальные цели, то есть формулировать желаемые результаты;

· уметь формулировать необходимые задачи (функции управления предприятием) и распределять их с помощью структуры по кадрам, учитывая имеющуюся технологию (системы) управления.

4. Важнейшей внутренней переменной предприятия является человек (кадры), именно эта переменная предприятия является носителем ценностных ориентаций, целей, технологии управления, социокультурных систем, стиля управления, умений и навыков предприятия.

5. Предприятие - это инструмент человека на пути к благосостоянию, когда этот “инструмент” находится в руках людей, которые живут по модели Человека экономического(Homo economicus).

6. Постсоветского человека трудно назвать рациональным, в поведении которого лежит стремление получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов.

7. Экономическая система страны, в которой действует постсоветский человек и созданные им предприятия, не выступает как совокупность самостоятельных экономических субъектов, государство не обеспечивает соблюдение правил свободного рыночного равновесия.

8. Ждать “поумнения“ государства и создания государством “рациональных “ предприятий - свободных экономических субъектов - такая же утопия, как и “освобождение эксплуатации труда в мировом масштабе”. От имени государства действуют такие же постсоветские люди, нерациональные по- сути, и не ангелы по критериям морали.

9. Схема обретения благополучия и достойного качества жизни в постсоветских странах может выглядеть только так:

 

 

 


рис. 14.6. Схема нормализации макросреды маркетинга

 

14.3.
Направления решения проблем микросреды маркетинга предприятия

Схема принятия решений по внедрению маркетинга

 

Формулируем желаемые результаты Результаты
1.Внедрение концепции маркетинга в деятельность предприятия - как основы его жизнеспособности в рыночных условиях; 2. Высокий конкурентоспособный статус на рынке товаров и услуг; 3. Повышение качества жизни персонала и работников предприятия  
Чего мы добиваемся, каковы наши цели?

 

 
1. Обеспечить реализацию необходимых рыночных функций управления; 2. Повысить конкурентныйо статус фирмы на выбранных рынках деятельности; 3. Спроектировать техническую структуру управления с учетом ближайших перспектив развития функциональных служб и подразделений и произвести работы по надежным сетям коммуникаций и ПВЭМ; 4. Создать фирменную культуру предприятия с разработкой комплекса социокультурных систем; 5. Обеспечить условия для повышения квалификации персонала;
Что мы хотим сделать?

 

 
1. Осуществление качественного роста предприятия; 2. Изменение менталитета коллектива предприятия; 3. Повышение эффективности управленческого труда; 4. Улучшение условий труда персонала; 5. Повышение эффективности, доходности и рентабельности деятельности предприятия.
Каких результатов мы хотим достичь?

 

 
Изменение менталитета коллектива предприятия; Повышение эффективности управленческого труда;    
Улучшение условий труда, повышение эффективности и результатов финансово-экономической деятельности предприятия;  
 
осуществление качественного роста предприятия  
Какова приоритетность результатов?

 
1. Коллективное осознание значения человеческого фактора в управлении и производственно - коммерческой деятельности предприятия; 2.Мотивированное повышение квалификации персонала и потенциала предприятия; 3. Очевидный экономический рост предприятия, устойчивый иммидж на рынке на основе реализации комплекса необходимых функций управления.
Как будет выглядеть “УСПЕХ”?

 

 

 

Формулируем методы получения результатов Методы  
Как это следует делать?    
Как нам этого достичь?    
Расчитываем ресурсы Ресурсы
Какие специалисты нам нужны?: 1. По общему менеджменту; 2. По маркетингу и внутрифирменному планированию; 3. По финансовому менеджменту; 4. По управлению персоналом; 5. По информационно-техническим системам. Состав команды проекта “ ОР”:   Команда проекта может быть скомплектована из ВТК необходимых специалистов и работников предприятия
Какова стоимость реализации решений? Заработная плата участников проекта
Сколько нужно времени? 12-15 месяцев
Какие дополнительные ресурсы понадобятся? Затраты на технические средства управленияи программные продукты

 

 

 

 


14.7. Общая схема реализации проекта “ Организационное развитие предприятия “

 

1. 1. Любое предприятие (в лице своего руководителя) обязано начать с человека, если оно хочет своего процветания. Что значит начать с человека?

2. РАЗБУДИТЬ Руководство! Может быть семинаром “Рациональное поведение “; может быть изучением того человеческого потенциала, которым обладает предприятие...

3. 2. Разбуженное руководство, актив, инициаторы обязаны выработать вектор предприятия и поставить цели, интересные для всех... или для активного большинства..

4. 3. Родится структура (система распределения полномочий и ответственности по - крупному), которая, опираясь на существующие системы даст толчок рациональным действиям предприятия (функциям управления), которые среди прочего усовершенствуют и структуру и системы и поставят более интересные для предприятия (для человека) ЦЕЛИ,

5. 4. В результате мы получим предприятие рационально думающее и действующее, а значит процветающее - тот основной институт, который покончит с экономическим произволом.

6. 5.Процесс (вышеописанный) не может стихийно начаться и окончиться. Эта работа сама по себе нуждается в тщательной организации и реализации...

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: