Беседы (по выбору) из цикла занятий




по правилам дорожного движения
на учебный год

Номер Тема Цели и задачи Формы проведения Оборудование
1-й класс
  «На наших улицах» Познакомить детей с составными частями улицы, с элементами дороги. Рассказать о том, кто является участниками дорожного движения, о разновидностях транспортных средств Беседа. Конкурс рисунков. Практические тренировочные упражнения (игра «Переходим улицу. Левая – правая сторона») Таблицы. Учебный фильм
  «Мы идем в школу» Дать представление об опасностях, которые могут возникнуть в результате неправильного поведения на дороге и об общих правилах поведения, обеспечивающих пешеходам безопасность Практикум: разработка безопасного маршрута от дома до школы и обратно Таблицы. Макет микрорайона школы, модели транспортных средств
  «Это должны знать все (безопасный переход)» Познакомить с правилами «Как переходить улицу». Развивать умение пользоваться этими правилами на разных дорогах, на разных переходах Практикум Макет микрорайона. Размеченная площадка
  «Наши верные друзья» Познакомить детей с историей возникновения светофоров, их назначением. Развивать умение и привычку следовать сигналам светофора Практикум. Изготовление макета светофора Размеченная площадка. Стихотворение М. Пляцковского «Светофор»
  «Азбука города. Мы знакомимся с дорожными знаками» Дать представление о дорожных знаках, их названиях, назначении и расположении («Пешеходный переход», «Подземный переход», «Ремонтные работы», «Железнодорожный переезд», «Пункт медицинской помощи» и пр.). Научить вести себя на дорогах, соблюдая правила Беседа. Ролевая игра Размеченная площадка. Конкурс рисунков «Твои дорожные знаки»
  «Где можно играть» Убедить детей в опасности проведения игр на проезжей части или рядом с ней. Обратить внимание на наиболее опасные игры и развлечения в неположенных местах Беседа. Ролевая игра Таблицы и плакаты
  «Мы – пассажиры» Познакомить с видами общественного транспорта. Учить пользоваться общественным транспортом, правильно вести себя в транспорте, быть внимательным к окружающим людям Беседа. Ролевая игра Таблицы и плакаты
  «Обходим автобус, троллейбус, трамвай» Показать, как нужно обходить разные виды общественного транспорта Беседа. Ролевая игра Таблицы и плакаты
  «Мы учимся соблюдать правила движения» Предупредить детей об увеличении опасности весной на улицах и дорогах (мокрая дорога, скользкая дорога, увеличение количества машин) Ролевая игра Размеченная площадка
2-й класс
  «Как мы знаем правила дорожного движения» (повторение) Показать учащимся, какие нарушения правил дорожного движения могут привести к дорожным происшествиям. Убедить детей в том, что несчастных случаев не бывает с теми, кто знает и выполняет правила движения Беседа Таблицы и плакаты
  «Как разговаривает улица» Расширить знания детей о дорожных знаках («Дорога с односторонним движением», «Осторожно, дети!», «Велосипедная дорожка») Рисунки элементов улицы, дорожных знаков (конкурс) Таблицы и плакаты
  «Что такое перекресток» Познакомить с понятием «перекресток», видами перекрестков и дорожной разметкой Практикум на улице Размеченная площадка. Макет микрорайона
  «Волшебная палочка регулировщика» Научить распознавать сигналы регулировщика, соответствующие сигналам светофора Беседа. Ролевая игра Таблицы. Стихотворение О. Бедаревой «Если бы...»
  «Мы по улице идем: «Проходите, путь открыт!» Развивать умение определять опасные и безопасные участки улиц, дорог в микрорайоне, городе и определять условия, которые обеспечивают безопасность при переходе проезжей части Беседа. Тренировочные упражнения Таблицы. Макет микрорайона. Стихотворение В. Семернина «Запрещается – разрешается!»
  «Разговор с водителем» Познакомить детей со значением сигналов, подаваемых водителем транспортных средств (звуковые, световые, рукой) Беседа. Ролевая игра Размеченная площадка
  «Мы едем, едем, едем» Закреплять знания о правилах пользования общественным транспортом. Развивать умения выполнять правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения. Учить выполнять условия, которые обеспечивают безопасность при нахождении на остановках общественных транспортных средств. Учить детей правильно обходить стоящий транспорт Беседа, рассказ. Тренировочные упражнения Таблицы. Макет микрорайона, модели транспортных средств
  «Что такое ДТП» Дать представление об опасностях, которые могут возникнуть в результате неправильного поведения на дорогах. Рассмотреть причины дорожно-транспортных происшествий (ДТП) Встреча с инспектором ГИБДД Таблицы и плакаты
  «Знаки дорожные помни всегда» Повторить и обобщить полученные знания. Развивать умения применять эти знания на практике. Воспитывать стремление сознательно выполнять ПДД Экскурсия Красные флажки
3-й класс
  Введение Познакомить с одной из особенностей современного города, поселка – возрастанием интенсивности движения транспорта. Закрепить понимание необходимости знать и выполнять правила дорожного движения Беседа. Конкурс рисунков Учебный фильм
  «Азбука города» (дорожные знаки) Повторение изученных и знакомство с новыми дорожными знаками (их классификация: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные) Беседа. Конкурс рисунков и поделок Таблицы. Электрифицированный щит «Дорожные знаки»
  «Я культурный пассажир» Закрепить знания детей об основных видах транспортных средств, об обязанностях пассажиров общественного транспорта. Учить правильно (безопасно) переходить проезжую часть улицы в местах остановки общественного транспорта Ролевая игра Размеченная площадка
  «Кто отличник-пешеход?» Повторить и закрепить знания об условиях, которые обеспечивают пешеходу безопасность на дорогах. Развивать умение соблюдать правила поведения пешеходов в соответствии с сигналами регулировщика и светофора Практикум Размеченная площадка
  «Безопасность при любой погоде» Формировать представление о том, как различные погодные условия влияют на уровень безопасности дорожного движения, как безопасность передвижения по дорогам зависит от времени года, времени суток, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно Анализ ситуаций Таблицы (остановочный путь автомобиля)
  «Как вести себя на улице» Углубить знания правил поведения на улице Экскурсия Составление устава (кодекса) пешехода
  «Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке» Учить детей переходить нерегулируемый перекресток. Развивать умения применять знания правил дорожного движения на практике Практикум. Тренировочные упражнения Размеченная площадка
  «Знаки дорожные помни всегда» Закрепить полученные знания и умения по правилам дорожного движения Соревнования Размеченная площадка. Дорожные знаки на подставках. Транспорт: самокаты, велосипеды.
4-й класс
  «Наш путь в школу и новые маршруты» Разобрать наиболее безопасные маршруты в школу, магазин и в другие места Беседа. Составление маршрутов Таблицы и плакаты
  «Движение по улице» Познакомить с правилами движения по улице и дороге группами и в колонне. Учить определять опасные места на дорогах и улицах во избежание несчастных случаев Практикум. Тренировочные упражнения Таблицы. Красные флажки, фонари. Размеченная площадка
  «Велосипед – это транспорт или нет?» Познакомить с велосипедом как с механическим видом транспортного средства Беседа. Практикум Таблицы и плакаты
  «Труд водителя. Перевозка людей» Познакомить учащихся с особенностями и сложностями труда водителя и правилами перевозки людей на автобусах, легковых и, в виде исключения, грузовых автомобилях Беседа Таблицы и плакаты
  «Остановочный и тормозной пути» Познакомить с понятиями «тормозной путь» и «остановочный путь», их величиной в зависимости от состояния погоды, проезжей части и от скорости движения транспортных средств Практикум: вычислить остановочный и тормозной пути Таблица «Остановочный путь»
  «Почему случаются ДТП?» Объяснить и проанализировать причины несчастных случаев на улицах и дорогах Анализ ситуаций Таблицы. Размеченная площадка
  «Нарушение и наказание» Дать представление об ответственности за нарушение ПДД пешеходом: общественной, административной и уголовной Встреча с инспектором ГИБДД. Анализ ситуаций  
  «Давайте поиграем («Опасно – безопасно»)» Закреплять правила безопасного поведения на улицах. Формировать представление об опасности подвижных игр вблизи проезжей части Викторина, контрольные вопросы Таблицы. Размеченная площадка
  «Правила дорожные всем знать положено!» Закреплять умение выполнять требования ПДД пешеходами, пассажирами, водителями. Повторение изученного материала Сценарный праздник  
                       

 

7. Содержание работы по воспитанию
и социализации подростков:
примерная тематика классных часов

Воспитание и социализация личности осуществляется поэтапно, на начальном этапе ученик включается в этот процесс в основном на уровне теоретического и эмоционально-образного восприятия информации, затем он осознанно связывает эту информацию с типичными ситуациями, проблемами окружающей действительности, и у обучающегося формируются ценности и убеждения, а впоследствии он реализует свои намерения в реальных действиях и поступках.

Воспитание для классного руководителя – это процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь принять духовные ценности внутренним миром ребенка.

Основой любых средств воспитания является то, что можно условно обозначить как воспитывающее дело (действие). Это некое действие с участием школьника, в котором проявляется та или иная духовная ценность – правило, идея. Оно может быть спонтанным,неожиданным, непрогнозируемым, (помощь своему однокласснику, сочувствие в какой-либо трудной ситуации и т. п.). Но также оно может быть спланированным (хотя бы отчасти). Главным в этом случае является то, что находящийся рядом с ребенком взрослый помогает ему отрефлексировать ситуацию, т. е. задуматься над происходящим, сделать для себя выводы, что здесь «хорошо» или «плохо», как надо поступать в дальнейшем. Именно это превращает конкретное воспитывающее действие в часть бесконечного процесса воспитания и становления личности.

Большинство таких действий, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя, классного руководителя изначально была установка на хорошее отношение к детям. Отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом можно строить с учениками партнерские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это непростой личностный выбор педагога, но только он, на наш взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности.

В то же время вполне поддается планированию та часть воспитательного процесса, которую принято называть системой воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т. п.), которые, мы убеждены, нельзя планировать ради «галочки» в отчете и не только ради информирования обучающихся о каких-то ценностях. Все эти мероприятия можно использовать для двух важных педагогических действий:

1. Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т. п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать обучающимся делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации.

2. Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждение и осмысление действий после их завершения. Помимо разговора о том, что получилось «хорошо», а что «плохо», необходимо также предлагать обучающимся формулировать вывод – как стоит вести себя в дальнейшем, т. е. самостоятельно формулировать нравственную норму.

Воспитательные действия, соответствующие возрасту школьников-подростков

К наиболее эффективным по воспитательному эффекту можно отнести следующие формы внеурочной и внешкольной работы:

а) беседы, классные часы, диспуты, дискуссии, публичные выступления, просмотры и обсуждение видеофрагментов, фильмов, экскурсии (включая заочные), туристические походы (обязательно ориентированные на актуальные для школьников в данный момент моральные проблемы, с максимальным пробуждением и использованием их личной инициативы и участия; в противном случае в подростковом возрасте эти мероприятия могут дать обратный по отношению к поставленной воспитательной целиэффект);

б) конкурсы, викторины, игры, концерты, спортивные соревнования, эстафеты, марафоны, студии, презентации, выставки, кружки (максимально нацеленные не на выявление «лучших» и «проигравших», а на создание возможности каждому раскрыть себя с лучшей стороны, проявить свои лучшие качества творчества, солидарности, взаимопомощи и т. п.).;

в) полезные добрые дела: акции помощи (людям, памятникам природы, истории и искусства), проекты-решения общественных проблем, подготовка театральных постановок, праздников для определенной аудитории;

г) ситуации решения моральных проблем – целенаправленно созданные педагогом (на уроках или в рамках любого вышеперечисленного мероприятия) и ставящие ученика, группу учеников перед необходимостью сделать моральный выбор в неоднозначной противоречивой ситуации реальной практической деятельности.

Примеры воспитывающих мероприятий по направлениям развития нравственной культуры школьников-подростков

Для каждой задачи указывается лишь несколько примеров конкретных дел, опираясь на которые, учитель может выстроить свой собственный план воспитательной работы, выделяя как приоритетные прежде всего те направления, которые вызывают наибольшую обеспокоенность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: