Ценностные идеалы нравственного сознания




Ценностная ориентация – избирательное отношение человека к различным ценностям, система его установок, убеждений и предпочтений, выраженные в поведении. Из ценностных ориентаций вырастает иерархия ценностей. Как правило, она выделяется по разным критериям:

1) Полярные (бинарные): правда и ложь, добро и зло, любовь и ненависть, счастье и несчастье, слава и позор.

2) Кондициональные (взаимообусловленные): долг и совесть, честь и достоинство, любовь и счастье, любовь и дружба, сила и власть, свобода и ответственность.

3) Высшие моральные абсолюты: смысл жизни, любовь, свобода, счастье (Гусейнов).

Высшие моральные ценности тесно связаны с понятием идеала, как высшего блага, такой подход к рассмотрению идеала высказал еще Аристотель, поэтому идеал – высшая цель деятельности и стремлений человека, совершенное воплощение чего-нибудь. Именно идеал выстраивает всю иерархию ценностей. При этом, особенностью большинства нравственных категорий или ценностей является то, что нередко действует по отдельности, как правило они выступают как взаимодополняющие явления.

Добро и зло как категории нравственного сознания

Понятие добра и зла традиционно выражают наиболее общие характеристики нравственного сознания. При этом, одна из сложнейших проблем теории этики состоит в том, что бы дать такое определение понятиям добро и зло, которое раскрыло бы их содержание и помогло в повседневной жизни легко делить моральные явления на добрые и злые. В самом общем виде под добром и злом понимаются категории, выражающие дОлжное (нравственную ценность) и недолжное (нравственную антиценность).

Добро – нравственная категория, обозначающая совокупность положительно оцениваемых обществом и отдельными людьми условий жизни, нравственных действий, принципов и норм поведения.

Зло – нравственная категория, обозначающая отрицательные явления в общественной и личной жизни человека, составляющие предмет нравственного осуждения или порицания.

Понятия добро в истории этической мысли нередко отождествлялось с понятием благо, но постепенно добро стало восприниматься только как моральное, духовное понятие, а за словом благо закрепились более широкие значения (материальные явления). Добро считается высшим идеалом, конечной целью, к достижению которой должен стремиться человек. Зло же, это ценностно противоположная цель, в истории этической мысли сложилось несколько вариантов ответа на вопрос «что такое добро и зло?». Гедонизм связывал понятие о добре и зле с наслаждениями человека. Эвдемонизм главным основанием счастья считает следование добру. Утилитаризм и прагматизм. Теологические концепции связывают добро с проявлениями божественной воли, а зло с отступлением от нее. Рационалистические направления отождествляют добро с всесилием человеческого разума. Натуралистические концепции связывают добро с естественной природой человека и проблемой сохранения и продолжения жизни. Но, несмотря на всю разность подходов, главной задачей во всей эпохе было дать такое определение добра и зла, которое помогло бы людям правильно ориентироваться в социальной действительности и направляла бы их поведение и деятельность на совершенствование общественных отношений и самого человека. Следовательно, нужно дать такое определение добра, которое способствовало бы его достижению в реальной жизни. Так как от того, как понимают люди добро и зло,во многом зависит характер моральных отношений в обществе. Известный русский философ И. Ильин писал, что для того, что бы оценить доброту и постигнуть ее культурное значение, надо непременно самому испытать ее. Он уверен, что это великое счастье, испытать чужую подлинную доброту, поверить ей и не обмануться. По его мнению, доброта приходит как дар, дающийся по собственному почину, без возврата, то есть без ожидания ответного дара. При этом, добро, добрый человек действует не рассуждая, не ожидая в ответ подобного же. Определение добра и зла, какими бы полными они ни были, все-таки не могут исчерпать всю полноту моральных явлений. Поэтому, в нравственном сознании они неотделимы от таких понятий, как долг, совесть, ответственность, смысл жизни и счастье. Все эти ценности образуют единую систему нравственности, взаимодополняя друг друга.

Если ты знаешь добро – то ты совершаешь добро, если не знаешь – совершаешь зло (Сократ). Однако знание добра не означает добро.

Тайны любви

Любовь стихийна, нелогична, нематериальна.

Все кто влюбляются, влюбляются одинаково, любовь приходит одинаково ко всем. Все вокруг исчезает.

Подкорка головного мозга, отвечающая за базовые потребности, отвечает и за любовь

Влюбленность порождает ограниченность.

4 вида любви греческого философа Платона: страсть, филия (дружба), семейная любовь (сторге), совершенная любовь (агапэ, любовь к богу).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: