Проблема свободы в этике




1. Понятие свободы и ее соотношения с другими этическими категориями

2. Феномен положительной и отрицательной свободы

Проблема свободы всегда находилась в центре этической мысли. Это связано с тем, что она призвана быть своего рода стержнем, который направляет развитие морального сознания и моральной деятельности в целом. Известный русский мыслитель начала 20 века С. Л. Франк говорил, что свобода – это «онтологическая первооснова человеческой жизни». Всякие отказ от свободы есть духовное самоубийство, всякое покушение на свободу другого есть покушение на убийство в нем человека, на противоестественное истребление в нем «образа и подобия божьего» и превращение его в животное. Однако исследователи подчеркивают, что не бывает абстрактной свободы ради свободы, понимания ее истиной сущности всегда связано с пониманием сущности человека, месте и роли его в обществе, смысле его жизни. Свобода – это всегда самоопределение личности, утверждение ее автономии от чего бы то ни было в мире, но в то же время невозможно быть по настоящему свободным, находясь вне зависимости от других людей и, особенно, за их счет. Свобода – оптимальная форма связи человека с другими людьми, а через них и с миром в целом. Парадокс феномена свободы заключается в том, что свобода – не только великое благо, но и великое бремя, так как истинная свобода налагает на человека огромную ответственность. Одно из самых мучительных состояний человека – необходимость выбора, когда отсутствует твердый критерий того, как следует поступать. Есть люди, которые органически боятся выбирать и откладывают момент решения на определенное время. При этом они не осознают, что отказ от выбора – это тоже выбор. В первую очередь, выбор человека связан с ситуацией выбора смысла своей жизни. Это один из самых сложнейших вопросов, найти ответ на который иногда не удается вообще. Еще один важный вариант выбора – выбор между добром и злом, причем выбор в пользу добра затрагивает глубокие коренные интересы человека, он требует напряженных усилий, готовности к риску вплоть до самопожертвования. При этом подлинная свобода невозможна без добровольно устанавливаемой самодисциплины и самоконтроля. Формами самоограничения свободы служат совесть, долг и ответственность. В то время как для нравственно незрелого сознания необходимы авторитеты для принятия решений. Для человека же с формировавшимся нравственным сознанием любые авторитеты играют вспомогательную роль, а главным является голос совести. Именно она позволяет поступать в соответствие с высшими нравственными ценностями. Свобода, не подкрепленная надежным нравственным потенциалом, обречена на превращение в произвол. Под произволом понимается худшая разновидность духовного рабства, так как это зависимость от собственных предрассудков и пороков, безразличие к интересам других. Неслучайно произвол даже на уровне обыденного сознания не отождествляют со свободой, так как зло всегда ведет к несвободе. А несвобода ослабляет человека перед лицом зла.

В истории этической мысли сложилось представление о двух видах свободы: положительной и отрицательной, которые иногда называют свобода «от» и свобода «для». Большинство людей имеют склонность понимать свободы отрицательно как независимость от определенных факторов, при этом не учитывается, что человек может не зависеть от одних факторов и быть в абсолютной зависимости от других. Другими словами, свобода «от» как правило, бывает относительна. Пределом отрицательной свободы служит самоутверждение личности, не признающей никаких авторитетов и не боящейся ничего. Однако человеческий разум чаще всего боится такой свободы, так как нести ее бремя под силу лишь ницшеанскому сверхчеловеку. Абсолютная свобода требует духовного мужества, на которое способны далеко немногие. Поэтому возникает еще один этический парадокс, а именно страх перед свободой, когда явное стремление к свободе уживается с тайным стремлением к рабству. Как правило, ни один здравомыслящий человек, даже слабый духом, до конца не осознает, что он, боясь бремени ответственности, предпочитает рабство, но его подсознание руководствуется логикой «бегства от свободы». Однако, совсем отказаться от отрицательной свободы тоже невозможно, так как это означало бы и отказ от самой идеи свободы, так как момент возможности своеволия принадлежит к сущности свободы. Отрицательную свободу можно преодолеть, устремив ее к высшим ценностям истины и добра, тогда человек переходит к пониманию сущности положительной свободы. Она обретается не в эгоистичном самоутверждении личности, а в служении высшим ценностям, которые важнее чем ценности личной или даже коллективной пользы. Но этот путь требует от человека самоопределения, а иногда и самоотречения. Поэтому человеческая воля, порабощенная эгоизмом, противится этому. Человек боится ответственности, налагаемой положительной свободой. В результате, одним из главных препятствий на пути осуществления истинной свободы является тайный страх перед свободой. Преодолев его, человек прежде всего осознает, что положительная свобода (свобода «для») выражается в готовности взять на себя нравственную ответственность за свои убеждения поступки. Нравственная свобода говорит об уровне нравственного развития человека и справедливости его претензий на обладание свободой. Таким образом, в этическом пространстве действует закономерность: чем большей степень свободы располагает человек, тем большую ответственность он должен нести. Поэтому стремление убежать от ответственности означает и бегство от свободы, а вместе с этим и неизбежность моральной деградации. Следовательно, положительная свобода – свобода, предназначенная для морали и служения высших ценностей. Ницше определил свободу как волю к личной ответственности. Истинная свобода всегда начинается с выбора в пользу добра, которая, в результате, укрепляет и развивает нравственность не только человека, но и общества в целом.

Прикладная этика

1. История прикладной этики и взаимодействие с теорией этики

2. Основные проблемы прикладной этики

Современная этика развивается в двух основных направлениях – теоретическом и прикладном.

К первому относятся разделы, которые раскрывают закономерности развития этики, сущность морали, ее функции, категории, принципы и нормы.

Прикладная этика часто понимается как практическая этика, которая конкретизирует общие этические принципы к частным случаям частной и общественной жизни, а так же занимается изучением «открытых моральных проблем». Уже античные философы Платон, Сенека, Лукреций обсуждали такие практические вопросы этики, как самоубийство, смертная казнь, отношение к женщинам и детям, поведение государственных деятелей и т.п. Христианские мыслители А. Блаженный и Ф. Аквинский анализировали проблемы справедливых и несправедливых войн, лжи и насилия. Т. Гоббс подчеркивал важность этики при решении политических и государственных проблем. Д. Юм размышлял о феномене самоубийства, а Дж. Милль пишет работу «речь в защиту смертной казни». В целом, в работах этих авторов проблемы прикладной этики рассматривались так же, как это делается сегодня, но они не выделялись в самостоятельный раздел этического знания. Лишь с начала 20 века ученые все больше задумались о необходимости переосмыслить структуру этического знания. Дж. Э. Мур выступил с критикой всех традиционных направлений этики. Он показал, что ни одно из существовавших в этике направлений не в состоянии решить ни один из ее основополагающих вопросов, а именно: что такое добро, счастье, правильное поведение и т.п. к 60-м гг. 20 века критика завершилась почти единодушной решимостью ученых обратиться от сухой теории к жизненных фактам моральной, социальной и психологической жизни людей. Этику начинают интересовать все детали, все конкретные подробности поведения человека с моральной точки зрения. Этика стала разбирать не абстрактные, а конкретные ситуации, где на карту ставятся не только благополучие людей, но даже сама их жизнь. Все это дало толчок к бурному развитию именно прикладной этики, которая стремится решать самые насущные, острые, больные и неоднозначные проблемы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: