Терминологический комментарий




Абилитация – первоначальное формирование способностик чему-либо. Термин приме­ня­ется преиму­щественно к детям раннего возраста с отклоне­ниями в развитии, в отличие от реа­билитации – восстановления способности к чему-либо, утраченной в резуль­тате болезни, травмы и др.

Активный словарь – слова, которые говорящий наданном языке не только понимает, но и употребляет, активно использует.

Артикуляция – деятельность, движения и позиции органов речи, нужные для произне­сения данного звука, комплексов звуков, составляю­щих слоги и слова, складывающиеся из ар­тикуляционных фаз.

Аттракция – привлекательность одного человека длядругого.

Аутогенная тренировка – психотерапевтический метод лече­ния, разра­ботанный Й.Г. Шультцем в 1932 г. и предполагающий обучение па­циентов мы­шечной релаксации, са­мо­вну­шению, развитию концентрации внимания и силы представле­ния, умению контролировать непроизволь­ную умствен­ную актив­ность с целью повышения эффективности значи­мой для субъ­екта дея­тельности.

Визуальное общение – зрительный контакт между общающи­мися людьми.

Внешняя речь – речь в собственном смысле, т. е. облеченная в звуке, имеющая звуковое выражение.

Внутренняя речь – скрытая, незвучная речь, различные виды исполь­зо­вания языка (язы­ковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Восприятие устной речи – построение субъективной модели осмыс­лен­ного сообщения на основе процесса активного слушания. Этот процесс включает в себя восприятие устного ре­че­вого сообщения на сенсорном уровне, вычленение сигнальных звуков в составе слова и его опознание на перцептивном уровне, установление смысла предложения и всего сообще­ния в целом. Смысловое восприятие в значительной мере зависит от инди­виду­ально-личностных особенностей слушающего или читающего, прежде всего, от гибкости мышления и направлен­ности личности.

Голос – 1) способность интонировать речь или петь;

2) со­вокупность разнообразных по своим характери­стикам зву­ков, про­изводимых путем модуляции выдыхаемого (или вдыхаемого) воздуха вибри­рующими голосовыми складками;

3) акустический феномен, состоящий в том, что звуки, образо­ванные с уча­стием голосо­вых складок, несут информацию об ин­дивидуальных осо­бенностях говорящего: его физическом и эмо­ционально-психологическом состоянии, интел­лектуальном и социокультурном уровне, профессиональ­ной и национальной при­надлежности. Голос характеризуется силой, высо­той, то­ном, тембром, резонансом, способом подачи.

Дефицит общения – снижение интенсивности и качества общения ре­бенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в дет­ских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интерна­тах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ре­бенку достаточ­ного вни­мания. Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, при­водит, как правило, к задержкам и отклонениям в психиче­ском разви­тии.

Дикция – 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающих четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а также слов и фраз в целом;

2) произношение, степень отчетливости, ясности и чистоты в произне­се­нии слов, слогов и звуков в разговоре, пении; хорошая дикция предпола­гает отсутствие скороговорок, «проглаты­вания» отдельных звуков и сло­гов, де­фектов речи; она необходима для лучшего восприятия речи гово­рящего.

Деонтология – учение о педагогической этике, эстетике, нравст­вен­но­сти, в частности, о том, как логопед должен строить свои взаимоотно­шения с ло­гопатом, его родственниками и с коллегами по работе.

Жест – элемент пантомимики, выразительное движение, выполняемое руками. Жесты подразделяются на иллюстративные, обслуживающие ка­кую-либо высказываемую мысль, и выразительные, свидетельствующие об эмо­циях или намерениях человека. Ряд жестов приоб­рел ритуализирован­ное значение.

Идентификация – уподобление себя другому, взгляд на вещи с его точки зрения.

Интонация –сложный комплекс невербальных ритмико-интонацион­ных средств (просо­дических элементов), включающих мелодику, степень громко­сти, интенсивности движения тона, паузы, логическое ударение, до­полняю­щих и усиливающих эмоционально-смысловое и экспрес­сивное значение звучащей речи. Интонация помогает лучше по­нять суть высказы­вания и от­ношение говорящего как к предме­ту речи, так и к собеседнику или аудито­рии.

Интроверсия – направленность личности на собственные ощущения, переживания, мысли, чувства, избегание контактов с другими людьми.

Кинесика – совокупность телодвижений: жестов, мимики, пантоми­мики (движения тела).

Креативность – творческие способности индивида, характеризую­щиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и вхо­дящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора.

Коммуникативная функция речи – использование речи для со­об­ще­ния другим какой-либо информации или побуждения их к действиям.

Коммуникативный – относящийся к общению как передаче ин­тел­лек­туального содер­жания, в отличие от эмоционального,т. е.выражения пе­чали, радости и других чувств, состав­ляющих содер­жание некоммуника­тив­ных выска­зываний.

Коммуникация – информационная связь субъекта с тем или иным объ­ектом – человеком, животным, машиной. Коммуникация выра­жается в том, что субъект передает некую информа­цию (знания, идеи, де­ловые сообщения, фактические сведения, указания, при­казания и т. п.), ко­торую получатель должен при­нять, понять (правильно декодировать), хо­рошо усвоить и в соот­ветствии с этим поступать.

Логическое ударение – выделение наиболее важного слова в ряду ос­тальных слов для придания предложению точного смысла. Интонационное выделение логического слова вы­ражается в повышении, понижении или уси­лении звука голоса, в подчеркнутой артикуляции слова.

Логопедия – наука о нарушениях речи, о методах их предуп­режде­ния, выявления и уст­ранения средствами специального обу­чения и воспита­ния, раздел коррекционной педагогики.

Мелодика речи –повышение и понижение тона голоса. В со­четании с ударениями и пау­зами фонетическая мелодика оформ­ляет смысловые от­но­шения между частями фразы.

Мимика – внешнее выражение психических состояний, про­являю­щееся в выразитель­ных движениях мышц лица.

Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частич­ных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т. д.) и обу­словленные расстройством нормально­го функционирования пси­хофи­зиоло­гических меха­низмов речевой деятельности.

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может вы­ступать в одно и то же время и как процесс взаимодейст­вия индивидов, и как ин­формационный процесс, и как от­ношение людей друг к другу, и как про­цесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс со­переживания и взаим­ного понима­ния. Общение основано на реализации особой потребно­сти в контакте с другими субъектами, об удовлетворении которой свиде­тельствует возникновение радости от общения. Нарушения общения вызы­вают измене­ния личности.

Основной тон высказывания – одно из главных средств интонаци­онно-звуковой выра­зительности речи, с помощью которого автор передает свое отношение к тому, о чем он гово­рит. В создании «тона» большую роль иг­рают тембр голоса и другие интонационные средства.

Пантомимика – внешнее выражение психических состояний, прояв­ляющееся в выра­зи­тельных движениях тела (изменения в походке, осанке, жестах).

Паралингвистика – вокальные возможности голоса, его диапа­зон, то­нальность.

Пассивный словарь – слова понятные, знакомые, но не употреб­ляе­мые в обычном рече­вом обращении.

Пауза – остановка в процессе речи, пограничный сигнал, отделяющий друг от друга слова и предложения. Паузы могут быть грамматическими, психо­логическими (пауза припоминания, пауза умолчания, пау­за на­пряже­ния), физическими (недостаток дыхания, кашель, глотание слюны и т. п.).

Педагогическое общение оптимальное – такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для правильного фор­ми­рова­ния личности, творческого характера учебной деятельности и раз­вития учащихся, обес­печивает благоприятный эмоциональный кли­мат и позволяет максимально использо­вать в учебном про­цессе лич­ностные осо­бенности учителя.

Письменная речь – вербальное (словесное) общение при помощи пись­мен­ных тек­стов.

Проксемика – наука, изучающая нормы пространственной и времен­ной организации об­щения.

Психолингвистика – раздел психологии, посвященный исследованию речевого поведе­ния. Занимается описанием сообщений на основе изучения механизмов порождения и воспри­ятия речи, функций речевой деятельно­сти в обществе, связи между коммуникационными сооб­щениями и свойст­вами участников коммуникации (превращение намерений говорящего в со­обще­ние, интерпретация его слушающим), связи языкового развития с раз­витием личности.

Психотехника речи – это система индивидуально-психологического управ­ления голо­сом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с усло­виями общения, раздел психотехники общения.

Психотехника общения – совокупность приемов эффек­тивного поль­зо­вания лингвисти­ческими, паралингвистическими и экстралингвис­тиче­скими средствами взаимодействия людей.

Релаксация – расслабление, понижение тонуса скелетной и ре­чевой мускулатуры.

Рефлексия – осознание того, как субъект воспринимается и оценива­ется другими инди­видами или общностями.

Речевая деятельность – вид деятельности (наряду с тру­довой, по­зна­ва­тельной, игровой и др.), который характеризуется предметным мотивом, це­ленаправленностью, состоит из не­сколь­ких последовательных фаз – ориенти­ровки, планирования, реа­лизации речевого плана, контроля (Л.С. Выгот­ский). Р. д. реализуется в таких ее основных видах, какслушание, гово­рение, чте­ние, письмо.

Речевая ситуация – 1) ситуация речи, ситуативный кон­текст рече­вого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуатив­ного контекста, зна­чимых для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Речевое (фонационное) дыхание – этодыхание в процессе речи, от­ли­чающееся от обыч­ного (физиологического) более быстрым вдохом и за­мед­ленным выдохом, значительным уве­личением дыхательного объема, пре­имущественно ротовым типом дыхания, максимальным расхождением голо­совых складок на вдохе и значительным сближением на выдохе.

Речевое общение – это мотивированный живой про­цесс взаимодейст­вия между участни­ками коммуникации, кото­рый направлен на реализацию кон­кретной, жизненной целевой уста­новки, протекает на основе обратной связи в конкретных видахречевой деятельности. Р. о. обоюдно, соци­ально и целе­направленно. Формой проявления Р. о. является речевое поведение собесед­ни­ков, а содер­жанием –их речевая деятельность.

Речевой этикет – система национально-специфических, стереотип­ных, устойчивых фор­мул общения, принятых обществом для установления кон­такта собеседников, для его поддер­жания и прерывания (в избранной тональ­но­сти, в различной обстановке общения).

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конст­рукций, создаваемых на основе определенных правил. Пра­вила языкового конструирования имеют этноспецифические особенно­сти, которые выражаются в системе фонетических, лекси­ческих, грамма­тических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Под Р. по­ни­мают как сам процесс (речевая деятельность), так и его резуль­тат (речевые тексты, устные или письменные).

Ритм речи – последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смы­словое или выразительное значение, через одинаковую или пропорциональную меру времени.

Самостоятельная речь – речь без непосредственной опоры на го­то­вый образец в виде произнесенных каких-либо слов или фраз; ис­пользу­ется как вид упражнений, который служит подготов­кой к свободному применению приобретенных в результате логопе­дической работы навыков речевого об­щения. В за­виси­мости от той функции, которую выполняет речь в обще­нии, приня­то разли­чать ситуативную и кон­текстную речь.

Слушание (аудирование) – рецептивный видречевойдеятельности, на­правленный на смысловое восприятие звучащих текстов. Виды С. опре­де­ля­ются в зависимости: а) от типа ус­тановки смыс­лового восприятия тек­ста (глобальное, когда, например, нужно опреде­лить тему, сказать, о чем шла речь; детальное, когда требуется воспроизвести услышанное под­робно; кри­тическое, когда нужно дать оценку услышанному); б) от источ­ника (теле-, радиопередачи, маг­нитофонные записи и т. д.); в) от того, ви­дим мы говоря­щего или нет; г) слушаем ли мы одного или нескольких го­ворящих и т. д.

Социальная адаптация – процесс интеграции человека в общество, в результате кото­рого достигается формирование самосознания и ролевого по­ведения, способности к самокон­тролю и самообслуживанию, адекват­ных связей с окружающими.

Стресс – понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения со­стоя­ния психического напряжения, обусловленного выполнением деятель­ности в особенно сложных условиях.

Такесика – контакт общающихся людей, осуществляемый с помощью прикосновения.

Техника речи – совокупность умений и навыков, применяемых для оп­тимального зву­ча­ния речи, владение приемами эффектив­ного использо­вания речевого аппарата.

Устная речь – продуктивный типречевой деятельности, вербальное (словесное) обще­ние при помощи языко­вых средств, воспринимаемых на слух. У. р. – живая речь, которая не только произносится, звучит, но и соз­да­ется в считанные секунды, вмомент гово­рения.

Фонастения – нарушение функции голосообразования без ви­димых ор­ганических изме­нений в голосовом аппарате. При Ф. наблюдаются быст­рая утомляемость и прерывание го­лоса, неприятные ощущения в горле при пе­нии и разговоре (царапание, жжение).

Фонетическое оформление речи – звуковая сторона ре­чи, со­став­ляющая материаль­ную основу, которая обеспечивает выра­жение и раз­личе­ние смысла. Отклонение в Ф. о. р. при­водит к неприят­ному для слуха иска­жению речи, а в наи­более выраженных случаях – и к пол­ной ее нев­нятности, препятствующей общению посредством устной речи; в некото­рых случаях – к затруднениям в усвоении детьми чтения и письма.

Функции общения – 1) информационно-коммуникативные (связан­ные с приемом и пере­дачей информации, познанием людь­ми друг друга); 2) регу­ляци­онно-коммуникативные (регу­ляция людьми поведения друг друга, орга­низация совместной деятельно­сти); 3) аффективно-коммуника­тивные (они связаны с эмо­цио­нальными сферами человека).

Экспрессивная речь – процесс порождения речевого высказывания, представленного в устной или письменной форме. Начало этого процесса лежит в формировании общего замысла, затем строится внутренняя речь, пе­реводимая в конечном итоге в собственно внешнюю речь.

Экстралингвистика – темп речи, паузы, вкрапление в паузы (покаш­ли­вание, смех и др.), громкость речи.

Этика – учение о нравственности (морали).

Эмпатия – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Язык – 1) система фонетических, лексических и граммати­ческих средств, являющаяся орудием выражения мыслей, чувств, волеизъявле­ний и служащая важнейшим средством обще­ния людей. Будучи нераз­рывно свя­занным в своем возникновении и развитии с данным челове­че­ским коллекти­вом, язык представляет собой явление социальное. Он обра­зует органическое единство с мышлением, так как одно без другого не су­ществует;

2) разновидность речи, харак­теризующаяся теми или иными стилисти­ческими признаками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: