Программа учебного курса «Коммуникативная культура




Учителя-логопеда»

Пояснительная записка

 

Проблема гуманизации образования, которая четко выявляется в связи с изменением социально-экономической обстановки в современном обществе, приводит к новому пони­манию процесса обучения и воспитания в целом и предъявляет особые требования к педа­гогу и, соответственно, к учителю-логопеду, с позиции его профессиональной компетентно­сти. Особое место в обозначенной системе занимает педагогическая техника, которая на­ряду с гуманистической направленностью личности учителя, его профессиональными знаниями, способностями к педагогической деятельности является важным элементом структуры педагогического мастерства (И.А. Зязюн и др.).

Педагогическая техника включает две группы умений: умение управлять своим по­ведением (владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи, включая ее вербальные, мимические и пантомимические элементы, социально-перцептивные способ­ности); умение взаимодействовать в процессе решения педагогических задач (дидактиче­ские, организаторские, коммуникативные умения, владение техникой контактного взаи­модействия, управления педагогическим общением и др.).

Педагогическое общение, которое выражает коммуникативную природу педагогиче­ской деятельности, на первый план в общей системе профессионально значимых качеств педагога выдвигает коммуникативные умения. При организации педагогического обще­ния учитель, в том числе и учитель-логопед, реализует следующие цели: передачи знаний (информативно-коммуникативный компонент общения по классификации Б.Ф. Ломова); формирования умений и навыков совместной деятельности (ре­гуляционно-коммуника-тивный компонент общения); создания положительной мотивации для восприятия и по­нимания окружающих людей (аффективно-коммуникативный компо­нент общения).

В качестве важного звена в системе профессионального образования учителя-лого­педа мы рассматриваем его коммуникативную подготовку как подготовку к полноцен­ному межличностному общению, творческому сотрудничеству и диалогу с окружающими людьми, к эффективному педагогическому общению и взаимодействию. Для того, чтобы развивать готовность к диалогу, средства общения и коммуникативные умения у детей с нарушениями речи, учителю-логопеду необходимо самому овладеть базовыми основами коммуникативной культуры, развивать и совершенствовать свой коммуникативный по­тенциал как систему коммуникативных свойств, способностей и умений.

Программа учебного курса предполагает ознакомление студентов 2 курса дефекто­логического факультета (специальность 031800 «Логопедия») с базовыми понятиями коммуникативной культуры учителя, а также практическое овладение студентами элемен­тами и средствами педагогической техники, являющимися необходимым компонентом профессиональной компетентности учителя-логопеда.

Целью курса является обучение студентов основным элементам культуры общения как формы педагогического взаимодействия.

В процессе изучения курса у студентов формируются представления о структуре ре­чевого общения, о вербальных и невербальных средствах воздействия на собеседника, об использовании элементов педагогической техники в процессе коррекционно-педаго-гического воздействия на детей и подростков с нарушениями речи, о педагогиче­ской технике, коммуникативной культуре учителя-логопеда. В процессе практического усвоения курса студенты совершенствуют навыки техники речи (отработка фонационного дыхания, ра­бота над речевым голосом, дикцией, тренировка пластической и мимической выразитель­ности, темпо-ритмического чувства и др.).

Задачами курса являются:

формирование представлений об общении как коммуникативной деятельности, об основных составляющих процесса общения, о коммуникации, о языке, как универсальной системе знаков;

формирование у студентов системы психолого-педагогических знаний о структуре, видах и правилах речевого общения, об основных элементах и культуре речевого и нере­чевого поведения учителя;

ознакомление студентов с вербальными, мимическими, пантомимическими компо­нентами общения;

обучение основам психотехники речи;

развитие интереса к избранной профессии.

В результате изучения курса у студентов должны быть сформированы сле­дующие знания:

об основах общения как форме человеческой деятельности, об основных направлениях исследований в этой области;

о структуре и культуре педагогического общения;

о профессиональных требованиях к речи и коммуникативному поведению учителя-логопеда;

о системе упражнений для развития дыхания, голоса, дикции, ритмики речи;

о невербальных средствах общения, методах использования мимической и пластиче­ской, кинесической техник в педагогическом общении;

об основных элементах педагогической техники и педагогического мастерства.

В процессе изучения данного курса предполагается формировать у студентов сле­дующие профессионально значимые умения и навыки:

осуществлять конструктивное межличностное общение;

следовать нормам и правилам речевого общения;

владеть речевым дыханием, голосом, четкой дикцией и ритмикой речи;

владеть операциями невербального общения;

преодолевать психологические барьеры общения;

работать с психолого-педагогической и специальной логопедической литературой, извлекать про­фессионально значимые сведения.

Изуче­ние курса предполагает применение практических за­нятий, самостоятельной работы сту­дентов. Тематика и содержание практических занятий увязывается с содержанием лекцион­ного материала по логопедии и циклами психолого-педагогических и лингвисти­ческих дисциплин, с самостоятельной ра­ботой студентов, что обеспечивает внутрипред­метный и межпредметный синтез знаний.

Практические занятия, которые являются связующим звеном теории и практики ло­го­педии, служат целям углубления и систематизации теоретических знаний студентов, приобретенных при прослушивании лекций и в процессе само­стоятельной работы; фор­мирования определенных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых в диагностической и коррекционной работе с детьми и подростками, имеющими различные отклонения в речевом развитии. В процессе проведения практических занятий по курсу у студентов формируются основные умения профессиональной педагогической тех­ники, отрабатывается система работы над дыханием, мимикой, пантомимикой; форми­руются навыки конструктивного общения, владения технологиями профессионального общения и взаимодействия с детьми и подростками, страдающими нарушениями речи.

Применение контрольных и практических, тестовых заданий, тестирования и самотестирования на практических за­ня­тиях учебного курса позволяет разно­об­ра­зить формы и методы работы, улуч­шить качество усвоения тео­ретических знаний и готовить студен­тов к выпол­нению практических задач. С аналогичными целями используется и моде­лирование на за­нятиях си­туаций, приближенных к будущей профессиональ­ной деятельности (беседа, логопедическое занятие, консультирование родителей, изу­чение невербальных средств общения путем наблюдения за коммуникацией собеседников и др.); элементы игрового коммуникативного тренинга; тес­тирование коммуникативных способностей и умений студентов.

В процессе самостоятельной работы студенты знакомятся с основной и дополни­тельной литературой по проблемам общения, педагогической техники; углубляют и закрепляют теоретические знания по содержанию курса; совершенствуют и тренируют навыки и умения педагогической техники; умения по конспектированию лите­ратуры; готовят сообщения и рефераты по различным разде­лам курса.

Для проверки знаний студентов в процессе изучения курса в рабочей программе пре­дусмотрены различные формы контроля: выполнение тестовых заданий, написание срезо­вых и итоговой контрольных работ. Изучение курса заканчивается зачетом.

 

Содержание программы

1. Общение в образовательном про­цессе.

Общение как коммуникативная деятельность. Структура, этапы, средства общения. Феномен затрудненного общения. Особенности педагогического обще­ния. Специфика профессионального педагогического слушания. Культура коммуникативного поведения учителя Барьеры педагогического общения. Управление педагогическим взаимодейст­вием. Технология управления педагогическими конфликтами.

2. Коммуникативная культура учителя

Коммуникативная компетентность как компонент коммуникатив­ной культуры лично­сти. Коммуникативные способности личности. Структура и уровни коммуникативной культуры учи­теля. Профессиональные комму­ника­тивные умения учителя.

3. Культура речевого общения

Развитие коммуникации в онтогенезе. Речевая деятельность и речевое поведение. Правила речевого общения. Виды речевого общения. Особенности культуры речи педагога. Требования к речи учителя-логопеда: стиль, правильность, чистота, точность, эмоциональность и др. Речевое взаимодействие в педагогическом процессе. Культура слушателя.

4. Невербальные средства общения в педагогическом про­цессе

Характеристика невербальных средств общения в реальном взаимодействии с людьми. Мимика, жесты, интонация, выражение лица. Требования к мимике и пантомимике педагога. Внешний вид педагога: осанка, поза, походка, одежда, прическа.

5.Психотехника речи учителя-лого­педа

Паралингвистические средства общения. Значение владения техникой речи для профессионального становления учителя-логопеда. Механизм, типы, гигиена речевого дыхания. Причины и пути устранения нарушений речевого дыхания. Профессиональные требования к голосу педагога. Упражнения для развития голоса. Профилактика голосовых расстройств. Упражнения для развития дикции. Упражнения для развития ритмико-интонационных умений.

6. Основы педагогического мастерства учителя-лого­педа.

Педагогическая техника как важный компонент структуры педагогического мастерства. Коммуникативная направленность педагогиче­ской тех­ники учителя-лого­педа. Структура педагогического мастер­ства. Коммуникативная компетентность учителя-логопеда. Основы профессионализма учителя-лого­педа.

Тематический план



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: