Темперамент человека является его врожденной особеностью, характер же приобретается во время его социализации.




1. 2. Темперамент определяют биологическе факторы, характер же определяется социальной средой, в которой человек проживает. Так, в разных условиях жизни у людей формируются различные типы характеров, в то время как о типах темперамента это сказать нельзя.

2. 3. Темпераментом человека определяются только динамические особенности его поведения, в характере же — реальные ценности и мораль.

3. 4. Темпераменту человека нельзя дать оценку. Например, нельзя сказать что у кого-то он хороший, а у кого-то плохой, но характеру такие оценки подходят.

4. 5. Описывая темперамент человека используют термин "свойства", при описании же характера — термин "черты".

 

3. История вопроса. Идеи о психологическом различения людей возникли еще в эпоху ранней древности. Так, греческий рабовладелец, покупая раба, внимательно осматривал его внешность - мышцы, хр Ребет, зубы, для того чтобы определить физическую работоспособность невольника Однако рабовладельца интересовали и психические черты раба - будет ли он послушным, сдержанным, покорным и трудолюбивым Поэтому именно в Древней Греции зарождается Физиогномика — метод определения типа личности, душевных качеств и состояния здоровья по анализу внешних черт лица.

Помимо этого, люди также определяли определённые черты характера при помощи гороскопа. Смысл закл. В том, что в древности люди соотносили будущее человека с положением звёзд и планет в космосе.

4. Свойства характера. Свойства и черты характера человека принято в психологии объединять в группы:

• моральные (сюда входят чувство долга, ответственность, честность, чуткость, внимательность);

• эмоциональные (нежность, чувствительность, обидчивость, подавленность, страстность);

• волевые (среди них – мужество, выдержка, смелость, энергичность, уверенность, инициативность).

 

5. Классификация характера. К. Юнг предложил классифицировать характеры в зависимости от принадлежности к экстравертированному и интравертированному типу.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ТИПОВ

Экстравертированный тип. Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого подобно магниту, притягивают к себе интересы, жизненную энергию субъекта, в известном смысле ведет к принижению личностной значимости явлений его субъективного мира. Ему свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность.

Интровертированный тип. Для него характерна фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затрудненная адаптация.Также психология выделяет людей, у которых в равной степени присутствуют черты экстраверта и интроверта, их называют амбоверты.

 

Эмоции и воля.

1. Определение эмоций. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

Виды эмоций. Условно эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и отрицательные, попробуем перечислить основные из них.

3. К положительным эмоциям принадлежат:

• удовольствие,

• восторг,

• радость,

• уверенность,

• симпатия,

• любовь,

• нежность,

• блаженство.

4. К негативным эмоциям принадлежат:

• злорадство,

• месть,

• горе,

• тревога,

• тоска,

• страх,

• отчаянье,

• гнев.

5. Нейтральными можно назвать:

• любопытство,

• изумление,

• безразличие.

Основные теории эмоций.

1. Эволюционная теория эмоций -. В ней эволюционный принцип применяется к психологическому развитию живого организма и доказывается, что между поведением животного и человека не существует непроходимой пропасти. Как показал Дарвин, во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей.

2. Рудиментарная теория эмоций - Развивает эволюционную идею о происхождении эмоций, оценивая их со стороны поведенческой сферы.

3. Психоаналитическая концепция эмоций. Психоанализ обращает внимание на энергетическую составляющую психических процессов, рассматривая в этом плане и эмоциональную сферу

4. Двухфакторная теория эмоций. Двухфакторная теория эмоций Стенли Шехтера предлагает рассматривать эмоцию как сочетание двух компонентов: физиологического возбуждения и когнитивной интерпретации этого возбуждения. Согласно теории, «продукты процесса познания используются для интерпретации значения физиологических реакций на внешние события».

5. Биологическая теория эмоций. В соответствии с биологической теорией эмоций Петра Кузьмича Анохина, в процессе эволюции эмоции совершенствовались так же как мышцы, зрение и слух. Наиболее развита система эмоций у человека, так как у него наряду с биологическими потребностями, появляются потребности физиологические. Ведущие эмоции с отрицательным знаком сигнализируют организму об отклонениях в его внутренней среде (голод, жажда), что активирует соответствующую программу действий. Завершение целенаправленных действий сопровождается положительным эмоциональным фоном, что закрепляется в памяти животного как «получение награды».

4. Во́ля — психическая функция постаналитического характера, итоговый результат выполнения который всегда оригинален (в своей мотивирующий сущности) во всех проявлениях, в силу уникальности процесса анализа информации индивидуумом. Иными словами, воля заключается в способности индивида к сознательномууправлению своей психикой и поступками в процессе принятия решений для достижения поставленных целей.

5. Различают три наиболее распространенных вида этого важного компонента человеческой психики:

6. Свободная воля именуется иными словами как духовная свобода. Именно эта свобода решений и поступков свойственна глубоко верующим личностям. Для примера стоит вспомнить, как живут монахи. Они с легкостью отказываются от материальных благ и живут «не по плоти, а по духу».

7. Воля, называемая естественной, проявляется в свободе выбора, мышления, взглядов, суждений, поведения человека.

8. И последний вид – это вынужденная воля, характеризующаяся навязанным решением. В данном случае вы вынуждены осуществлять свой выбор по необходимости в связи с определенными сложившимися обстоятельствами.

Личность

1. Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъектасоциокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности

2. Социализация личности. Понятие о социализации как процессе полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление, сложилось в структурно-функциональном направлении американской социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). Социализация здесь рассматривается как процесс вхождения человека в социальную среду через его приспособление к культурным, социальным и психологическим обстоятельствам и внутреннее принятие им социальных и других норм. Иначе понимается социализация в гуманистической психологии, В ней социализация - это процесс самоактуализации "Я-концепции", самореализации личностью своего потенциала и творческих способностей, процесс преодоления негативных влияний среды, мешающих ее саморазвитию и самоутверждению.

3. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли. Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).

4. Направленность личности [1] — это система устойчиво характеризующих побуждений человека (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир,общество; чего избегает, против чего готов бороться). Виды направленности. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим. Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

5. В психологии самосознание понимается как психический феномен, сознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенокначинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. Функции самосознания

• Самопознание — получение информации о себе.

• Эмоционально-ценностное отношение к себе.

• Саморегуляция поведения.

 

Стадии (или этапы) развития самосознания:

1. Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

2. К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.

3. К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

4. Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

 

6. Защи́тный механи́зм (психологи́ческая защи́та) — понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию отрицательных переживаний. Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными (интериоризированными) требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.К механизмам психологической защиты, как правило, относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение, отчуждение

 

Коллектив.

Коллектив (от лат. collectifious — собирательный) — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития

1. Характеристика малых групп. Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм(набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения). Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.

2. Коллективистские отношения – это отношения между членами коллектива, определяемые тем, как они относятся к общим целям и делу коллектива и какие ценности, нравственные нормы регулируют их жизнь.

3. Феноменология малых групп. Под феноменологией малых групп понимается представление и описание основных явлений, присущих малой группе. Для описания с психологической точки зрения происх. Процессов, включены 2 основные характеристики малых групп - собственные характеристики группы и характеристики, определяющие положение человека в группе. К собственным характеристикам группы относятся: композиция группы, структура и групповые процессы.

Композиция группы, или ее состав - это совокупность характеристик членов группы, Например, численность группы, се возрастной или половой состав, национальность.Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры предпочтений (социометрическая структура), власти и коммуникаций.

К групповым процессам относятся, прежде всего, такие показатели динамики группы как процесс развития и сплочения группы, процесс группового давления, выработки решений.

 

4. Лидерство - отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе СТИЛЬ (стиль лидерства; стиль руководства) - типичная для лидера (руководителя) система приемов воздействия на ведомых (подчиненных).

К. Левин выделил три стиля лидерства:

1. авторитарный (директивный) - жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и пр.;

2. демократичный (коллегиальный) - коллегиальность, поощрение инициативы и пр.;

3. анархичный (либеральный) - отказ от управления, устранение от руководства и пр.

 

5. Межличностные отношения в группе — это социальные контакты, возникающие между членами одной группы. Существует несколько их видов:Официальные – отношения, которые регулируются должностными обязанностями, закрепленными законодательно.

Неофициальные – в основе лежат личные симпатии и антипатии людей, не имеющие какой бы то ни было юридической основы и твердо установленных норм.

Деловые – возникают между людьми по поводу выполнения совместной деятельности.

Личные – отношения, складывающиеся между людьми вне зависимости от совместно выполняемой деятельности.

Рациональные – в основе лежат объективные качества человека, которые признаются большинством окружающих людей.

Эмоциональные – в оценке человека исходят из субъективного мнения о нем, что далеко не всегда соответствует истинному положению.

6. Влияние группы на индивида. Каждая из социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности, и этот вклад условно можно разделить на положительный и отрицательный. Положительное влияние группы на формирование и развитие личности:

1. В группе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

Группа является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

От участников группы индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя,

Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития

Отрицательные: средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название «обезличивание». люди, живущие в обществе, привыкают считать, что тот, кто находится над ними, кому они должны подчиняться, ответствен и лучше знает ситуацию, чем они сами. Конформизм — широко распространенный феномен, выражающий собой безусловно отрицательное влияние группы на личность, побуждающий ее вести себя нечестно. И чем более сплоченной является группа в своем психологическом давлении на индивида, тем более конформно он вынужден поступать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: