Этика делового общения традиционного общества




ЭТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

Лекция 1.

 

1. Понятие этики.

2. Структура этики

3. Развитие этики предпринимательской

4. Роль этики в менеджменте

5. Определение этики менеджмента

6. Аспекты этики менеджмента

7. Особенности развития этики в России

 

Этика - наука о морали, ее сущности, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни.

 

Этика

Общечеловеческая этика Профессиональная этика

       
   
 

 


Юридическая деятельность Медицина

 

Научные исследования Предпринимательство

 

Этика предпринимательства.

1. Аристотель

Если вкладывать труд в производство, получать с этого прибыль, это этично.

Если даете деньги в долг под %-ты, то это неэтично.

2. Фома Аквинский

Рассуждения о справедливости цены товара. Все предприниматели должны следовать общечеловеческой этике.

3. Макс Вебер для дела

Вернер Зомберт

Карл Маркс в деле

4. 1952 год Семинар “Этика на государственной службе”

5. 1989 год Конференция “Этика в правительстве”

6. 1992 год Конференция г. Москва (международная) “Этика бизнеса”

 

Этика бизнеса:

1) Административная ответственность

2) Этические аспекты принятия управленческих решений

3) Этика и логирование

4) Вопросы обучения этике

5) Конфликт ценностей в организации

 

Требования к менеджеру в условиях переходного периода

Дефицитная экономика Переходный период
1) Профессионализм 1) Профессионализм
2) Выполнить план 2) Менеджер должен учитывать изменения в политической, правовой, технологич., демографич., информационной и экологической сферах
3) Умение хорошо отличаться 3) Внутренняя самостоятельность и умение рисковать
  4) Должен уметь аккумулировать информацию
  5) Культивировать плюрализм мнений
  6) Умение создавать рабочие коллективы

 

 

Основные причины, которые привели наше общество к стагнации:

1) Политическая и социальная нестабильность общества, связанная с проведением 3-ех реформ:

- политическая

- экономическая

- социальная

2) Отсутствие устойчивой привычки к нравственному самоконтролю и самоограничению

3) Господство в обществе старого стиля мышления

Характеристика:

а) Оперирование парными категориями полярного мышления. В сфере бизнеса это приводит к конфликтам во время переговоров и соответственно к их разрыву.

б) Склонность к поиску простых, одномерных решений

в) Высшая ценность - это власть, а не человек.

 

Цель дисциплины этики бизнеса:

1) Преодолеть стереотипы мышления

2) Выработать умение руководить людьми с учетом нравственных категорий.

3) Получать и использовать эффективную, психологическую информацию.

4) Извлекать из негативного опыта позитивные выводы

5) Уметь заниматься самоанализом и объективной самооценкой

 

Этика бизнеса связана со следующими дисциплинами:

 

Маркетинг Философия Социология

 
 


Этика бизнеса

       
   


Культурология Психология Политология

 

Шесть источников этики бизнеса:

1) Наследственность (эволюционные силы естественного отбора оказывают влияние на развитие таких черт, как альтруизм и кооперация, которые лежат в основе этической системы).

2) Религия (эта основа формирует этику бизнеса)

3) Философская система (Эпикурейцы: добродетель - удовольствие от деятельности; стоики и пуритане: трудолюбие и экономичность)

4) Культурный опыт (правила, обычаи, передавания из поколения в поколение)

5) Правовая система (закон дает представление об этическом курсе жизни, но не выражает всех этических предпочтений общества)

6) Нормы поведения:

- определенные нормы поведения на фирме

- оперативная политика компании

- этические кодексы компании

 

Вывод: Этика бизнеса - это процесс, в ходе которого предприниматель, государственный служащий или менеджер определяет этические стандарты в отношении возникающих в организации проблем, самостоятельно анализирует эти стандарты и несет личную, профессиональную ответственность за принятые решения.

В этом определении можно выделить 2 момента:

1) Содержание этических стандартов

2) Процесс, позволяющий их воспроизводить.

Роль этики и основные понятия

Профессиональная роль любого сотрудника организации неотъемлемо связана с выполнением им этических норм, правил поведения и взаимоотношений со своим внешним окружением (коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами). Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Под этикой понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Понятно, что этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют некоторые отличительные особенности.

Этика — одна из древнейших философских теорий, объектом изучения которой является мораль, нравственные проблемы, возникающие перед обществом (от греч. ethos — привычка, обычай). По своей концептуальной основе этика претендует на решение важнейших проблем, когда-либо стоявших перед человечеством: в чем смысл жизни человека, что считать добром, а что злом, истинным и ложным, справедливым и несправедливым. Не случайно великий Кант заметил, что есть два удивительных явления — звездное небо над головой и моральный закон внутри нас. Основоположником этики считается древнегреческий философ Аристотель, который в IV веке до нашей эры создал фундаментальные трактаты о нравственности, о понятиях добра и зла, о достойных или аморальных поступках людей ("Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика").
Поскольку правила практической, нормативной этики вырабатываются в процессе социальной деятельности, то в современной российской действительности, особенно в мире бизнеса и предпринимательства, об этике вспоминать не принято, а уж если иногда и приходится, то с некоторой застенчивостью и стыдливостью. Но если мы действительно хотим вернуть свои национальные духовные ценности, то об этике, законам которой неукоснительно подчинялись все русские люди независимо от их социальной принадлежности, нужно вспомнить в первую очередь.
Совсем непросты философские концепции этики. Уже много веков пытливые умы различных философских школ ведут спор об источнике и основе моральных идей. Рассматривались идеи появления принципов морали из внеисторических начал — от Бога или законов космоса (теологическая этика, натурализм) или как следствие саморазвивающейся абсолютной идеи (Кант, Гегель). Этика, проблемы достижения счастья глубоко рассматривались основоположником античного скептицизма Пирроном и его учениками (трудно удержаться от желания напомнить, что скептицизм обосновывал невозможность познания окружающих человека вещей и рекомендовал воздерживаться от всяких суждений о них. Тогда будет достигнут душевный покой, невозмутимость, а это и есть счастье — в отсутствии страданий (как перекликаются эти мысли с идеями буддизма!). И в современной философии этический релятивизм исходит из утверждения, что нравственность имеет только условный, относительный характер; эти же взгляды характерны для экзистенциализма и прагматизма.
Принципы нравственности исторически изменчивы, и каждый народ имел право считать именно свою мораль наилучшей. Изменяясь вместе с изменениями общества, мораль испытывала воздействие религии, науки, знала собственные взлеты и падения, зигзаги и отклонения. Есть, например, попытки рассмотреть формирование нравственных норм за последние 200 лет под воздействием религии ведущей мировой державы. Так, столетие, с 1775 г. по 1875 г., — в век Великобритании, "владычицы морей", — господствовала англиканская (почти традиционно-христианская) этика, столетие с 1875 по 1975 г. — век США с доминированием протестантской этики в понимании Б. Франклина и других Отцов Государства, а с 1975 г. наступил век Азиатско-тихоокеанского региона, и следует якобы ожидать формирования взглядов конфуцианской этики. Будем надеяться, что под влиянием многих общественных факторов развитие нравственности идет по восходящей линии, раскрывая перед человечеством пути его гармонического развития, хотя периодически и наблюдаются отклонения от высокогуманных идеалов, эти зигзаги нравственности, характерные для современности.

Этика делового общения традиционного общества

В традиционном обществе (обществе "механической солидарности" по Эмилю Дюркгейму), основанном на общности социальной жизни, коллективных представлениях, мифологическом сознании и межличностных отношениях, основным механизмом делового общения являются ритуал, традиция и обычай. Им соответствуют нормы, ценности и стандарты этики делового общения.

Отличительной особенностью этого типа общности является то, что здесь еще нет того разрыва между этическими нормами делового общения и общими представлениями о нравственной жизни, который появится в обществе с развитыми рыночными отношениями. Общие нормы морали являются здесь и нормами делового общения. По большей части они еще не отделяются друг от друга и не противопоставляются друг другу, подобно тому, как деловая жизнь не противопоставляется личной жизни. Но и тогда, когда в рамках традиционного общества возникают частные и корпоративные интересы, общие нормы нравственности все еще продолжают играть главную роль.

В условиях отсутствия товарного фетишизма и всеобщего отчуждения хорошее выполнение самого дела рассматривается как нравственный долг и служит основным способом самоутверждения личности. Человек традиционного общества еще не выработал в себе холуйскую психологию и не гнет спину, стараясь во всем угодить своему начальнику, ибо этические ценности имеют здесь самодовлеющее значение.

Такие понятия, как справедливость, честь, достоинство, свобода, ответственность имеют здесь экзистенциальный жизненно важный для человеческого существования смысл и наполнены не абстрактным, а реальным жизненным содержанием. За утверждение этих ценностей люди часто жертвовали своей жизнью. Пафосом этого типа общения могут служить слова Мартина Лютера: "На том стою и не могу иначе!".

Такой характер этики делового общения обнаруживается уже в Древней Индии. Все человеческое поведение и общение, в том числе и в деловой сфере, подчинено здесь высшим (религиозным) ценностям. Человек этого общества должен "не обращать внимания на то, что другие люди скажут или подумают о нас, или сделают; идти на работу так же, как солдаты идут на сражение, не заботясь о последствиях; расценивать хорошую репутацию, честь, имя, удобные обстоятельства, комфорт, людские привязанности как ничто, если религиозное обязательство потребует пожертвовать ими"1.

Первостепенная роль этическим нормам ритуала, обычая отводится в деловом общении и древнекитайского общества. Не случайно знаменитый Конфуций (551—479 до н.э.) именно долг, справедливость, добродетель ставит на первое место в отношениях между людьми, подчиняя им выгоду и пользу, хотя и не противопоставляет их друг другу. Его идеальный человек, благородный муж (цзюнь-цзы)" сначала проявляет долг, затем приобретает выгоду". С этим связано и отличие его от неблагородного, "малого человека", которое состоит в том, что: "Благородный муж постигнул справедливость, малый человек постигнул выгоду"2.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: