Правила восприятия критики




Практически каждый человек в течение жизни неоднократно сталкивается с необходимостью воспринимать критические замечания в свой адрес. Даже в том случае, если критикующий знает и использует соответствующие этические правила, критика воспринимается достаточно болезненно. Это предопределено объективными особенностями человеческой психологии. Поэтому следует порекомендовать некоторые правила восприятия критики (пропуская их через собственное сознание, можно снизить остроту рассматриваемой проблемы). Всегда следует помнить, что:

· нет бесполезной критики, она является формой помощи в решении возникающих ситуаций;

· необходимо деловое восприятие критики вне зависимости оттого, кто критикует и в какой форме;

· центральный принцип восприятия критики — «все, что я делал, я мог бы делать лучше»;

· наиболее ценная критика направлена на несовершенство того, что кажется нормальным;

· отсутствие критики — это показатель пренебрежения или неве­рия в способность ее нормального восприятия;

· критика позволяет выяснить отношение критикующего к другой стороне;

· необходимо поддержать попытку критикующего конструктивно разобраться в деле, даже если он ошибается.

Основы риторики

Профессиональная деятельность современного специалиста неотделима от необходимости овладения им навыками риторики, т.е. навыками построения, подготовки и доведения до слушателей публичного выступления в различных формах, будь то сообщение на служебных совещаниях, доклад на конференциях и семинарах, лекции, выступления на переговорах, презентациях и т.п. Во многом навыки публичного выступления закладываются общим уровнем воспитания, образования, наличием определенных личностных качеств человека. Несмотря на это, навыки риторики отрабатываются в процессе накопления профессионального опыта при наличии знаний основных правил риторики. Знание этих правил позволяет человеку подать свое выступление в более выгодном свете — как с точки зрения эффективного восприятия слушателями, так и с точки зрения позитивной оценки аудиторией профессиональных качеств выступающего.

Основные правила риторики, описанные ниже, являются универсальными, т.е. они применимы в большинстве ситуаций, при которых возникает необходимость публичного выступления.

Все правила риторики можно разделить по хронологическому принципу на несколько условных групп:

предварительная отработка навыков риторики;

непосредственная подготовка к выступлению;

поведение во время выступления.

Предварительная отработка навыков риторики может предусматривать несколько искусственных приемов, позволяющих поддерживать общую готовность к работе с аудиторией. Ими могут быть, например:

· выступление перед воображаемой аудиторией с предварительным заданием тематики и состава слушателей;

· отработка определений каких-либо терминов и понятий, используемых в профессиональной деятельности;

· использование аудио- или видеозаписи собственных выступлений и т.п.

Непосредственная подготовка к выступлению является весьма важным этапом отработки навыков и правил риторики. Зачастую этот этап игнорируется из-за дефицита времени или излишней самоуверенности в собственных силах. В этой связи следует помнить, что нередко о профессиональных качествах специалиста судят по его выступлению, и оно, в свою очередь, служит средством самореализации, является возможностью заявить о себе.

В общем случае может быть рекомендована следующая структура выступления, которая корректируется и наполняется конкретным содержанием в зависимости от тематики, регламента выступления, подготовленности слушателей и т.п.:

— вступление, стержневая идея выступления;

— краткая история рассматриваемой проблемы;

— тенденции развития проблемы;

— накопленный опыт (положительный и отрицательный) решения проблемы;

— предложения по решению проблемы;

— заключение.

При подготовке к выступлению следует помнить, что устная речь отличается от письменного текста. Это создает дополнительные про­блемы во взаимоотношениях с аудиторией, если выступающий зачитывает готовый текст. В то же время устная речь имеет целый ряд преимуществ, выгодно отличающих ее от письменной работы. К этим преимуществам следует отнести:

· варьирование тональности выступления;

· возможность выделения главных мыслей, акцентирования внимания слушателей на отдельных элементах выступления;

· использование стилистических форм повышения выразительности речи (риторических вопросов, форм диалога и т.д.).

Поведение во время выступления должно способствовать достижению его целей, реализации подготовленного плана выступления (при необходимости — его оперативной корректировке), использованию продуманных заранее преимуществ устной речи. В то же время манера поведения выступающего не должна отвлекать слушателей от целостного восприятия сообщения. Поведение докладчика должно быть естественным, соответствующим проблематике выступления и составу аудитории.

Подготовка выступления

Руководитель должен владеть деловым красноречием. Без этого нельзя оперативно и эффективно управлять коллективом. Слова руководителя должны характеризовать деловитость, лаконичность, взвешенность, емкость, полный отказ от штампа, умение предельно доходчиво, точно, ясно, увлекательно сказать о самых сложных и серьезных вещах. Вместе с этим необходимо отказаться от лишних выступлений, ничего не дающих слушателям, выступлений «по бумажке», подготовленной без участия руководителя.

Замечено, что на современную публику особенно благоприятно действует импровизированная речь, когда оратор, отталкиваясь от текста или тезисов, свободно, на глазах собеседников развивает мысль, аргументирует, спорит, проявляя при этом глубокую убежденность, эрудицию, проникновение в существо дела, увлеченность.

Импровизированная речь[2] пригодна не только для выступлений в прениях на конференциях, собраниях, для похвальных, приветственных или ритуальных выступлений, но и для производственных сообщений. Чертами, отличающими импровизированную (свободную) речь от речи «по бумажке», являются: 1) отказ оратора от полной записи текста выступления и зачитывания его (хотя оратор и тщательно готовился к выступлениям, систематизирует содержание, композицию речи); 2) использование оратором записей основных пунктов программы речи (тезисов).

При обдумывании плана речи необходимо учитывать следующее: с избытком подбирайте материал для выступления, это позволит вам уверенно обращаться с ним. Уверенности в речи способствуют солидные знания в соответствующей области. Если же их нет — провал неизбежен.

На наши рассуждения об импровизированной (свободной) речи по тезисам человек, не имеющий опыта в ораторском деле, может возразить, что ему не подходит свободная форма изложения, так как он каждый раз испытывает страх перед публичным выступлением, когда ему предстоит выступать «без бумажки».

Причины, вызывающие скованность при публичных выступлениях и противодействие им, представлены в табл. 1.

Таблица 1

Причины, вызывающие скованность при выступлениях Противодействие им  
1. Чрезмерное погружение в собственные переживания (смогу ли я произнести речь? Примут ли меня слушатели? Поймут ли они меня? Будут ли слушать? Интересно ли им будет это?) 1. Думайте о деле, сконцентрируйте внимание на содержании речи (представляемая вами позиция важнее вашей особы)  
2. Недооценка собственных возможностей 2. Заставьте себя поверить, что вы действительно хорошо подготовились к выступлению и можете сообщить слушателям нечто важное и полезное (это действительно должно быть так!)
3. Недостаток опыта публичных выступлений   3. Наберитесь смелости и при удобном случае попросите слова; широко используйте возможность участия в различных дискуссиях в кругу семьи (например, при обсуждении телепередач, в рабочем коллективе, на мероприятиях по повышению профессионального мастерства и т.д.)
4. Искаженное мнение о слушателях (ошибочная оценка их вами) 4. Постарайтесь увидеть в слушателях не злонамеренных цензоров, а понимающих партнеров, доброжелательно настроенных по отношению к вам как к оратору
5. Воспоминания о провале 5. Смиритесь с мыслью о том, что одно из ваших выступлений может оказаться неудачным. Проанализируйте свое выступление, выявите причины неудач, сделайте выводы. Основательнее займитесь овладением своими профессиональными и политическими знаниями, техникой речи

 

Есть и другие причины скованности при выступлениях. Например, опасение потерять нить повествования, оговориться, не суметь соответственно прореагировать на непредвиденные ситуации. Это свойственно в основном людям, не имеющим достаточного опыта публичных выступлений.

Каждый руководитель должен уметь убедительно, грамотно и понятно излагать свои мысли перед широкой аудиторией слушателей.

В настоящее время обучению деловых людей выступать и вести деловые беседы придается очень большое значение[3]. Специалисты по менеджменту в США считают, что ведущие бизнесмены американских фирм должны уверенно и свободно выступать перед любой аудиторией. Крупные предприятия обучают своих руководителей индивидуально и группами мастерству риторики.

Концернами предлагаются тщательно и детально разработанные программы обучения. В программу обучения включены ознакомление с основными понятиями логической аргументации, упражнения по произнесению речи перед избранным кругом слушателей и в конце — критические замечания и необходимые исправления в выступлении ученика.

Занятия по таким программам проводят, как правило, известные специалисты в области маркетинга, которым активно помогают социологи.

Количество слушателей ограничено (не более12 человек), поэтому каждый имеет право выходить на трибуну каждое занятие. Для обучения слушателей используются современные вспомогательные средства обучения: магнитофоны, видеокамеры (для записи поведения слушателей и последующего самостоятельного анализа и критического разбора), визуальные средства, аппаратура для статистического учета ответов слушателей в ходе обучения. Эти средства позволяют критически проанализировать движения, мимику, жестикуляцию, интонацию речи, содержание и стиль изложения. Эффективность этих курсов настолько очевидна, что некоторые западные фирмы приступили к организации «антикурсов», т.е. курсов, цель которых — подготовить человека к защите от «обработки» со стороны обученного коммерческого работника.

При подготовке выступления нужно помнить, каковы круг слушателей (половозрастной состав, интересы), на который рассчитано выступление, причина выступления, его тема и цель. Необходимо тщательно и логично спланировать и построить выступление, продумать, как сформулировать свои мысли, чтобы раскрыть тему и достичь цели выступления. Можно подобрать наглядные примеры, но не следует перегружать ими свое выступление.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на мысли, чувства и желания слушателей. Для того чтобы на протяжении всего выступления не снижалось внимание слушателей, можно в качестве примера привести тринадцать приемов[4], способствующих привлечению и удержанию внимания. Какой из них будет использован в выступлении, зависит от конкретной ситуации, повода, цели, обстоятельств и предмета речи, от вашего намерения и аудитории.

1.Неожиданность. Используйте в речи неожиданную и неизвестную слушателям информацию.

2.Провокация. На короткое время вызовите у слушателей реакцию несогласия с излагаемой информацией с целью подготовки их к конструктивным выводам для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.

3.Гипербола. Не бойтесь прибегать к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету. Но позже уже без преувеличения изложите четко свою позицию по проблеме.

4.Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах, делайте прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчеркнуть необходимые ценностные ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.

5.Сопоставление всех «за» и «против». В качестве обзора ознакомьте слушателей со всеми аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концепции и т.д. После сопоставления всех аргументов найдите правильное решение проблемы, используя при этом контрольную аргументацию типа: «однако на самом деле...»

6.Делегирование возможностей принимать решения. Широко используйте способности партнеров (слушателей) принимать решения и их компетентность для выяснения предмета обсуждения; путем постановки соответствующих вопросов вовлекайте партнеров в процесс мышления.

7. Апелляция к авторитету. Для подтверждения правильности сообщенных мыслей ссылайтесь на авторитет слушателей и авторитет «опыта» (работы, жизненный, политический, исторический, а также авторитет науки).

8. Сопереживание. Увлеченно описывайте события, связывающие вас со слушателями, не упуская подробностей, важных для аудитории, и темы, заставляя слушателей сопереживать.

9. Внесение элемента неформальности. Учитывая предмет речи, поведайте аудитории о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последствиях и покажите, каким образом вам удалось найти решение проблемы. Это позволит преодолеть сдержанность и предвзятость слушателей и изменить их мнение в вашу пользу (чтобы они не думали о вас как о «безнадежном теоретике» или «чистом практике», «молокососе», «чиновнике»).

10.Драматизация. Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируя, изображайте обогащающие тему выступления события, чтобы слушатели могли отождествлять себя с действующими лицами и жизненной ситуацией.

11.Прямое включение. Откажитесь от растянутого выступления и отступлений,
если ваши слушатели знакомы с предметом вашей речи; говорить начинайте сразу же с самого главного.

12. Юмор. Не «засушивайте» свою речь, приводите смешные парадоксальные примеры, разбавляйте повествование веселыми шутками, забавными историями из жизни окружающих людей. Дайте слушателям возможность подумать и отдохнуть.

Экспрессия. Не отказывайтесь от средств усиления выразительности, конечно, в зависимости от конкретной речевой ситуации (официальная, неофициальная). Сознательно (особенно если вы выступаете без заранее приготовленного текста) выбирайте такие формулировки, которые заметно отличаются от привычного стиля (запоминающиеся, привлекающие внимание экспрессивные лексические средства).

Использование того или иного приема зависит от конкретной речевой ситуации и личности выступающего. Применение этих приемов не следует выделять и рассматривать отдельно от содержания, так как сами по себе они не имеют особой ценности. Главным в выступлении остается его содержание, а приемы используются как средство передачи мысли в процессе делового общения.

План выступления. Доходчивость и убедительность выступления определяются последовательностью изложения, т.е. композицией (структурой). Примерную структуру выступления можно представить в следующем виде.

1. Вступление: цитаты; пословицы и поговорки; интересные примеры и факты; обоснование темы; утверждения; определения.

2. Основная часть: анализ проблемы, о которой вы хотите сказать; ясность построения, идейное содержание; систематизация содержания, композиция; логически четкое изложение основных и второстепенных вопросов; единство ясности мыслей (непротиворечивость) и точности языка; эмоциональный накал и
его усиление; доходчивость, образность (фактические примеры, цифры, цитаты); неопровержимость выводов.

3. Заключение: изложение основной мысли выступления в виде тезисов; заключительные выводы из своих высказываний, предложения; личное отношение к содержанию речи; указания на нерешенные проблемы и пути их решения; апеллирование к слушателям (предостережение, пожелание, призыв к действию); остроумное высказывание, ссылка на регламент, благодарность за внимание.

Вступление не должно быть ни слишком коротким, ни слишком длинным. Основная функция вступления — привлечь внимание слушателей к предмету изложения и наладить контакт с аудиторией.

Успех доклада во многом зависит от того, насколько убедительна его основная часть, но многое зависит и от концовки. Не следует затягивать свою речь. За мыслями многословного оратора слушатели следят без особой охоты: не уподобляйтесь «говорящей машине». При произнесении торжественных речей важно помнить, что вторая половина речи кажется вдвое длиннее первой (это находит психологическое подтверждение).

15 Технические приемы оратора [5]

В общественной практике и производственной информационной деятельности важны и необходимы выступления по готовым текстам. При этом важно, чтобы выступающий не просто безучастно и монотонно считывал свою речь с листа, а стремился к тому, чтобы с помощью характерной манеры изложения превратить написанный текст в действительную и убедительную речь. Некоторые технические приемы помогут оратору изложить свои мысли более убедительно:

1. Выбор целесообразного (не слишком медленного и не слишком быстрого), умеренного темпа. Это особенно важно, когда восприятие и усвоение информации требует усилий. И здесь оратор не должен пускаться в «галоп». Варьируйте темп речи в зависимости от содержания. Замедляйте его при произнесении важных и сложных для восприятия мыслей и быстро проговаривайте маловажные и не обладающие информационной значимостью фразы. Не говорите слишком быстро тогда, когда речь транслируется через динамики.

2. Четкое произношение отдельных слов и предложений. Говорите внятно, ясно и понятно для слушателей, литературным языком.

3. Визуальный контакт со слушателями (но не с одним!). Быстро пробегайте глазами фразу, во время ее произнесения на мгновение отрывайтесь от «шпаргалки» и, обращаясь к слушателям, снова возвращайтесь к тексту.

4. Использование интонации для выделения отдельных положений (усиление и ослабление громкости звучания голоса). Выделите существенные (подчеркнутые в тексте!) моменты в содержании речи: слова, понятия, части предложений и предложения. Это поможет аудитории сконцентрировать внимание на самом важном. Не перенапрягайте голосовые связки.

 

16 Ответы на вопросы

Наряду с живостью и оперативностью ответы на вопросы считаются одним из наиболее трудных способов общения с массами. Задача руководителя, отвечающего на вопросы, достаточно сложна, его ответы содержат элементы как диалогической речи с характерными для нее дефицитом времени и быстрой реакцией, так и монологической.

В обстановке демократизации и гласности изменился характер вопросов. Расширился диапазон понятия «острый вопрос». Это не только вопрос, связанный с недостатками в снабжении, торговле, обслуживании. Сегодня типичный «острый вопрос» — это вопрос-критика, вопрос-выступление, вопрос-предложение. И чем больше таких вопросов, тем больше возможностей у руководителя вести откровенный разговор, живую дискуссию с аудиторией.

При этом исключается позиция «конфронтации с аудиторией», «обороны» от острых вопросов с переходом на контратаку присутствующих; не словесная баталия, а современный поиск решения с учетом поставленных вопросов — такова разновидность публично­го диалога.

Совершенно недопустимы раздражение, пренебрежительный тон, даже если выступающие явно пытаются «завести» аудиторию. Противопоказаны грубость и высокомерие, они неизменно вызывают отрицательную реакцию присутствующих. Кем бы ни был по своему положению выступающий, единственно возможная тональность ответов на вопросы — доброжелательный разговор на равных. В условиях демократизации и гласности вообще едва ли уместно «давать отпор» и «ставить на место».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: