Методика психолого-педагогического обследования детей 3-го года жизни
Задание | Выполнение задания | ||
2-2,5 г. | 2,5-3 г. ' | ||
1. Лови шарик | + | + | |
2. Спрячь шарик: две коробочки три коробочки | + | " + | |
3. Разборка и складывание матрешки: двухсоставной трехсоставной | + | + | - |
4. Разборка и складывание пирамидки: из трех колец из четырех колец | + | + | |
5. Парные картинки: две четыре | + | + | |
6. Цветные кубики: два (красный, желтый или белый) четыре (красный, желтый или белый, зеленый, синий) | + | + | |
7. Разрезные картинки: из двух частей из трех частей | + | + | |
8. Конструирование из палочек: "молоточек" (из двух палочек) "домик" (из трех палочек) | + | + | |
9. Достань тележку (скользящая тесемка) | + | - | |
10. Нарисуй: дорожку домик | + | + |
Необходимое оборудование
Желобок, 3 шарика, 3 коробки разной величины, матрешка, пирамидка, парные картинки, цветные кубики, палочки, тележка, тесемка, бумага, карандаш.
ЗАДАНИЕ 1 Лови шарик.
Задание направлено на установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, на понимание ребенком словесной инструкции, слежение за движущимся предметом, развитие ручной моторики.
Оборудование: желобок, шарик.. Проведение обследования: психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!" Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: "Кати!" Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.
Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2 — 3 раза), как это надо делать, т.е. обучение идет по показу.
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.
Оценка в баллах:
1 балл — ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя
неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т.д.);
2 балла — ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается практически;
3 балла — ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей; после обучения результат положительный;
4 балла — ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.
ЗАДАНИЕ 2 Спрячь шарик.
Задание направлено на выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия у ребенка соотносящих действий.
Оборудование: две (три) разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два (три) шарика, разные по величине, но одинаковые по цвету.
Проведение обследования: перед ребенком кладут две (три) коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Взрослый кладет большой шарик в большую коробочку; а маленький шарик — в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: большой крышкой закрывают большую коробку, а маленькой крышкой - маленькую. Далее предлагается выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, понимание речевой инструкции, способы выполнения — ориентировка на величину, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к своей деятельности, результат.
Оценка в баллах:
1 балл — ребенок не понял задание, не стремится к цели; после обучения задания не понял;
2 балла — ребенок не понял задание; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет;
3 балла — ребенок сразу принял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет;
4 балла — ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.
ЗАДАНИЕ 3 Разборка и складывание матрешки
Задание направлено выявление уровня развития практической ориентировки ребенка на величину предмета, а также наличия соотносящих действий, понимания указательного жеста, умения подражать действиям взрослого.
Оборудование: две двухсоставные (трехсоставные) матрешки.
Проведение обследования: взрослый дает ребенку двухсоставную (трехсоставную) матрешку и просит ее раскрыть. Если ребенок не начинает действовать, то взрослый раскрывает матрешку и предлагает собрать ее. В случаях затруднения взрослый берет еще одну двухсоставную матрешку, раскрывает ее, обращая внимание ребенка на матрешку -вкладыш, просит его сделать то же со своей матрешкой (раскрыть ее). Далее взрослый, используя указательный жест, просит ребенка спрятать маленькую матрешку в большую. Далее предлагается ребенку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребенка: принятие задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату, понимание указательного жеста, наличие соотносящих действий, результат.
Оценка в баллах
1 балл — ребенок не научился складывать матрешку; после обучения само
стоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т.д.;
2 балла — ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого; самостоятельно задание не выполняет;
3 балла — ребенок принял и понял задание, но выполняет после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку;
4 балла — ребенок сразу принял и понял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.