ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ




ТЕМА 3: МЕТОДИКА УРОКА ОБУЧАЮЩЕГО СОЧИНЕНИЯ

Цели:

- познакомить студентов с методикой проведения обучающего сочинения;

- сформировать умение составления плана-конспекта урока обучающего сочинения по литературе.

Задания:

1. Проанализируйте требования школьной программы по развитию письменной речи учащихся 5-9 классах средней школы.

2. Сформулировать темы сочинений (не менее 5) по изучению произведения В. Г. Короленко «Дети подземелья» (1 группа); рассказов А. П. Чехова (2 группа). Предложите не только разнообразную тематику, но и жанры, соответствующие возрасту обучаемых.

 

План занятия:

1. Эвристическая беседа по вопросам:

- Какие виды сочинения по литературе вам известны?

- Чем отличается работа учителя-словесника на уроке развития речи, посвященном написанию сочинения в 5-8 классах?

- Что включает в себя подготовительный этап по написанию письменной работы?

2. Составление плана-конспекта вступительного занятия по проведению обучающего сочинения В. Г. Короленко «Дети подземелья» (1 группа); рассказов А. П. Чехова (2 группа).

а) Работа над темой (сопоставление близких тем, нахождение ключевых слов в ней). Определение идеи сочинения.

б) Составление плана сочинения (простого или сложного, тематического или цитатного).

в) Отбор и анализ материала к написанию сочинения.

г) Переработка варианта тезиса-конспекта урока.

д) Создание заключительного этапа урока развития письменной речи учащихся в среднем звене.

3. Подведение итогов работы на занятии.

Литература

1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. М.: Педагогика, 1986.

2. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания сочинения. – М.: Флинта, 1999.

3. Стрелец Л.И. Особенности школьных сочинений разных жанров //Вестник Челяб. Пед. Ин-та. Сер.3 Филология. – 1995. – №1.

4. Трошина Р.Б. Сочинение как вид учебной работы и его оценка в современной системе школьного филологического образования. // Рус. Словесность. – 2000. – №1

5. Вититлова Н.В. Пишем сочинение-миниатюру. 5 класс // Лит. в шк. – 1998.– №7.

6. Логинова Т.И. Пятиклассники пишут сочинение-миниатюру // Лит. шк. – 1996. – №1.

7. Карнаух Н.Л. Эссе как один из видов школьного сочинения // Русс. словесность. – 2000. – №5, 6.

8. Баранова Л.И., Калабанова Л.В. Сочинения ассоциативного характера. 7 класс. // Лит. в шк. – 1996. – №1

9. Корсунский Е.А. Психология литературного творчества школьников. – Л., 1983.

10. Леонов С.А. Речевая деятельность на уроках литературы в старших классах. 12 М.: Флинта:Наука, 1999.

11. Попова Т.В., Кашникова И.В. Сочинение – это просто. – Екатеринбург, 2005.

12. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение, 2000.

13. Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания сочинения. – М.: Флинта: Наука, 1999.

14. Мещерякова М.И. Сочинение: Секркты успеха. – М.: Айрис-пресс, 2000.

15. Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему: Пособие для учителя. – М.: АРКТИ, 1999.

16. Гринберг Б.М. Обучение сочинению-рассуждению как методическая проблема.// Проблемы филологического образования. – Екатеринбург, 2001.

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков

Учащихся по литературе

 

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах литературного образования учитель поощряет самостоятельность наблюдения учащихся над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использо­вались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последова­тельности, и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким:

в V классе - 0,5-1 страницы тетради;

в VI классе - 1,5-2 страницы тетради;

в VII классе - 2-2,5 страницы тетради;

в XIII классе - 2,5-3 страницы тетради;

в IX классе - 3-4 страницы тетради;

в X классе - 4-5 страницы тетради;

в XI классе - 5-7 страницы тетради.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявленным для утверждения соответствующей оценки, равно как и превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8 классах и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 9-11 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изучаемого произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6. Умение владеть монологической литературной речью, логичность и последовательность ответа, беглость, правильность и выразительность чтения с учетом норм техники чтения:

а) 5 класс - 100-110 слов в минуту;

б) 6 класс - 110-120 слов в минуту;

в) 7 класс - 120-130 слов в минуту; считая это средней скоростью в последующих классах.

ОТМЕТКОЙ «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста художественного произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведений; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками, при анализе художественного произведения привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой (10-11 классах), свободное владение монологической литературной речью.

ОТМЕТКОЙ «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными понятиями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения, свободное владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

ОТМЕТКОЙ «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться ими в ходе анализа произведения, ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в языке и композиции ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

ОТМЕТКОЙ «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительности средств языка.

ОТМЕТКОЙ «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание вопросов, предусмотренных программой, неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

При оценке сочинения учитывается:

1. общее впечатление;

2. характеристика плана (удачное - неудачное построение; его конкретность, логическая ясность);

3. соответствие сочинения плану;

4. соответствие плана и всего сочинения теме;

5. полнота раскрытия темы;

6. доказательность основной части сочинения;

7. логичность и последовательность изложения, которая складывается из следующих умений: умение выдвигать предположение, развивать мысль, делать выводы, аргументировать их;

8. активность использования литературного и фактического материала (степень знакомства с текстом);

9. наполнение цитатным материалом и грамотность его оформления;

10. использование литературно-критических статей;

11. соответствие работы жанровой структуре сочинения (введение, основная часть, заключение);

12. чёткость и ясность изложения;

13. стилевое единство;

14. характеристика языка сочинения (чистота, точность, выразительность, богатство лексики, соответствие языка и стиля сочинения избранной теме);

15. наличие ошибок (логических, фактических, стилистических, орфографических, пунктуационных);

16. внешнее оформление сочинения.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ

ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЙ

1.Неполное и неправильное раскрытие темы (поверхностное раскрытие темы, её неоправданное расширение, сужение, одностороннее раскрытие, непонимание темы, обращение к фактам, не имеющим к теме отношения).

2. Ложная идея сочинения, неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения, отсутствие чётко сформулированной идеи.

3. Нарушение логики и последовательности в изложении материала.

4. Слабая аргументация высказанных рассуждений.

5. Подмена анализа пересказом художественного или критического текста.

6. Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения.

7. Фактическая ошибка (или несколько), искажение цитатного материала, слабое владение фактическим материалом.

8. Недостаточное или неуместное цитирование.

9. Отсутствие выводов и обобщений.

10. Бедность словарного запаса.

11.Орфографические, стилистические и пунктуационные ошибки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: