Конституционные основы об образовании.




Конституция Российской Федерации – один из главных, политико-правовых оснований всей системы российского образовательного законодательства. Конституция, несмотря на ее явно выраженный политический характер, призвана все же устанавливать, прежде всего и главным образом именно юридические начала, основы устройства и деятельности государства, его взаимоотношения с обществом и личностью. Тем самым Конституция, устанавливаемые ею принципы, нормы и положения выступают подлинно правовой основой для любой отрасли законодательства, в том числе и для образовательного.

В ст.43 Конституции Российской Федерации, в которой закреплено и частично раскрыто право на образование. Именно это конституционное положение представляет собой важнейшую основу для всего образовательного законодательства.

Конституционные положения принципа федерализма Российской Федерации составляют основу, исходную нормативную базу для реализации этого принципа и в сфере образования, прежде всего, в нормотворческой деятельности уполномоченных федеральных и региональных государственных и муниципальных органов по вопросам образования.

Сложный, комплексный характер предмета правового регулирования образовательного законодательства в российском федеративном государстве обусловил необходимость решить задачу определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования на конституционном уровне. Так, согласно пункта «е» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования находятся всовместномведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что, например, содержание и структура государственных образовательных стандартов различных специальностей, имеющие федеральный и национально-региональный компоненты, согласуются федеральными органами управления образованием и соответствующими органами управления образованием субъектов РФ. Такой же «совместный» характер имеет, скажем, и проблема финансирования образования из различных бюджетов и т.д.

Вместе с тем, определение предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в сфере образования, обусловливает необходимость руководствоваться положениями ст. 71, 72 Конституции, из которых, в частности, следует, что отношения, отнесенные к ведению Российской Федерации, не могут принимать иной статус в области образования, т.е. произвольно переходить на региональный уровень (или, иначе, самостоятельно присваиваться субъектами РФ или быть усечены либо, напротив, дополнены не уполномоченными на то федеральными органами законодательной и исполнительной власти (Минобрнауки РФ, в частности). Равным образом, предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов не могут «свободно» переходить в исключительную компетенцию Федерации. В этой связи уместно заметить, что именно здесь кроются едва ли не большая часть образовательно-правовых коллизий, привносящих элементы деструктивности как в само образовательное законодательство страны, так и образование в целом. Так, например, в значительной мере не соответствуют ст. 72 Конституции РФ пункты 10-24 ст. 28 Закона РФ «Об образовании», согласно которым в исключительном ведении Российской Федерации находятся разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных отношений, регулирование трудовых отношений, установление нормы труда и федеральных нормативов его оплаты в названных учреждениях и т.д. В соответствии с пунктами «е» и «к» ст. 72 Конституции РФ вопросы, охватываемые законодательством об образовании, административным, административно-процессуальным, трудовым, семейным, жилищным, земельным, водным, лесным законодательством, а также законодательством о недрах и об охране окружающей среды, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Нельзя не заметить еще одного обстоятельства, свидетельствующего об определенном невнимании федерального и регионального законодателей к обеспечению конституционности современного российского образовательного законодательства. Так, Конституция РФ «своим примером» показывает законодателю алгоритм структуризации основных системообразующих образовательных законов в том плане, что в последних также следует четко устанавливать предметы ведения не только Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, но и предметы их совместного ведения. Однако, в Законе РФ «Об образовании» такая статья отсутствует, что тоже несет в себе потенциал законодательной конфликтности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: