по дисциплинам программы




Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)

ЛОГОПЕДИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

МОДУЛЬ 5

«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Требования к итоговой аттестации

Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: предоставление материалов по практической части обучения (4-й модуль «Производственной практика») и итоговый экзамен по теоретической части обучения.

Итоговый экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включаются два вопроса.

На итоговом экзамене проверяется наличие у обучающихся компетенций, необходимых для будущей деятельностипедагог-дефектолог (учитель – логопед) и умения применять полученные знания на практике.

Методические указания. Экзамен проводится в объеме программы, по билетам, включающим 2 вопроса.

Вопрос 1. – затрагивает нормативно-правовые аспектыобразовательной сферы и психолого-педагогические дисциплины

Вопрос 2. - содержит в себе информацию о узко специализированных дисциплинах.

Общая оценка за экзамен определяется как средняя арифметическая оценок, полученных за каждый вопрос. При оценке теоретических знаний, практических умений и навыков, обучающихся на экзамене, учитываются также их текущая успеваемость по дисциплинам модуля и результаты итоговых заданий по дисциплинам, предусмотренных учебным планом.

Содержание экзамена

 

Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки «Логопедия в дошкольных образовательных организациях и в начальной школе» и получивший право на ведение профессиональной деятельности с квалификацией педагог-дефектолог (учитель – логопед), должен быть готов: реализовывать профессиональные задачи образовательных, оздоровительных и коррекционно-развивающих программ;осуществлять взаимодействие с семьей, с работниками разных сфер, по вопросам образования; использовать методы диагностики, общения, деятельности разных возрастов;понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики.

Экзамен осуществляется в целях проверки достижения слушателями обязательных результатов обучения по дисциплине – минимума, который необходим для дальнейшей профессиональной деятельности, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Обучающийся допускается к сдаче экзамена, если он сдал все зачеты по учебным дисциплинам.

Ответы обучающихся на итоговом экзамене должны демонстрировать готовность выпускника к профессиональной деятельности, проектированию и реализации программ.Результаты итоговой аттестации оцениваются на основании:

§ – содержания ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета итогового экзамена;

§ – наличия положительных итогов производственной практики;

§ – эффективности применения практических материалов в профессиональной деятельности.

Итоговая аттестация оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене

Оценка «отлично»

Компетенции сформированы в полном объеме: выпускник обнаружил всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, а также усвоивший взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии. Ответы на вопросы изложены логично, последовательно, с опорой на разнообразные источники. У выпускника четко определена своя позиции в раскрытии различных подходов к рассматриваемой проблеме; показано значение разработки данного теоретического вопроса для педагогической практики. Он свободно оперирует терминами, ориентирован в дополнительных источниках информации по данной проблеме. Слушатель анализирует и дает психологическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении психологических и педагогическихситуаций; определяет отношение между субъектами процесса реабилитации.

 

Оценка «хорошо»

Компетенции в основном сформированы: выпускник обнаружил систематический характер знаний учебного материала по дисциплинам; раскрывший различные подходы к рассматриваемой проблеме и опирающийся при рассмотрении ответа на обязательную литературу; включающий в свой ответ соответствующие примеры из педагогической практики; демонстрирующий знание основных понятий, однако, допускающий неточности и незначительные ошибки. Выпускник анализирует и дает психологическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении психологических и педагогических ситуаций; определяет отношение между субъектами процесса реабилитации

 

Оценка «удовлетворительно»

Компетенции сформированы частично: выпускник обнаружил знание основного программного материала на основе изучения какого-либо одного из подходов к рассматриваемой проблеме, но допустившего фактические ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий; в том числе терминологии и в форме построения ответа. Слушатель дает психологическую характеристику, демонстрируя знание продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении психологических и педагогических ситуаций.

 

Оценка «неудовлетворительно»

Компетенции не сформированы: слушатель обнаружил пробелы в знаниях основного учебного материала, допустил принципиальные и существенные ошибки в выполнении заданий, которые искажают смысл изученного; излагал логически не обработанную и не систематизированную информацию. В ответе содержатся житейские обобщения вместо научных терминов.Слушатель испытывает затруднения в определении продуктивных и непродуктивных способов субъект-субъектного взаимодействия при решении психологических ситуаций и задач.

Критериями оценки сформированности компетенций выпускника являются: степень усвоения учебного материала; научно-методический уровень ответов на поставленные вопросы; доказательность и убедительность суждений; степень творчества и самостоятельности в решении задач и анализе ситуаций; связь с предстоящей практической деятельностью.

Контрольные вопросы итоговой аттестации

по дисциплинам программы

«ЛОГОПЕДИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

1. Нормативно- правовое обеспечение образования РФ.

2. Нормативно- правовое обеспечение в специальном образовании.

3. Нормативно-правовое обеспечение в логопедической деятельности.

4. Педагогические технологии.

5. Воспитание и самовоспитание. Самообразование.

6. Психические процессы. Психические состояния и их регуляция.

7. Психические свойства личности. Психологическая теория деятельности.

8. Система специального образования. Альтернативные варианты помощи с отклонениями в развитии.

9. Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии. Уровни и формы интеграции.

10. Современные представления о нормальном и отклоняющемся развитии. Факторы психического развития человека.

11. Виды отклоняющегося развития (дизотогении). Понятие о первичном и вторичном дефекте развития.

12. Специфика методов исследования, применяемых в психологии развития. Принципы проведения психологических исследований.

13. Этапы психического развития.

14. Логопедия как наука о нарушениях речи.

15. Этиология речевых нарушений.

16. Анатомо-физиологические механизмы речи.

17. Классификация нарушений речи.

18. Методика развития словаря и формирование грамматического строя речи.

19. Методика воспитания звуковой культуры речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

20. Методика развития связной речи и ознакомление с художественной литературой.

21. Планирование работы по развитию речи.

22. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями речи.

23. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы с нарушениями речи.

24. Психологическая диагностика и коррекция лиц с нарушениями речи.

25. Характеристика особенностей деятельности, общения и поведения детей с нарушениями речи.

26. Дифференциальная диагностика речевых нарушений.

27. Организация и содержание психолого-педагогических комиссий в современных условиях.

28. Особенности детей с общим недоразвитием речи.

29. Особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

30. Особенности детей с заиканием.

31. Особенности детей со сложными дефектами речи.

32. Нарушения письменной речи.

33. Предметно-пространственная среда в логопедических группах.

34. Специфика логопедических занятий в дошкольных образовательных учреждениях.

35. Специфика логопедических занятий в начальной школе.

36. Логопедическая ритмика для детей с нарушениями речи.

37. Основы логопедического массажа.

38. Особенности взаимодействия логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающего обучения.

39. Методика разработки рабочих программ логопеда в соответствии с ФГОС.

40. Организация и содержание логопедической помощи детям младшего и раннего возраста.

41. Технологии раннего вмешательства в развитии речи.

42. Характеристика образовательной организации в системе специального образования.

43. Образовательная программа в специализированном учреждении.

44. Индивидуальный маршрут развития.

45. Особенности речевой карты.

46. Взаимосвязь всех специалистов в системе специального образования.

47. Особенности логопедических технологий.

48. Интегрированное и инклюзивное образование.

49. Основные этапы, формы и методы тьюторского сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи.

50. Модель взаимодействия логопеда со всеми участниками педагогического процесса.

Практическая составляющая. Предоставление материалов касается передачи итоговых документов по программе производственной практики, подтверждающих успешность реализации практической деятельностипедагог – дефектолог(учитель-логопед) предоставляемые по окончании её прохождения. Материалыдолжны демонстрировать качество психологических и педагогических действий, необходимых для эффективного решения типичных профессиональных задач вобразовательной сфере и соответствовать требованиям к получаемой квалификации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: