КАЛЕНДАРНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ПЕСНИ




ОРЛОВСКОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ

ТВОРЧЕСТВО

ЛЕКЦИИ - КОНСПЕКТЫ

ОРЕЛ 2003 г.

Составитель – преподаватель Орловского музыкального

училища И. Н. Мыльникова

ВВЕДЕНИЕ

 

Народное музыкальное творчество – одна из важных областей художественной культуры каждой страны, каждого народа. С давних, незапамятных времен складывали люди песни и напевные сказы, стремясь выразить мысли об окружающей действительности, свои душевные переживания в прекрасных поэтических и музыкальных образах.

Песенное творчество любой страны отражает черты национального характера народа, отношение людей к окружающей действительности, к родной природе. Понятие «народное музыкальное творчество» охватывает круг разнообразных по содержанию и особенностям музыкального языка произведений устной традиции, созданных и исполняемых широкими массами трудящихся. Наряду с понятием «народное творчество» в научной литературе широко применяется английский термин «фольклор» (буквально – «народная мудрость», «народное знание»). Наука о произведениях фольклора получила название фольклористика.

Произведения народного творчества отличает: 1) изустная природа песни;

2) многовариантность, как следствие изустной передачи; 3) неизвестность автора (каждый исполнитель народной песни привносит в нее что-то новое, становясь соавтором). Русская песня всегда была тесно связана с жизнью народа, с его трудовой деятельностью и освободительной борьбой. В.Стасов говорил, что песня звучит в продолжение всей жизни людей, «от первых дней рождения и до смерти; она сопутствует… во всех их делах и работах: и в деревне – и в городе, и на пашне – и на люльке штукатура и маляра вверху стены под кровлей, и в кузнице, и за прялкой, и на свадьбе, и на штурме, около знамени, перед смертью, или победой». Русская народная песенность – это живое, непосредственное творчество масс, непрерывно развивающаяся художественная культура, уходящая в то же время корнями в далекое прошлое.

Русское песенное творчество, многообразно отразившее жизнь нашей страны, богато разнохарактерными жанрами. Среди них песни, связанные с трудом, с хореографическим началом, с различными обрядами, эпические повествования, лирические и величальные песни. При всем разнообразии содержания отдельных песен внутри каждой жанровой группы между ними всегда есть немало общего и по музыкально-выразительным особенностям и по характеру связи с бытом. Содержание и напев являются важными признаками при определении жанра песни, но решающим моментом при этом служит характер бытования песни и способ ее исполнения. Например, песня «Отдавали молоду на чужую сторону» по содержанию может быть отнесена либо к свадебным, либо к семейно-лирическим песням, а на самом деле это хороводная, так как исполнялась в хороводе.

Многие песни сочетаются с игрой, движением или поются под пляску. Обрядовые песни приурочены к важным событиям семейной жизни, таким, как свадьба, похороны, а также к старинным земледельческим праздникам. Большинству этих песен сопутствуют своеобразные действа, имеющие скрытый символический смысл. Особняком стояли лирические песни – старинные протяжные и более поздние, городские, не имевшие прикрепленности к определенным датам календаря или трудовым процессам. Такие песни пелись по любому поводу, они сопровождали различные виды труда крестьян, ремесленников и бурлаков, но могли исполняться и на досуге, в праздничное время, при встречах друзей и родственников.

Лишь, будучи записанными, слова и напевы народных песен становятся памятниками культуры. Вот почему столь важное значение имеет деятельность собирателей. Собиранием и обработкой народных песен занимались многие русские композиторы. Одни из них (как М.Глинка) фиксировали характерные контуры народных напевов с тем, чтобы претворить их в своих произведениях. Другие (как М.Балакирев, А.Лядов, Н.Римский-Корсаков) составляли песенные сборники. Существенная особенность песенных жанров – одинаково важное значение словесно-поэтического и мелодического содержания. Правда, в различных песнях и даже песенных жанрах на первое место может выступать то словесно-поэтическая сторона, то, напротив, мелодическая. В повествовательных песнях в большинстве случаев на первый план выдвигается поэтическое слово, развитой сюжет, например в балладах и былинах. В лирических народных песнях словесный текст порой предельно лаконичен, напев же может разрастаться весьма широко.

Русские народные песни разнообразны по форме. Наиболее распространенные из них это однострочный напев, стиховое изложение и песенная строфа.

Однострочный напев – это самая простейшая песенная форма, где мотив песни равен одной строчке поэтического текста. Эта форма характерна для колыбельных, причитаний, обрядовых песен.

Стиховое изложение характерно для северных былин. Текст в таких песнях делится на строфы из разного количества стиховых строчек. Изложение как бы «сплошное», остановки всецело определяются смыслом повествования, рифма нередко вовсе отсутствует или появляется эпизодически. Используемый в песне мотив все время видоизменяется, в основном ритмически.

Песенная строфа – самая распространенная песенная форма. Строфа «куплет» охватывает не менее двух строчек стихотворного текста (как правило, рифмованного). Иногда к каждой стихотворной строке прибавляется неизменный припев – рефрен. Очень типична для народных песен «вопросо-ответная» форма изложения, когда вторая песенная фраза по своей интонационно-мелодической структуре как бы отвечает первой, завершая ее, например, песня «Ходила младешенька по борочку».

 

 

КАЛЕНДАРНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ ПЕСНИ

 

Общие сведения

Повседневный труд и общественный быт земледельцев-славян с давних, незапамятных времен сопровождался трудовыми, игровыми и обрядовыми песнями. Отличительная особенность таких песен заключается в их прикрепленности к определенному времени года, к циклам сельских работ и даже к более точным календарным датам: дню весеннего равноденствия (22 марта), новолетию и др. Отсюда и название всей жанровой группы: календарные земледельческие песни.

Древние земледельцы склонны были одухотворять стихийные силы и явления природы. Восточные славяне поклонялись Яриле-солнцу и Матери-земле. «Кормилицей» зовет хлебороб землю, сторицей возвращающую ему засеянное в добрый час зерно; величает ее также «матушкой родимой». Говорит о ней в своих пословицах: «Добра мать до своих детей, а земля – до всех людей!», «Мать-Сыра-Земля всех кормит, всех поит, всех своим телом пригревает». Пресветлое солнце, согревающее все живое лучами, приобщающее землю к небесному свету, русский народ величал самыми ласковыми именами. Посылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами, оплодотворяя не только землю, но и недра земные, оно – в то же время и грозный судья, и каратель всякой темной силы-нечисти. Солнце может и осчастливить своими благодеяниями, но в его власти и обездолить засухой, неурожаем.

Почитание солнца – источника жизни на земле – лежит в основе цикла важнейших земледельческих праздников. Даты их были приурочены к поворотным моментам движения земли вокруг солнца.

Праздник зимнего солнцеворота (25 декабря) фактически являлся новолетием, началом нового солнечного года. С установлением христианской религии с этой общеизвестной датой было связано рождение Христа.

Весеннее равноденствие (22 марта) – встреча весны. Летнему солнцестоянию (24 июня) соответствовал праздник Купало. «Солнце – князь, луна – княгиня» - гласит народная поговорка, поэтому существовали также праздники лунного календаря. Даты их передвижные, так как движение луны не согласовано с солнечным. Основным был праздник первого весеннего полнолуния (сейчас это христианская Пасха). За семь недель до первого весеннего полнолуния отмечалась масленица, а спустя семь недель – семик.

Среди календарных земледельческих песен ясно намечаются различные жанровые группы: 1) трудовые, приуроченные к покосу, жатве и др.; 2) обрядовые, сопровождающие различные обрядовые действа; 3) величальные поздравительные песни. Напевы календарных песен ярко своеобразны. Большинство из них имеет довольно узкий звуковой объем в пределах терции – квинтой, незаполненной сексты. Очень часто мелодия основана на повторении и варьировании одной-двух попевок. Типичным ладово-мелодическим образованием календарных и других старинных песен является сочетание устойчивой терцовой попевки с нижней квартовой интонацией. Многие календарные песни отличаются богатством и разнообразием ритмического склада. В большинстве своем календарные песни – хоровые. Среди песен календарного земледельческого круга легко прослеживается традиция исполнения многих поэтических текстов на один типовой напев, излюбленный в той или иной местности. Такие напевы получили название напевов-формул.

Календарные земледельческие песни — ценнейший источник, дающий представление о песенном творчестве восточных славян древнейших времен. Вместе с некоторыми другими видами песен календарные земледельческие, сохраненные русскими, украинскими и белорусскими крестьянами, послужили той почвой, на которой впоследствии сформировались классические песни этих трех народов. Календарные песни отличаются большой интонационной выразительностью, несмотря на зачастую узкий объем их мелодики. В подлинно народном исполнении они способны производить на слушателей глубокое впечатление.

Записи календарных песен содержатся в сборниках Н.Римского-Корсакова, А. Лядова, А. Рубца, К. Свитовой, Т. Знаменской, Т. Лукьяновой, В. Харькова, в сборнике «Народные песни, напетые А. И. Глинкиной».

По сравнению с другими жанрами русских календарных песен записано немного.

Календарные песни вместе с сопровождающими их обычаями и обрядами широко и разносторонне воссозданы в русской классической музыке, в первую очередь в сказочно-бытовых операх Римского-Корсакова («Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед рождеством», «Млада»). Сцены масленичного гулянья показаны также в опере «Вражья сила» А. Серова и в музыке к «Снегурочке» Чайковского, семицкое завиванье венков – в «Мазепе» Чайковского, дожинки — в опере «Евгений Онегин». Напевы некоторых песен стали темами инструментальных произведений русской классики (веснянка «Выйди, выйди, Иваньку» в финале Первого концерта Чайковского, семицкая «А и густо на березе листье» в «Симфониетте» Римского-Корсакова, «Коляда» в оркестровом цикле «Восемь русских народных песен» Лядова.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: