Определение степени стереотипности воображения




ИССЛЕДОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВООБРАЖЕНИЯ

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированное™ представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальности.

Материал и оборудование: три листа бумаги с изображениями: на первом – контур крута диаметром 2,5 см, на втором – контур равно­стороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см, на третьем – кон­тур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводится как с одним испытуемым, так и с группой. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговари­вал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испы­туемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника, на третьем – квадрата. Каждый этап ис­следования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: «Используя изображенный на этом листе контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования конту­ра применяйте по своему усмотрению. По сигналу «Стоп!» рисова­ние прекращайте».

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определя­ет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоот­чет и для этого спрашивают: «Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при его выполнении?»

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития вооб­ражения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности произво­дится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисун­ков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, дающей возмож­ность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и пред­ставляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет сюжет, при этом могут быть введены допол­нительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продол­жает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сю­жет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов и предствалений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представ­лений. Степень фиксированности образов определяют по количе­ству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким тогда, когда фиксированность обра­зов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображе­ния средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негиб­кость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или сла­бой: фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены стр ого внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае вни­мание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве кон­тура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное

— то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо чело­века или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, кры­ша- дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунок с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометричес­кая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены ис­пытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процессе исследования с его установ­ками Для этого используют данные самоотчета

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых не обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог бе­рет таких лиц на учет.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутстви­ем стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно спо­собны к художественной деятельности (графике, живописи, скульп­туре и т п.) Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логи­ке и философии, могут изображать некие абстракции или геометри­ческие фигуры. В отличие от них лица, связанные с гуманитарной направленностью, любят сюжеты, связанные с человеческой деятель­ностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении ре­комендаций необходимо установить условия, способствующие пре­одолению стереотипности, развитию творчества, и наметить зада­чи для тренировки гибкости процесса воображения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: