Психолого-педагогический анализ урока




Для того, чтобы приобрести профессиональные качества учителя, студенту необходимо вырабатывать умение не только планировать, но и анализировать собственную деятельность и работу своих коллег. Постоянный анализ своей деятельности позволит увидеть ошибки, даст возможность совершенствовать свою работу, предвидеть ее результаты.

Потребность в самосовершенствовании - одно из основных условий эффективности работы учителя. ``Необходимо не только пробовать свои силы в педагогической практике, но и в дальнейшем вырабатывать у себя привычку к постоянному, каждодневному психологическому осмыслению собственного педагогического труда'' (Польская О.Я. ``Психологический практикум в школе'', М., 1984).

Анализ урока, как правило, включает в себя следующие основные разделы:

- формулировка и обоснование целей и задач урока,

-. предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока,

-. описание и анализ самого хода урока,

-. подведение итогов.

Обучающие цели отвечают на вопрос, какие знания (понятия), действия, умения предполагается сформировать на данном уроке. Не рекомендуется вводить более 4-5 новых понятий, 2-3 закономерностей. Формулировка обучающих целей должна быть конкретной, лаконичной, неформальной.

Развивающие цели предполагают указание на то, какие познавательные и личностные свойства и способности изменяются и совершенствуются на данном уроке. При формулировке развивающих целей следует использовать наименование конкретного вида свойств и способностей, с которыми будет производиться работа на данном уроке, например, развитие не просто `` памяти'', а развитие ``вербальной, слуховой, оперативной памяти''.

При формулировке воспитательных целей необходимо назвать, какие личностные свойства, качества, мотивы учитель намерен формировать на данном уроке. Следует обратить внимание на то, что ни одна воспитательная (как, вероятно, и развивающая) цель не может рассматриваться как окончательная, т.е. такая, которую можно поставить и выполнить на одном уроке: процесс развития личности очень длительный, часто протекающий в неочевидной форме. Реализация воспитательных целей связана не только с содержанием урока, но и с особенностями его организации, с поведением самого учителя. В задачу учителя входит как управление учебным процессом, так и сведение до минимума числа отрицательных последствий стихийного воспитания. Нужно обратить внимание на то, что в прямой форме перед учащимися могут быть поставлены только обучающие и развивающие цели, воспитательные же цели либо вообще не формулируются перед учащимися, либо обозначаются в косвенной форме. При формулировке целей нужно сообщить не только то, что ученики должны будут знать и уметь по окончании урока, но и то, для чего это нужно знать и уметь, где эти знания могут пригодиться (причем, это может пояснить не только учитель, но и сам ученик, что будет способствовать повышению продуктивности его деятельности и активности на уроке).

Нужно заметить, что строгое деление целей на группы достаточно условно: довольно часто они интегрируются. Но на первом этапе овладения профессией такое деление необходимо и полезно, т.к. позволяет увидеть трудности в учебном процессе, обнаруживать и устранять ошибки.

2. Предварительный анализ содержания учебного материала и организации урока

2.1.На начальном этапе освоения этой процедуры целесообразно идти не от содержания учебного материала, а от личностных и познавательных особенностей учащихся. Процесс анализа уместно начать с ответа на следующие вопросы:

какие виды и свойства внимания необходимы ученику на уроке,

какие свойства и виды восприятия, мышления, воображения должны быть сформированы у учащегося для усвоения темы,

какие виды и свойства памяти актуализируются на данном уроке.

Размышляя над выбором требований, предъявляемых к личностным и познавательным свойствам учащихся на данном уроке, можно обратиться к основным классификациям данных процессов, представленным в учебниках по психологии, а также задавая вопросы себе и ведущему учителю. Например, для анализа роли памяти на данном уроке следует ответить на вопросы:

можно ли необходимый материал запомнить непосредственно или для этого потребуется произвольное запоминание с использованием мнемотехнических приемов?

на какой вид памяти ложится особая нагрузка?

2.2.Следующий этап анализа - сопоставление объективных требований урока с наличными возможностями учащихся данного класса и поиск средств снижения отрицательного эффекта от их расхождения. Основной путь - использование сильных сторон учащихся, уже сложившихся, развитых способностей, соответствующих возрасту и уровню умственного развития учащихся, ориентация ``на зону ближайшего развития личности'' (Л.С. Выготский). Способы изучения индивидуально- психологических особенностей личности изучались в лабораторном практикуме и описаны в рекомендованной литературе (см. список литературы).

2.3.Распределение времени по этапам урока. Обычно выделяют следующие основные этапы урока:

организационный момент -- 1 мин.

проверка домашнего задания, знаний предыдущих разделов -- 5-15 мин.

объяснение нового материала -- 15-30 мин.

закрепление материала -- 10-15 мин.

задание на дом -- 1 мин.

итоги урока -- 2-3 мин.

Последовательность этапов и распределение времени может произвольно меняться в зависимости от целей, задач и специфики урока. Обоснование именно данного количества времени на какой - либо этап урока должно быть неформальным и конкретно- содержательным.

 

3. Анализ хода урока

Начало анализа должно быть посвящено тому, как учитель настраивает класс на работу и как учащиеся в нее включаются. Учитель не просто формулирует цель урока, но и создает необходимый уровень мотивации для плодотворной работы, а ученики не просто прослушивают цель урока, но и принимают ее.

Помня о том, что любой урок состоит из нескольких этапов и в начале каждого этапа учитель формулирует его цель, необходимо проанализировать, как частные цели соотносятся с общей, поставленной в начале урока, нет ли между ними противоречия. При анализе проведенного урока уместно также указать факторы, которые способствовали, или, наоборот, мешали принятию цели учащимися, созданию рабочей обстановки на уроке.

4. Организация и развитие восприятия

Восприятие как основа чувственного познания окружающего мира является одним из важнейших факторов обеспечения понимания и закрепления учебного материала. От правильной организации этого процесса зависит эффективность обучения.

Объектом восприятия учащихся на уроке могут выступать речь учителя (и учащихся), записи на доске, наглядные пособия (модели, таблицы, картины, схемы и пр.), различные изображения на экране.

Необходимо отметить четкость, яркость, образность речи учителя, умелое пользование изменением громкости и интонации. Особое внимание следует обратить на произнесение наиболее важных или плохо дифференцируемых на слух понятий. Важно отметить, как создается установка на восприятие, какими способами привлекается внимание учащихся к объектам восприятия.

При анализе записей, производимых учителем на доске, нужно учесть структурированность, контрастность, аккуратность написанного.

Качество учебных пособий (с точки зрения учета закономерностей и индивидуальных особенностей восприятия) предполагает использование различных цветов и толщины шрифта, четкость контура, оптимальность величины модели, таблицы, рисунка, характер расположения рисунков на плакате и т.д.

Не менее важным компонентом анализа является выявление способов развития восприятия и формирования наблюдательности на уроке.

Особое внимание следует уделить способам проверки воспринятого, используемым учителем на уроке. Это может быть задание описать предмет или явление, ответить на вопросы о тех или иных его особенностях, которые необходимо было заметить, правильно перенести рисунок или чертеж в тетрадь, продемонстрировать ответ на модели и пр. При проведении контрольных и самостоятельных работ необходимо также учитывать индивидуальные и возрастные особенности восприятия времени учащимися.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: