Социальные и научные исследования




Исследовательские проекты – это совместная работа нескольких групп школьников над какой-то темой. Схематически такую работу можно разделить на следующие основные этапы:

· знакомство команд (обмен письмами, рассказ о себе);

· выполнение каждой группой исследования, в процессе работы происходит открытый обмен мнениями и идеями;

· совместное обсуждение выполненной работы, анализ возникших трудностей и неразрешенных проблем;

· подведение итогов; представление результатов в Интернете.

Разумеется, это самая простая схема. Приведем в качестве исторической ретроспективы некоторые проекты, которые оставили свой след в Сети, но в данный момент неактивны. Русско-американский исторический проект «Проблемы уходящего тысячелетия»(www.geocities.com/proj_main) состоит в обсуждении и анализе исторических и социологических проблем России и США. С помощью многочисленных интервью и опросов школьники выясняют мнения людей по поводу волнующих проблем современности. Затем выполняется сравнительный анализ взглядов и образа жизни различных возрастных групп в России и США.

Международный образовательный проект Global Village: Fort Ross (ifrc.irk.ru/russ/index.htm). Форт Росс – географическое и историческое название государственного исторического парка и музея Калифорнии. Проект посвящен изучению истории города Иркутска и вклада иркутян в дело освоения северного побережья Америки в период деятельности Российско-Американской Компании.

Проект Центра дополнительного образования детей «Дистантное обучение » Интернет-турнир «Фарадей» (www.farad.ru) представляет собой коллективное состязание школьников в умении решать сложные задачи, представлять свои решения и отстаивать их в научных дискуссиях: участники турнира должны приобрести опыт коллективного творчества и ведения научного спора. В результате должен быть построен виртуальный турнирный город из презентаций (веб-страничек) команд. Проект включает встречи (в том числе и в интерактивном режиме) с учеными, педагогами, общественными и политическими деятелями, актерами и просто с интересными людьми.

Экологические проекты

Экологических проектов в Интернете становится все больше и больше. Проект Eco-connections(www.eco-connections.org) – «Эко-связи» – особенно интересен тем, что серии уроков, которые выполняют ребята, разработаны самими учителями. Следовательно, его можно рассматривать не только как исследовательский проект, но и как площадку для отработки новых педагогических технологий, ориентированных на Интернет. В целом эти проекты, как и многие другие подобного рода, имеют много общего. Форма организации занятий с учащимися, в зависимости от условий работы конкретного учителя, может быть:

· классно-урочная;

· факультативная;

· клубная.

Для полноценной работы в проекте необходимо наличие хотя бы одного компьютера с выходом в Интернет. В процессе работы участники проекта знакомятся с учебным материалом на веб-сайтах, проводят наблюдения, обмениваются полученными результатами и участвуют в их обсуждении, и в завершение составляют итоговый отчет о проделанной работе.

Приведем в качестве примера отчеты двух школ в рамках названных экологических проектов. Одна команда (www.gym157.spb.ru/rus/index.htm) уже имеет большой опыт участия в подобной работе, в которую вовлечены ребята разного возраста и широкого круга интересов, другая же школа только включилась в работу, и ее отчет можно рассматривать как хороший пример того минимума, который соответствует заложенной идее исследования.

Уже пять лет живет очень интересной жизнью проект ENO – Environment Online(https://eno.joensuu.fi/index_content.htm), руководитель которого живет в небольшом финском городке с таким же названием – Eno. Окружающая среда, которая является предметом изучения участников проекта различного возраста, – это, конечно, не только экология. Это и школьная жизнь, и культура народов, и совместные очные акции по благоустройству территории и многое другое, что происходит в интересной форме с эффективным использованием всех технических новинок для представления итога и великолепно координируется. С одной стороны, вся деятельность очень четко планируется, с другой – заложена гибкость взаимодействия с учетом множества конкретных условий участников.

 

Творческие проекты

Творческий проект предполагает обмен творческими работами – литературными или художественными – или совместное виртуальное творчество, завершающееся созданием единой публикации. Строго говоря, большинство сегодняшних сетевых проектов включает творческую составляющую: ведь почти все они завершаются представлением результатов в виде веб-страниц, а веб-дизайн является, безусловно, творческим занятием.

В качестве примера полностью творческого проекта приведем проект «Мой Пушкин» Центра Эйдос (www.eidos.ru). Проект состоял в создании детской литературной хрестоматии, посвященной творчеству Пушкина. Участникам проекта предлагалось создать свое литературное произведение о Пушкине в выбранном ими жанре: стихи, поэма, эссе, рассказ, очерк, сказка и другие. В Интернете можно найти огромное количество международных творческих проектов по созданию сборников детского творчества или журналов, посвященных актуальным современным проблемам. Международный язык общения, как известно, – английский. Написать же художественное произведение или статью в журнал на неродном языке могут немногие. Для тех, кто может, приведем журнал Inside View (www.iearn.org/projects/inside.html), издающийся в Нью-Йорке в рамках сети IEARN. Журнал посвящен проблемам подростков разных стран и создается силами самих подростков. Школьников и учителей всех стран мира приглашают к участию в журналистской работе: вы можете поделиться своими идеями по предлагаемым темам или предложить свою тему для исследования.

 

Российские проекты

Те, кто предпочитают не сочинять, а рисовать, могут поучаствовать в каком-нибудь проекте обмена рисунками. В разделе «Как найти партнеров для вашего класса» приведены некоторые из таких проектов. Приведем еще один проект: Global Art в списке проектов IEARN (www.iearn.org/projects/project_list.html). Каждый год участники проекта сами выбирают координатора и тему работы– например, в 2002/03 учебном году была выбрана тема A sense of caring («Забота о ближних»). Школьники создают рисунки, к которым прилагается сопроводительный текст на родном языке, по возможности с переводом на английский. Конечно, работа сопровождается коллективным обсуждением и заканчивается совместным созданием веб-сайта.


Приложение 3. Формы работы классного руководителя.
Организация классного часа

Форма работы может быть коллективной и творческой – если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. При этом:

1) учитываются интересы и потребности каждого;

2) индивидуальные цели не противоречат общим целям группы, объединения;

3) коллективная работа позволяет каждому найти значимое место в общем деле;

4) данная форма является по исполнению неповторимой.

Формы коллективной творческой деятельности отличаются от других форм прежде всего характером постановки воспитательных задач и освоения опыта учащимися. В процессе коллективной творческой деятельности воспитатель тоже ставит задачи, но делает это незаметно. Школьники как бы сами «открывают» их, вместе со взрослыми и под их руководством создают новый опыт, применяют ранее усвоенные знания и умения, приобретая новые.

Основу, сущность этой методики составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива – старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников. При этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения практических задач, находя каждый раз новый вариант.

К формам коллективной творческой деятельности во вне-учебное время относят коллективные творческие дела, чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и др.

Наиболее распространенными являются коллективные творческие дела (КТД), организация которых предусматривает шесть стадий (И. П. Иванов).

Первая стадия – предварительная работа. Педагоги, взрослые устанавливают место предстоящего КТД в воспитательной работе, планируемой на новый период с данным коллективом, определяют конкретные воспитательные задачи, выясняют различные варианты, которые могут быть предложены детям, продумывают способы реализации своих замыслов, намечают действия, которые могут настроить школьников на работу, увлечь перспективой, определяют возможности активизации деятельности каждого участника.

Вторая стадия – коллективное планирование. Теперь действуют сами дети. Они ищут ответы на поставленные вопросы в микроколлективах (группах, звеньях): что лучше сделать? с кем вместе? для кого? когда? Взрослые – равноправные участники диалога с детьми.

Этот разговор условно называют сбором-стартом. Успех его во многом обеспечивает ведущий. Он обобщает предложенные варианты, задает наводящие, уточняющие вопросы, предлагает обосновать выдвинутые идеи, ставит дополнительные задачи «на размышление». Завершается поиск выбором совета дела.

Третья стадия – коллективная подготовка дела. Руководящий орган, совет дела, уточняет, конкретизирует план подготовки и проведения КТД, затем организует его выполнение, побуждая и поощряя инициативу каждого участника. Подготовка может идти по группам.

Возможна ситуация, когда дети слабо включаются, а то и вовсе не включаются в практическую работу. Бывает так, когда в самом начале некоторые ученики увлекаются, а потом быстро охладевают, поскольку у них нет еще умения преодолевать трудности. Здесь велика роль взрослого, старшего товарища, характер взаимодействияс ними. Не допуская открытого давления, взрослый по-товарищески побуждает детей к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла. Как? Может увлечь добрым сюрпризом или заинтересовать «трудного» секретным договором с ним, оказать особое доверие ответственным поручением: «Только ты можешь это сделать». В некоторых случаях педагог подсказывает варианты выполнения работы, дает совет по использованию источников для поиска.

Четвертая стадия – проведение КТД, подведение итогов подготовки. На этой стадии осуществляется конкретный план, составленный советом дела, с учетом того, что наработано группами (бригадами, звеньями). Школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный в ходе планирования и подготовки дела. Не нужно бояться отклонений от замыслов, возникающих во время проведения КТД из-за разных непредвиденных обстоятельств. Не следует также бояться и ошибок, допущенных участниками. Все это тоже школа жизни. Педагог по возможности незаметно для всех участников дела, для тех людей, для которых оно организуется, направляет детей, регулирует их настроение, помогает сгладить неудачу.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов КТД. Это может быть общий сбор коллектива. По кругу или по группам каждый высказывает свое мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД.

Кроме общего сбора, участие каждого в оценке проведенного КТД может осуществляться и с помощью других средств:опроса, заполнения анкеты через стенгазету, творческих отчетов. Главное, чтобы каждый поразмышлял об опыте (своем собственном и своих товарищей), приобретенном в КТД, научился анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее, выдвигать более сложные, чем прежде, задачи-вопросы. Школьники приобщаются к выработке общественного мнения, созданию добрых традиций.

Шестая стадия – ближайшее последействие КТД. На общем сборе в анкете дети и взрослые высказали предложения, поделились своими впечатлениями, переживаниями, говорили о том, чему научились. Педагогу все это надо взять на заметку, чтобы использовать в дальнейшей работе. Известно, что далеко не все школьники готовы осуществлять свои собственные решения, закреплять приобретенный опыт. Поэтому сразу же после подведения итогов КТД необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы коллективно приняться за осуществлениетех предложений, которые были высказаны на итоговом сборе. Намечается программа последовательных действий, определяются новые коллективные творческие дела.

Коллективные творческие дела могут быть самые различные, они постоянно рождаются в работе объединений, использующих эту методику. Каждое КТД неповторимо, но можно назвать некоторые приемы, использующиеся почти на всех стадиях КТД. Прежде всего, невозможно начать поиск, побудить к творчеству без четко поставленной проблемы или задачи. Важно, чтобы она была определена самими детьми. При этом та или иная проблема обозначается школьниками в результате создания специальных ситуаций. Если задача поставлена педагогом, необходимо убедиться, что она привлекательна и понятна школьникам. В зависимости от того, сколько проблем и какие из них выбраны для решения, определяется методика организации коллективной работы.

Один из эффективных приемов, применяемых почти на всех стадиях проведения коллективных творческих дел, – это создание микроколлективов, групп, бригад для решения конкретной задачи или выполнения творческого задания. В зависимости от содержания, вида КТД формирование групп может идти с учетом желания, интересов, способностей учащихся или по случайному принципу (с помощью считалки, жребия).

Другим необходимым приемом этой методики является «мозговая атака», когда ученики в группах путем обмена индивидуальными мнениями ищут наилучшие варианты решения проблемы, задачи. В ходе «мозговой атаки» может создаваться «банк идей», т. е. набор возможных предложений по решению какой-либо проблемы или задачи.

Часто используется еще один прием – отбор идей, когда нужно из множества возможных решений, вариантов выбрать один или два-три. Выбор этих идей может осуществляться с помощью голосования или естественным путем, т. е. участники поиска определяют характер, форму своего участия реальным добровольным действием.

Когда выбор осуществить сложно, используется еще один прием – защита идей. Каждый член коллектива или микроколлектив аргументируют свой вариант, подводится итог этого поиска, и в результате рождается окончательное решение.

Чтобы обеспечить реализацию воспитательных возможностей КТД, педагогу необходимо соблюдать определенные условия. Во-первых, нельзя нарушать последовательность действий (стадий) при подготовке и проведении любого КТД, допускать извращение позиции, роли, которая определена педагогу как старшему товарищу. Во-вторых, подготовка и проведение КТД требуют того, чтобы взрослые вместе с детьми опирались на опыт предшествующих дел. В-третьих, необходимо учитывать опыт и знания учащихся, полученные в учебно-воспитательном процессе; ранее используемые формы КТД – лишь один из компонентов общей системы средств воспитания. Важнейшим условием является реализация и развитие идеи заботы о себе, друг друге, родителях, близких и далеких людях, окружающем мире.

Коллективное творческое дело – это уникальное и в то же время очень естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Как педагогическая технология коллективная творческая деятельность или отдельные ее элементы могут быть использованы при подготовке и проведении различных форм работы. Сегодня можно спорить о жизнеспособности коммунарства как социально-педагогического явления, но совершенно очевидно, что многие идеи, методические рекомендации по организации коллективной творческой деятельности успешно используются практиками.

В современных условиях целесообразно сделать некоторые акценты, связанные с сущностью методики и ее практической реализацией:

– доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

– выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе исходя из личностных интересов и потребностей;

– определение творческих задач, проблем для решения самими участниками деятельности;

– создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;

– от личности к делу, а не от дела к личности; не отбор предложений и идей при планировании работы, а предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;

– создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения;

– оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: