ГЛАВА 2. ОТ ВОЙНЫ ДО ВОЙНЫ




ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ МОРЯКА И УЧЕНОГО.

ПОЛЯРНАЯ ОДИССЕЯ КОЛЧАКА

В семье капитана Василия Ивановича Колчака 4 ноября 1874 года родился сын Александр. Небогатую и не особо знатную семью можно было считать типичной для служилого дворянства. Хотя, по семейному преданию, род восходил к турецкому военачальнику Илиасу-паше Колчаку, коменданту взятой русскими в 1740 году крепости Хотин. Впрочем, нельзя не согласиться с известным историком Павлом Зыряновым, что достаточно взглянуть на любую фотографию адмирала, чтобы убедиться: восточное происхождение — вряд ли только предание. Отец Александра делал неспешную карьеру, представляя военно-морское ведомство на петербургском Обуховском заводе. Сына отдал учиться в классическую гимназию. Но — не сложилось, и уже через год Александр поступает в Морское училище, которое было основным поставщиком офицерских кадров для военного флота империи.

В 1895 году молодой мичман отправился на крейсере «Рюрик» в дальнее путешествие — из Балтийского моря в Тихий океан с заходом во Владивосток и японские порты. Не ограничиваясь выполнением обязанностей вахтенного офицера, Колчак много занимается гидрологией и океанологией Тихого океана, обнаружив, как мало он изучен. Вернувшись с кораблем в Петербург, безрезультатно просится в команду знаменитого уже в ту пору вице-адмирала Степана Макарова, который собирался на ледоколе «Ермак» в первое полярное плавание. Подумывает даже об оставлении службы, мечтая отправиться то в Калифорнию, то в Южную Африку, но по служебным обстоятельствам этого не произошло.

Можно представить, с каким восторгом в конце 1899 года Колчак принял приглашение участвовать (в качестве вахтенного офицера и ученого-гидролога) в Русской полярной экспедиции на шхуне «Заря», снаряженной Императорской Академией наук для изучения морского пути вдоль северного побережья Евразии в Тихий океан. Одной из целей экспедиции было также обнаружение легендарной «Земли Санникова» — суши, предположительно располагавшейся в океане к северу от Новосибирских островов. Ею бредил руководитель экспедиции — геолог барон Эдуард Васильевич Толль. История этого плавания, продолжавшегося несколько лет, полна драматических и даже трагических страниц. Необычайно нервный и честолюбивый Толль не слишком разбирался в морском деле, а «Заря» была не в лучшем состоянии, да и вообще не очень годилась для длительного плавания во льдах. В мае 1902 года, несмотря на накопившуюся за два года усталость, руководитель принял крайне рискованное решение: небольшой партией, на санях отправиться на окруженный льдами остров Беннетта (за ним, как считалось, и располагалась «Земля Санникова»)… А через несколько месяцев, когда «Заря» попыталась перед началом зимы забрать товарищей, она не смогла и близко подойти к острову. Толль и трое его спутников оказались в западне. 7 января 1903 года в Петербурге в Академии наук состоялось экстренное совещание. Обсуждались способы спасения партии. Предпочтение было отдано проекту, придуманному Колчаком и выглядевшему достаточно безумно: не привлекая крупных судов, добраться до острова Беннетта на вельботе (небольшой китобойной шлюпке). Именно этот план и был утвержден, а Колчак назначен руководителем спасательной экспедиции. Переход в тяжелейших условиях продолжался три месяца. Но добравшись, в конце концов до цели, Александр Васильевич и его спутники обнаружили лагерь Толля покинутым. Видимо, Толля погнала на верную смерть перспектива погибнуть от голода, сидя на месте. Четырехлетняя полярная эпопея Колчака тем временем подходила к концу, сделав знаменитым и его самого, и арктические просторы. В феврале 1906 года, после сделанного Колчаком доклада о ходе и итогах экспедиции Русское географическое общество присудило ему свою высшую награду — Большую Константиновскую медаль.

Прозвище Колчак - Полярный, закрепившееся за ним на флоте, Александр Васильевич подтвердил, став одним из инициаторов новой полярной экспедиции в 1909—1910 годах, когда два специально построенных под его наблюдением стальных судна — «Таймыр» и «Вайгач» — пробивались через арктические льды уже не с запада, а с востока.

БЕСЦЕННЫЙ ВКЛАД

Вклад Александра Васильевича Колчака в развитие географической науки бесценен:

1. Колчак делал, гидрографические исследования вод северных морей, благодаря которым был проложен Северный морской путь;

2. 15 опубликованных научных работ, среди которых наибольшую известность получила его монография «Лед Карского и Сибирского морей» (1909 г.);

3. В качестве командира ледокола «Вайгач» принимал участие в гидрографической экспедиции по изучению Северного Ледовитого океана (1909-1910 гг.);

4. Именем Колчака в начале 1901 года был назван остров открытый им в Карском море (но в советское время память об адмирале старательно стерли, а остров с 1937 года носит имя другого участника экспедиции «простолюдина» Расторгуева Степана Иннокентьевича - участника Российской полярной экспедиции под руководством Э. В. Толля).

ГЛАВА 2. ОТ ВОЙНЫДО ВОЙНЫ

ЗВЕЗДНОЕ ВРЕМЯ КОЛЧАКА

Известие об атаке японским флотом русской базы в Порт-Артуре застало Колчака в Якутске. Мгновенно решив, что просто обязан быть в гуще событий, он обратился по телеграфу в Академию Наук с просьбой послать его на Дальний Восток, в тихоокеанскую эскадру, для участия в войне. В марте 1904 года адмирал прибыл в Порт – Артур. Адмирал Макаров назначил его на крейсер «Аскольд». После трагической гибели адмирала Макарова - Колчак командует миноносцем "Сердитый", совершившим ряд смелых нападений на сильнейшую эскадру противника. В ходе этих боевых операций было повреждено несколько японских кораблей и потоплен японский крейсер "Такосаго". За это он был награжден орденом Святой Анны 4-й степени. В последние 2,5 месяца осады Порт-Артура Колчак успешно командует батареей морских орудий, которые нанесли самые большие потери японцам. За оборону Порт-Артура Колчак был награжден Золотым оружием с надписью "За храбрость". Уважая его храбрость и талант, японское командование одному из немногих оставило Колчаку в плену оружие, а потом, не дожидаясь окончания войны, предоставило ему свободу. 29 апреля 1905 г. Колчак вернулся в Санкт-Петербург.

В 1906 г., с образованием Морского Генерального Штаба, Колчак стал начальником его Статистического отделения. А затем возглавил подразделение по разработке оперативно-стратегических планов в случае войны на Балтике. Назначенный военно-морским экспертом в 3-й Государственной Думе, Колчак вместе с коллегами разработал Большую и Малую судостроительные программы воссоздания Военно-морского флота после Русско-японской войны. В рамках этого проекта Александр Васильевич Колчак в 1906-1908 гг. лично курировал постройку четырех броненосцев. С 1912 года имя Колчака связано с миноносцами «Уссуриец» и «Пограничник ». В декабре 1913 года он был произведён в капитаны 1-го ранга. 1 августа 1914 года Германия, союзница Австро-Венгрии, объявила войну России.

Осенью 1914 г. при личном участии Колчака была разработана уникальнейшая (не имеющая аналогов в мире) операция по минной блокаде немецких Военно-морских баз. Несколько Русских эсминцев пробрались к Килю и Данцигу и выставили на подходах к ним (под носом у немцев) несколько полей минных заграждений. В результате на этих минных полях подорвалось 4 германских крейсера, 8 эсминцев и 11 транспортов.

Кроме успешной постановки мин, организовывал нападения на караваны германских торговых судов. С сентября 1915 года командовал минной дивизией, затем морскими силами в Рижском заливе. В апреле 1916 года был произведён в контр-адмиралы. В июле 1916 года приказом российского Императора Николая II Александр Васильевич был назначен командующим Черноморским флотом. За 11 месяцев своего командования Черноморским флотом Колчак добился абсолютного боевого господства Русского флота над вражеским.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: