Задание № 1.
В ходе планового обследования общеобразовательного учреждения проводилась экспертная оценка организации физического воспитания врачом отдела гигиены детей и подростков ФГУЗ Роспотребнадзора. В ходе экспертизы установлено: по расписанию урок физкультуры в 8 классе проводится в понедельник вторым уроком, после урока математики. Данные хронометража свидетельствуют, что занятие было целиком посвящено двусторонней игре в баскетбол. Одновременно на каждой половине спортзала соревновались по 2 команды смешанного состава (3 юноши и 2 девушки). Прирост ЧСС к 30-й минуте занятия составил по сравнению с исходным уровнем в среднем 20 %.
Дайте оценку приведенным результатам экспертизы, сформулируйте предписание по устранению выявленных нарушений.
Ответ: Занятие по физической культуре в сетке расписания должно находится в числе завершающих учебный день уроков. Каждый урок физической культуры должен содержать 3 части: 1)вводную (5-10 мин.), 2)основную (25-30 мин.) и 3)завершающую (5-10 мин.). Моторная плотность должна быть не менее 70% (80%)от времени занятия. После вводной части прирост пульса составляет не менее чем на 20-25%; после основной – не менее чем на 50%; не менее 5-10%. Максимальный прирост пульса 110%. Восстановление к 3-ой минуте после урока.
Несоблюдение техники безопасности – на каждой половине по 2 команды.
Задание № 2.
Из 300 школьников 1-х классов в течение года обращались к врачу в связи с заболеваниями верхних дыхательных путей по одному разу – 100 человек, по два раза – 50, по три раза – 20, по четыре раза – 20, по пять раз – 10.
Определите индекс здоровья первоклассников и удельный вес часто болеющих детей.
Ответ:
Индекс здоровья:
(число детей ни разу не болеющих/общее число детей) Х 100%:
(100/300) Х 100% = 33%.
Индекс здоровья в норме – 70-80% (фактически 17-30%)
Часто болеющие дети от 5 лет – 4 раз и более случаев ОРЗ в год:
20 (4 раза)+10 (5 раз) = 30 детей;
(30/300) Х 100% = 10%.
Задание № 3.
Гигиеническая оценка учебного процесса в общеобразовательной школе
Дополните недостающие разделы.
Задание № 4.
Дайте оценку правильности составления расписания в 8А и 8Б классах, изобразив графически цифровые данные, если сумма баллов с использованием шкалы трудности уроков по дням недели составляет:
9А класс: понедельник – 36, вторник – 38, среда – 42, четверг – 46, пятница – 39, суббота – 42.
10Б класс: понедельник – 41, вторник – 41, среда – 40, четверг – 41, пятница – 40, суббота – 41.
Ответ: Расписание составлено неверно. Не учтено распределение нагрузки относительно умственной работоспособности и недельных биоритмов ребёнка. Низкая работоспособность наблюдается в начале и конце недели, с пиком наивысшей работоспособности во вторник и(или) среду, облегченный учебный день четверг и(или) пятница. Второе расписание является монотонным по учебной нагрузке.
Задание № 5.
При обследовании дошкольной организации установили:
в старшей дошкольной группе 20 детей. В группе имеется следующее оборудование:
Оборудование | Высота, см | Группа мебели | Количество штук |
1. Стол двухместный | |||
2. Стул | |||
Показатели роста детей старшей группы:
Группа роста детей (см) | Необходимая группа мебели | Количество детей. |
100-115 | ||
115-130 |
Дайте оценку мебели и характеристику возможности правильного рассаживания детей.
Ответ: Для рассадки детей имеется: 4 двухместных стола 1 группы мебели (8 посадочных мест) и 5 стульев – их достаточно для рассадки детей 1 группы (5 детей); имеется 6 двухместных столов 2 группы мебели (12 посадочных мест) и 15 стульев – на них можно посадить 12 детей 2-ой группы роста, а для 3-х детей этой группы роста мест не хватает. На места меньшей группы мебели детей рассаживать нельзя! Сначала нужно на все имеющиеся места посадить по возможности!!
Задание № 6.
При обследовании условий рассаживания учащихся 3 класса общеобразовательной школы установлено:
Группа роста детей (см) | Число учащихся | Группа мебели | Количество парт |
115-130 | |||
130-145 | |||
145-160 |
Дайте заключение о возможности правильного рассаживания учащихся.
Ответ: Недостаточно парт 3й группы мебели. (не хватает 9 посадочных мест).
Задание № 7.
Дайте гигиеническую оценку микроклимата в классе общеобразовательной школы, расположенной в III климатическом районе.
Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната - 20 - 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала - 20 - 22 С, душевых - 25 С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения должна поддерживаться температура не ниже 15 С.
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
Ответ: во 2ом классе благоприятный микроклимат.
Задание № 8.
Уроки химии в старших классах проводились с использованием аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО). Получены следующие результаты изменения умственной работоспособности после уроков (в % к исходным данным).
Использование ТСО (мин) | Корректурные пробы | Число случаев снижения КЧСМ | |
Число работ без ошибок | Число случаев с выраженным утомлением | ||
До 20 минут | 23,1 | 11,5 | 25,0 |
25-30 минут | 6,9 | 21,5 | 60,0 |
Дайте оценку приведенным результатам исследования.
2. Выберите оптимальный вариант организации урока с использованием ТСО.
Задание № 9.
При оценке умственной работоспособности на уроке чтения в 3 классе, проводимого с различной длительностью изложения нового материала, врач использовал корректурные таблицы Анфимова. Получены следующие результаты (в % к исходным данным):
Продолжитель-ность изложения нового материала | Кол–во ошибок на 500 знаков | Процент работ без ошибок | Кол–во плохих + удовлетв. работ |
До 10 мин. | –12,5 | + 23,2 | + 16,71 |
11-20 мин. | +78,3 | –42,2 | + 88,5 |
21-30 мин. | –1,8 | + 7,9 | –7,3 |