Казань
Рекомендовано к печати решением методического (< вета ИПКРО РТ, Совета Казанского института эко номики, управления и права.
ME 36 В библиотеку психолога, дефектолога.
С.В.Меныникова. Коррекция заикания у детей. При к тическое пособие для логопедов и родителей. 1999 i, 112 с.
Под редакцией Л.МЛболина, профессора, доктора психологических наук.
В практическом пособии освещены механизмы и причины возникновения заикания, дается краткий обзор различных методик по устранению заикания у детей. Приводится обобщенный прием коррекции заикания у дошкольников и младших школьников, созданный на основе других методик, с учетом главных требований. В данной работе даны методические разработки (15 практических индивидуальных занятий с дошкольниками), даются рекомендации родителям и педагогам по преодолению и профилактике рецидивов заикания. В книге также использованы приемы, входящие в комплексные методы коррекции заикания, разработанные другими специалистами. Практическое пособие рассчитано на дефектологов, практикующих логопедов, детских психотерапевтов, психологов и доступна для родителей заикающихся детей.
От автора
В конце XX века, мы, взрослые, с тревогой отмечаем, что несмотря на многочисленные медикаментозные препараты, новые изобретения и методы лечения в медицине, увеличение количества платных услуг здоровье наших детей в целом продолжает ухудшаться. По статистическим данным не уменьшается и количество детей, страдающих нарушениями речи. Среди них, такой сложный дефект речи, как заикание. Этот речевой недостаток особенно распространен среди детей дошкольного возраста. К сожалению, заикание, как и многие другие болезни, сегодня продолжает «молодеть». Известны случаи, когда оно возникало у детей, не достигших и двухлетнего возраста.
Около двух процентов детского населения нашей страны обращается с этим нарушением речи за логопедической помощью. В дошкольном возрасте восемьдесят процентов детей проходят через так называемое физиологическое заикание, которое выражается в спонтанных итерациях (повторениях) звуков, слогов или слов. Это возрастное заикание, появляющееся в период становления и развития речи ребенка, отличается от настоящего, уже стойкого дефекта тем, что при правильном поведении родителей, при выполнении общих требований логопеда и детского психоневролога может бесследно исчезнуть само по себе, еслиу конечно, в этот период не создавались благоприятствующие развитию стойкого заикания факторы.
Как избежать возникновения этих факторов? Что должны сделать родители начавшего заикаться ребенка? Куда и когда обращаться по этому поводу, как проводить занятия с заикающимся ребенком? Эти и многие другие вопросы раскрывает предлагаемая книга.
ускорение или замедление, обуславливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости».
...Одни предполагают, что быстрый темп речи при заикании — это результат нарушения между мыслительным процессом и воспроизведением слов. Другие полагают, что это результат аномалий в центральной нервной системе, и не исключается также, что ускорение темпа речи в определенных ситуациях возникает в результате преобладания процесса возбуждения над торможением. А.А.Сахаров трактует заикание как расстройство речи, плавность которого прерывается судорожными спазмами в речевой мускулатуре вследствие каких-то функциональных заболеваний нервной системы. В свете учения И.П.Павлова заикание — это нарушение нормального соотношения процессов торможения и возбуждения в коре головного мозга. Этого мнения придерживаются и современные специалисты, работающие над проблемой заикания. По мнению М.Е.Хватцева, заикание — «это своеобразное, по преимуществу реактивное (функциональное) дискоорди- национное расстройство речи, которое внешне проявляется в судорожных нарушениях речевого ритма, связанных с предшествующими и одновременными болезненными неврологическими и психическими изменениями, особенно в сфере эмоциональной и волевой» (24, с.213).
Внешне заикание выражается в прерывистости речи с характерным разрывом слова на слоги или звуки, его составляющие. Нарушение плавного течения речи порой сопровождается судорогоподобным напряжением речевой мускулатуры, возникающим только в момент говорения. Основным признаком стойкого (хронического) заикания является дезинтеграция в центральной нервной системе, вызывающая блок торможения.в периферических звукопроизводящих органах в виде судорожного спазма, который напоминает судорогу во время икания, откуда и произошло название дефекта. Длительность судороги может быть от доли секунды до минуты и более. В заикании различают тонические судороги, когда сокращаются мышцы-тонус короткими или длительными толчками и клонические судороги (с менее выраженным напряжением), когда происходит 6 повторение движений мышц-клонус. В заикании могут присутствовать обе формы судорог с преобладанием одной из них. В зависимости от места локализации судорог различают: дыхательную форму (судороги возникают в мышцах брюшного пресса, диафрагмы), голосовую форму (судорожность возникает в мышцах гортани, в голосовых связках) и артикуляторную (судороги возникают в языке, губах). Место локализации судорог бывает и смешанным, когда присутствуют два или три вида. По тяжести проявления заикание подразделяют на три степени: легкую, среднюю и тяжелую.
В учебном пособии М.Е.Хватцева приводится следующая характеристика степеней заикания: легкая степень характеризуется проявлением заикания лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказаться. Задержки преодолеваются легко, дети не стесняются своего дефекта. Средняя степень, когда в спокойном состоянии говорят легко и мало заикаются, но в эмоциональном состоянии проявляется достаточно сильное заикание. И тяжелая степень, при которой заикаются в любой обстановке постоянно, с сопутствующими движениями и словесными уловками.
Однако до настоящего времени четкие критерии определения степени заикания не выработаны. В.М.Шкловский придерживается того же мнения, говоря, что заключение о тяжести заикания по одному лишь моторному признаку, как правило, оказывается недостаточным, так как при наличии незначительных судорог у этих же заикающихся выявляется тяжелая декомпенсация за счет невротического компонента. Т.Б.Филичева определяет заикание только по двум степеням. Она выделяет слабую (умеренную) степень, при которой заикание проявляется очень мало, едва заметно и не мешает речевому общению, и сильную (тяжелую) степень, при которой в результате длительных судорог общение становится ограниченным или невозможным.
Такие расстройства речевой стороны при заикании, как нарушение плавности, темпа, ритма, кроме того, сопровождаются различными наслоениями, в том числе звукофобией, которая встречается чаще у старшего возраста — школьников, подростков и взрослых. Зву- кофобия — это боязнь произнесения отдельных звуков
и звукосочетаний, слов. Это могут быть не только согласные звуки, но и гласные, и также стечения двух согласных (тр, др, стр и т.д.) и определенные слова с этими «трудными» звуками.
Отмечается зависимость возникновения этих трудных звуков от места локализации речевой судороги. Причиной этого является чрезмерное судорожное напряжение мышц артикуляторного аппарата, которое нарушает процесс быстрого переключения с одного звука на другой, в связи с чем и затрудняется произнесение определенных для каждого заикающегося звуков. При этом фиксация на этих звуках и приводит к возникновению страха (фобии). Некоторые заикающиеся пытаются преодолеть трудные звуки путем сильного напряжения в месте локализации судороги, чем только усугубляют свое состояние, при этом еще более усиливая судорожность и, конечно, страх перед этими звуками. Надо отметить, что эти же звуки в других словах могут произноситься легко, без спазмов. А также отмечалось, что сегодня у заикающегося затруднено произнесение одних звуков чаще, чем других, а завтра появлялись другие трудные звуки. Постоянно помня и думая о своих трудных звуках, заикающийся во время речи напряжен, скован. Таким образом, появляется фиксированная навязчивость в виде фобии определенных трудных слов, звуков. Эти навязчивые мысли о том, что он не сможет сейчас сказать это слово и будет заикаться, вызывают в свою очередь страх и заставляют маскировать свое заикание, вставляя различные посторонние звуки, словосочетания, которые в первый момент действительно помогали преодолеть спазм на трудном слове, а потом их действие прекращалось и они впоследствии лишь засоряли речь.
Многие заикающиеся вставляют звуки «э-э», «м- м», словосочетания — «вот так», «ну вот», «так значит», «это вот» и др. Такие слова и словосочетания нередко встречаются в речи и у людей, не страдающих заиканием. Их называют эмболофразиями, и чаще они присутствуют у подростков и взрослых, чем у детей. Некоторые заикающиеся стремятся избежать слов с трудными звуками и часто стараются заменить другими, подходящими по смыслу, но при этом изменяется смысл сказанного. Постоянная мысль об этом приводит 8 к неуверенности при общении, отчужденности, замкнутости, появляется логофобия — безотчетный, навязчивый страх речи.
Заикание выраженной степени сопровождается чаще всего непроизвольными сопутствующими движениями, которые, по мнению М.Е.Хватцева, связаны с нарушениями экстрапирамидной недостаточности. Эти движения могут распространяться на мышцы лица, туловища и конечностей. Наряду с непроизвольными движениями у заикающихся возникают двигательные уловки, которые со временем перерастают в навязчивые движения. Например, нередко бывает так, что заикающийся перед тем как почувствует затруднение при произнесении трудного слова, сделает движение ногой или моргнет глазами и не заикнется, это он применит еще и еще раз. Но в дальнейшем в какой-то момент эта двигательная уловка перестает помогать, а заикающийся настолько привыкает к ней, что не замечает, что продолжает употреблять ее уже без пользы. Вот и получается непривлекательная картина — кроме заикания, проявлений судорожных речевых спазмов, человек еще и топает ногой, моргает глазами и создает тем самым еще более тягостное впечатление. Эмболофразии, двигательные уловки, навязчивые движения говорят о давности заикания и являются своеобразной защитной реакцией, приспособлением к дефекту.
Все эти характерные признаки заикания непостоянны и изменчивы. Они могут внезапно усиливаться или ослабевать и часто зависят от изменений внешних и внутренних раздражителей. Состояние речи может быть связано с физическим и эмоциональным фоном, а также зависеть от времени года и даже от влияния лунных приливов и отливов (что в действительности наблюдалось в практике). Один и тот же заикающийся может говорить дома, в школе на перемене мало заикаясь, и в тот же день очень сильно заикаться на уроке, отвечая у доски. Некоторые из них с незнакомыми людьми говорят лучше, чем с близкими и друзьями. У одних спонтанная речь лучше, чем чтение, у других — наоборот. Одни заикающиеся прекрасно могут говорить наедине с преподавателем, но не могут выступить публично без сильного заикания. Кто-то говорит по телефону не заикаясь, кто-то боится личного контакта.
Сегодня может быть затруднен один вид речевого общения, например, диалог, через некоторое время не дается рассказ или экспромт.
Одним из характерных проявлений заикания является психологическая особенность состояния. У маленьких детей наблюдается капризность, плаксивость, повышенная раздражительность, плохой сон. Многие авторы отмечают выраженные психологические особенности у подростков и взрослых в виде быстрой утомляемости, рассеянного внимания, угнетенности, мнительности, тревожности, а также различной степени фиксированное™ на своем дефекте. Все эти особенности, страх перед речью вызывают у подростков и нередко у взрослых комплекс неполноценности. Это чувство чаще всего «является одним из основных явлений, из которых развивается невротическое расстройство», — заключает В.А.Гиляровский (с.56).
В настоящее время специалисты выделяют невротическую, неврозоподобную и смешанную формы заикания (когда присутствуют проявления и той и другой формы заикания в разной степени, с преобладанием одной из них). Сотрудниками лаборатории функциональных и других видов нарушений речи (под руководством доктора мед. наук Н.М.Асатиани при НИИ общей и судебной психиатрии им. В.П.Сербского) дана следующая краткая характеристика двух основных групп заикания:
«НЕВРОТИЧЕСКОЕ заикание обычно начинается по психогенно-реактивному типу, характеризуется нарастанием как речевой судорожности, так и невротических расстройств: усложнением с возрастом речевыми уловками, эмболофразиями, сопутствующими движениями, формированием к 11 — 13 годам страха речи, наибольшей выраженностью как заикания, так и общеневротических расстройств к 15—16 годам. НЕВРОЗОПОДОБНОЕ заикание, возникающее на фоне резидуальной церебрально-органической недостаточности, обычно имеет постепенное начало и нередко наблюдается с момента становления фразовой речи. Для этих больных характерен полиморфизм как психических, так и собственно речевых нарушений, склонность к большей речевой судорожности и большей выраженности гиперкинезов и сопутствующих речи движений, 10 отставание общего моторного развития, редуцированный характер логофобии» (2, с.З).
На основании психолого-педагогических характеристик специалистами под руководством В.И.Селиверстова были выделены различные группы заикающихся детей в зависимости от наличия у них в разной степени фиксированности на дефекте для создания дифференцированного подхода при коррекции. Таких групп оказалось три: с нулевой, умеренной и выраженной степенью фиксированности на своем дефекте. Первая группа включала детей, которые практически не испытывали дискомфорта от сознания своей неполноценности. Во второй группе были дети с нерезко выраженной степенью фиксированности и которые просто пытались иногда замаскировать свой дефект с помощью различных уловок, но при этом не находились в состоянии постоянного напряжения и переживания. Третья группа включала в себя детей с комплексом неполноценности по поводу своей речи, глубоко и длительно переживавших свой дефект. Для них характерна мнительность, повышенная обидчивость и раздражительность, зависимость от чужого мнения, навязчивые мысли и выраженный страх речи. Этими авторами был сделан вывод: чем выше степень фиксированности на дефекте, тем ниже эффективность коррекции заикания.
Московские специалисты Н.А.Власова, Герценш- тейн и ленинградский дефектолог А.Ф.Шельтинг определили заикающихся детей на несколько групп. Первые авторы разбили заикающихся по состоянию психики и речи на четыре группы.
Первая группа. Дети без особого клинического своеобразия, с легкой формой чаще всего клонического заикания, сравнительно недавнего происхождения (не свыше года).
Вторая группа. Дети с преимущественно тоническим заиканием, осложненным косноязычием, и с запоздалым в большинстве случаев началом речи.
Третья группа. Дети с наиболее тяжелым, преимущественно тоническим заиканием, заторможенные невротики. Болезненно реагируют на свой недостаток, фиксируют его. Избегают коллектива и спонтанной речи. Часто с врожденным отягощением (нервность родителей).
Четвертая группа. Дети с преимущественно клони- ческим заиканием, независимо от стажа заикания без вторичных психических наслоений, переживающие свой порок.
А.Ф.Шельтинг также делит заикающихся детей по состоянию речи и общего развития на четыре типа:
«1. Заикание на фоне задержанного развития моторики и речи. У одних — ярко выраженный паллидар- ный синдром, у других этого не замечается.
1. Заикание, связанное с алалией. Моторное недоразвитие, ригидность мускулатуры, затрудняющей свободное произношение (говорит с чрезвычайным напряжением, быстро утомляется).
2. Заикание в незначительной степени при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервности. Нередко заикание осложнено косноязычием.
3. Заикание у невротиков, обычно внезапно возникающее в раннем возрасте. Психические наслоения не выражены. Слабовольны, несобранны, рассеянны. Речь торопливая». (24, с.240).
Приведенная выше типология заикания дает возможность специалистам подбирать дифференцированный подход к заикающимся детям при устранении заикания. Правильно классифицируя тип заикания, можно не только правильно подобрать метод коррекции, но уже и заранее знать, насколько он будет результативным.
Этиология заикания
Этиология заикания, также как и механизмы, до конца еще не изучена, и в процессе исследований выясняются все новые, дополнительные причины. И для того, чтобы успешно корригировать заикание, нужно обязательно понять источники его происхождения. Длительные общие исследования при изучении заикания позволяют прийти к выводу, что «заикание возникает в результате факторов, непосредственно производящих специфическое нарушение в нервной системе и психи-
ке человека при наличии особо благоприятствующих этому условий» (24, с.228). К благоприятствующим факторам М.Е.Хватцев относит невропатическую отягощен- ность родителей и особенности самого заикающегося. Выяснено, что более всего предрасположены к заиканию нервные, впечатлительные дети, чем дети со здоровой нервной системой. Само заикание по наследству не передается, — утверждает М.Е.Хватцев, — но различные виды нервной неполноценности, как слабый или неуравновешенный тип нервной деятельности, недостаточность в центральных речедвигательных механизмах — все это может передаваться по наследству как предрасположенность к заиканию.
Этого же мнения придерживаются авторы статьи «О наследственности в заикании» Р.А.Субботина и
В.Н.Требулева. Авторы проводили эксперимент, задачей которого было проследить роль наследственности в предрасположенности к заиканию. В процессе эксперимента исследователи опрашивали родных и близких всех детей и подростков, лечившихся в отделении московской детской психиатрической больницы № 6. Специалисты отмечают, что у лиц мужского пола, как уже известно давно и подтвердилось еще раз, заикание встречалось в три раза чаще, чем у лиц женского пола (100 мальчиков и 29 девочек). Они также отметили, что наследственная отягощенность речевыми расстройствами была у 50 % исследуемых. У этих заикающихся, которые имели в семье близких, страдающих или страдавших этим дефектом, само заикание протекало тяжелее, чем у детей без наследственной отягощенности речевыми нарушениями. Эта наследственная отягощенность более всего отмечалась у заикающихся с неврозоподобной формой заикания, и лишь в единичных случаях она встречалась при невротической форме.
Под наследственной отягощенностью исследователи имели в виду наличие речевых расстройств у близких родственников. Р.А.Субботина и В.Н.Требулева пришли к выводу, что только у 13 детей с заиканием кто-то в семье заикался, и они считают, что роль наследственности не так уже велика, хотя и имеет значение при устранении заикания. Их выводы совпадают с мнением В.А.Гиляровского: «Признавая несомненным, что в развитии заикания играют роль наследственные
моменты, нельзя все же считать его наследственным заболеванием в собственном смысле» (с. 570—582).
Л.И.Белякова и ЕАДьякова отмечают, что в мировой литературе отягощенная наследственность может прослеживаться у нескольких поколений. Они также делают заключение о том, что передается по наследству не само заикание, а слабость центральных речевых механизмов, которые более подвержены воздействию различных факторов риска. В нашей практике также были наблюдения, из которых можно сделать вывод: не у всех детей, родители которых заикались в детстве (или заикаются по настоящий момент), развился этот же дефект, а только у тех, у кого эта предрасположенность получила толчок, сочетаясь с психотравмой или каким-то заболеванием.
Эмоциональная напряженность может быть также хорошей базой для возникновения заикания. Эмоциональная напряженность создается при преобладании критики ребенка со стороны окружающих. Постоянная подавленность и угнетенность создает чувство неуверенности в себе и порождает отчужденность. Подобное настроение ребенка приводит к обостренной нервной напряженности, которая может разрешиться заиканием. К этому же может привести и неблагоприятная семейная обстановка: постоянные ссоры, скандалы и угрозы родных могут держать ребенка в эмоциональной напряженности, и достаточно малейшего толчка в виде испуга, чтобы возникло заикание.
Действие негативных факторов стимулирует предрасположенность ребенка к заиканию. В сочетании с неблагоприятными воздействиями социальной среды это может привести к появлению стойкого заикания различной тяжести. Для того чтобы возникло заикание, необходимо присутствие производящих причин. Такими причинами можно считать анатомо-физиологические. Немалую роль в этом играет поражение головного мозга в раннем детстве, которое может быть разного генеза: внутриутробные и приобретенные инфекционные заболевания, родовые травмы и т.д. Эти причины вызывают появление заикания неврозоподобной формы, которое прогностически менее благоприятно при коррекции. Испуг, о котором часто говорят сами заикающиеся и их родители, по нашему мнению, является не причиной, а лишь поводом, толчком для возникновения заикания. Так как пугаются в жизни многие дети, но не все начинают заикаться, а только те, у кого есть к этому предрасположенность.
В первую очередь это дети с неустойчивой психикой и с ослабленной нервной системой. После длительного периода инфекционной болезни резкий громкий звонок, неожиданный лай собаки, страшный сон могут послужить сверхсильным раздражителем и вызвать заикание сразу или через некоторое время, создав срыв в высшей нервной деятельности. Этот испуг чаще всего совпадает с началом проговаривания ребенком слова, и появившаяся судорога фиксируется ребенком, он пугается еще больше и уже боится говорить. Обостренное внимание взрослых к факту заикания еще больше закрепляет и усиливает дефект. Предполагается, что возникновение заикания от испуга вызывается резким изменением химической реакции в крови, что дает широкую иррадиацию возбуждения в коре мозга (24).
Исходя из теории И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и учения об условных рефлексах, можно сказать, что возникающее при испуге или при длительно действующем сверхсильном раздражителе торможение в речевых зонах головного мозга может вызвать «срыв» речевой функции — заикание. Но считать психотравматизацию единственной причиной возникновения заикания никак нельзя.
Возникновение заикания у детей
Этиология заикания в раннем детстве связана с формированием соответствующего механизма в долговременной памяти (гипоталамусе), который запоминает первую речевую судорогу и фиксирует его одномоментно на фоне сильного эмоционального стресса и впоследствии повторяет многократно. Физиологическое (эволюционное) заикание возникает обычно в период бурного развития речи, с 2 до 5 лет, когда коммуникативная, познавательная деятельность начинает развиваться под влиянием тесного общения с взрослыми. В этот
период ребенок общается с взрослыми на высоком эмоциональном подъеме, достаточно возбужденно, желая привлечь внимание взрослых, и поэтому говорит громко, быстро. При этом у многих детей возникают повторения слогов, слов, что при первом рассмотрении можно принять за настоящее заикание. Но это так называемое возрастное заикание, которое характерно для раннего дошкольного возраста.
Физиологические итерации (повторения) происходят из-за того, что активный словарный запас ребенка еще недостаточно сформирован, формы выражения мысли несовершенны и недостаточно развита артикуляторная моторика. Некоторые авторы характеризуют это состояние как речевую неготовность. В этом возрасте мышление ребенка в основном образное и зиждется на конкретном материале. Эти особенности мышления детского возраста проявляются во всех видах речевой деятельности, особенно при самостоятельном длительном рассказе или пересказе. Именно тогда чаще всего и возникают повторения, так как речевая неготовность артикуляторного аппарата не успевает словесно оформлять мысли, опережающие речь.
«Известно, что внутренняя речь ребенка формируется значительно позже, чем его внешняя речь. Ребенок, обладающий внешней речью в ситуации диалога, оказывается неспособным к развернутой монологической речи. Это в значительной мере связано с тем, что внутренняя речь ребенка со всеми ее предикативными функциями еще недостаточно сформирована. Переход к монологической речи у ребенка остается невозможной даже тогда, когда ребенок полностью владеет диалогической речью. Только после того как происходит процесс сокращения, свертывания внешней речи и превращения ее во внутреннюю, становится доступным обратный процесс — развертывание этой внутренней речи во внешнюю, то есть в связное речевое высказывание с характерным для него стойким «смысловым единством», — утверждает А.Р.Лурия (с.201).
В действительности при изучении заикания мы видим, что речевые возможности детей дошкольного возраста ограничены периодом формирования самой речи, ее артикуляторного аппарата и служат причиной нарушения плавности и ритма речи, причиной необосно- 16 ванных итераций, спотыканий в процессе активного общения.
Такие физиологические несовершенства нередко бывают в тех семьях, где старшие сами говорят быстро, нечетко, не приучая ребенка к совершенствованию речи, не помогают в накоплении словарного запаса, активного и правильного использования новых слов и понятий, когда взрослые не ставят своей целью постепенно помогать ребенку накапливать знания об окружающем мире и не поправляют его при неправильном использовании грамматических понятий. Когда родители не только не совершенствуют речь своего ребенка, но и культивируют недостатки его речи, подражая его косноязычной речи. Другой причиной возникновения заикания бывает фиксация взрослых на речевых недостатках ребенка. Они могут его высмеивать, заострять внимание на отрицательных моментах во время произнесения, вместо того, чтобы помочь ребенку, успокоить его.
Дети же в подобных ситуациях реагируют на недостатки своей речи преимущественно аффективно, и поэтому такие невольные итерации можно рассматривать, как выражение несовершенства их речи, неуверенности, как стремление преодолеть свой дефект. Физиологическое заикание на определенном этапе речевого развития является естественным. Главное его отличие от стойкого настоящего заикания в том, что оно бывает кратковременным, а самое главное, не сопровождается судорожными спазмами, навязчивыми движениями и не фиксируется на определенных звуках и словах.
Физиологические итерации обычно к 4—5 годам исчезают самостоятельно, если не было предрасполагающих причин и благоприятствующих факторов, не было толчка, который бы способствовал фиксации ребенка на собственных запинках и не благоприятствовал переходу в стойкое заикание.
Далеко не всегда родители без помощи логопеда помогают ребенку преодолеть безболезненно физиологические итерации. Многие родители пытаются исправить речь ребенка самостоятельно — каждый раз при запинках останавливая ребенка, заставляя повторять его снова и снова, предлагая говорить медленно, не заме-
чая, что при этом они фиксируют внимание ребенка на этом речевом несовершенстве. И чем больше ребенок старается об этом думать и следить за своей речью, тем больше начинает запинаться. Так простые повторения слогов и слов закрепляются и переходят в настоящие судорожные запинки.
В других случаях родители могут настолько сильно проявлять беспокойство по поводу обычных повторений ребенка, что переносят свое тревожное состояние на него, чем только вызывают усиление таких итераций, опять же фиксируя внимание на них. Некоторые родители начинают обращаться со своим ребенком, у которого появились запинки, как с больным. Они рассказывают при нем, что он заикается и демонстрирует, как он заикается. Косвенное внушение может еще сильнее подействовать на ребенка. Он начинает переживать свое состояние также сильно, как родители, закрепляя и усиливая заикание. Некоторые же дети очень скоро замечают, что родители, видя, как он заикается, переживают и делают для него разного рода уступки, обращаясь с ним, как с больным, позволяют капризничать и добиваться своего. Дети также замечают, что запинки в речи дают им преимущества в виде поблажек, и поэтому не стремятся избавиться от них, а привыкают добиваться своих желаний, используя заикание, тем самым закрепляя его и переводя в стойкое.
Наблюдения за заикающимися детьми, за их воспитанием в семье привели нас к суждению о том, что неправильное поведение не только близких, но и всех окружающих ребенка (воспитателей, сверстников), у которого возникло заикание, часто приводит к изменению характера ребенка и также может дать толчок перехода от эволюционного заикания к настоящему. К причинам, вызывающим заикание, можно отнести и неправильное формирование речи в дошкольном возрасте: сложное нарушение звукопроизношения, быстрый темп речи, перегрузка способных, но слишком впечатлительных детей недетским сложным речевым материалом, выступления перед публикой, овладение в раннем возрасте двумя языками, причем заикание чаще возникает на каком-либо одном языке. У некоторых специалистов есть даже мнение, что нервных, впечатлительных детей с ослабленной нервной системой не 18 следует обучать второму языку до пяти лет. Полная замена одного неокрепшего языка другим, также несовершенным, может не пройти безнаказанно для психики ребенка. Эта замена одной формы мышления другой особенно понижает психическую деятельность в начале становления речи.
Отмечаются случаи возникновения заикания по подражанию и не только, когда ребенок находится с заикающимся родственником, но и вне дома. Различают две формы подражания: пассивную и активную. При пассивной форме дети могут непроизвольно начать заикаться, когда часто слышат заикливую речь, особенно, если человек с такой речью является для него авторитетом. При активной форме подражания дети, непроизвольно передразнивая заикающегося, сами начинали заикаться и привыкали к этому. Но и заикание по подражанию может возникнуть у детей только если есть у них к этому предрасположенность. Существовавшее некогда мнение о заразительности заикания не оправдалось. К этому выводу пришли многие практикующие логопеды детских учреждений. Правильный подход к заикающемуся ребенку и разъяснение окружающим его сверстникам сводит весь эффект заразительности к нулю.
Нередко заикание возникало при переучивании детей с леворукостью. Доминирующим в области речи у праворуких является левое полушарие, а леворуких — правое. При переучивании расстраивается координация управляемых полушарием речевых механизмов, что дает судорогу в речевых органах у детей с особым типом нервной системы. По мнению М.Е.Хватцева, при переучивании леворуких не только перестраиваются и нарушаются связи и соотношения между полушариями головного мозга, но и ухудшается состояние правого полушария, в котором расположены речевые центры леворуких детей. Поэтому переучивать детей, пользующихся левой рукой в период становления речи, не рекомендуется. Родителям такого ребенка надо развивать умение ребенка действовать обеими руками и делать это лучше в игровой форме. Развитие моторики обеих рук способствует лучшему общему и речевому развитию. Сейчас об этом знают многие родители и стараются после двух лет не переучивать своего леворукого ребенка.
Многие специалисты отмечают возникновение, а чаще рецидивы (или просто усиление) заикания у проходивших коррекционные занятия детей, которое вновь проявляется при поступлении в школу. Здесь причина кроется в неправильном отношении к такому ребенку: излишняя строгость педагогов, передразнивание сверстниками, нервная и умственная перегрузка и в особенности требование чтения на скорость. У детей с отклонениями в речевом развитии запинки в речи возникают при неумении сразу найти нужное слово, грамматически правильно построить фразу, четко произнести тот или иной звук. Именно эти причины тоже могут нарушать плавность и темп речи ребенка. Эти несовершенства наблюдаются чаще там, где окружающие сами говорят быстро, нечетко. Большое влияние на возникновение заикания оказывают его личностные особенности, связанные с неправильным воспитанием в детстве: гиперопекой или недостатком внимания, чрезмерные психические или умственные перегрузки.
У детей дошкольного возраста еще нет прочных тормозных реакций, и многие из них чаще всего очень бурно реагируют на все события. Эти излишние эмоциональные и двигательные возбуждения могут также послужить причиной возникновения заикания. От зрелости центральной нервной системы, имеющей в детском возрасте определенные особенности развития, зависит эмоциональная связь ребенка с окружающим миром. Формирование больших полушарий происходит к 5 годам. Речевая функция, развивающаяся у мальчиков более поздно, дает сильную неустойчивость нервной системы по сравнению с девочками, чем и объясняется больший процент возникновения заикания у лиц мужского пола. Заикающихся мальчиков встречается примерно в три раза чаще, чем девочек. По мнению И.А.Сикорско- го, «это связано с лучшим врожденным развитием двигательных центров левого полушария женщины сравнительно с мозгом мужчины» (с.42).
Среди детей из домов ребенка, школ-интернатов заикание чаще, чем у детей, воспитывающихся в семье. Среди детей, живущих в городе, заикание встречается чаще по сравнению с детьми из сельской местности. В сельской местности — 0,9 %, а в городе — 2 %. Этот вывод объясняется тем, что в сельской местности бо- 20 лее спокойная обстановка, и на сельских детей благотворно влияет окружающая природа. Физиологическое заикание наблюдается у детей достаточно часто. По данным В.И.Селиверстова, оно возникает у 80 % детей дошкольного возраста, и оно считается характерным для данного периода развития, так как лишь у 2 % детей возникает или переходит в стойкое заикание. Заикание всегда считалось детской болезнью, но оно распространено среди всех возрастов. По данным М.Е.Хват- цева, распространенность заикания среди взрослых чуть более 1 %. Переход же заикания с детского возраста в подростковой и даже во взрослый можно объяснить недостаточной эффективностью методов коррекции и усилением заикания в подростковом периоде, которое часто осложняется комплексом неполноценности. Таким образом, развитие заикания у многих, кто не получил своевременную эффективную логопедическую помощь и продолжается в течение длительного времени, представляет достаточно сложный и своеобразный процесс психомоторных отношений.
«В основе таких взаимоотношений, — замечает В. М. Шкловский, — лежит патологический механизм «порочного круга», когда страх приводит к ухудшению деятельности моторных механизмов речи, а последнее связано с еще большим нарастанием страха перед речью» (с.400).
В.В.Ковалев, исследуя причины возникновения или усиле:ия заикания, выяснил, что у большинства (59 %) заикающихся речевой дефект развивался в результате острой психической травмы, у 27 % — заикание появило