Традиционная экология” мира леса




Методическая разработка

“Мир леса: животные”

(к сетевому гуманитарно-экологическому проекту “Древо жизни”)

(Д.Ю. Доронин)

Объяснительная записка

Актуальность: экологическое образование и традиционная культура

Мир леса во всём его разнообразии всегда сопутствовал традиционной культуре селений человека в географическом пространстве России. Точнее, конечно же, говорить о многообразии традиционных культур России – русских, финно-угорских, тюркских, самодийских и пр. Как у всякой деревни – свои леса со своей неповторимой природой, топонимикой и поверьями, так у каждой деревни – своя традиционная культура, свои уникальные представления об этих лесах. Это – многообразие народной психологии, народного традиционного природопользования и природосбережения, “традиционного экологического сознания”. Изучая и педагогически осмысливая многообразие фольклорных представлений о лесе, мы получаем живой, интереснейший материал для предельно-конкретного (Вот они – наши леса! Что говорится - “потрогать можно”!) экологического образования и воспитания школьников, так как мир традиционных фольклорно-мифологических представлений о природных объектах очень часто экологичен и природоохранен.

И это неслучайно, ведь традиции и промыслы каждого села, деревни – это то уникальное для каждого района и селения отношение людей к природе, которое складывалось и шлифовалось тысячелетиями. В нем нет ничего лишнего, неразумного – также как ничего лишнего мы не найдем в природе. В каждом районе, селе, деревне человек исстари сталкивался с особенностями того природного пространства, в котором ему приходилось жить: охотиться, ремесленничать, возделывать землю. От этого пространства, от сохранности ближайшей к человеческому жилью природы напрямую зависело благополучие деревни, крестьянского двора, жизни человека, его детей и внуков. Потому традиционный быт и хозяйство человека осторожно и по-умному относились к природе. В наше время такое, традиционное, отношение мы назовем экологически грамотным.

Столетиями природопользование жителей сел и деревень не нарушало природного равновесия. И это не оттого, что людей тогда было меньше, а потому, что в традиционном природопользовании учитывались все мельчайшие особенности той природы, в которой располагалось село или деревня. К счастью, все эти уникальные хозяйственные формы, промыслы и ремесла не отошли в прошлое. Они современны, живы и сохраняют ту уникальную природную среду, в которой возникли – до той поры, пока жива эта природа, пока живы те селения, в которых они бытуют, и те люди, которые считают эту традицию своей жизнью. Наши методики позволяют педагогам и детям научиться собирать, экологически понимать, возрождать свои родные традиции и представления о природе.

Важной задачей в решении проблем экологического, патриотического и духовно-нравственного воспитания и образования в конкретных районах и областях России является педагогическая популяризация местной, характерной именно для их населенных пунктов традиционной экологической культуры.

 

Традиционная экология” мира леса

Экологическое значение леса, представлений о нём в традиционной культуре огромно. Для большинства традиционных культур России мир леса ассоциировался с “Иным миром”, существующим по своим, чуждым миру человека, таинственным законам. Часто лес подступал прямо к селению человека – так мир людей (“Свой мир”, “космос”) тысячелетиями существовал в тесном соседстве, в тесной хозяйственной и духовной связи с миром чуждого, стихийного, Иного (хаос). Именно постоянное соседство и зависимость от Иного создавали природосберегающее мировоззрение традиционных культур. Оно заключалось в понимании того, что мир человека, его способность и право хозяйничать в мире природы ограничены. Понимание ограниченности рождали естественную осторожность, внимательность к миру природы: человек традиционной культуры не мог вседозволенно, нагло или чересчур смело вести себя в лесу, ибо не был его хозяином.

Человек традиционной культуры даже в своем доме – не абсолютный хозяин: в доме хозяин – домовой, в овине – овинник, в бане – банник, в лесу – леший и др. Неосторожность, наглость, нарушение норм в поведении приводили к беде, о чем и сейчас повествуют многие былички – рассказы о встрече человека с мифологическими существами. Самоуверенная неосторожность, жадность на охоте могла погубить человека в лесу при встрече с лешим, неосторожность к своим детям в “неурочный час” приводила к их потере. “Человек – хозяин и покоритель природы” - основа индустриально-технократической культуры; вседозволенность, слепое потребление, невнимание к нюансам, агрессивный космополитизм – черты человека такой культуры.

В мифологических представлениях традиционных культур мир леса населён разнообразными существами: растениями, животными, существами Иной природы. Практически каждое лесное животное (звери, птицы, гады, насекомые и др.), как и растение, связано с духами или само может оказаться лесным духом (“хозяином”, “нечистым” и т.п.), его воплощением (оборотничество лешего в дерево, зверя и т.п.). “Иная природа” также характерна для многих мест в лесу: это могут быть особые, отмеченные народной верой, лесные поляны, болота, тропы, родники, ручьи и речки, лесные озера, валуны, муравейники, возвышенности (“горки”), провалы, овраги, пещеры, ямы, “ведьмины круги”, священные или почитаемые места, деревья и т.д.

Человек от начала своей истории вынужден жить за счёт леса, вторгаться в него, отсюда – огромный пласт традиционных представлений, ритуалов, связанных с посещением леса и деятельностью в нём. Это – разнообразнейшие запреты на посещение в различное время суток, недели или года, запреты на рубку деревьев, убийство животных, в зависимости от их вида, пространственно-временной ситуации или орудия охоты, запреты на какие-то виды поведения в лесу и т.д., и т.п. Это – разнообразнейшие приметы, сновидения, знаки, сопровождающие практически любое действие человека, связанного с лесом (в особенности – охотников). Совершенно очевидно: если бы лес был не “Иным”, а целиком “Своим” пространством (как это кажется современному техногенному миру), то всех бы этих запретов, примет, поверий, ритуалов, как и самого леса, и дикой природы, просто бы не существовало. Представления об “Ином”, постоянно присутствующем в природе, с древности сообщало человеку о неизвестности в любой точке мира: “Что-то мы знаем об этом камне или дереве, или лесе, а чего-то, быть можем, не знаем и никогда не узнаем вовсе! А значит в этом непознанном может таиться непредсказуемость и даже опасность – следует быть уважительным, осторожным, внимательным…” Но разве не говорит современная наука также о границах человеческих знаний и возможно огромной неизвестности!

Итак, один блок традиционно-культурных природоориентированных представлений связан с проникновением человека в мир леса. Но есть и другой блок “экологической мифологии” леса, связанный с вторжением мира леса в мир людей (помните: приметы с приползающей к дому змеёй или прилетающей лесной птицей?) или с пониманием, преобразованием мира леса внутри мира человека.

Притом и в том, и в другом блоке мир леса был значим для человека двояко: частично как человеческая ресурсная база (многообразие хозяйственных нужд) и как самостийный, независимый другой мир (многообразие взаимодействий, столкновений с лесом как с “Иным”).

Анализ представлений по этим параметрам обо всех лесных объектах и явлениях не вместит методика, здесь мы коснёмся только традиционных представлений о животных леса.

Цели и задачи

Данная методика позволяет педагогу и школьнику исследовать родную традиционную культуру – мир живых мифологических представлений о лесе. Цель этой разработки – экологическое, патриотическое, духовно-нравственное воспитание и образование школьников, основанное на традициях неразрушающего природопользования и фольклорных народных представлениях в целом, бытовавших ранее и сохранившихся сейчас в районах Нижегородской области.

Задачи методики:

1. Вовлечение ребят в диалоговое пространство общения с носителями родной традиционной природосберегающей культуры;

2. Вовлечение учащихся в учебно-исследовательскую, экспедиционно-проектную деятельность в пространстве родной традиционной культуры;

3. Обучение педагогов формам и методам изучения, преподавания и педагогической популяризации конкретных аспектов традиционной культуры (в данном случае – аспект традиционных представлений о мире леса);

4. Выявление, сбор и паспортизация фольклорно-этнографического материала о мире леса в Нижегородской области (и др. возможных регионов) силами исследовательских коллективов учащихся и педагогов.

Конкретный аспект методики: Методика посвящена изучению экологических традиций и фольклорно-мифологических представлений о животных леса в современных традиционных культурах населенных пунктов районов Нижегородской области.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: