Гостиный двор, ул. Ильинка, д. 4, аудитория 273




Департамент культуры города Москвы

Объединение «Манеж»

Сентября 2017 - 9 декабря 2017

Торжественное открытие выставки – 12 сентября, 16.00

Выставка «От BelleÉpoque к революции - история России через стереофотографию 1880 – 1917 гг. в 3D»

(Стереоскопические архивы российских фотографов конца XIX – начала XX века)

Гостиный двор, ул. Ильинка, д. 4, аудитория 273

С 9 сентября Объединение «Манеж» совместно с НИУ «ВШЭ» и Фондом сохранения фотонаследия им. С. В. Челнокова представляют выставку «От BelleÉpoque к революции - история России через стереофотографию 1880 – 1917 в 3D»(Стереоскопические архивы российских фотографов конца XIX – начала XX века).

Выставка расскажет об истории дореволюционной России через историю малоизученных коллекций российской стереоскопической фотографии и представит стереоскопические фотографии, сделанные российскими фотографами в конце ХIХ- начале ХХ века.

Со стереофотографией связан важный этап развития фотоискусства. Она выступала и как формадосуга, но также оказалась способом поиска новой фотографической выразительности.Связано это с тем, что работать со стереокамерой было проще, чем с крупноформатными аппаратами, и стоили они значительно дешевле. Стереофотография стала первым шагом в истории любительской фотографии и в сравнении с другими аппаратами, фотограф получал свободу действий. Изобретение стереофотоаппарата позволило ввести повседневность в фотографию, перейдя от статичных изображений к движущимся объектам. История техники стереофотографии столь же разнообразна, сколь и история фотографии - за более полувека ее существования менялись камеры, стереопары снимали на металлические пластины и на стекло, печатали на бумаге. Но главный принцип оставался неизменен: при создании стереофотографии для каждого глаза необходимо изготовить отдельное изображение, сняв изображаемый объект с двух разных точек, расстояние между которыми составляет от 10 до 20 см. Чтобы воспринять эффект объема требуется дополнительное бинокулярное устройство для просмотра – стереоскоп. В него вставляется стереопара, и при просмотре каждый глаз видит соответствующее ему изображение, за счет этого и достигается стереоскопический эффект.

Огромный массив стереоскопических фотографий, сохранившихся в частых и музейных коллекциях, отображает различные аспекты жизнь эпохи, позволяя соприкоснуться с тем, что принято называть «самой повседневностью». И в этом, как раз и заключается достоверность стереоскопической фотографии, которая с самого начала была призвана свидетельствовать о жизни, используя эффект приближения реальности.

В силу этого, российские стереоскопические архивы выступают одновременно и как памятники определенной эпохи и связанной с ней духовной и материальной культурой и, в то же время, они оказываются некоторыми носителями визуальной карты, в которой прослеживается история России и самих фотографов, рассказывающих о времени через стереофотографию. Отечественные стереоскопические архивы позволяют увидеть жизнь России, предшествующую 1917 году, как в многообразных бытовых деталях, так оказаться свидетелями значимых исторических событий. В этом сопоставлении различных фотоархивов открывается новый сюжет истории, рассказанной через историю стереоскопической фотографии до и вокруг 1917 года.Здесь перед нами и многообразные свидетельства стремительной предвоенной индустриализации – от прокладки трамвайных путей и полета первых аэропланов до технических чудес Всемирной выставки в Париже. Но также приметы нарастающего социального напряжения и грядущего катаклизма – бросающейся в глаза бедности и социального расслоения. Значимые общественные события – такие как, открытие памятника Гоголю в Москве, перемежаются с путевыми фотозаметками, сделанными в путешествиях или экспедициях. Особое место занимают портреты современников, среди которых мы встречаем множество людей, внесших свой вклад в российскую культуру и науку.

Поскольку стереопары требуют специальной технологии для их демонстрации, то используя современные 3D технологии, выставка демонстрирует неизвестный ранее широкой публике визуальный материал организованный хронологически и подводящей к 1917 году. Одновременно она представляет несколько различных фотографов, работавших со стереокамерой, каждый из которых видел и снимал по-своему и оставил свою собственную визуальную летопись.

Способ презентации фотографий – как посредством современных 3D технологий, так и посредством воссоздания копий архивных стереоскопов. Современные технологии позволяют представить несколько фильмов, проецируемых в режиме 3D, созданных на основе стереопар, а также демонстрировать копии стереоизображений через очки виртуальной реальности использующие персональный смартфон. Именно это сочетание различных техник презентации изображений создает необходимую свободу зрителю по отношению к материалу, позволяя находить различные точки пересечения «себя сегодняшнего» и прошлого, что в какой-то мере как раз и отвечает самой идеи стереоскопической фотографии максимально вовлекающей зрителя в рассматриваемую реальность.

Использование современных технологий 3D делает возможным виртуальное путешествие в прошлое, за счет цифровой обработки фотографий и их демонстрации в 3D проекции. При этом, подобное экспонирование оказывается не только видом развлечения, но непосредственный контакт с образом в трехмерной проекции открывает историческое восприятие к нашей субъективности, позволяет зрителю заново «пережить» историю.

Ныне стереоскопия вернулась через кино, забыв свое изначальное имя и получив английское – 3D. Именно на эффекте стереоскопии основано большинство современных 3D технологий. Российские фотографы, работавшие с трёхмерным изображением, оставили нам замечательные образцы фотоискусства, оценить которое можно только при его воспроизведении фотографий в 3D.

На выставке будут представлены фотографии из архивов Н.А. Шилова (1872-1930), П.И. Постникова (1862-1936), А.А. Карзинкина (1863-1939),С.В. Челнокова (1861- 1924).

Аккредитация прессы: Объединение «Манеж» | 8 (495) 645-92-76 | pr.manege@gmail.com

Объединение «Манеж» включает выставочные пространства города Москвы: Центральный Манеж, «Новый Манеж», Музей-мастерская Налбандяна, Музей Вадима Сидура, Выставочный зал «Домик Чехова», комплекс «Гостиный Двор».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: