Речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде
Развития ребенка
Причины:
§ воспалительные поражения головного мозга
§ травматические поражения головного мозга
§ кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов
§ обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития
§ последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы
Происходит:
§ запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.
Может быть:
§ врожденное недоразвитие
§ ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде)
Классификация алалий
-
|
-
|
|
§
Моторная алалия
Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга-
Нического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относи-
Тельной сохранности смысловых и сенсорных операций
Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи
Симптомы речевые:
§ фонетические нарушения(звукопроизношение)
§ недоразвитие фонематического слуха
§ аграмматизмы в речи
§ нарушения структуры слова и фразы
§ резко обеднен словарный запас
§ нет связной речи
§ несформирована мотивация общения
§ понимание речи сохранно
Симптомы неречевые:
§ общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики
§ нарушения координации движений
§ недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)
§ патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)
§ вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)
§ нарушение орального и динамического праксиса
§ несформированность игровых навыков
§ импульсивность, хаотичность деятельности
§ нестойкость интересов
Различают три уровня недоразвития речи:
1 уровень: отсутствие общеупотребительной речи
2 уровень: зачатки общеупотребительной речи
3 уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.
Образцы речи:
1 уровень:
§ аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой
§ ребенок пользуется только ситуативной речью
2 уровень:
§ простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)
3 уровень:
§ речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)
3 уровень:
Методика логопедического воздействия при алалии
Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.
В коррекционной работе выделяют 5 этапов.
1 этап -- однословное предложение (с неговорящими детьми)
Цель:
§ вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений
§ расширять объем понимания речи
Ø занятия проводятся индивидуально, в игровой форме
Ø избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания
Ø дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала
Понимание речи:
1. запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)
2. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием
3. оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)
4. понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»
5.
|