Методика логопедического воздействия при алалии




Речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде

Развития ребенка

Причины:

§ воспалительные поражения головного мозга

§ травматические поражения головного мозга

§ кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов

§ обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития

§ последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы

 

Происходит:

§ запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.

 

 

Может быть:

§ врожденное недоразвитие

§ ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде)

 

Классификация алалий

 

-

А Л А Л И Я
запаздывание созревания нервных клеток в речевых областях коры головного мо

 

-

             
   
 
 
 
Афферентная
 
Эфферентная

§

 


Моторная алалия

Моторная алалиясистемное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга-

Нического характера, обусловленное несформированностью языковых операций порождения речевых высказываний при относи-

Тельной сохранности смысловых и сенсорных операций

Моторная алалия -- нарушение продуцирования самостоятельного высказывания при сохранном понимании обращенной речи

Симптомы речевые:

§ фонетические нарушения(звукопроизношение)

§ недоразвитие фонематического слуха

§ аграмматизмы в речи

§ нарушения структуры слова и фразы

§ резко обеднен словарный запас

§ нет связной речи

§ несформирована мотивация общения

§ понимание речи сохранно

 

Симптомы неречевые:

§ общая моторная неловкость и недоразвитие мелкой моторики

§ нарушения координации движений

§ недоразвитие психических функций (внимание, память, мышление)

§ патологические качества личности (низкая работоспособность, негативизм)

§ вторичная задержка умственного развития (конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к символизации, обобщению, абстрактности)

§ нарушение орального и динамического праксиса

§ несформированность игровых навыков

§ импульсивность, хаотичность деятельности

§ нестойкость интересов

 

Различают три уровня недоразвития речи:

1 уровень: отсутствие общеупотребительной речи

2 уровень: зачатки общеупотребительной речи

3 уровень: речь с элементами недоразвития во всей речевой системе.

 

Образцы речи:

1 уровень:

§ аморфные слова-корни («тя бах» - чашка упалла, «Дека мо» -- девочка моет) могут быть понятны только в соответствующей ситуации при подкреплении жестами и мимикой

§ ребенок пользуется только ситуативной речью

 

2 уровень:

§ простая фразовая речь («Сек.Ипята.Сябака бесит гоки» - Снег. Ребята. Собака бежит с горки)

3 уровень:

§ речь включает развернутые аграмматичные высказывания («У бабути каева и гути и маненьки сяньаты» - у бабушки корова и гуси и маленькие поросята)

 

3 уровень:

Методика логопедического воздействия при алалии

Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи.

В коррекционной работе выделяют 5 этапов.

 

1 этап -- однословное предложение (с неговорящими детьми)

Цель:

§ вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений

§ расширять объем понимания речи

Ø занятия проводятся индивидуально, в игровой форме

Ø избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания

Ø дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала

 

Понимание речи:

1. запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье)

2. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием

3. оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)

4. понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?»

5.

!
понимание инструкций («Поставь игрушки так: кубик, кукла, машина»; «Куклу посади на стул, машину положи на стол»)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: