доли доминантного полушария




Проявления:

§ ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене

§ при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость (одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза

§ не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия

§ гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители

Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений:

Ø большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении

Ø ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего

Ø улучшение понимания при многократном медленном повторении

Ø трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия)

Ø улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями)

Ø улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего

Ø улучшение понимания при общении с матерью

 

 

Речь при сенсорной алалии:

Ø из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи

Ø двигательное беспокойство, трудности поведения

Ø дети мало пользуются жестами и мимикой

Ø реагируют на интонацию, не понимания смысла

Ø игру сопровождают модулированным лепетом

Ø логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов

Ø эхолалия -- повторение обращенной речи

Ø при появлении первых слов:

* ошибки в ударении

* замены

* искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз дру

гая ошибка

Ø высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме

В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.

 

 


Методика логопедического воздействия при сенсорной

Алалии

Основные направления коррекции:

î сознательный анализ состава речи

î развитие фонематического восприятия

î понимание речевых структур

 

Основной принцип коррекционной работы:

î последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга

 

1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи)

Ä определяют часы и дни отдыха

Ä ограничивают излишнее общение

Ä исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор

Ä щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам

 

2. привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку)

3. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам

4. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша)

5. развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.)

6. развитие зрительной и двигательной подражаемости: «ладушки», «сорока»

7. развитие потребности общения, мотивации общения

8. различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)

Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация

9. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением

10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям)

11. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова

12. различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА

13. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение

14. различение характера звука, источника звучания, его локализации

15. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО

16. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер –

* при общении с одним человеком

* при общении с разными людьми

* при определенной ситуации

* с опорой на мимику, жест

17. развитие фонематического слуха

18. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач)

19. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов:

* посуда, мебель

* мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать

* летит – летят

 

20. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…)

21. раннее обучение грамоте

 

Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от

* состояния слуховой чувствительности

* времени и характера проводимого лечения

* коррекционно-воспитательного воздействия

* возраста и интеллекта ребенка

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: