Студентки ИМПиСР , группы П-21 , Арбузовой Елены Владимировны




ФГБОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ОТЧЁТ О ЛЕТНЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Студентки ИМПиСР, группы П-21, Арбузовой Елены Владимировны

1. Детский оздоровительный лагерь «Пионер», вожатый

2. Отработала 4 смены:

1 смена (02.06 – 22.06) – 1 отряд (12-15 лет)

2 смена (24.06 – 14.07) – подменный вожатый

3 смена (17.07 – 06. 08) – 2 отряд (12-15 лет)

4 смена (08.08 – 28.08) – 1 отряд (13-16 лет)

3. Летняя педагогическая программа 2014 года в ДОЛ «Пионер» называлась «Все, для победы». 1 смена носила название «Ах, этот Форест», она была ориентирована на личное участие и победу каждого ребенка. В течение всей смены дети набирали баллы, за которые в конце смены их награждали. 2 смена носила название «От первого лица». Ее идея заключалась в том, чтобы дети расширили область знаний о Великой Отечественной войне. Смена ориентирована на гражданско-патриотическое воспитание детей и всего коллектива ДОЛ. 3 смена носила название «Лигджун. Стремление к победе». Она ориентирована на командообразование, свое место в коллективе и командные победы. 4 смена – «Наша победа» была ориентирована на различные победы России во всех областях, в том числе и победу на Олимпиаде 2014 в г. Сочи.

На каждой из 4 смен в ДОЛ «Пионер» я реализовала свой проект, придумала и реализовала 8 отрядных дел в рамках программы «Педагогика здоровья», вместе со своими напарниками придумала и реализовала более 10 дружинных мероприятий. Так же вместе со своими напарниками на каждой смене мы составляли отрядную программу в тематику смены для нашего отряда, ориентируемую на их возрастные особенности.

4. Детский оздоровительный лагерь «Пионер» находиться в лесной местности, в которой созданы все условия для отдыха и оздоровления детей. Лагерь имеет спортивно-туристическую направленность, соответственно большое место здесь уделяется спортивным мероприятиям, походам, изучению окружающей природы и леса. В лагере имеется 6 костровых мест, специально изготовленный первобытный поселок, зимний корпус, 4 летних корпуса, клуб, шатер, летняя столовая и дорожка здоровья. В традиции ДОЛ «Пионер» входят: традиция преемственности, традиция посвящения в вожатский отряд «Пламя», традиция вожатского спектакля, традиция сотворчества, традиция новолетия, традиция здорового образа жизни, традиция доброго отношения к песне, традиция свечевого факельного шоу, традиция вожатского кафе. Лагерь реализует воспитательные и развивающие программы, которые направлены на развитие творческих, интеллектуальных способностей детей и их лидерских качеств в рамках комплексной авторской программы «Педагогика здоровья». Эта программа, в свою очередь, позволяет расширить знания в области здорового образа жизни и укрепить свое здоровье.

5. Общую характеристику отряда я буду рассматривать на примере 4 летней смены. 1 отряд в возрасте от 13 до 16 лет. Ребят удалось сплотить достаточно быстро, потому что мы с напарниками активно работали в орг. период: множество игр на знакомство, снятие тактильного барьера, снятие эмоционального напряжения. К тому же большинство детей приехали в лагерь не в первый раз, в связи с чем эмоциональное напряжение было не так высоко. Лидерские качества некоторые из ребят начали проявлять уже на второй день, мы старались поддерживать их инициативы, но и давать возможность проявить себя остальным ребятам. К середине смены мы уже имели коллектив с несколькими явными абсолютными лидерами, лидерами ситуационными и хорошими исполнителями.

6. Отрядная работа на каждой из смен была направлена на воспитание морально-нравственных ценностей, доброе отношение друг к другу, работу в команде. Одна из важных задач отрядной программы - выработка своего мнения, активной жизненной позиции. В рамках программы «Педагогика здоровья», мы хотели дать детям как можно больше знаний о ЗОЖ, расширить это понятие для них. Они вырабатывали свои жизненные позиции в рамках данного направления. Ключевыми отрядными делами оказывались отрядные дела по здоровому образу жизни, отрядные огоньки, на которых дети учились говорить о своих чувствах, высказывали свое мнение.

7. В ходе проведения дел создавались условия, для решения тех или иных задач. Таких, как, например, снятие гендерного барьера, расширение области знаний о здоровом образе жизни, снятие эмоционального напряжения, развитие самостоятельности, проявление бережного отношения друг другу и т.д.

8. За одну смену научить ребенка чему-то сложно, но можно запустить механизм его саморазвития. На первой смене я долго работала с ребенком, который имел большой потенциал, но не мог реализовать себя. В рамках самой смены ребенок не изменил своих позиций, старался всячески показывать, что его не задевают наши беседы. По приезду домой, через месяц ребенок написал, что он до сих пор обдумывает мои слова, что даже его родители заметили изменения в его характере в положительные стороны. Он сказал, что стал относиться к другим людям с большим уважением. Большое развитие детского коллектива было видно на 3 смене после проведения моей отрядной разработки, направленной на снятие гендерного барьера. Сами дети говорили, что это дело помогло им найти общий язык между собой, общие интересы и темы для разговора, мальчик стали помогать девочкам, а девочки более женственно себя вести.

9. Лагерь научил меня применять полученные в университете знания на практике. Грамотно использовать методический материал. За счет конкурсов профессионального мастерства и специальной программы обучения вожатых я научилась придумывать и прописывать отрядные и дружинные дела, повысила навык изготовления сценариев и организации массовых мероприятий. За счет общения с детьми, я смогла узнать много нового о том, что я на самом деле могу. Лагерь научил меня работе в коллективе, естественной и здоровой конкуренции. Я стала намного легче и быстрее познавать новое. Не бояться пробовать браться за что-то в первый раз и проявлять себя. Практика подкрепила мою уверенность в правильном выборе своей специальности.

10. Игры, возрастные особенности, методические комментарии педагогов.

11. Я была инициатором проведения многих вечерних программ, к которым готовила сценарий. Организовывала весь процесс их прохождения. Одна из таких программ носила название «Генератор чувств».Каждый готовил номер, раскрывающий то или иное чувство. Мы хотели показать детям многообразие человеческих чувств, показать их глубину и неоднородность. (Приложение 1). Одним из успешных отрядных дел моей разработки является отрядное дело «Опасные джунгли», ориентированное на снятие гендерного барьера. (Приложение 2)

12. Большими трудностями были неопытность и недостаток знаний. Старший педагогический состав активно помогал в решении данных проблем, стимулируя нашу работу, охотно отвечая на наши вопросы и предоставляя нам методические наработки ГООЦ «Тимуровец».

13. Мнение изменилось в лучшую сторону, потому что я получила рост, саморазвитие, новые амбиции и возможности.

14. В ДОЛ «Пионер» реализованы очень хорошие условия для работы с детьми и педагогическим коллективом. Особенно импонирует специальная программа обучения вожатых и профессиональные конкурсы, победа в которых материально стимулируется, что способствует быстрому включению в процесс. Единственное, что хотелось бы добавить, это должность старшего вожатого, работающего непосредственно с вожатским коллективом.

15. Анализ методической разработки

Здоровый мир

Отрядное дело

Педагогическая задача. Создание условий для расширения понятия здоровый образ жизни

Возраст участников. 11-13 лет

Количество участников: 25-40 человек

Реквизит. Ватман, маркер, пустые листы на каждую команду, ручки на каждую команду, организованные места для команд

Идея. С помощью своих вожатых ребята определяют понятие здоровый образ жизни и раскрывают вместе его аспекты. Туда включается пять аспектов: духовный, физический, психологический, психический и социальный. После чего им предлагается составить проект «нового» мира, в котором человек будет здоров во всех отношениях.

Ход дела.

1. Один вожатый и дети раскрывают понятие ЗОЖ и записывают все на ватман.

2. Ватман вешается на стену, чтобы он был в зоне видимости и доступности.

3. Второй вожатый делит детей на три-четыре команды и рассаживает детей на заранее заготовленные для них места.

4. Детям предлагается составить проект обновленного мира. Того мира, в котором человек будет чувствовать себя здоровым во всех отношениях.

5. Каждая команда представляет свой проект.

6. Дети оценивают проекты друг друга по 10-ти бальной шкале.

7. Подводятся итоги. Выигравшая команда получает сладкий приз.

 

Данное отрядное дело входит в общую концепцию программы лагеря и отрядную программу, так как ведущим направлением отрядной работы в ДОЛ «Пионер» является программа «Педагогика здоровья». Это отрядное дело своеобразное погружение в понятие ЗОЖ. После участия в нем, дети раскрывают для себя понятие о здоровом образе жизни не только со стороны физического здоровья, но и с других его сторон. Посредством создания своих проектов, они анализируют разные аспекты ЗОЖ и придумывают, как на практике можно улучшить тот или иной аспект. В ходе проведения отрядного дела нам удалось реализовать поставленную педагогическую задачу на 95%, так как были двое детей, для которых данная форма работы оказалось не интересной. Для них разговор о ЗОЖ является формальным, так как лекции на эту тему ежегодно читаются у них в школах.

Данное отрядное дело можно проводить в рамках других смен и других ДОЛ без видоизменения, так как проектная форма универсальна и проста в проведении, а результат будет достигнут.

Опасные джунгли

сюжетно-ролевая игра

Возраст детей: 11-13 лет.

Количество участников: от 20 до 40 человек.

Продолжительность: 60 минут.

Место проведения: территория ДОЛ Пионер», лесная территория.

Педагогическая задача: создание условий для полоролевой социализации и бесконфликтного взаимодействия в коллективе между мальчиками и девочками.

Игровая легенда: Амазонские джунгли – непредсказуемая территория, наполненная разными опасностями. Здесь может произойти все что угодно. Территория охватывает большую равнину, включающую в себя реку Амазонку. Верхушки деревьев часто связаны между собой лианами или различными растениями. Это сильно мешает проходимости, а уж тем более проживанию на территории. Кора деревьев иногда может быть покрыта маленькими шипами или колючками. Но наряду с этим, джунгли считают самой большой аптекой мира, поскольку именно здесь, в большом количестве, были найдены природные лекарства. А цветы и фрукты растут прямо на деревьях. О лесах Амазонии складывают множество легенд, которые гласят о том, что на данной территории никогда не существовало дружбы между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Попадая сюда, они не находят взаимопонимания и создают противоборствующие племена.

Смогут ли участники сломить многолетние традиции? Получится ли у них изменить устои? Время покажет…

Действующие лица:

- Мастер игры – рассказывает игровую легенду, задает различные ситуации.

- Помощник мастера – следит за переговорами и дает советы по решению поставленных задач.

- Советчики положительные – по одному в каждой команде, направляют обсуждение детей в верную сторону.

- Советчики отрицательные – по одному в каждой команде, направляют обсуждение детей в негативную сторону.

Сценарий игры:

Мастер: Вы попали на территорию самых опасных и страшных Амазонских лесов. Причем молодые люди оказались по правую сторону реки Амазонка, а девушки – по левую.

Дети делятся на команды мальчики/девочки и встают по разные стороны реки.

Мастер: У каждого племени есть своя территория, которая хранит множество природных даров. Дары могут быть как полезными, так и совершенно бесполезными и ненужными. Сейчас у вас есть пять минут, чтобы освоиться на территории, изучить ее и собрать дары. Не тратьте их впустую, они требуют большой экономии.

Девочки собирают на своей территории: фрукты, бинты, ткани, веревку, а мальчики собирают на своей территории: воду в бутылках, строительный материал для изготовления жилища.

Мастер: Вы собрали все подарки природы, теперь вашему племени нужно существовать дальше. Для этого вам необходим лидер. У вас есть буквально пару минут для выбора вождя вашего племени.

Дети выбирают вождя племени.

Мастер: Я поздравляю вас с выбором ваших предводителей. Теперь они могут приходить на переговоры и решать важные вопросы с вождем соседнего племени. День идет, а вам нужно строить жилище и что-то кушать. Есть одно но: фрукты непригодны для еды, потому что они не мытые, а жилище можно построить лишь с помощью креплений. У вас есть время подумать, как можно решить эту проблему. На это вам дается десять минут.

Дети ведут обсуждения, они еще не имеют право вести переговоры.

Мастер: Сейчас вожди вашего племени могут встретиться и провести переговоры. Ваша дальнейшая судьба в ваших руках. Вы можете помогать друг другу, а можете и нет. Время на обсуждение – десять минут.

 

Вожди племен ведут обсуждение. Мальчики могут передать девочкам воду, а девочки могут передать мальчикам крепления.

Мастер: Обсуждение завершено, решение принято. У вас есть возможность приступить к построению жилища и приготовлению пищи.

Дети делают жилища и кушают фрукты, на это им дается десять минут.

Мастер: День подходит к концу, наступает ночь. В ваши поселения приходит весточка о том, что соседнюю территорию снесло страшным ураганом. У молодых людей есть жилище и лишние строительные материалы, а у девушек есть еда и вода. Вам срочно нужно придумать решение этой проблемы. Для обсуждения в рамках своего племени у вас есть десять минут.

Дети ведут обсуждения.

Мастер: Обсуждения окончены. Вожаки ваших племен могут встретиться для совета и принять общее решение. У вас есть для этого пять минут.

 

 

Вожаки принимают последнее общее решение, помощник мастера дает детям подсказки, ведущие к строительству моста через реку.

Мастер: Последнее общее решение принято. Ураган подходит совсем близко. Вы можете приступить к решению вашей проблемы. У вас есть буквально десять минут.

Дети строят мост и перебираются на одну сторону со всеми припасами, прячутся в жилище.

Мастер: Мои поздравления! Ураган обошел нас стороной, зато у обоих племен теперь есть кров и продукты для жизни. Это ваша большая победа. Благодаря вашему взаимодействию, теперь не страшны бедствия и кризисы. А сейчас вам полагается вознаграждение, которое вы можете получить в вашем общем отрядном месте, но вам необходимо держаться вместе. Дорожите друг другом и берегите себя!

Дети отправляются в корпус и получают сладкие призы.

Игровая территория: Амазонские леса.

 

Материально-техническое обеспечение, реквизит: музыкальная аппаратура, микрофон, фрукты по количеству участников, два бинта, крепкая веревка в большом количестве, два метра ткани, пять литровых бутылок с водой, ветки для жилья, ткань для изготовления лиан, синяя ткань для изготовления реки Амазонки (не менее трех метров).

 

Данное отрядное дело было проведено в рамках 3 летней смены в ДОЛ «Пионер», носящей название «Лигджун. Стремление к победе» Вся смена проходила на лесной территории, с лесными персонажами, поэтому отрядное дело не выходило за рамки смены, а наоборот хорошо вписывалось в общую концепцию. Для участников хорошо подходила форма сюжетно-ролевой игры. Ребята учились принимать совместные решения и работать в команде, а лидеры (вожди) учились грамотно формулировать мысли и договариваться. Мальчики с девочками начали взаимодействовать и помогать друг другу, поэтому педагогическая задача была достигнута на 100%. После проведения отрядного дела психологический климат в отряде заметно улучшился, у ребят появились общие интересы. Я думаю, что данное отрядное дело можно видоизменить и проводить в рамках других смен и других ДОЛ. Его можно взять за основу (принцип), а после его проведения провести рефлексию и несколько мероприятий (игры), которые будут способствовать командообразованию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: