ТЕМА: Экономико-правовой механизм охраны окружающей
Природной среды.
Понятие и роль экономического механизма обеспечения природопользования и охраны ОПС. (Задачи и механизм экономич. регулирования охраны ОПС и природопользования).
Под экономическим механизмом природоохраны понимают - совокупность предусмотренных законодательством экономических мер обеспечения охраны окружающей среды (ОС) и рационального природопользования.
Задачами экономического мех-ма явл.:
1) планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
2) установление лимитов использования природных рес-сов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в ОПС и размещение отходов;
3) установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в ОПС, размещение отходов и др. виды вредного воздействия;
4) предоставление юр. лицам и гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осущ- ие др. эффективных мер но охране ОПС;
5) возмещение в установленном порядке вреда, причиненного ОПС и здоровью человека.
Наряду с названными мерами охраны ОС в разделе об экономическом механизме предусматривается ведение кадастров природных рес-сов, заключение договоров и предоставление лицензий на комплексное природопользование, экологическое страхование, но введение данных мер необоснованно, т.к. они, прежде всего, применимы в гос управлении, хотя экологич. страхование может рассматриваться как необходимая мера.
Т.о к элементам экономического мех-ма природопользования и охраны ОПС относят:
- планирование природопользования и охраны ОПС;
- финансирование охраны ОПС;
- платежи за пользование землей, недрами, водами, природными рес-ми, и за загрязнение ОС;
- внебюджетные экологич. фонды, правовое регулирование их формирования и использования;
- экологическое страхование;
- налоговые, кредитные льготы, иные поощрительные меры в сфере природопользования и охраны природы.
Роль экономического мех-ма определяется выполняемыми им функциями
-он направлен на экономич. обеспечение рационального природопользования и охраны ОПС
-стимулирующая, выражается в экономич. заинтересованности в выполнении экологич. з-д-ва (симулирующую роль прежде всего играют сами платежи, налоговые и кредитные льготы, др. поощрительные меры).
Нормативно-правовые основы регулирования экономических мер.
З-ны
-«Об охране ОПС»
«О недрах»,
Лесной кодекс РФ,
«О животном мире»,
Водный кодекс РФ,
Постановления Правит-ва РФ
«Об утверждении Порядка определения платы и её предельных размеров за загрязнение ОПС, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»
Элементы экономического стимулирования природоохранительной деятельности и охраны ОС.
А) Планирование мероприятий по охране ОС и природопользованию.
Прежде всего должно осущ-ся гос. прогнозирование соц-но-экономич-го развития-это система научно обоснованных представлений о направлениях соц-но –экономич-го развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Программа соц-но-эконом-го развития- это комплексная система целевых ориентиров соц-но-эконом-го развития и планируемых гос-вом эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.
В качестве таких мероприятий могут выступать:
- разработка гос. прогнозов на долгосрочную, среднесрочную, краткосрочную перспективу – возложена на Правительство РФ (при разработке проекта фед. бюджета РФ)
Данные прогнозов и концепции соц-но-экономич-го развития на долгосрочную перспективу д.б. опубликованы.
- разработка гос. программ
(по планированию восстановления и охраны водных объектов, охраны объектов животного мира и среды его обитания, использованию и охране земельных и лесных рес-сов и др.)
Б) Финансирование реализации мероприятий по охране ОС и природопользованию.
Охрана природы – финансовоёмкое направление деятельности. Финансирование мероприятий по охране ОПС производится за счет:
- фед. бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов ОМСУ;
- средств юр. лиц;
- федерального, территориального и местных экологических фондов;
- кредитов банков;
- добровольных взносов населения, иностранных юр. физ. лиц, др. источников.
Финансирование экологических программ и мероприятий должно выделяться в бюджетах отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими рес-ми.
Постепенно на з-д-ном уровне д.б. определена оптимальная величина расходной части бюджета на охрану ОС, ниже которой Правительство не могло бы планировать бюджет.
В данный момент продолжает действовать остаточный принцип финансирования природоохранительной деятельности.
В) Создание экологических фондов.
Важным источником финансирования являются - внебюджетные фонды.
Единая система внебюджетных гос. экологических фондов объединяет федеральный экологичес. Фонд, республиканские,краевые, областные и местные фонды.
Фонды образуются их средств, поступающих от предприятий, учр-ний, орг-ций, а также иностранных юр. и физ. лиц, в том числе в виде:
- платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в ОПС, размещение отходов и др. виды загрязнения;
- сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологич. правонарушения;
- средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
- полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, от долевого использования собственных средств в деятельности предприятий и иных юр. лиц;
- инвалютных поступлений от иностр. юр. и физ. лиц.
Закон запрещает расходование средств экологич. фондов на цели, не связанные с прироохранительной деятельностью.
Г) Экологические льготы.
Д) Экологическое страхование.
Страхователи – предприятия любых форм соб-ти, расположенные на территории РФ и за её пределами, но имеющие производственные мощности не территории РФ.
Объекты страхования- риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физ-ми или юр. лицами в соот-вии с нормами гражд. з-д-ва о возмещении ущерба за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования.
Страховым событием явл. внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба ОС в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в ОС.
Основанием возникновения страховых отношений явл. договор страхования.
Страх. платежи исчисляются в процентах от размера годового оборота предприятия.
Страх. возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражд. з-д-вом и включает в себя:
- компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущ-ва;
- сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и ОС;
- расходы по очистке загрязненной территории и приведению её в состояние, соответствующее нормативам;
- расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страх случая причинен вред, ли по уменьшению ущерба, причиненного срах случаем;
- связанные с предварительным расследованием, проведением судеб. процессов и др расходы по улаживанию любых исков.