ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО(ВЛАСТЬ,СТРУКТУР А,ЭКОНОМИКА) И ЕГО РАЗВИТИЕ.




Человек как существо, производящее орудия труда, существует около двух миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и проч. И только около 40 тысяч (по некоторым данным более 100 тысяч) лет тому назад, когда возник человек современного типа - «homo sapiens», он перестал меняться, а вместо этого стало - сначала очень медленно, а потом все более стремительно - изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем. Каким же было первобытное общество и как оно менялось?Экономика этого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.В течение многих веков и тысячелетий экономика носила при­сваивающий характер: производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось.

Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.Развитие экономики шло по двум связанным между собой на­правлениям:

- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);

- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).

Все это приводило к постепенному и все более убыстряющемуся повышению производительности труда.Структура первобытного общества. Основной единицей общества была родовая община - объединение на основе родственных свя­зей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность. На более поздних стадиях развития возникают племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Укрупнение общественных структур было выгодно обществу: оно позволяло более эффективно противостоять силам природы, использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном), создало возможности для специализации управления, позволяло успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных. Вместе с тем укрупнение способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов трудамОднако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория.У правление, власть. Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, ни и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Особых противоречий при этом не возникало, поскольку, с одной стороны, ни один человек не отделял себя (и своих интересов) от рода, а с другой - должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал вместе со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).С развитием общества постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходила его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводило к пожизненному отправлению общественных должностей. Немалое значение в закреплении таких порядков имела и возникшая религия.Нормативное регулирование. Ни одно сообщество (животное, а тем более человеческое) не может существовать без определенного порядка в отношениях его членов. Закрепляющие такой порядок правила поведения, в какой-то части унаследованные от далеких предков, постепенно формируются в систему норм, регулирующих производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Эти правила закрепляют на основе накопленного опыта наиболее рациональные, выгодные для рода и племени отношения людей, формы их поведения, определенную соподчиненность в коллективах и т.п. Возникают устойчивые обычаи, которые отражают интересы всех членов общества, передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, ус­танавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.Развитие первобытного общества. Первобытное общество многие тысячелетия практически не менялось. Его развитие шло крайне медленно, и те существенные изменения в экономике, структуре, управлении и проч., о которых говорилось выше, начались сравнительно недавно. При этом, хотя все эти изменения происходили параллельно и были взаимообусловленными, тем не менее главную роль играло развитие экономики: именно оно создавало возможности для укрупнения общественных структур, специализации управления и других прогрессивных перемен.Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция, имевшая место 10-15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Экономика стала производящей, человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственноорганизованному обществу.Постепенно возникает особая стадия развития общества и форма его организации, которая получила название «протогосударство», или «чифдом»*.Для этой формы характерны: общественная форма бедственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. И хотя интересы верховного вождя и его окружения, как и ранее, в основном совпадают с интересами всего общества, однако постепенно появляется социальное неравенство, приводящее ко все большему расхождению интересов управляющих и уп­равляемых.Именно в этот период, который у разных народов по времени не совпадал, произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный»**. Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (главное из них - необходимость в большинстве мест крупных ирригационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохранились общины и соответственно общественная собственности на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности.** Эти термины условны, поскольку «западный» путь характерен только для Европы, во всех же остальных регионах мира государства возникали по «восточному» типу.

28.политическая система общества и ее структура

Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно­ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей — идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами — правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри — взаимодействий её институтов, ценностей и т. д. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии), нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом, функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов. Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

 

Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

Политическая социализация — приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политического поведения в обществе и т. д.

Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти. Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

Экстракционная функция — черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

Дистрибутивная функция — согласование интересов различных групп внутри общества.

Регулирующая функция — управленческие действия.

29. понятия законности и правопорядка,их роль в жизни общества. Законность - юридическая категория, которая означает сложившееся отношение в том или ином государствообразующем обществе к законам и к претворению требований законов в жизнь.Одним из требований законности является строгое соблюдение законов. Истинное назначение законности проявляется лишь по отношению к действительно правовым законам. Основой подлинной законности является легитимность закона и всеобщая непререкаемость закона. Когда законы не имеют в обществе одинаковой силы для всех, то говорить о подлинной законности не приходится. Если, например, правила дорожного движения не будут соблюдать высокие чины или сами контролеры за дорожным движением, то требование их соблюдать, предъявляемое рядовым водителям, вряд ли свидетельствует о наличии законности в данном обществе. Люди о законах судят по тому, насколько они (законы) их защищают, выражают их интересы. Поэтому законность чаще всего употребляется наряду со словом справедливость. Законность - не метод государственного руководства обществом (как говорили в советское время), а принцип жизни общества, определяющий деятельность государства.Субъектами обеспечения законности в цивилизованных странах выступают и граждане, и их общественные объединения. Институт заявлений, который наделяет граждан правом обращения в суд о нарушении законов, - важная юридическая гарантия обеспечения законности в обществе. В правовом государстве не должно быть никаких ограничений относительно дееспособных граждан, изъявивших желание оспаривать в судебном порядке факт нарушения законности, если даже этот факт конкретно не затрагивает его сугубо личные интересы.

30. понятие н виды источников права. Источник права -спец. юр. термин, котор. имеет 3 знач-я - сила котор. образует правое, нормы - это общество и гос-во. Народ источник гос. власти - формирует гос. органы, котор. выражают волю народа - издавая НПА и подкрепляют их принудит, силой.

- условия котор. способст. возникнов. норм права - экон. развитие гос-ва, отношение собственности, полит строй, правосознание общества, опыт предыдущ. правотворче-ства юрид. учения, доктрины

-источник знаний о праве - гос. документ, котор. и явл. источником права в формально-юрид. смысле.

Правов. обычай -правила поведения, сложившееся в процессе самой жизни в результате многократного и длительного примене-я, а затем санкционир-ые и взятые под защиту гос-ом. т.е. гос-во придает им юр. силу и превращ-ет их в официал, юр. док-т.(законы 12 таблиц, Русская правда, ГК РФ предусм. обычаи делов. оборота). Юрид. прецидент- решение судеб, и админист.органа, котор. стало образцом для послед-их решений по таким же делам. Наибольш. распространен, имеет в США, Ка-наде, Англии, Австралии. В РФ характер прецедента имеют разъяснения Пленума Верхов, суда, обязат. для всех судов. Это позволяет компенсировать отставания НП от динамики общест. отношений.

НПА -офиц. юр. док-т изданный гос-ом, содержит НП, общеобяз. характер, подкреплен принудит, силой гос-ва. С их помощ-ю устанав., изменяются, дополняются дейс- твующие НП. Иерархия - Коне., законы, подзакон. акты.

Норматив, договор - действует непосредственно, обще-обязателен, регулир-т наибол. важные общест. отношен. (Договор об образов. СССР 22г, Федерат, договор РФ 92г)

31. понятия и виды правомерного поведения. Правомерное поведение - это осознанное деяние (действие или бездействие) участника общественного отношения в соответствии с требованиями правовых норм.Оно представляет собой желаемое поведение участника общественного отношения. Любое цивилизованное общество должно быть заинтересовано в том, чтобы оно функционировало на основе правомерного поведения граждан. Чем больше такого поведения, тем меньше правонарушений. Теорией государства и права установлено, что правомерному поведению способствуют следующие условия:

- соответствия политики государства воле народа, демократические порядки и гласность в деятельности государства и его должностных лиц;

- совпадение цели законодателя с практической деятельностью всей правоохранительной службы государства;.

- недопущение чрезмерной зарегулированное™ общественных отношений, особенно в сфере предпринимательства;

- совершенное, отвечающее потребностям общественного развития и интересам широких слоев населения законодательство;

- уменьшение количества запретов в обществе, предпочтение управомочивающих правовых норм, выход в сфере экономики на принцип “Разрешено все, чти прямо не запрещено”;

- совпадение требований правовых норм с нравственными ценностями, которых придерживается большинство населения;

- широкое использование норм стимулов и поощрительных норм;

- высокий уровень правовой культуры граждан и должностных лиц.

Виды правомерного поведения можно квалифицировать по различным основаниям: по внешнему проявлению: действия или бездействия;

по субъектам правомерного деяния: деяния граждан, государственных органов, общественных организаций; по отраслевой принадлежности: административно-правовые, гражданско-правовые, государственно-правовые и т.д.

32. Суверенитет - верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость её в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами при строгом соблюдении общепризнанных норм междун. права. Независимость и верховенство гос. вл. конкретно выражается в следующем:

-в универсальности - только решения гос. вл. распространяются на все население и общ. организации данной страны.

-в прерогативе - возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления др. общ. вл..

-в наличии спец. средств воздействия, которыми не располагает никакая др. общ. организация.

Верховенство гос.вл. вовсе не исключает ее взаимодействия с негос. политическими организациями при решении разнообразных вопросов гос. и общ. жизни. В суверенитете Г находит свое пол. и юр. выражение полновластие народа, в интересах которого Г осуществляет руководство общ-вом. При известных условиях суверенитет Г совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство народа, его право самому решать свою судьбу, коренные вопросы гос. и общ. развития, формировать направление политики своего Г, состав его органов, контролировать деятельность гос. вл.

Понятие гос. суверенитета тесно связано с понятием нац. суверенитета. Нац. суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самост. Г. В многнац. гос-вах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным гос-вом, естественно не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзное Г или путем федерации на базе автономии или конфедерации, - гос. сув-т, осуществляемый данным многонациональным гос-вом, должен гарантировать сув-т каждой из объединившихся наций. В перовм случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному гос-ву (охрану общих гос. границ, осущ-е общей финансовой, налоговой, оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных гос-в. Но в обоих случаях многонац. Г в лице своих высших органов явл. носителем суверенитета не к.-л. отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонац. гос-ву, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Т.о. главное состоит в том, чтобы многонац. Г в любых его разновидностях обеспечивало реальный сув-т каждой из наций, входящих в его состав.

Г ос. сув-т - это (Марченко) 1. верховенство гос. вл. внутри страны; 2. независимость ее на международной арене. Верховенство проявл. в способности гос. вл. самост. издавать общеобязат для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, гос. и партийных, общественных органов и организаций. В гос. сув-те выражается способность гос-ва, независимо от др. гос-в формировать и проводитиь в жизнь свою внутреннюю и внешнюю политику. В мире сущ-ют гос-ва с формальным или ограниченным сув-том. Формальным сув-т считается тогда,-когда он юр-ки и пол-ки провозглашается, а фактически, в силу распространения на них влияния др. гос-в, диктующих им свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение сув-та может быть принудительным и добровольным. Принудительное может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне гос-ву со стороны гос-в - победителей. Добровольное ограничение сув-та может допускаться самим гос-вом по взаимной договоренности с др. гос-вами, например, ради достижения определенных, общих для них всех целей. Добровольность ограничения сув-та может наблюдаться и тогда, когда гос-ва объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: