МАТЕРИАЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СУЩНОСТЬ ТРУДА




Материальное производство, т.е. создание необходимых для по­требления людьми предметов, которые в готовом виде в природе, как правило, не встречаются (пища, одежда, жилье и т.д.), является важ­нейшим признаком общественной жизни. Все, что есть в обществе, создано, в конечном счете, в результате труда в различных формах его проявления. Животные, в самом лучшем случае, собирают, тогда как люди умеют производить, они — труженики и созидатели. Философия подчеркивает и высокое нравственное значение труда. Жизнь без труда, но словам русского философа И.А.Ильина, ''позорна и не­счастна", и каждому здоровому человеку труд "нужен как воздух", как "радость и молитва".

В социальной философии для характеристики человека как суще­ства трудящегося применяется целый ряд понятий. Так, под производ­ством общественной жизни понимается создание, формирование людь­ми всех форм своей совместной жизни, всего социального бытия. Про­изводятся ведь (в философском, а не в экономическом смысле этого слова) не только вещи и иные материальные ценности, но и обществен­ные связи и отношения, институты общества, знания и информация, формы общественного сознания. Имеет место и производство самого человека, если понимать под этим его рождение и социализацию (об­ретение социокультурных качеств), поддержание нормального физи­ческого здоровья и существования.

Что касается материального производства, то его сущность осоз­навалась уже в античной философии. Так, Демокрит замечал, что ма­териальное производство появилось под воздействием нужды в созда­нии людьми нормальных условий своего существования. Он писал, что люди путем подражания научились от пауков ткачеству и штоп­ке, от ласточки — постройке домов, а певчие птицы (лебедь и соло­вей) научили людей пению. Г.Гегель отмечал, что материала, кото­рый бы не приходилось обрабатывать, в природе встречается очень мало. Вот почему даже воздух человеку приходится приобретать: в том смысле, что его нужно нагревать. Выделившись когда-то из жи­вотного состояния, человек был тем самым (чтобы жить по-челове­чески) обречен на то, чтобы активно вмешиваться в природные про­цессы с помощью создаваемых им орудий труда. Трудовая деятель­ность стала основным способом его существования и своеобразной "визитной карточкой" в этом мире. К.Маркс подчеркивал, что мате­риальное производство — "...это такое историческое дело, такое ос­новное условие всякой истории, которое (ныне так же, как и тысячи лет тому назад) должно выполняться ежедневно и ежечасно — уже для одного того, чтобы люди могли жить".

Материальное производство осуществляется в ходе труда, кото­рый представляет собой целесообразную орудийную деятельность че­ловека, направленную на преобразование природы в своих интересах и целях. Роль труда в жизни человека и общества настолько велика и многогранна, что необходимо характеризовать его как социокультур-ное явление и процесс. Труд — это необходимое условие человеческой жизни, "отец" всех создаваемых в обществе богатств. Кроме того, пре­образуя внешнюю природу, человек совершенствует и самого себя — строение своего тела, органы чувств, мыслительные и иные способности. Отмечая этот факт, Г.Гегель характеризовал труд в качестве педаго­га человечества. История труда является одним из "ключей" для иссле­дования и понимания исторического процесса, поскольку помогает вскрывать формы и масштабы влияния материального производства на различные стороны общественной жизни. Труд — это способ удов­летворения человеческих потребностей, естественная форма существо­вания и развития социального организма. Напротив, антитруд вопло­щает в себе негативные процессы социальной дезорганизации, дегра­дации и разложения, которые ведут к распаду общества. Антитруд —-это зло, мрачный спутник человеческой истории*.(* Тема труда — традиционная для устной народной мудрости: "Без труда не вытащишь и рыбку из пруда", "Горька работа, да сладок хлеб", "Где труд, там и радость".) По мере становления и усложнения общества усложнялся и сам труд, его характер, формы и средства. В частности, появилось разде­ление труда, т.е. распределение между людьми тех или иных функций и условий их выполнения. Сложились труд аграрный и промышлен­ный, управленческая и исполнительская, военная деятельность. Со­ответственно этим сферам общественного труда появились и различ­ные социальные группы — земледельцы и рабочие, бюрократия, во­енные. Разделение труда сделало его более интенсивным и произво­дительным, способствовало прогрессу общества.

Для исследования материального производства социальная фило­софия применяет также и понятие способа производства материальных благ. Способ производства — это органическое единство производитель­ных сил и производственных отношений. Данное понятие как бы отве­чает на вопросы о том, чем и как обрабатывается природа, каким обра­зом взаимодействуют люди в ходе материального производства.

Структура способа производства включает в себя, прежде всего, производительные силы, т.е. все то, с помощью чего преобразовывает­ся окружающая природа как объект деятельности. Особое место сре­ди них занимают орудия труда — специальные инструменты для об­работки природного материала человеком (лопата, сверло, отбойный молоток и многое другое). Эти орудия олицетворяют собой уровень развития экономического и инженерного мышления людей. Можно сказать, что исторические эпохи отличаются, в частности, не только тем, что производится (известно, что одежда производилась людьми всегда), но и тем, как создается вещь, какими орудиями труда. Между деревянной сохой древнего земледельца и набором орудий труда со­временного крестьянина лежат сотни лет упорного творчества и со­вершенствования орудийной деятельности.

На основе орудий труда сформировалась техника, представляю­щая собой систему искусственных органов, на которые человек перекладывает свои те или иные функции (например, зерносушилка, авто­мобиль, стиральная машина и т.д.). Современная техника являет со­бой огромный мир, техносферу, которая наделила человека колоссаль­ной энергией и неисчерпаемыми возможностями. Она дает человеку все больше и больше власти над силами природы и окружающим про­странством. Впрочем, власть человека отнюдь не становится в связи с этим безграничной. Из-за своей сложности и неподготовленности че­ловека мир техники в наше время все чаще и чаще выходит из-под контроля своего Творца. Тогда случаются так называемые техногенные (промышленные) катастрофы. Они ставят под угрозу существо­вание и природы, и самого человека (аварии на АЭС, в промышлен­ности, на транспорте).

Трудовая деятельность человека направлена на то, что называют предметами труда. Естественным предметом труда является сама при­рода, ее земля, воды и недра. Но человек научился создавать и искус­ственные предметы труда — кожи, волокна, пластмассы. В ходе обра­ботки они также обретают формы и свойства, необходимые человеку. Так, из искусственных материалов шьют одежду, а из пластмассы де­лают посуду, мебель, приборы.

Орудия, предметы труда и техника, взятые вместе, составляют средства производства. Их можно называть также и вещным компо­нентом способа материального производства.

Особое место в структуре способа производства занимает сам чело­век. Его основная функция (миссия) состоит в том, чтобы воскрешать средства производства из "мертвого" состояния и приводить их в дви­жение, в действие. Во все времена трудящиеся были главной "несущей конструкцией" общества. Они создавали не только предметы первой необходимости для всех людей, но и формировали все важнейшие эле­менты материальной культуры. Человек — это носитель творящего начала, главная производительная сила любого общества и его основ­ное достояние. Люди в качестве участников труда составляют то, что называется личностным компонентом способа производства.

В XX в. активно заявила о себе как о мощной производительной силе наука, являя собой систему точного знания. Она стала необходи­мым условием разработки новых технологий, создания орудий труда и техники. Наука в наше время — это всеобщая производительная сила, глубинный источник прогресса общества и цивилизованного суще­ствования человека.

История общества (в ее технологическом аспекте) представляет собой взаимодействие человека и средств производства. В ходе этого он не только изменяет и совершенствует их ради большего удобства и эффективности (например, модифицирует автомобиль, ЭВМ и т.д.). Одновременно человек пробуждает и развивает "дремлющие" в себе сущностные силы —способности, знания и навыки. Вот почему мож­но сказать, что история материального производства — это история саморазвития человека и обретения им свободы путем творчества. Данный тезис является одной из возможных формул истории челове­чества как процесса развертывания видов и форм человеческой дея­тельности. История общества — не бездушная схема: она имеет ант­ропологическое наполнение и выражение.

Способ производства, структуру которого мы раскрываем и ха­рактеризуем. включает также и производственные отношения. Под ними понимаются связи и зависимости между участниками трудовой деятельности, естественным образом складывающиеся в ходе матери­ального производства. Они пронизывают все поры и клеточки эконо­мического организма и чем-то напоминают густую сеть дорог, кото­рые связывают территорию страны в единое целое. Производствен­ные отношения образно можно сравнить с гигантской скорлупой, внут­ри которой протекает процесс общественного труда. Данное понятие указывает на то, как люди связаны и взаимодействуют друг с другом в рамках совместного труда, каков характер этих связей.

В ходе материального производства между людьми складывают­ся и проявляют себя отношения собственности, технологические от­ношения, взаимосвязи по поводу распределения и обмена произведен­ным продуктом. Материальное производство предполагает также су­ществование рынка как системы отношений между производителями и потребителями.

Производственные отношения всегда имеют конкретно-истори­ческий характер. К. Маркс в своем основном экономическом произве­дении "Капитал" сделал глубокий анализ их различных исторических форм. Он отмечал, что в первобытном обществе существовали отно­шения личной зависимости индивида от своего рода и племени. В ус­ловиях классического капитализма на смену им пришла личная неза­висимость индивида, сопряженная с вещной зависимостью в связи с возникновением разветвленной системы рыночных отношений. Здесь человек стал "пленником" произведенных им же вещей и обществен­ных отношений. Маркс мечтал о том, что при коммунизме сформиру­ется свободная индивидуальность, овладевшая как природными, так и социальными процессами, и сумевшая поставить их под свой разум­ный контроль. Автор "Капитала" проводил мысль о том, что пробле­ма производственных отношений есть, с точки зрения философии, проблема свободы или несвободы индивида, универсального или же уродливого, одностороннего развития им своих сущностных сил и задатков. Данная проблема имеет, следовательно, ярко выраженный. гуманистический аспект и измерение.

В социальной философии материальное производство рассматривается, прежде всего, сточки зрения его активного воздействия на всю систему общественных отношений — социальных, политических, пра­вовых и иных. Эта связь очевидна и бесспорна, если посмотреть на весь целостный исторический процесс. В одних философских течени­ях и школах (например, в философском идеализме) эта связь недооце­нивается или же вовсе игнорируется. В других (например, в класси­ческом марксизме) это воздействие подчеркивается, и материальное производство рассматривается как одна из важнейших детерминант (причин) человеческой истории. К.Марксом об этом было сказано ла­конично и однозначно: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жиз­ни вообще". Разумеется, этот тезис никоим образом не должен наце­ливать на игнорирование огромной роли в общественной жизни дру­гих ее факторов —личностного, политического, духовного и природ­ного. Тем более, если речь идет о современном обществе, где на пер­вый план выдвигается наука и информационные технологии.

Теоретический тезис об очень большом и активном воздействии материального производства на ход истории человечества подтверж­дается при рассмотрении исторических типов (форм) материального производства. Под ними следует понимать сложившиеся в конкретные эпохи специфические по характеру и содержанию формы и способы трудовой деятельности человека. Можно сказать, что каждая эпоха производит по-своему, и это в итоге отражается на всем строе обще­ственного организма и его облике. Проиллюстрируем этот тезис на со­ответствующем историческом материале.

Так, в рамках собирателъской цивилизации существовали простей­шие виды материального производства. Это был сбор растительной пищи — плодов и фруктов, кореньев и зерен, чем занимались женщи­ны. Делом же мужчин были охота и рыболовство. Добытая пища до­ставалась, в первую очередь, ее собирателям, а уж затем старикам и детям. В таком обществе была очень высока роль обычаев и тради­ций, авторитета вождей и старейшин. Здесь еще не могло быть сво­бодной личности, ведь существовало, по выражению Маркса, "стад­ное сознание" древнего человека с его инстинктами, страхом и суеве­риями. Соседние племена рассматривались обычно как враги, а фор­мой брака была групповая семья. Историки и этнографы утверждают о наличии в то время даже обычая детоубийства как способа регули­рования численности племени и обеспечения выживания.

Основой материального производства аграрной цивилизации были земледелие и скотоводство, ручной труд. Человек приручил таких ди­ких животных, как козы, овцы и собаки. Возникли первые формы раз­деления общественного труда в виде земледелия и занятий ремеслом. С появлением прибавочного продукта (излишек произведенных благ) появилась торговля и стал формироваться класс купцов. Социальное неравенство усложнило и обострило общественные отношения, и об­разовалось государство как принципиально новый институт власти и управления в обществе. В условиях зародившейся в Древней Греции полисной (городской) демократии умственный труд стал особым и весьма важным видом деятельности. Возникли также слой свободные граждан и сама философия как специфическое мировоззрение.

Примерно с середины XVIII столетия стала формироваться промыш­ленная цивилизация. В то время англичанин Дж. Уатт изобрел паровую машину. Рождалась эпоха машинного производства, эпоха индустриа­лизма. Под воздействием этого обстоятельства эволюция общества ста­ла приобретать взрывной характер. Появился целый набор машин для практического освоения природы. Были построены железные дороги, связавшие страны в единый хозяйственный организм. Газеты и телефон способствовали созданию единого информационного и духовного про­странства, а радио и телевидение осуществили настоящую революцию в этом деле. Промышленная цивилизация — это и электрическая лампоч­ка, и автомобиль, и приручение атомной энергии и, как ее венец — вы­ход человека в космическое пространство. Эта цивилизация породила такие важные институты общественной жизни, как политические партии и профсоюзы, институт парламентаризма, а идея либеральной демокра­тии с ее духом свободы индивида стала прочно укореняться в обществен­ном сознании и культуре.

В 60 — 70-е гг. XX столетия в ряде наиболее развитых в экономи­ческом отношении стран и регионов (США, Япония, Западная Европа) наметились принципиально новые тенденции в развитии материаль­ного производства. Они дали повод говорить о переходе человечества в стадию так называемой постиндустриальной цивилизации. В настоя­щее время все более отчетливо вырисовываются ее материальные и ду­ховные основания и контуры. К числу таковых следует отнести:

~ передачу человеком все большего числа своих функций разно­образным техническим устройствам (ЭВМ, компьютеры и

ДР.);

~ колоссальный энергетический потенциал человечества: на пла­нете действует более 250 АЭС, тысячи ГЭС и ТЭЦ, идут ак­тивные поиски новых источников энергии;

~ принципиально новые и эффективные технологии производства, применяемые в производстве (лазеры, волоконная связь и т.д.);

~ глобальная информационная инфраструктура, созданная, в том числе, и с помощью средств космической связи;

~ многообразие форм хозяйственной деятельности человека, пе­реплетение частной и государственной форм собственности, создание социально ориентированного рыночного хозяйства:

~ становление единого всемирного экономического организма. всесторонние хозяйственные связи между странами, региона­ми и континентами.

Каким станет человечество в ходе дальнейшего раскрытия этих и иных тенденций, сказать сейчас непросто. Но по-прежнему очевиден факт колоссальной роли материального производства, всех его состав­ляющих в историческом процессе вообще и в современной жизни в частности. Следует, вместе с тем, заметить, что в наше время непре­рывно растет и роль духовного производства, т.е. получения научного знания, всякой иной информации, и это очевидно.

В социальной философии при раскрытии темы материального про­изводства применяются и такие понятия, как "научно-технический про­гресс" и "научно-техническая революция". Они отражают объективную логику непрерывного изменения и развития орудийной деятельности человека.

Под научно-техническим прогрессом (НТП) понимается непрерыв­ное совершенствование всех вещественных компонентов способа про­изводства, а также и развитие науки как системы деятельности по про­изводству достоверного знания. Этот процесс происходит во всех сфе­рах трудовой деятельности человека. Например, в земледелии это вы­разилось в переходе от простейшей деревянной сохи к современным орудиям обработки земли. Прогресс в аграрном деле стимулировал и развитие соответствующего комплекса наук (биология, генетика и др.). Для решения конкретных задач человек рано или поздно создает новые технологии, орудия и предметы труда, изыскивает источники энергии. В связи с этим можно сказать, что научно-технический прогресс был, есть и будет всегда, пока существует человек. Он выражает творческую природу человека, его неукротимое стремление к инновациям (новиз­не), постоянный рост и разнообразие потребностей людей (например, потребность в получении более разнообразной пищи, в строительстве более комфортного жилья и т.д.). Важнейшим проявлением НТП явля­ется совершенствование орудий труда, применяемых человеком. С их помощью человек увеличивает свой энергетический потенциал, расши­ряет масштабы деятельности, и тем самым удовлетворяет непрерывно растущие у него потребности и запросы.

При исследовании современного общества социальная философия обращается к понятию научно-технической революции, под которой по­нимает глубочайший, кардинальный переворот во всей системе произ­водительных сил, формах и способах деятельности человека. Это проис­ходит на основе превращения науки в ведущий фактор как материально­го, так и всего общественного производства в целом. НТР стала проис­ходить в середине XX в. под влиянием освоения атомной энергии, при­менения ЭВМ и нетрадиционных технологий, широкой автоматизации промышленного производства. В результате по своей энергетической мощи человек стал сопоставим с силами природы, и это создало принци­пиально новую ситуацию в истории жизни на нашей планете.

НТР протекает в базисных структурах общества (наука, орудия труда, техника и технологии), и поэтому она влияет на все стороны общества как целостного организма. Ее социальные последствия глу­боки, масштабны и многогранны. Назовем и кратко охарактеризуем наиболее очевидные и существенные из них.

Прежде всего, под воздействием НТР изменяется место и роль че­ловека в системе материального производства. Он все больше заменя­ет себя машинами и механизмами, выступает в качестве контролера и надсмотрщика над этим техническим миром (техносферой).

Кроме того, все эти процессы затрагивают характер общественного труда. В нем все больше увеличивается вес и значение интеллектуальной компоненты и, как следствие — возрастает роль научно-технической интеллигенции в обществе. Напротив, неуклонно снижается значение и привлекательность простого физического труда. По сути дела, формиру­ется тучно-технологический способ производства как базис постиндуст­риальной цивилизации.

В связи с быстрым развитием науки и техники растет образова­тельный уровень и квалификация работников. Это ставит во главу угла проблемы хранения и переработки все более нарастающих объе­мов информации, непрерывного образования населения и поиска но­вых технологий самого процесса образования в обществе.

НТР ведет и к тому, что социальная структура общества стано­вится все более сложной и дифференцированной. В ней появляются все новые и новые профессиональные группы. Это, например, менед­жеры, программисты, космонавты и т.д. Быстро растет численность городского населения, а сельское неуклонно сокращается.

В XX столетии резко расширились масштабы деятельности чело­века в биосфере. Планета настойчиво осваивается и вширь, и вглубь. В сферу практических притязаний человека уже вовлечено и около­земное пространство. Всерьез обсуждаются планы использования в перспективе ресурсов Луны, Марса и других небесных тел.

Во второй половине XX в. изменился и сам характер взаимоотно­шений между обществом и природой. Воздействие человека на нее об­ретает все более интенсивный и масштабный характер. Это резко уве­личивает антропогенную нагрузку на природу и усугубляет экологи­ческие проблемы.

Разумеется, существуют и негативные социальные последствия НТР. Очевидно, что ее дух разрушает природное начало в человеке и перво­зданную красоту окружающего мира. Увы, но холодный металл техни­ки отнимает тепло человеческой души и обедняет психические процессы. Развитие техники уменьшает физические нагрузки на человека, и это порождает такие болезни нашего времени, как гиподинамия, стрес­сы. На одно из первых мест выдвинулись сердечно-сосудистые заболе­вания, что особенно распространено в крупных городах с их динамич­ным образом жизни.

Современная НТР коснулась также традиционной духовной куль­туры общества (язык, традиции, мораль и нравственность, фольклор народов), социальной психологии, семейных отношений и быта лю­дей. К сожалению, в XX столетии стало больше эгоизма и пошлости, цинизма и иных проявлений бездуховности. Впрочем, это и неудиви­тельно, ведь в наше время вещи и вещизм, стремление к комфорту все более вытесняют духовные ценности. Известно ведь, что за свой про­гресс человеческое общество всегда было вынуждено платить. За на­учно-технический прогресс оно тоже платит, и прежде всего —разру­шением самого человека, распадом его биологического начала и ду­ховного мира.

Научно-техническая революция представляет собой динамичный и противоречивый процесс. Она нстойчиво обозначает проблему гума-низации общественных отношений. Взлет в науке и технике не сделает общество богаче, если не будут происходить такие же положительные изменения и в самом человеке. Не сумев сохранить в себе потенциал высокой духовности и человечности, он будет обречен на гибель.

История общества, да и вся повседневная жизнь показывают, что материальное производство является весьма важной сферой обще­ственной жизни. Производство — это основной и естественный спо­соб существования человека в качестве человека. Как и во все време­на, оно должно осуществляться ежечасно — для того, чтобы человек смог полноценно жить. В труде человек проявляет себя как активный труженик, неугомонный преобразователь окружающего мира и тво­рец культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: