Тема 5. Методы исследований в зоопсихологии




План

1. Методы зоопсихологических исследований.

2. Основные направления изучения поведения животных в природе.

3. Экспериментальные методы.

 

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Гороховская Е.А. Становление классической этологии: историко-логический анализ / Автореф. дис... канд. биол. наук. М., 1998.

 

Тема 6. Изучение поведения отдельных таксономических групп

План

1. Краткая история.

2. Изучение поведения вида непосредственно в месте его обитания.

3. Поведение грызунов.

4. Поведение копытных.

5. Поведение хищников.

Литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7.

Дополнительная литература:

Баскин Л.М. Этология стадных животных. М., 1986.

Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов. M., 1986. № 1.

Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.

Еськов Е.Л. Астическая сигнализация общественное насекомых. М., 1979.

Матюшкин Е.Н. Выбор пути и освоение территории амурским тигром (по данным зимних троплений) // Поведение млекопитающих: Вопросы териологии. М., 1977.

Никольский А.А. Звуковая сигнализация млекопитающих в эволюционном процессе. М., 1984.

Никольский А.А. Экологическая акустика млекопитающих. М., 1992.

Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М., 1983.

Тема 7. Физиологические основы поведения

План

1. Безусловные рефлексы.

2. Условные рефлексы.

3. Условия образования условных рефлексов.

4. Возбуждение и торможение.

5. Проблема наследования условных рефлексов.

6. Срывы высшей нервной деятельности у животных.

7. Представления о типах высшей нервной деятельности.

8. Нейрогуморальная регуляция поведения.

Литература: 1, 2, 3, 8.

Дополнительная литература:

Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.

Шульговский В.В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих. MV 1993.

Тема 8. Инстинктивное поведение

План

1. Врожденное и приобретаемое в поведении животных.

2. Индивидуальное и видовое поведение.

3. Структура инстинктивного акта.

4. Характеристика ключевых раздражителей.

5. Роль гормонов в развитии инстинктивного поведения.

6. Психический компонент инстинктивного поведения.

7. Физиологические механизмы развития инстинктивного поведения.

8. Основные методы изучения инстинктов.

Литература: 1, 2, 3, 8.

Дополнительная литература:

Крушинский Л.В. Избр. труды. Т. 1. М., 1991.

Северцов А.С. Введение в теорию эволюции // Изд-во МГУ. М., 1981.

Слоним А.С. Инстинкт. Л., 1967.

 

Тема 9. Коммуникации животных

План

1. Биологическое сигнальное поле.

2. Язык животных.

3. Органы чувств. Анализаторы.

4. Способы коммуникаций животных.

Литература: 2, 3, 4, 5, 8.

Дополнительная литература:

Наумов Н.П. Биологические (сигнальные) поля и их значение в жизни млекопитающих // Усп. совр. териол. М., 1977.

Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970.

Панов Е.Н. Сигнализация и "язык" животных. М., 1970.

Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц. М., 1978.

Никольский А.А. Звуковая сигнализация млекопитающих в эволюционном процессе. М., 1984.

Никольский А.А. Экологическая акустика млекопитающих. М., 1992.

Фабри К.Э. Филогенетические предпосылки человеческих способов общения // Вест. Моск. ун-та. Сер.: Психология. 1977. № 2.

Тема 10. Пластичность поведения. Процесс обучения.

План

1. Классификации форм обучения.

2. Облигатное и факультативное обучение.

3. Основные особенности навыков. Познавательные процессы при формировании навыков.

4. Обучение и общение. Подражание.

5. Дрессировка.

6. Сложные навыки и высшие формы психического отражения.

7. Импринтинг и его роль в формировании разных форм поведения.

8. Опосредованное обучение и его роль в формировании поведения.

9. Экспериментальное изучение имитационного поведения.

10. Обучение животных в естественных условиях.

Литература: 1, 2, 3, 4, 8.

Дополнительная литература:

Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление). Л., 1973.

Фабри К.Э. О подражании у животных // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 95–99.

Фабри К.Э. Орудийные действия животных // Хрест. по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 100–108.

Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.

Зорина 3. А. Сравнительные исследования некоторых сложных форм обучения у птиц. Сравнительная физиология ВНД человека и животных. Л.: Наука, 1990.

Зорина 3. А., Смирнова А. А. Эволюционные аспекты проблемы обобщения и абстрагирования у птиц (довербальное понятие «число»)//Соврем. концепции эво-люц. генетики. Сб. трудов, поев. памяти акад. Д. К. Беляева. Новосибирск, 2000.

Зорина 3. А., Смирнова А. А., Лазарева О. Ф. Умеют ли вороны «считать»?//Природа. 2001. №2

Зорина 3. А., Калинина Т. С., Маркина Н. В. Способность к обучению у ворон и голубей: формирование системы дифференцировок стимулов по цвету при нарастающем количестве подкрепления//Журн. высш. нерв. деят. 1989. Т. 39. № 4.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: