План
1. Методы зоопсихологических исследований.
2. Основные направления изучения поведения животных в природе.
3. Экспериментальные методы.
Литература: 1, 2, 3, 4, 8.
Дополнительная литература:
Гороховская Е.А. Становление классической этологии: историко-логический анализ / Автореф. дис... канд. биол. наук. М., 1998.
Тема 6. Изучение поведения отдельных таксономических групп
План
1. Краткая история.
2. Изучение поведения вида непосредственно в месте его обитания.
3. Поведение грызунов.
4. Поведение копытных.
5. Поведение хищников.
Литература: 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Дополнительная литература:
Баскин Л.М. Этология стадных животных. М., 1986.
Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.
Дерягина М.А. Манипуляционная активность приматов. M., 1986. № 1.
Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты. М., 1981.
Еськов Е.Л. Астическая сигнализация общественное насекомых. М., 1979.
Матюшкин Е.Н. Выбор пути и освоение территории амурским тигром (по данным зимних троплений) // Поведение млекопитающих: Вопросы териологии. М., 1977.
Никольский А.А. Звуковая сигнализация млекопитающих в эволюционном процессе. М., 1984.
Никольский А.А. Экологическая акустика млекопитающих. М., 1992.
Панов Е.Н. Поведение животных и этологическая структура популяций. М., 1983.
Тема 7. Физиологические основы поведения
План
1. Безусловные рефлексы.
2. Условные рефлексы.
3. Условия образования условных рефлексов.
4. Возбуждение и торможение.
5. Проблема наследования условных рефлексов.
6. Срывы высшей нервной деятельности у животных.
7. Представления о типах высшей нервной деятельности.
8. Нейрогуморальная регуляция поведения.
Литература: 1, 2, 3, 8.
Дополнительная литература:
Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. 2-е изд. М., 1986.
Шульговский В.В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих. MV 1993.
Тема 8. Инстинктивное поведение
План
1. Врожденное и приобретаемое в поведении животных.
2. Индивидуальное и видовое поведение.
3. Структура инстинктивного акта.
4. Характеристика ключевых раздражителей.
5. Роль гормонов в развитии инстинктивного поведения.
6. Психический компонент инстинктивного поведения.
7. Физиологические механизмы развития инстинктивного поведения.
8. Основные методы изучения инстинктов.
Литература: 1, 2, 3, 8.
Дополнительная литература:
Крушинский Л.В. Избр. труды. Т. 1. М., 1991.
Северцов А.С. Введение в теорию эволюции // Изд-во МГУ. М., 1981.
Слоним А.С. Инстинкт. Л., 1967.
Тема 9. Коммуникации животных
План
1. Биологическое сигнальное поле.
2. Язык животных.
3. Органы чувств. Анализаторы.
4. Способы коммуникаций животных.
Литература: 2, 3, 4, 5, 8.
Дополнительная литература:
Наумов Н.П. Биологические (сигнальные) поля и их значение в жизни млекопитающих // Усп. совр. териол. М., 1977.
Панов Е.Н. Общение в мире животных. М., 1970.
Панов Е.Н. Сигнализация и "язык" животных. М., 1970.
Панов Е.Н. Механизмы коммуникации у птиц. М., 1978.
Никольский А.А. Звуковая сигнализация млекопитающих в эволюционном процессе. М., 1984.
Никольский А.А. Экологическая акустика млекопитающих. М., 1992.
Фабри К.Э. Филогенетические предпосылки человеческих способов общения // Вест. Моск. ун-та. Сер.: Психология. 1977. № 2.
Тема 10. Пластичность поведения. Процесс обучения.
План
1. Классификации форм обучения.
2. Облигатное и факультативное обучение.
3. Основные особенности навыков. Познавательные процессы при формировании навыков.
4. Обучение и общение. Подражание.
5. Дрессировка.
6. Сложные навыки и высшие формы психического отражения.
7. Импринтинг и его роль в формировании разных форм поведения.
8. Опосредованное обучение и его роль в формировании поведения.
9. Экспериментальное изучение имитационного поведения.
10. Обучение животных в естественных условиях.
Литература: 1, 2, 3, 4, 8.
Дополнительная литература:
Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатление). Л., 1973.
Фабри К.Э. О подражании у животных // Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 95–99.
Фабри К.Э. Орудийные действия животных // Хрест. по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1998. С. 100–108.
Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. М., 1988.
Зорина 3. А. Сравнительные исследования некоторых сложных форм обучения у птиц. Сравнительная физиология ВНД человека и животных. Л.: Наука, 1990.
Зорина 3. А., Смирнова А. А. Эволюционные аспекты проблемы обобщения и абстрагирования у птиц (довербальное понятие «число»)//Соврем. концепции эво-люц. генетики. Сб. трудов, поев. памяти акад. Д. К. Беляева. Новосибирск, 2000.
Зорина 3. А., Смирнова А. А., Лазарева О. Ф. Умеют ли вороны «считать»?//Природа. 2001. №2
Зорина 3. А., Калинина Т. С., Маркина Н. В. Способность к обучению у ворон и голубей: формирование системы дифференцировок стимулов по цвету при нарастающем количестве подкрепления//Журн. высш. нерв. деят. 1989. Т. 39. № 4.