ТЕМА 13. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ




 

(Тезисы лекции)

 

ПЛАН:

 

§ 1. Общая характеристика таможенного контроля

§ 2. Место и время осуществления таможенного контроля

§3. Порядок таможенного контроля

§4. Валютный контроль

 

§ 1. Общая характеристика таможенного контроля

1.1. Среди функций, реализуемых таможенными органами России, значительное количество связано с осуществлением задач таможенного контроля. В их число входят:

- обеспечение соблюдения законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;

- поддержание в пределах своей компетенции экономической безопасности и защита экономических интересов Российской Федерации;

- осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;

- взимание таможенных пошлин, налогов и иных платежей;

- поддержание разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

- создание условия для эффективного исполнения таможенных режимов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу и при ведении производственной и иной коммерческой деятельности на территории Российской Федерации.

1.2. Таможенный контроль - это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также иного законодательства РФ и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России.

Контроль осуществляется в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, и является составной частью этапа таможенного оформления и таможенного контроля (ТО и ТК).

1.3. В соответствии с ТК РФ, таможенный контроль производится в следующих формах:

- проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;

- таможенное наблюдение;

- таможенный осмотр;

- таможенный досмотр (осмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля);

- учет товаров и транспортных средств;

- устный опрос физических, в том числе должностных, лиц;

- проверка системы учета и отчетности;

- осмотр территорий и помещений складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, свободных таможенных зон, магазинов беспошлинной торговли и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, либо осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.

Приведенный перечень может быть дополнен иными формами таможенного контроля.

1.4. Содержание таможенного контроля

Контрольные мероприятия можно классифицировать следующим образом[1]:

- проверка документов на товары и транспортные средства;

Проверка документов заключается в их изучении с точки зрения установления соответствия действующим правилам таможенного дела и полноты их оформления. Как правило, проверка документов предшествует таможенному осмотру или досмотру товаров и транспортных средств.

Документы, необходимые таможенных целей, по своему назначению могут быть подразделены на несколько групп:

а) транспортные документы (документы, по которым товары перемещаются через таможенную границу при перевозке железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным транспортом): накладные, багажные квитанции и т.п.;

б) торговые документы: контракты, счета-фактуры, спецификации, инвойсы, упаковочные документы, составляемые поставщиками товаров;

в) таможенные документы, таможенные декларации, другие документы на товары, подлежащие вручению таможенному органу назначения, документы контроля доставки; свидетельства о допущении транспортных средств (контейнеров) для перевозки товаров под таможенными печатями и пломбами, лицензии и квалификационные аттестаты, выдаваемые таможенными органами.

г) другие документы: сертификаты качества и сертификаты соответствия, карантинные, разрешительные документы;

Все четыре группы документов должны быть проверены должностными лицами таможенных органов непосредственно перед принятием решения о выпуске и использовании товаров и транспортных средств в соответствии с содержанием примененного к ним таможенного режима.

- таможенный осмотр товаров и транспортных средств

Таможенный осмотр - административное действие должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида транспортных средств или находящегося в нем товара без вскрытия грузовых помещений, тары либо упаковки на предмет установления законности их перемещения через таможенную границу.

Товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, могут идентифицироваться таможенными органами.

Под идентификацией в данном случае следует понимать наложение пломб, печатей, нанесение цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставление штампов, взятие проб и образцов, описание товаров и транспортных средств и т. п.

- таможенный досмотр товаров и транспортных средств

Таможенный досмотр - это административное действие, заключающееся в фактической проверке товаров и транспортных средств в целях установления законности их перемещения через таможенную границу, предотвращения ввоза или вывоза запрещенных предметов, обнаружения скрытого перемещения товаров, а также определения наименования товара согласно ТН ВЭД, цены и количества.

Досмотр заключается в проверке транспортного средства, товаров, почтовых отправлений, багажа со вскрытием грузовых помещений либо упаковки, валюты и товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами.

Способы и методы осуществления таможенного осмотра и таможенного досмотра позволяют классифицировать данные контрольные мероприятия.

Осмотр представляет собой проверку, обозрение товаров, транспортных средств, помещений, где они могут находиться, без их вскрытия, без нарушения целостности предметов.

Досмотр же, напротив, производится путем вскрытия грузовых помещений, транспортных средств, тары и упаковки, установления наименования и качества товара, подсчета его количества, проверки всех или части мест, полостей и конструктивных особенностей транспортных средств, контейнеров и предметов с целью обнаружения тайников, хранилищ, в которых могут быть скрыты предметы.

Основными задачами таможенного досмотра являются:

- установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

- обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу, товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений, и предотвращение их незаконного перемещения;

- выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;

- определение тарифного наименования товара согласно ТН ВЭД, его цены, количества и качества.

Следует подчеркнуть, что осмотр, как правило, предшествует досмотру.

Существует исключительная форма таможенного контроля - личный осмотр.

Основания для проведения личного досмотра:

- наличие решения начальника таможенного органа или лица его замещающего;

- достаточные основания полагать, что физическое лицо, следующее через таможенную границу скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства.

Личный досмотр проводится в изолированном помещении должностными лицами таможенного органа одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

О проведении личного досмотра составляется протокол по форме, установленной Государственной таможенной службой РФ.

1.5. Виды таможенного контроля

1) в зависимости от формы:

а) документальный контроль - проверка документов, необходимых для таможенных целей; проверка системы учета;

б) фактический контроль – путем таможенного осмотра, досмотра, личного досмотра;

2) в зависимости от предмета контроля:

а ) контроль товаров – любого движимого имущества, в том числе – валюты и валютных ценностей, электрической и тепловой энергии, транспортные средства.

б) контроль транспортных средств – любых средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование;

3) в зависимости от направления движения товаров:

а) контроль ввозимых предметов

б) контроль вывозимых предметов

в) контроль транзитных товаров

4) в зависимости от вида транспортного средства:

а) контроль морских и речных судов

б) контроль автомобильного транспорта

5) в зависимости от степени участия таможенных органов сопредельных государств:

а) односторонний - контроль проводят таможенные органы одного государства;

б) двусторонний - контроль осуществляется отдельно таможенными органами двух государств;

в) совместный - таможенные органы взаимодействуют при осуществлении контроля;

6) в зависимости от типа багажа, подвергаемого контролю

а) контроль сопровождаемого багажа;

б) контроль несопровождаемого багажа;

в) контроль ручной клади;

7) в зависимости от того, сколько раз перемещаемые предметы подвергаются контролю:

а) однократный контроль;

б) многократный (повторный) контроль.

 

§ 2. Место и время осуществления таможенного контроля

2.1. Таможенным законодательством РФ определены места и время пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы, их таможенного оформления и таможенного контроля, а также время нахождения товаров под таможенным контролем.

Согласно ст. 127 ТК РФ пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы РФ допускается в местах, определяемых таможенными органами, во время их работы.

2.2. Для осуществления таможенного ФТС России, создаются зоны таможенного контроля.

Зоны таможенного контроля – специально выделенная и обозначенная часть таможенной территории РФ, создаваемая в целях осуществления таможенного контроля и обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

Пределы зоны таможенного контроля обозначаются специальными знаками прямоугольной формы, на зеленом фоне которых белым нанесена надпись на русском и английском языках «Зона таможенного контроля» – «Customs control zone».

Доступ в зоны таможенного контроля разрешается с предварительного уведомления таможенных органов.

Нарушение режима зоны таможенного контроля является нарушением таможенных правил и влечет административную ответственность в соответствии со ст. 16.5 КоАП РФ.

2.3. Таможенный контроль может быть осуществлен в любое время, если имеются достаточные основания полагать о наличии нарушения законодательства РФ или международных договоров РФ.

Таможенные органы вправе проверять наличие товаров и транспортных средств, проводить их повторный досмотр, перепроверять сведения, указанные в таможенной декларации, проверять коммерческие документы, а также другую информацию, относящуюся к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с данными товарами и транспортными средствами.

Таким образом, при ввозе таможенный контроль начинается в пунктах пропуска на таможенной границе, определяемых таможенными органами для пересечения товарами и транспортными средствами, и завершается после окончания таможенного оформления и передачи лицу в полное распоряжение.

Что касается вывоза товаров и транспортных средств, то под таможенным контролем они находятся с момента принятия таможенным органом таможенной декларации до момента фактического пересечения таможенной границы в пункте пропуска.

 

§ 3. Порядок таможенного контроля

3.1. Представление товаров и транспортных средств к таможенному контролю выражается в уведомлении таможенного органа об их прибытии на таможенную территорию РФ и доставке в место таможенного оформления (при ввозе) или в место таможенного оформления и доставке в пункт пропуска на таможенной границе (при вывозе за пределы таможенной территории РФ).

3.2. В месте начала и окончания таможенного контроля доставленные товары и транспортные средства представляются, а документы на них вручаются таможенному органу не позднее 30 минут после прибытия товара и транспортного средства, а в случае прибытия их вне времени работы таможенного органа - не позднее 30 минут после наступления времени работы этого таможенного органа.

3.3. Уведомление таможенного органа о ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию и вывозе с таможенной территории и их представление к таможенному контролю является обязанностью перевозчика.

При вывозе товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории РФ допускается уведомление таможенного органа также лицом, осуществляющим перемещение товаров и транспортных средств (декларантом).

Уведомление таможенного органа выражается в предъявлении гарантийного обязательства получателя (отправителя) товара об оплате таможенных пошлин и сборов, налога на добавленную стоимость и акцизов в случае непредставления товара в таможню назначения и счета-фактуры на товар.

3.4. Первый этап таможенного контроля: Формально-логический и нетарифный контроль

На первом этапе контроль производится путем приема документов и грузовых таможенных деклараций от декларанта, их регистрации и организации хранения архива вышеназванных документов в общем процессе таможенного оформления и таможенного контроля.

Одновременно с ГТД (грузовыми таможенными декларациями) подаются документы необходимые для таможенных целей.

Перечень прилагаемых документов вносится декларантом в специальную опись, которая составляется в 2-х экземплярах и подается вместе с ГТД.

Должностное лицо таможенного органа, производящее таможенное оформление проводит следующие действия:

- проверяет соблюдения условий, необходимых для принятия таможенной декларации (включая проверку соблюдения порядка совершения предварительных операций);

- производит прием таможенной декларации и других документов, подлежащих обязательному представлению таможенному органу, а также электронной копии таможенной декларации;

- регистрирует таможенную декларацию, осуществляет общую проверку таможенной декларации и ее электронной копии на соответствие действующим правилам заполнения согласно заявленному режиму, а также сверяет соответствие электронной копии таможенной декларации бумажному носителю;

- осуществляет учет таможенных деклараций, по которым таможенное оформление не завершено.

3.5. Второй этап: Контроль таможенной стоимости

На втором этапе осуществления контроля производится проверка соответствия кода товара и страны происхождения ТН ВЭД, а также проверяется соблюдение мер нетарифного регулирования.

В ходе осуществления контрольной деятельности должностные лица оценивают достоверность и полноту сведений, заявленных в ГТД для идентификации товара (графа 31 ГТД), правильность определения кода товара и страны происхождения в соответствии с общепринятой классификацией, проверяют количественные данные о товаре (количество мест, вес и т.д.).

Должностное лицо на этом этапе проводит следующие действия:

- подтверждает факт наличия всех необходимых для целей валютного контроля документов;

- проверяет соответствие условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям действующего валютного законодательства;

- сверяет сведения, заявленные в ГТД, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля;

- оценивает правильность заявления таможенной стоимости, собирает дополнительную информацию, необходимую для подтверждения таможенной стоимости, корректировка таможенной стоимости (в случае необходимости);

В случае выявления неточности или ошибки в определении таможенной стоимости, которые носят технический или арифметический характер (пропуск знака, лишний знак), должностное лицо обязано, сообщив начальнику отдела таможенного оформления и таможенного контроля и получив его разрешение, либо принять внесенные декларантом исправления в ГТД (ДТС), сделать соответствующие записи в специальных графах ДТС «Для отметок таможни» и заверить их подписью и ЛНП; либо потребовать заполнения нового бланка ДТС (ГТД).

3.6. Третий этап: Контроль таможенных платежей

На этом этапе должностным лицом производится проверка:

- наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за использованную отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, сумм штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил, пени за просрочку уплаты таможенных платежей;

- соблюдения декларантом установленных сроков подачи и правил заполнения ГТД (бумажной и электронной копий);

- обоснованности заявленных тарифных и налоговых льгот и преференций;

- правильности исчисления таможенных платежей и соблюдения условий заявленного таможенного режима по уплате таможенных платежей либо обеспечения их уплаты.

3.7. Четвертый этап: Досмотр и выпуск

На этом этапе проводится проверка прохождения предыдущих этапов таможенного оформления.

При проведении досмотровых операций должностное лицо решает следующие задачи:

- установление законности перемещения грузов через таможенную границу РФ;

- обнаружение и предотвращение ввоза или вывоза запрещенных к ввозу или вывозу товаров;

- обнаружение скрытых от таможенного контроля в транспортных средствах и грузах товаров, ценностей и иных предметов;

- проверка соответствия описания и характеристик товаров, указанных в документах, фактически предъявленным;

- определение субъективных характеристик товаров и партий товаров.

После завершения операций по досмотру и выпуску товаров должностное лицо таможенного органа проставляет в ГТД печать «Выпуск разрешен» и передает весь пакет документов на этап приема, регистрации и учета таможенных деклараций.

§ 4. Валютный контроль

4.1. Валютный контроль - политика ограничений на движение капиталов и иных валютных операций – необходим для предотвращения оттока валютных ценностей.

4.2. Валютное регулирование имеет сложную структуру и базируется на властных предписаниях государства, основа которых - законодательные, административные, экономические и организационные меры, направленные на установление такого порядка проведения валютных операций, который обеспечивал бы защищенность национальных интересов России в валютной сфере от внутренних и внешних угроз.

4.3. Валютный контроль в РФ осуществляется органами валютного контроля и агентами валютного контроля, перечень которых установлен законодательством.

Практика показала, что организация действенного контроля за операциями, связанными с внешнеторговой деятельностью хозяйствующих субъектов, без участия таможенных органов невозможна.

4.4. Таможенно-банковский валютный контроль (ТБВК) - совокупность операций, осуществляемых таможенными органами и уполномоченными банками с одной стороны при осуществлении таможенного контроля, с другой - при выполнении международных расчетов в иностранной валюте.

4.5. Технологически контроль основан на сопоставлении и анализе данных о перемещении товаров через таможенную границу и связанным с этим движением средств на счетах участников внешнеэкономической деятельности.

Важнейшей составной частью ТБВК является этап проверки сведений, полученных из уполномоченных банков.

Статистический материал, полученный в результате действия осуществления мероприятий по валютному контролю, позволяет использовать имеющуюся информацию для текущих технологических целей и формирования некоторых общих оценок действия системы и ее эффективности.

4.6. Основными документами, используемыми при осуществлении валютного контроля, являются:

- паспорт сделки - базовый документ валютного контроля, оформляемый экспортером в банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме;

- учетная карточка таможенно-банковского контроля - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в банки и содержащий часть сведений из грузовой таможенной декларации, необходимых банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.

4.7. Технологические операции таможенно-банковского валютного контроля могут быть разделены на следующие этапы:

- банковского контроля внешнеторговых договоров и иных документов;

- контроля в процессе таможенного оформления;

- автоматизированного контроля за поступлением валютной выручки (при экспорте) и товаров (при импорте и контроле бартерных сделок);

- организации и проведения целевых проверок участников ВЭД;

- применения к нарушителям мер воздействия (при экспорте).

Заключение.

 

 


[1] Основы таможенного дела: Учебник / Под общей редакцией В. Г. Драганова. М., 1998.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: