Соотношение понятия «права человека» с иными смежными понятиями




 

По вопросу о том, что представляют собой права человека, с одной стороны, сложилось мнение, что они являются абсолютной ценностью и необходимостью каждого. С другой стороны, потребности, интересы и связанные с ними права и свободы, их содержание изменяются от одного периода развития общества к другому.

Права человека – это мера возможного поведения, которой человек наделен в силу принадлежности к человеческому роду. Они представляют собой возможность человека существовать в обществе в качестве полноценного его члена и осуществлять необходимые для жизнедеятельности действия. Только обладание правами делает человека субъектом исторического творчества, уникальной личностью. В то же время они обусловливаются социально-экономическими условиями жизни, политическим режимом, природой государства.

В научной литературе можно встретить разные подходы к понятию прав человека. В одних определениях акцент делается на юридический аспект, в других – на морально-этический, в-третьих – на философский аспект понятия прав человека. В работах отечественных авторов права человека определяются преимущественно как социальные возможности, представляющие собой объекты его притязаний. Зачастую права человека рассматривают лишь как юридическую категорию. В одних случаях права человека рассматриваются как особый раздел международного права, в других – определяются через категорию правового статуса человека. В последнем случае права человека сводятся к правам гражданина. Очевидно, что при таком понимании прав человека искажаются их сущность и специфика, поскольку в данном случае права человека сводятся лишь к правам гражданина. Однако известно, что между правами человека и правами гражданина имеются различия: любой гражданин – это человек, но не каждый человек – гражданин. То есть эти понятия отличаются по своему объему. Права человека характеризуют такие слова, как «любой», «каждый» человек, «никто», «все лица», а права гражданина – слова «гражданин государства», «правовой статус индивида». В каждом государстве конституция провозглашает и наделяет своих подданных определенными правами, свободами и обязанностями. Между государствами в этом отношении могут быть существенные отличия, особенно между демократическими и тоталитарными политическими системами[2].

Права человека имеют всеобщий характер, они присущи любому человеческому существу, кем бы он ни был и где бы он ни находился. Права человека – неотъемлемое, естественное свойство личности. Современная концепция прав человека исходит из того, что человек – это часть общества, но он вступает в определенные общественные отношения как самоценная личность. От признания и реализации ее прав и свобод непосредственно зависит характер этих социальных отношений. В этом отражается гуманистическая направленность теории прав человека[3].

Права человека характеризуются рядом признаков: возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества; складываются объективно и не зависят от государственного признания; принадлежат индивиду от рождения; имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.д.); признаются высшей социальной ценностью, выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его содержания; представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства[4].

Права человека – это проявление свободы во всех сферах жизнедеятельности личности. Как писал русский философ Н. Бердяев, человек изначально свободен, если он человек. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать[5].

Права человека – это общесоциальное понятие. Вне социальных отношений их быть не может, как не может быть и обязанностей. Проблема прав человека потому и возникает, что индивид по природе – существо не только биологическое, но и социальное. Поэтому он становится человеком только среди людей.

По своему содержанию права человека – это основанные на нормах права и морали притязания (требования) отдельных субъектов к обществу и государству для самореализации и всестороннего развития личности. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни, достижению которого должны содействовать общество и государство[6].

На основании вышеизложенного, мы можем говорить о том, что строго логически определить понятие «права человека» весьма непросто, и этому есть объяснение. Права человека многообразны, ибо они отражают многогранность человеческой личности, в которой воплощаются природное, социальное и духовное начала. Не случайно в процессе их изучения используют такие категории, как «человек», «личность», «гражданин». Если понятие «человек» характеризует его с биологической стороны, как индивида с физиологическими свойствами, то понятие личности характеризует человека с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним. Понятие же «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. Представляется, что наиболее правильным будет определить права человека не как совокупность социальных возможностей индивидов для удовлетворения их запросов и их развития, а как основанные на нормах и принципах права и морали притязания (требования) отдельных индивидов и групп к обществу и государству на основе их принадлежности к человеческому роду в целях самореализации, достижения свободного и всестороннего развития личности.

Согласно классической теории государства и права, права человека наиболее плотно соотносятся с правами гражданина и правами наций, народов. Безусловно, права человека соотносятся и с иными правовыми категориями, однако рассмотреть их все не представляется возможным в рамках данной выпускной квалификационной работы, в виду этого подробнее исследуем соотношение прав человека с правами гражданина и правами наций, народов.

Традиционно права человека и права гражданина рассматриваются вместе (в юридической литературе достаточно часто встречается связка «права человека и гражданина»), однако данные категории не тождественны и представляют собой отличающиеся друг от друга правовые понятия. Основное сущностное отличие прав человека от прав гражданина заключается в том, что права человека берут свое начало в естественном праве, тогда как права гражданина в праве позитивном, но при этом следует подчеркнуть, что и первые и вторые носят неотъемлемый характер.

Ст. 6 Конституции РФ устанавливает, что: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Таким образом, именно гражданин Российской Федерации, а не какое-либо другое лицо обладает всей совокупностью гражданских прав и обязанностей установленных Конституцией РФ и отраслевым законодательством. Именно в данном положении Конституции РФ и просматривается фундамент правового положения гражданина России, который имеет основополагающее значение для определения его правового статуса. Подчеркнем, что в отличие от основных личных прав (которые принадлежат каждому индивиду), политические права связаны в первую очередь с обладанием гражданства. Это и есть тот критерий, который отражается Конституцией РФ – «личные права» - каждому, политические – «гражданам». При этом следует подчеркнуть, что такая тесная связь политических прав с гражданством вовсе не означает, что они имеют некий «вторичный» характер и по своей сути производны от государственной воли. Права гражданина, вбирают в себя те права, которые закрепляются за индивидом в силу его политико-правовой связи с отдельно взятым государством (в силу наличия гражданства). Аналогично личным права, права гражданина признаются, защищаются и соблюдаются государством (при этом подчеркнем, что данное положение в России обуславливается ст. 2 Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав свобод человека и гражданина - обязанность государства»[7].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что права гражданина – это некое ограничение равенства всех индивидов, в виду того, что прав гражданина лишены лица проживающие в отдельно взятом государстве (или временно находящиеся в нем), но не имеющие его гражданства. При этом подчеркнем, что права гражданина в большинстве случаев связаны с участием в управлении делами государства, в выборах органов государственной власти и т.д., иными словами это те права, которые непосредственно связаны с отдельно взятым обществом в рамках его политической организации и ограничение в предоставлении этих прав всем лицам (независимо от наличия факта гражданства) представляется вполне обоснованным явлением.

Подчеркнем, что ряд прав предоставляются гражданам из соображения общенациональных интересов (к примеру, в Российской Федерации общее право частной собственности является правом человека, тогда как право частной собственности на земельные ресурсы – исключительным правом гражданина) или в силу специфических особенностей ряда гарантий (к примеру Российская Федерация может гарантировать максимальную защиту и помощь за пределами своей территории только своим гражданам)[8].

Проанализировав Конституцию РФ мы пришли к выводу, что различие между правами человека и правами гражданина проводится в формулировках ряда статей основного закона Российской Федерации. В частности, для того, чтобы отметить субъекта прав человека, Конституция РФ использует текстуальные конструкции типа «каждый», «все», «никто» или иные обезличенные формулы – «признается право», «гарантируется» и ряд иных формулировок. Что же касается прав гражданина, то Конституция РФ в этой части использует формулы, указывающие на гражданскую принадлежность субъекта – «граждане Российской Федерации имеют право». Например, ч. 2 ст. 32 Конституции РФ – «Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Учитывая все вышеизложенное можно сделать вывод, что за лексическим смыслом отдельных понятий, используемых в законе стоит различие прав и обязанностей человека и гражданина[9].

В процессе исследования соотношения прав человека и прав гражданина, перед каждым исследователем встает традиционный вопрос – что шире – права человека или права гражданина. На наш взгляд, все зависит от непосредственного угла зрения на данную проблему. С одной стороны, безусловно, права человека гораздо шире прав гражданина - права человека традиционно ставятся на первое место в тексте основных законов демократических государств (права гражданина обычно следуют на втором месте), права человека не зависят от воли конкретных государств и т.д. С другой стороны – права человека уже, нежели чем права гражданина. В отдельно взятой стране, государство может гарантировать гражданам такой спектр прав и свобод, который по своему содержанию может быть значительно шире общепризнанных прав человека.

Далее перейдем к анализу соотношения прав человека и прав народов. Права человека и права народов находятся в отношениях тесной взаимосвязи и по своей сути призваны дополнять друг друга. При этом подчеркнем, что права человека в данной взаимосвязи обладают более высоким ценностным статусом и по своей сути первичны (что является очевидным, т.к. защита прав народов с одной стороны и нивелирование прав человека с другой создает «тепличные условия» для установления антидемократического режима – подобных примеров в истории много; тогда как защита прав человека всегда предполагает защиту прав народов, так как последние являются закономерным продолжением первых и строятся на их основе).

Следует отметить тот факт, что уважение и защита прав каждого индивида способствует установлению отношений доверия между отдельными государствами и народами, создает благоприятный климат для всесторонних человеческих контактов, организации внешнеэкономического оборота, вносит в международные отношения нравственное начало. Подчеркнем, что без общих нравственных ценностей и единых правовых подходов к механизмам декларирования, реального воплощения в жизнь и защиты прав человека, фактически невозможно сближение отдельных государств и народов[10].

Конечной целью мирового развития человечества является построение режима общей демократии в планетарном масштабе – когда для каждого индивида станут реальностью права человека. Только на основе уважения прав каждого человека можно построить отдельно взятое государство и общество на началах разума и гуманизма. Уважение прав каждого человека позволяет безболезненно разрешать конфликты, возникающие из-за неизбежного столкновения интересов, мнений и ценностной ориентации отдельных субъектов, предотвращать злоупотребление властью и ставить ее на службу человеку и человечеству, народу и нации[11].

Для того, чтобы лучше понять механизм соотношения прав человека и прав нации, народа, необходимо исследовать общие базисные элементы, которые лежат в основе данных категорий.

Гуманизм. Он основан на таких общих для человека и народов ценностях, как добро, справедливость, человечность. Государство должно применять власть лишь на благо членов общества, а, следовательно, на благо всего народа в целом. Государство, которое признает приоритет прав человека, опирается на принципы разделения властей, верховенства права, может быть оценено как правовое и нравственное.

Свобода. Главной ценностью для человека, нации (народа) является свобода. Только в условиях свободы человек может реализовать свои интересы. Свобода превращает зависимого человека в гражданина. Статус гражданина закрепляет новый характер взаимоотношений человека с государством. Свобода - это возможность и способность индивида или народа (нации) действовать в соответствии со своими целями и интересами. В случае предоставления субъектам (будь то отдельно взятый человек или народ) свободы, государство берет на себя функцию контроля за тем, чтобы эту свободу индивид или народ, не мог использовать во вред другим лицам, другому народа, другой нации или самому государству. Демократическому государству нет никакого дела до религиозных убеждений человека, оно не должно устанавливать какую-либо религию в качестве обязательной.

Равенство и равноправие. Свобода и равенство - необходимые условия обладания всеми людьми неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Свобода неотделима от равенства. Принцип равенства (равноправия) означает требование одинаковой меры правовой свободы для всех людей независимо от их общественного положения и условий жизни. Равенство означает равенство людей со стороны закона и, следовательно, полный запрет дискриминации, который является средством попрания идеи равноправия. Можно утверждать: там, где нет принципа равенства, там нет права как такового. Согласно данному принципу люди, со всеми их различиями и, несмотря на эти различия, равны, свободны и независимы друг от друга только как субъекты права - в смысле равных правоспособностей и равных возможностей к достижению целей (правовыми способами и в правовых пределах).

Социальное равенство означает равенство людей независимо от их принадлежности к определенной социальной группе, независимо от пола, расы, цвета кожи, вероисповедания и других критериев. Другими словами, принцип социального равенства требует не допускать дискриминацию в зависимости от вышеотмеченных признаков. Это закреплено в конституциях и международных документах. Политическое равенство означает равенство людей независимо от их государственной принадлежности (гражданства). Данный элемент принципа равенства закреплен, в частности, в статье 21 Хартии основных прав Европейского союза 2000 года[12].

Современное международное право вобрало в себя все прогрессивное в деле обеспечения равенства и предотвращения дискриминации в отношении отдельных людей и народов, что было достигнуто человеческой мыслью и законодательством государств. Принципы равенства (равноправия) и принцип не дискриминации получили отражение в таких международно-правовых актах, как Устав ООН[13], Всеобщая декларация прав человека 1948 г.[14], Международные пакты о правах человека 1966 г.[15] и т.д.

Достоинство личности. Принцип уважения достоинства личности утверждает значимость всякой человеческой личности вне зависимости от ее социального статуса. Данный принцип предполагает уважительное отношение к каждому со стороны общества, государства и других людей. Без достоинства разрушается сама оценка личности. А ее отсутствие наносит ущерб обществу и отдельной нации (народу) в целом.

Достоинство человека - социальное, социально-психологическое явление, источник его прав и свобод. Только обладание правами и свободами дает человеку возможность самораскрытия, самореализации как личности. Это ведет, в свою очередь, к обогащению, совершенствованию всей нации (народа).

В философии прав человека действует своего рода презумпция достоинства человека. Она получила признание и отражение в международных актах и других документах. Так, статья 1 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Конституция РФ в соответствии с международными стандартами фиксирует следующим образом эту идею: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления».

Толерантность - это особый принцип прав человека, прав нации, народа. Он утверждает чувство уважения к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Терпимость характеризует отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам в поведении, правам других людей на основе снисхождения к ним, а также позволения и примирения[16].

На основании вышеизложенного можно сделать ряд обобщений.

Выводы:

1.Юридическое содержание категории «права человека» определяется тем, что права человека – это основанные на нормах и принципах права притязания (требования) отдельных индивидов и групп к обществу и государству на основе их принадлежности к человеческому роду в целях самореализации, достижения свободного и всестороннего развития личности.

2. Права человека наиболее плотно соотносятся с правами гражданина и правами народов (наций). Права человека представляют собой общий базис неотъемлемых прав каждой личности (права на жизнь, свободу, и т.д.), тогда как права гражданина представляют собой определенную систему прав, которые представляются государством отдельным личностям исходя из наличия у последних статуса гражданина (право на управление государством, право на социальное обеспечение т.д.). Иными словами, права человека – это общепризнанные наиболее значимые установки, которые гарантируются государством каждому индивиду, тогда как права гражданина предоставляются только лицам, имеющим политико-правовую связь с отдельно взятым государством.

3. Соотношение прав человека и прав народов (наций) строится на основе первых, и является закономерным продолжением развития прав человека в геополитическом масштабе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: