ВВЕДЕНИЕ
Основатели отечественной социальной медицины определяли социальную медицину как науку об общественном здоровье и здравоохранении. Основной ее задачей являются изучение влияния медико-социальных факторов, условий и образа жизни на здоровье различных групп населения, разработка научно обоснованных рекомендаций по предупреждению и устранению неблагоприятных социальных условий и факторов, а также оздоровительных мероприятий для повышения уровня здоровья населения.
Таким образом, целью изучения дисциплины «Основы социальной медицины» является формирование системы знаний о закономерностях развития общественного здоровья, а также о факторах, влияющих на здоровье и способах сохранения и укрепления физического, психического и социального благополучия.
Структура предмета включает три модуля: социально-гигиенические основы здоровья; организация медико-социального обеспечения и медицинского страхования; медико-социальные аспекты социально-значимых заболеваний.
Цель методических указаний к самостоятельной работе по изучению дисциплины – организации под руководством преподавателя самостоятельной работы студентов по овладению теоретическим материалом дисциплины, приобретению практических навыков формирования здорового образа жизни, медико-социальной помощи различным категориям населения.
Самостоятельная работа направлена на решение следующих задач изучения дисциплины:
- изучение основных факторов, влияющих на здоровье человека и общества;
- содействие в овладении технологиями, направленными на сохранение здоровья и предупреждение развития заболеваний;
- развитие потребности к изучению организационных основ лечебно-профилактической и медико-социальной помощи населению;
- содействие в реализации основных принципов охраны и улучшения общественного здоровья.
Методические указания к самостоятельной работе способствуют овладению обучающимися следующими компетенциями:
ОК-6: способность работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия;
ОПК-3: способность использовать в профессиональной деятельности основные законы естественнонаучных дисциплин, в том числе медицины, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
В соответствии с программой дисциплины «Основы социальной медицины» трудоемкость самостоятельной работы составляет 90 часов (2,5 зачетные единицы).
Самостоятельная работа по дисциплине «Основы социальной медицины» проводится в следующих видах:
1) Самостоятельное изучение литературы по темам занятий.
2) Подготовка докладов к практическим занятиям.
3) Составление словаря терминов.
4) Подготовка и защита реферата (контрольной работы).
Самостоятельная работа студента, получающего образование по направлению 39.03.02 «Социальная работа» профилю подготовки «Социальная работа в системе социальных служб» квалификации бакалавр способствует достижению следующих результатов обучения:
Студент должен знать:
- классификацию факторов риска здоровью;
- закономерности развития и критерии индивидуального и общественного здоровья;
- социально-значимые заболевания, их влияние на качество жизни;
- основные современные теории качества жизни, обеспечения физического, психического и социального здоровья;
- основные факторы, влияющие на уровень и качество жизни, их значение в сохранении социального, физического и психического здоровья;
- этические и медицинские основы социальной работы.
Студент должен уметь:
- соотносить медико-социальные технологии с концепциями и теориями структурной и комплексно ориентированной социальной работы;
- использовать социокультурный потенциал национально-государственного управления, социально-ориентированного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения его физического, психического и социального здоровья;
- использовать медико-социальные методы и технологии в практике социальной работы;
- осуществлять медико-социальные исследования.
Студент должен владеть:
- медико-социальными методами и технологиями сохранения здоровья населения;
- навыками выбора технологий в соответствии с эффективной моделью теории и практики медико-социальной помощи;
- навыками применения медико-социальных практик;
- организационными технологиями медико-социальной работы;
- технологиями обеспечения физического, психического и социального здоровья.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
№ п\п | Наименование темы дисциплины | Часы | Виды самостоятельной работы студентов (аудиторная и внеаудиторная) |
Часов | |||
1. | Основные понятия и категории социальной медицины. Социально-биологическая обусловленность здоровья. | Подбор и изучение учебно-методической и научной литературы. Подготовка докладов к практическим занятиям. Доклады. | |
2. | Здоровье индивидуальное и общественное. Критерии оценки общественного здоровья. Этапы экспертизы трудоспособности. | Подготовка докладов к практическим занятиям. Доклады. Составление словаря терминов. | |
3. | Современные тенденции здоровья населения России. Формирование здорового образа жизни. Профилактика болезней. | Доклады. Конспектирование научной литературы. | |
4. | Правовой механизм обеспечения здоровья населения. Система здравоохранения в России. Медицинское страхование как форма социальной защиты населения. | Составление кроссвордов. Доклады. Составление словаря терминов. | |
5. | Организация лечебно- профилактической и медико-социальной помощи населению. ПМСП. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. | Решение кроссвордов. Конспектирование нормативно-правовой литературы. | |
6. | Профилактика профессиональных заболеваний. Травматизм. Медико-социальное обслуживание на предприятиях. | Составление словаря терминов. Доклады. | |
7. | Медико-социальные и правовые основы охраны материнства и детства. Заболевания, передаваемые половым путем. Проблема ВИЧ-инфекция и ее профилактика. | Доклады. Конспектирование научной и периодической литературы. | |
8. | Болезни системы кровообращения. Злокачественные новообразования. Туберкулез. | Доклады. Аннотирование статей по теме. Составление словаря терминов. | |
9. | Психические расстройства и расстройства поведения. Алкоголизм. Наркомания и токсикомания. Профилактика зависимостей. | Подбор учебно-методической и научной литературы для составления библиографического списка. Подготовка докладов. Составление словаря терминов. |