Власть, ее происхождение и виды.




 

Власть является одной из центральных категорий политической науки. Многие видные исследователи счи­тают, что власть — непременный спутник политики. Власть позволя­ет политике сформироваться качестве особой стороны чело­веческой деятельности, связанной с целенаправленной орга­низацией. Власть обладает способностью организовывать людей на достижение взаимосогласованных целей, поэтому выступает в роли организующего начала политики.

В политических науках распространены различные трак­товки понятия «власть». Власть — влияние — это способность властвующего желательным для него самого образом воздей­ствовать на поведение подвластных. Власть — авторитет — это отношение, выражающее добровольное согласие подвластного подчиняться приказам и постановлениям властвующего. Власть — принуждение — это влияние, характеризующееся высоким уровнем давления властвующего на подвластного с помощью применения силы. Власть — могущество — это спо­собность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других.

Существуют теологическая, институциональная, систем­ная, ролевая, рыночная, обмена ресурсов, психологическая, классовая трактовки происхождения политической власти. При их анализе проявляются два методологических подхода.

Первый подход выражает попытку представить власть как самостоятельную сущность, данную отдельному человеку или целому народу Богом или природой. В зависимости от этого человек с момента рождения ведет себя соответствующим образом, реагируя на наличие или отсутствие власти. И целые народы характеризуются как воинствующие, тяготеющие к вла­сти над другими народами или как миролюбивые.

Второй подход выражает попытку объяснить власть через систему социальных отношений, асимметричных по своей при­роде. Такое понимание власти помогает разграничить субъект и объект власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Субъектом может быть отдельный человек, орга­низация, общность людей, международное сообщество. Субъ­екты политической власти имеют многоуровневый характер. Первичными субъектами являются индивиды и социальные группы, вторичными — социальные организации. Субъект оп­ределяет содержание властного взаимодействия через распо­ряжения (приказы), в которых предписывается поведение объекта власти.

Следовательно, власть — это двухстороннее, асимметрич­ное взаимодействие объекта и субъекта. Власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект может обладать необходимыми качествами и средствами принужде­ния. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от добровольного повиновения до ожесточен­ного сопротивления.

Немецкий ученый М. Вебер исследовал природу полити­ческой власти и обосновал теорию социального господства. По мнению ученого, «власть, означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собствен­ную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана»; в то же время господство предполагает «повиновение определенному приказу». Други­ми словами, господство предполагает взаимное ожидание вла­ствующих и подвластных. Плодотворность этого подхода со­стоит в том, что он открывает возможность рассмотреть идеальные типы социального господства.

Первый идеальный тип — традиционное господство. Оно ориентировано на взаимодействие господина и слуги. Люди проявляют преданность вождю (монарху), наделенному властью в соответствии с обычаем. В свою очередь, вождь выполняет обязательства перед подданными. Верность монарху передает­ся от поколения к поколению и закрепляется в обычаях.

Второй идеальный тип — рационально-легальное господство. Оно ориентировано на взаимодействие между управляющими (бюрократией) и управляемыми. Люди следуют обезличенным, правилам, нормам и принципам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто облечен узаконенной властью. Подбор кадров управления осуществляется независимо от личных особенно­стей людей; главное — это их заслуги; государственная служба и карьера.

Третий идеальный тип — харизматическое господство. Оно ориентировано на взаимодействие между лидером и массами, основывается на авторитете личного дара (харизмы — от гр. исключительная одаренность, милость, божествен­ный дар) политика и личной преданности подвластных.

Эти три идеальных типа господства практически никогда не представлены в чистом виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трех типов. В политической системе стабиль­ных демократических режимов доминирует рационально-ле­гальная демократия; в устройстве многих государств Ближнего Востока — признаки традиционного господства; в деятельнос­ти Шарля де Голля (президента Франции), Франклина Руз­вельта (президента США), И. В. Сталина (руководителя СССР), Мао Цзэдуна (руководителя Китая) — свойства харизма­тических лидеров.

Политическая власть может рассматриваться как функция политической системы. В данном измерении власть понимает­ся как способность и умение реализовывать функцию общест­венного управления. Поэтому основной причиной подчине­ния является неравномерное распределение ресурсов власти.

Термин «ресурсы власти» употребляется в двух значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.

В узком смысле ресурсы — относительно самостоятель­ное, обычно материализованное звено, определяющее взаимодействие субъекта и объекта власти, служащее важнейшим со­циальным фактором подчинения. Различаются утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы власти. Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, свя­занные с повседневными нуждами людей. Данные ресурсы ис­пользуются для поощрения и наказания. Принудительные ресурсы — меры административного наказания. Нормативные ресурсы — средства воздействия на внутренний мир, ценност­ные ориентации и нормы поведения человека.

В зависимости от характера сфер жизнедеятельности власть подразделяется на следующие виды. Экономическая власть — контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. Социальная власть — контроль над распределением статусов, должностей, льгот и при­вилегий. Принудительная власть опирается на ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы при­менения физической силы. Культурно-информационная власть — контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения. Одним из проявлений этого вида власти яв­ляется манипулирование сознанием и поведением людей во­преки их интересам.

Исследуя политическую власть, следует обращать внима­ние не только на ее динамический аспект, но и на проблему устойчивости. Основными принципами устойчивости полити­ческой власти являются ее легитимность и результативность.

Термин «легитимность» (лат. законный) возник в начале XIX в. и выражал стремление сторонников француз­ской монархии восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора. Тогда же легитим­ность приобрела и другой смысл — признание власти.

В политических науках легитимность власти понимается как процедура общественного признания власти, политиче­ских решений, лидеров, партий, организаций и движений. Современное понимание легитимности включает признаки: положительную оценку власти; признание права на управле­ние; согласие на подчинение; признание власти гражданским обществом; признание власти мировым сообществом.

Кризис легитимности возникает в результате рассогласова­ния целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых формах и средствах политического регулирования, нормах справедливого правления и с другими ценностями массового сознания. Варианты пре­одоления кризиса легитимности таковы: достижение общест­венного консенсуса, эффективное управление, реформирова­ние институтов власти.

Таким образом, принципы легитимности обладают подчи­няющей силой, направленной на укрепление политической системы; оправдывают тот факт, что меньшинство управляет, а большинство подчиняется; устанавливают необходимый ми­нимум доверия между политической элитой и большинством граждан.

Однако при всей внушительности внешних атрибутов по­литическая власть может подвергаться эрозии, ослабевать. Го­воря о власти, следует сказать о ее результативности. Резуль­тативность власти — это степень выполнения ею тех функций, которые возлагают на нее агенты политических отношений. Успешная экономическая политика, устойчивый рост благо­состояния основной части населения, укрепление общественно­го порядка и авторитет на международной арене — вот основ­ные показатели, которые в современных условиях определяют результативность власти и, в конечном счете, являются решаю­щим фактором ее устойчивости.

 

Политическая система

 

Термин «политика» восходит к греческим словам, «полис» — город-государство и «политикос» — все, что связано с делами города. В античной

традиции области гражданского и государственного отож­дествлялись, а участие в политической жизни считалось выс­шим проявлением человеческой добродетели. В традициях Нового времени цель политического сообщества состоит в том, чтобы обеспечивать и охранять права людей на жизнь, свободу и собственность.

Современная научная мысль акцентирует внимание на двух основных подходах исследования политики. Во-первых, в теории конфликта политика рассматривается как противоборство между классами и группами за ограниченные ресурсы. Во-вто­рых, в теории функционализма политика рассматривается как одна из подсистем общества, ее основное предназначение со­стоит в достижении социально значимых целей и в согласова­нии интересов субъектов общественных отношений.

Сторонники теории конфликта и функционализма, не­смотря на существующие различия во взглядах, едины в пони­мании социальной природы политики как целостного явления. Следовательно, речь идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, государством и государственным устройством, теми институтами, принци­пами и нормами, которые призваны гарантировать жизнеспо­собность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.

Из этого следует, что:

— политика — это обусловленная коренными интересами классов, социальных групп, партий и государств совокупность установок и целей, которыми они руководствуются во внут­ренних и международных делах, а также их практическая де­ятельность по осуществлению политического курса;

— политика — это сфера деятельности, ядром которой яв­ляется вопрос удержания, использования и распределения власти.

Политика — сложное социальное явление. Многомерность политики позволяет выявить ее формы, элементы и области.

Политические отношения — это предметная область поли­тики. Она включает в себя, с одной стороны, политические институты и учреждения, а с другой — политические процессы.

Политические институты характеризуют устойчивость и ста­тичность политических отношений. Среди политических инс­титутов выделяются властные институты (монархические, рес­публиканские, диктаторские), процедурные институты (выборы, назначения) и представительские институты (формы прямого и опосредованного волеизъявления).

К политическим учреждениям относятся органы управления (на международном, государственном и местном уровнях), конституционный суд, средства массовой информации, обще­ственные организации и ассоциации.

Политические процессы характеризуют динамику полити­ческих отношений. Политические процессы включают в себя отношения между государственными учреждениями, партия­ми и общественными организациями, между лидерами и груп­пами поддержки, между обществом, государством и индивидом. Согласие или конфликт — основные проявления политиче­ских процессов.

Политическое сознание — это область идеального. Она со­держит программные цели и идеологические установки субъ­екта политических отношений, ценности и идеалы, быстро меняющиеся настроения в общественном мнении. Область идеального предопределяет мотивы политического выбора участников политических отношений.

Следует учесть, что в сфере политики мы имеем дело с кол­лективными общественными субъектами — народами, класса­ми, группами, общественными движениями. По существу, они представляют собой решающие субъекты политики и участву­ют в общественной жизни через своих представителей, орга­низованных в партии, союзы или политические объединения.

Среди субъектов политики различаются первичные и вто­ричные. Первичные субъекты — крупные общественные группы и объединения (народы, социальные группы и классы). Вторичные субъекты — различные силы (политические партии, союзы, движения, реализующие волю первичных субъектов политики).

К основным функциям современной политики относятся:

— выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;

— интеграция различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка;

обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой;

— управление и руководство общественными процессами, рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства;

— политическая социализация личности.

Политику необходимо рассматривать с учетом временных, пространственных и других аспектов, следовательно, надо вести речь о делении политики на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя политика — это деятельность государств на меж­дународной арене. Внешняя политика опирается на экономи­ческий, военный, научно-технический потенциал, природные ресурсы, состав населения и культурные традиции государств, а также на авторитет, опыт и влияние политических лидеров. Традиционная форма осуществления внешней политики — установление дипломатических отношений между государства­ми, открытие представительств при международных и региональ­ных организациях, партнерство между партиями и движения­ми разных стран. К формам внешней политики относятся и войны. В современных условиях возрастает роль междуна­родных организаций (ОБСЕ, НАТО, ООН), осуществляющих координацию внешнеполитических и экономических усилий стран-участниц. Эти организации становятся активными уча­стниками политического процесса, оказывая влияние не толь­ко на международный климат, но и на внутреннюю политику отдельных стран.

Внутренняя политика включает в себя совокупность эконо­мических, социальных, культурных мероприятий, а также функ­ции управления, контроля и прогнозирования отношений го­сударства с другими субъектами политической жизни. Спектр осуществления основных средств внутренней политики таков: трансформация существующих экономических укладов, нало­говые рычаги и льготы, правовое регулирование отношений собственности, мероприятия в сферах образования, здравоох­ранения, пенсионного обеспечения и т. п.

Длительное время специалисты в области политической науки придерживались нейтрального подхода. Это привело к тому, что ученые признавали незыблемость идеологических ценностей и защищали существующие властные структуры. В реальности же новые политические силы придерживались новых идеологических установок, критикуя либерализм и требуя модернизации политического режима. Возникновение сис­темного похода в политической науке явилось адекватным от­ветом на события 70—80-х годов XX в. в мире политики.

Основоположник системного подхода американский по­литолог Г. Алмонд особое внимание уделил изучению «входящих» и «выходящих» факторов политической системы.

Он разделил «входящие» факторы на два вида: факторы требований и факторы поддержки. К факторам требований от­несены:

— требования хорошей жизни и услуг (работы, образования, отдыха, транспорта);

— требования регуляции поведения (общественной без­опасности, контроля над рынком и трудовыми отношениями, правил брака и организации семьи), требования участия в по­литической системе (права голоса, организации, создания пра­вительственных органов и должностей, политических ассо­циаций);

— символические требования (образ власти или политиче­ского режима в условиях мира или внешней угрозы, принципы взаимодействия политической элиты и средств массовой ин­формации).

К факторам поддержки относятся: материальная поддерж­ка, послушание законам, участие в голосовании, вступление в организации, манифестация приверженности общественно­му авторитету, символам и церемониям.

К «выходящим» факторам политической системы относятся:

— «извлечения» в форме взносов, налогов, добычи, личной службы;

— разнообразные виды социальных действий; размещение и распределение товаров и услуг, возможностей, славы, статусов;

— символические «извлечения» в форме ценностей, политических символов, утверждений и намерений.

Дальнейшее развитие системного подхода нашло отражение в работах Д. Истона. Его идеи могут быть отражены схематично.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Среда           среда
    Требования   Решения    
  ВХОД   ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА   ВЫХОД  
    Поддержка   Действия    
Среда           среда

Окружающая среда — это место и условия, в которых дей­ствует политическая система. Среда может быть внесоциальной (экологические, географические факторы) и внутрисоциальной (социальная система, политическая и правовая системы).

На «входе» получаемая политической системой информация имеет вид требований и поддержки. Требования к политической системе носят экономический, социальный, политический ха­рактер. Требования могут возникать и формулироваться как в среде рядовых граждан, так и в среде политиков. Поддержка вы­ражается в одобрении, преданности, лояльности граждан.

На «выходе» исходящая информация имеет вид решений и действий. Эти решения и действия влияют на всю политиче­скую систему в целом, так как приводят к перераспределению мест в органах власти. В том случае, если они соответствуют ожиданиям и требованиям достаточно большого числа граж­дан, происходит усиление поддержки политической системы.

Как следствие в политической системе усиливаются стаби­лизирующие процессы. В случае полного или частичного несо­ответствия решений и действий ожиданиям большинства поли­тические решения могут иметь негативные последствия, вызывая реакцию отторжения правящей элиты или всей систе­мы в целом и порождая новые требования. В этом случае в политической системе множатся дестабилизирующие процес­сы. Таким образом, решения и действия на «выходе» дают им­пульс на «вход», корректируя требования и поддержку корпуса избирателей. Именно так образуется «петля» обратной связи.

Основное предназначение политической системы состоит в том, чтобы выполнить две главные функции: во-первых, рас­пределять ценности в обществе и, во-вторых, побуждать боль­шинство членов общества принять это распределение как обя­зательное в течение длительного времени.

Политика как целостное явление представляет собой си­стему государственных институтов. Действительно, говоря о политике, мы прежде всего вспоминаем о государстве как си­стеме политических институтов, куда входят президент и пар­ламент, армия и органы безопасности, министерство внутрен­них дел и министерство иностранных дел, финансы и социальное обеспечение.

Политологи изучают, как устроено то или иное государство, как оно регулирует отношения граждан и власти, отношения властных структур между собой. Зрелая политическая система предполагает, что разные институты выполняют различные функции и между ними существует «разделение труда»: внешняя и внутренняя политика имеют свою специфику, а для обеспе­чения эффективного управления нужны профессионалы, знающие свое дело.

Важная часть политической системы — политические организации, партии, общественные движения. Граждане доброволь­но объединяются в них, чтобы защитить свои права, прово­дить свои интересы.

Политика включает в себя систему ценностей, мнений, уста­новок. У каждого человека есть свое восприятие политики, по­нимание того, как функционирует власть, насколько дееспособ­ны силовые ведомства или эффективна система социального обеспечения. Эти мнения, как правило, носят противоречи­вый характер, складываясь в пеструю мозаику общественного мнения.

Некоторые из этих установок мимолетны, иные обретают форму убеждений. Но без этих идеальных образований ника­кое государство, партия или лидер не могут воздействовать на поведение граждан. Например, для того чтобы человек реали­зовал роль избирателя, необходимо определить приоритеты в предлагаемых политических ценностях. Установки зачастую противоречивы, не всегда рациональны и не обязательно со­ответствуют объективному политическому интересу.

Осознание интересов и формирование общих ценностей партиями и общественными движениями приводит к созда­нию политических доктрин и идеологических конструкций, представляющих систематизированные наборы ценностей. Их главная цель — помочь каждому, кто разделяет эту ориен­тацию, более полно отождествить себя со своей политической группой. Идеология призвана создать группу, объединенную единством политической цели.

Содержание политической системы определяется тем влиянием, какое она оказывает на развитие общества. Каково взаимодействие политической системы с другими сферами обще­ственной жизни?

Соотношение экономики и политики. Общественная мысль выявила различные формы этой зависимости. Марксистская позиция рассматривает эту зависимость через призму катего­рий «базис» и «надстройка»: экономический базис влияет на характер политической надстройки; изменение базиса ведет к смене надстройки; политическая надстройка ускоряет или замедляет развитие экономического базиса.

Плодотворным является подход, направленный на поиск зависимости между экономическим развитием страны и поли­тической стабильностью. При этом установлена особая роль социальных групп в этом процессе. В условиях демократии от­сутствие широких слоев бедноты способствует ослаблению давления на правительство. Повышение доходов, экономиче­ская надежность и широкое распространение образования вселяют надежду в людей более низкого достатка. В результате это ведет к политической стабильности.

Соотношение права и политики. Юридическая сфера за­крепляет в действующем законодательстве основные принци­пы политического устройства. Право стремится к унификации политических традиций и правил. Право налагает санкции на политические действия, осуществляемые вне рамок закона.

Подчинение закону — одна из предпосылок легитимации по­литического режима и условие его стабильности. Конечно, ре­альная практика свидетельствует, что отношение между поли­тикой и правом носит противоречивый характер, зачастую право служит прикрытием политического своеволия, а поли­тическая лояльность ценится выше правовых процедур.

Соотношение морали и политики. Отношения господства и подчинения неизбежно связаны с моральным выбором и от­ветственностью. В истории политической мысли наиболее остро обсуждался вопрос о цели и средствах политики, в со­временной науке — о «цене» политических действий и о по­следствиях политических решений.

Универсальность общечеловеческих принципов морали очевидна и проверена временем. Реальная практика согласия и сотрудничества, наметившаяся в политике, позволяет гово­рить о принципах политической этики. К ним относятся идеи гражданского мира, соблюдение прав человека и различные отрасли политической этики (парламентская этика, этика пе­реговорного процесса). Функционирование политической этики ведет к возникновению моральных ценностей и стан­дартов в сфере профессиональной политики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: