Власть является одной из центральных категорий политической науки. Многие видные исследователи считают, что власть — непременный спутник политики. Власть позволяет политике сформироваться качестве особой стороны человеческой деятельности, связанной с целенаправленной организацией. Власть обладает способностью организовывать людей на достижение взаимосогласованных целей, поэтому выступает в роли организующего начала политики.
В политических науках распространены различные трактовки понятия «власть». Власть — влияние — это способность властвующего желательным для него самого образом воздействовать на поведение подвластных. Власть — авторитет — это отношение, выражающее добровольное согласие подвластного подчиняться приказам и постановлениям властвующего. Власть — принуждение — это влияние, характеризующееся высоким уровнем давления властвующего на подвластного с помощью применения силы. Власть — могущество — это способность использовать все виды влияния для воздействия на поведение других.
Существуют теологическая, институциональная, системная, ролевая, рыночная, обмена ресурсов, психологическая, классовая трактовки происхождения политической власти. При их анализе проявляются два методологических подхода.
Первый подход выражает попытку представить власть как самостоятельную сущность, данную отдельному человеку или целому народу Богом или природой. В зависимости от этого человек с момента рождения ведет себя соответствующим образом, реагируя на наличие или отсутствие власти. И целые народы характеризуются как воинствующие, тяготеющие к власти над другими народами или как миролюбивые.
Второй подход выражает попытку объяснить власть через систему социальных отношений, асимметричных по своей природе. Такое понимание власти помогает разграничить субъект и объект власти. Субъект воплощает активное, направляющее начало власти. Субъектом может быть отдельный человек, организация, общность людей, международное сообщество. Субъекты политической власти имеют многоуровневый характер. Первичными субъектами являются индивиды и социальные группы, вторичными — социальные организации. Субъект определяет содержание властного взаимодействия через распоряжения (приказы), в которых предписывается поведение объекта власти.
Следовательно, власть — это двухстороннее, асимметричное взаимодействие объекта и субъекта. Власть невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект может обладать необходимыми качествами и средствами принуждения. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от добровольного повиновения до ожесточенного сопротивления.
Немецкий ученый М. Вебер исследовал природу политической власти и обосновал теорию социального господства. По мнению ученого, «власть, означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана»; в то же время господство предполагает «повиновение определенному приказу». Другими словами, господство предполагает взаимное ожидание властвующих и подвластных. Плодотворность этого подхода состоит в том, что он открывает возможность рассмотреть идеальные типы социального господства.
Первый идеальный тип — традиционное господство. Оно ориентировано на взаимодействие господина и слуги. Люди проявляют преданность вождю (монарху), наделенному властью в соответствии с обычаем. В свою очередь, вождь выполняет обязательства перед подданными. Верность монарху передается от поколения к поколению и закрепляется в обычаях.
Второй идеальный тип — рационально-легальное господство. Оно ориентировано на взаимодействие между управляющими (бюрократией) и управляемыми. Люди следуют обезличенным, правилам, нормам и принципам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто облечен узаконенной властью. Подбор кадров управления осуществляется независимо от личных особенностей людей; главное — это их заслуги; государственная служба и карьера.
Третий идеальный тип — харизматическое господство. Оно ориентировано на взаимодействие между лидером и массами, основывается на авторитете личного дара (харизмы — от гр. — исключительная одаренность, милость, божественный дар) политика и личной преданности подвластных.
Эти три идеальных типа господства практически никогда не представлены в чистом виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включает элементы всех трех типов. В политической системе стабильных демократических режимов доминирует рационально-легальная демократия; в устройстве многих государств Ближнего Востока — признаки традиционного господства; в деятельности Шарля де Голля (президента Франции), Франклина Рузвельта (президента США), И. В. Сталина (руководителя СССР), Мао Цзэдуна (руководителя Китая) — свойства харизматических лидеров.
Политическая власть может рассматриваться как функция политической системы. В данном измерении власть понимается как способность и умение реализовывать функцию общественного управления. Поэтому основной причиной подчинения является неравномерное распределение ресурсов власти.
Термин «ресурсы власти» употребляется в двух значениях. В широком смысле ресурсы власти представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других.
В узком смысле ресурсы — относительно самостоятельное, обычно материализованное звено, определяющее взаимодействие субъекта и объекта власти, служащее важнейшим социальным фактором подчинения. Различаются утилитарные, принудительные и нормативные ресурсы власти. Утилитарные ресурсы — это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными нуждами людей. Данные ресурсы используются для поощрения и наказания. Принудительные ресурсы — меры административного наказания. Нормативные ресурсы — средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека.
В зависимости от характера сфер жизнедеятельности власть подразделяется на следующие виды. Экономическая власть — контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. Социальная власть — контроль над распределением статусов, должностей, льгот и привилегий. Принудительная власть опирается на ресурсы и означает контроль над людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Культурно-информационная власть — контроль над людьми с помощью информации и средств ее распространения. Одним из проявлений этого вида власти является манипулирование сознанием и поведением людей вопреки их интересам.
Исследуя политическую власть, следует обращать внимание не только на ее динамический аспект, но и на проблему устойчивости. Основными принципами устойчивости политической власти являются ее легитимность и результативность.
Термин «легитимность» (лат. — законный) возник в начале XIX в. и выражал стремление сторонников французской монархии восстановить власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора. Тогда же легитимность приобрела и другой смысл — признание власти.
В политических науках легитимность власти понимается как процедура общественного признания власти, политических решений, лидеров, партий, организаций и движений. Современное понимание легитимности включает признаки: положительную оценку власти; признание права на управление; согласие на подчинение; признание власти гражданским обществом; признание власти мировым сообществом.
Кризис легитимности возникает в результате рассогласования целей и ценностей правящего режима с представлениями основной части граждан о необходимых формах и средствах политического регулирования, нормах справедливого правления и с другими ценностями массового сознания. Варианты преодоления кризиса легитимности таковы: достижение общественного консенсуса, эффективное управление, реформирование институтов власти.
Таким образом, принципы легитимности обладают подчиняющей силой, направленной на укрепление политической системы; оправдывают тот факт, что меньшинство управляет, а большинство подчиняется; устанавливают необходимый минимум доверия между политической элитой и большинством граждан.
Однако при всей внушительности внешних атрибутов политическая власть может подвергаться эрозии, ослабевать. Говоря о власти, следует сказать о ее результативности. Результативность власти — это степень выполнения ею тех функций, которые возлагают на нее агенты политических отношений. Успешная экономическая политика, устойчивый рост благосостояния основной части населения, укрепление общественного порядка и авторитет на международной арене — вот основные показатели, которые в современных условиях определяют результативность власти и, в конечном счете, являются решающим фактором ее устойчивости.
Политическая система
Термин «политика» восходит к греческим словам, «полис» — город-государство и «политикос» — все, что связано с делами города. В античной
традиции области гражданского и государственного отождествлялись, а участие в политической жизни считалось высшим проявлением человеческой добродетели. В традициях Нового времени цель политического сообщества состоит в том, чтобы обеспечивать и охранять права людей на жизнь, свободу и собственность.
Современная научная мысль акцентирует внимание на двух основных подходах исследования политики. Во-первых, в теории конфликта политика рассматривается как противоборство между классами и группами за ограниченные ресурсы. Во-вторых, в теории функционализма политика рассматривается как одна из подсистем общества, ее основное предназначение состоит в достижении социально значимых целей и в согласовании интересов субъектов общественных отношений.
Сторонники теории конфликта и функционализма, несмотря на существующие различия во взглядах, едины в понимании социальной природы политики как целостного явления. Следовательно, речь идет об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, государством и государственным устройством, теми институтами, принципами и нормами, которые призваны гарантировать жизнеспособность того или иного сообщества людей, реализацию их общей воли, интересов и потребностей.
Из этого следует, что:
— политика — это обусловленная коренными интересами классов, социальных групп, партий и государств совокупность установок и целей, которыми они руководствуются во внутренних и международных делах, а также их практическая деятельность по осуществлению политического курса;
— политика — это сфера деятельности, ядром которой является вопрос удержания, использования и распределения власти.
Политика — сложное социальное явление. Многомерность политики позволяет выявить ее формы, элементы и области.
Политические отношения — это предметная область политики. Она включает в себя, с одной стороны, политические институты и учреждения, а с другой — политические процессы.
Политические институты характеризуют устойчивость и статичность политических отношений. Среди политических институтов выделяются властные институты (монархические, республиканские, диктаторские), процедурные институты (выборы, назначения) и представительские институты (формы прямого и опосредованного волеизъявления).
К политическим учреждениям относятся органы управления (на международном, государственном и местном уровнях), конституционный суд, средства массовой информации, общественные организации и ассоциации.
Политические процессы характеризуют динамику политических отношений. Политические процессы включают в себя отношения между государственными учреждениями, партиями и общественными организациями, между лидерами и группами поддержки, между обществом, государством и индивидом. Согласие или конфликт — основные проявления политических процессов.
Политическое сознание — это область идеального. Она содержит программные цели и идеологические установки субъекта политических отношений, ценности и идеалы, быстро меняющиеся настроения в общественном мнении. Область идеального предопределяет мотивы политического выбора участников политических отношений.
Следует учесть, что в сфере политики мы имеем дело с коллективными общественными субъектами — народами, классами, группами, общественными движениями. По существу, они представляют собой решающие субъекты политики и участвуют в общественной жизни через своих представителей, организованных в партии, союзы или политические объединения.
Среди субъектов политики различаются первичные и вторичные. Первичные субъекты — крупные общественные группы и объединения (народы, социальные группы и классы). Вторичные субъекты — различные силы (политические партии, союзы, движения, реализующие волю первичных субъектов политики).
К основным функциям современной политики относятся:
— выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;
— интеграция различных слоев населения, поддержание целостности общественной системы, стабильности и порядка;
обеспечение инновационности социального развития общества и человека, расширение сферы отношений между народами, человеком и природой;
— управление и руководство общественными процессами, рационализация возникающих противоречий, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства;
— политическая социализация личности.
Политику необходимо рассматривать с учетом временных, пространственных и других аспектов, следовательно, надо вести речь о делении политики на внешнюю и внутреннюю.
Внешняя политика — это деятельность государств на международной арене. Внешняя политика опирается на экономический, военный, научно-технический потенциал, природные ресурсы, состав населения и культурные традиции государств, а также на авторитет, опыт и влияние политических лидеров. Традиционная форма осуществления внешней политики — установление дипломатических отношений между государствами, открытие представительств при международных и региональных организациях, партнерство между партиями и движениями разных стран. К формам внешней политики относятся и войны. В современных условиях возрастает роль международных организаций (ОБСЕ, НАТО, ООН), осуществляющих координацию внешнеполитических и экономических усилий стран-участниц. Эти организации становятся активными участниками политического процесса, оказывая влияние не только на международный климат, но и на внутреннюю политику отдельных стран.
Внутренняя политика включает в себя совокупность экономических, социальных, культурных мероприятий, а также функции управления, контроля и прогнозирования отношений государства с другими субъектами политической жизни. Спектр осуществления основных средств внутренней политики таков: трансформация существующих экономических укладов, налоговые рычаги и льготы, правовое регулирование отношений собственности, мероприятия в сферах образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения и т. п.
Длительное время специалисты в области политической науки придерживались нейтрального подхода. Это привело к тому, что ученые признавали незыблемость идеологических ценностей и защищали существующие властные структуры. В реальности же новые политические силы придерживались новых идеологических установок, критикуя либерализм и требуя модернизации политического режима. Возникновение системного похода в политической науке явилось адекватным ответом на события 70—80-х годов XX в. в мире политики.
Основоположник системного подхода американский политолог Г. Алмонд особое внимание уделил изучению «входящих» и «выходящих» факторов политической системы.
Он разделил «входящие» факторы на два вида: факторы требований и факторы поддержки. К факторам требований отнесены:
— требования хорошей жизни и услуг (работы, образования, отдыха, транспорта);
— требования регуляции поведения (общественной безопасности, контроля над рынком и трудовыми отношениями, правил брака и организации семьи), требования участия в политической системе (права голоса, организации, создания правительственных органов и должностей, политических ассоциаций);
— символические требования (образ власти или политического режима в условиях мира или внешней угрозы, принципы взаимодействия политической элиты и средств массовой информации).
К факторам поддержки относятся: материальная поддержка, послушание законам, участие в голосовании, вступление в организации, манифестация приверженности общественному авторитету, символам и церемониям.
К «выходящим» факторам политической системы относятся:
— «извлечения» в форме взносов, налогов, добычи, личной службы;
— разнообразные виды социальных действий; размещение и распределение товаров и услуг, возможностей, славы, статусов;
— символические «извлечения» в форме ценностей, политических символов, утверждений и намерений.
Дальнейшее развитие системного подхода нашло отражение в работах Д. Истона. Его идеи могут быть отражены схематично.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Среда | среда | |||||
Требования | Решения | |||||
ВХОД | ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА | ВЫХОД | ||||
Поддержка | Действия | |||||
Среда | среда |
Окружающая среда — это место и условия, в которых действует политическая система. Среда может быть внесоциальной (экологические, географические факторы) и внутрисоциальной (социальная система, политическая и правовая системы).
На «входе» получаемая политической системой информация имеет вид требований и поддержки. Требования к политической системе носят экономический, социальный, политический характер. Требования могут возникать и формулироваться как в среде рядовых граждан, так и в среде политиков. Поддержка выражается в одобрении, преданности, лояльности граждан.
На «выходе» исходящая информация имеет вид решений и действий. Эти решения и действия влияют на всю политическую систему в целом, так как приводят к перераспределению мест в органах власти. В том случае, если они соответствуют ожиданиям и требованиям достаточно большого числа граждан, происходит усиление поддержки политической системы.
Как следствие в политической системе усиливаются стабилизирующие процессы. В случае полного или частичного несоответствия решений и действий ожиданиям большинства политические решения могут иметь негативные последствия, вызывая реакцию отторжения правящей элиты или всей системы в целом и порождая новые требования. В этом случае в политической системе множатся дестабилизирующие процессы. Таким образом, решения и действия на «выходе» дают импульс на «вход», корректируя требования и поддержку корпуса избирателей. Именно так образуется «петля» обратной связи.
Основное предназначение политической системы состоит в том, чтобы выполнить две главные функции: во-первых, распределять ценности в обществе и, во-вторых, побуждать большинство членов общества принять это распределение как обязательное в течение длительного времени.
Политика как целостное явление представляет собой систему государственных институтов. Действительно, говоря о политике, мы прежде всего вспоминаем о государстве как системе политических институтов, куда входят президент и парламент, армия и органы безопасности, министерство внутренних дел и министерство иностранных дел, финансы и социальное обеспечение.
Политологи изучают, как устроено то или иное государство, как оно регулирует отношения граждан и власти, отношения властных структур между собой. Зрелая политическая система предполагает, что разные институты выполняют различные функции и между ними существует «разделение труда»: внешняя и внутренняя политика имеют свою специфику, а для обеспечения эффективного управления нужны профессионалы, знающие свое дело.
Важная часть политической системы — политические организации, партии, общественные движения. Граждане добровольно объединяются в них, чтобы защитить свои права, проводить свои интересы.
Политика включает в себя систему ценностей, мнений, установок. У каждого человека есть свое восприятие политики, понимание того, как функционирует власть, насколько дееспособны силовые ведомства или эффективна система социального обеспечения. Эти мнения, как правило, носят противоречивый характер, складываясь в пеструю мозаику общественного мнения.
Некоторые из этих установок мимолетны, иные обретают форму убеждений. Но без этих идеальных образований никакое государство, партия или лидер не могут воздействовать на поведение граждан. Например, для того чтобы человек реализовал роль избирателя, необходимо определить приоритеты в предлагаемых политических ценностях. Установки зачастую противоречивы, не всегда рациональны и не обязательно соответствуют объективному политическому интересу.
Осознание интересов и формирование общих ценностей партиями и общественными движениями приводит к созданию политических доктрин и идеологических конструкций, представляющих систематизированные наборы ценностей. Их главная цель — помочь каждому, кто разделяет эту ориентацию, более полно отождествить себя со своей политической группой. Идеология призвана создать группу, объединенную единством политической цели.
Содержание политической системы определяется тем влиянием, какое она оказывает на развитие общества. Каково взаимодействие политической системы с другими сферами общественной жизни?
Соотношение экономики и политики. Общественная мысль выявила различные формы этой зависимости. Марксистская позиция рассматривает эту зависимость через призму категорий «базис» и «надстройка»: экономический базис влияет на характер политической надстройки; изменение базиса ведет к смене надстройки; политическая надстройка ускоряет или замедляет развитие экономического базиса.
Плодотворным является подход, направленный на поиск зависимости между экономическим развитием страны и политической стабильностью. При этом установлена особая роль социальных групп в этом процессе. В условиях демократии отсутствие широких слоев бедноты способствует ослаблению давления на правительство. Повышение доходов, экономическая надежность и широкое распространение образования вселяют надежду в людей более низкого достатка. В результате это ведет к политической стабильности.
Соотношение права и политики. Юридическая сфера закрепляет в действующем законодательстве основные принципы политического устройства. Право стремится к унификации политических традиций и правил. Право налагает санкции на политические действия, осуществляемые вне рамок закона.
Подчинение закону — одна из предпосылок легитимации политического режима и условие его стабильности. Конечно, реальная практика свидетельствует, что отношение между политикой и правом носит противоречивый характер, зачастую право служит прикрытием политического своеволия, а политическая лояльность ценится выше правовых процедур.
Соотношение морали и политики. Отношения господства и подчинения неизбежно связаны с моральным выбором и ответственностью. В истории политической мысли наиболее остро обсуждался вопрос о цели и средствах политики, в современной науке — о «цене» политических действий и о последствиях политических решений.
Универсальность общечеловеческих принципов морали очевидна и проверена временем. Реальная практика согласия и сотрудничества, наметившаяся в политике, позволяет говорить о принципах политической этики. К ним относятся идеи гражданского мира, соблюдение прав человека и различные отрасли политической этики (парламентская этика, этика переговорного процесса). Функционирование политической этики ведет к возникновению моральных ценностей и стандартов в сфере профессиональной политики.