Источник: Е.Солдатова, Г.Н.Лаврова
Психология развития и возрастная психология
Ростов-на-Дону, Феникс, 2004г.
1. Установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики и дать качественное описание позволяет:
а) констатирующий эксперимент; в) формирующий эксперимент;
б) наблюдение; г) тестовое обследование.
2.Гипотеза о том, что в процессе развития ребенка сначала происходит освоение мотивационной стороны деятельности, а затем операционно-технической, и эти виды деятельности чередуются в развитии, принадлежит:
а) Д.Б.Эльконину; в) Л.С.Выготскому;
б) К.Бюлеру; г) Ст.Холлу.
3.Исследованием корреляционных связей интеллекта с уровнем образования, здоровья, социальными и экономическими факторами занимался:
а) Л.Термен; в) А.Гезелл;
б) Э.Геккель; г) Ст.Холл.
4.Согласно Э.Эриксону, задача молодости – формирование:
а) интеграции; в) идентичности;
б) автономии; г) интимности.
5. Интериоризация – это:
а) преобразование структурной предметной деятельности в структуру внутреннего плана;
б) защитный механизм личности;
в) получение извне, переработка и хранение информации;
г) интуиция.
6. К симптомам кризиса трех лет, описанным Э.Келлер, не относится:
а) упрямство; в) надменность;
б) деспотизм; г) своеволие.
7. Приписывание детьми явлениям природы и окружающим предметам человеческих качеств Ж.Пиаже связывает с:
а) артификализмом; в) антропоморфизмом;
б) госпитализмом; г) эгоцентризмом.
8. Основные черты какого процесса описывает Д.Б.Эльконин: «Отделение действия от предмета, использование одного предмета в качестве заместителя другого, воспроизведение и узнавание в своих действиях действий взрослого»:
а) предметная игра; в) ролевая игра;
б) сюжетная игра; г) подражание.
9. Система «объективного наблюдения» как основного, с точки зрения автора, методы психологии развития, основанная на естественности и обычности условий наблюдения, была разработана:
а) Ж.Пиаже; в) Л.С.Выготским;
б) С.Л.Рубенштейн; г) М.Я.Басовым.
10. С достаточно большой долей объективности можно судить о причинах психического развития, используя исследовательскую стратегию:
а) формирования психических процессов; в) естественнонаучного констатирующего эксперимента;
б) наблюдения; г) тестового обследования.
11. Согласно биогенетической теории, человек в онтогенезе:
а) в более короткой форме проходит все стадии филогенеза;
б) находится под влиянием биосоциальных факторов;
в) повторяет ритмы развития те же, что и в эмбриогенезе;
г) не развивается при сенсорной депривации.
12.Согласно теории Адлера, основным механизмом, определяющим развитие, является:
а) защитные механизмы; в) базальное доверие;
б) комплекс неполноценности; г) Эдипов комплекс.
13. Научно – исследовательские задачи возрастной психологии заключаются:
а) в рассматривании объекта возрастной психологии с точки зрения и специфики их проявлений в определенные периоды жизни;
б) в распознании и оценке степени зрелости индивидуальных и социальных характеристик личности на любом этапе развития человека;
в) в исправлении дефектов в психическом развитии;
г) в осуществлении психологического консультирования.
14. Лонгитюдный метод исследования предполагает:
а) специальную организацию ситуации исследования;
б) исследование особенностей развития одного ил нескольких человек на протяжении длительного времени;
в) свободную форму беседы, помощь клиенту в осознании им своих трудностей;
г) обучающее влияние на процессы развития.
15. Э.Геккель явился основателем подхода к развитию психики:
а) психоаналитического; в) биогенетического;
б) нормативного; г) культурно-исторического.
16. Стадия развития личности, по Фрейду, где зоной сосредоточения либидо являются рот, язык, зубы:
а) оральная; в) генитальная;
б) латентная; г) фаллическая.
17. На какой стадии, по Фрейду, формируется супер-эго:
а) генитальная; в) фаллическая;
б) латентная; г) анальная.
18. Понятие «комплекс неполноценности» ввел в психологию:
а) З.Фрейд; в) А.Адлер;
б) К.Г.Юнг; г) Э.Эриксон.
19. Эго-идентичность предполагает:
а) переход от принципа удовольствия к принципу реальности;
б) идентификацию себя с окружающими людьми;
в) чувство устойчивости и непрерывности «я»;
г) подчинение моральным требованиям социума.
20. Открытие эгоцентризма детского мышления принадлежит:
а) Л.С.Выготскому; в) Э.Эриксону;
б) Д.Б.Эльконину; г) Ж.Пиаже.
21. Движущей силой психического развития, по Л.С.Выготскому, является:
а) культурная среда; в) зона ближайшего развития;
б) обучение; г) научение.
22. Социальная ситуация развития в период новорожденности – это:
а) ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым;
б) ситуация связи со взрослым (ситуация «мы»);
в) ситуация совместной деятельности со взрослым;
г) ситуация общения со взрослым.
23. Метод «проб и ошибок» является основным методом познания окружающего мира в:
а) младенчестве; в) в новорожденности;
б) раннем детстве; г) дошкольном возрасте.
24. На разработку какой концепции большое влияние оказали идеи И.П.Павлова:
а) концепция бихевиоризма; в) концепция конвергентности;
б) теория рекапитуляции; г) нормативный подход.
25. Изменения, происходящие со временем в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды, называются:
а) созреванием; в) развитием;
б) адаптацией; г) ростом.
26. Расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития Л.С.Выготский назвал:
а) зоной роста; в) зоной конфликта;
б) зоной ближайшего развития; г) зоной развития.
27. Какую стадию Э.Эриксон назвал временем психосексуального моратория:
а) анальная стадия; в) латентная стадия;
б) фаллическая стадия; г) генитальная стадия.
28. В основе сказок, по теории Юнга, лежит:
а) все ответы неверны; в) проявления Ид;
б) личное бессознательное; г) коллективное бессознательное.
29. По теории Э.Эриксона, осознание реализованности главного дела жизни входит в понятие:
а) мораторий; в) эго-интеграция;
б) эго-идентичность; г) отчуждение.
30. По теории Ж.Пиаже, развитие мышления, в первую очередь, обусловлено:
а) биологическими законами; б) социальными факторами;
в) внутренней мотивацией; г) иерархией потребностей.
31. По Л.С.Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве:
а) источника развития; б) условия развития;
в) основы обучения; г) основы деятельности.
32. Уровень актуального развития, по Л.С.Выготскому, характеризует:
а) итоги, успехи развития; б) перспективы развития;
в) условия развития; г) циклы развития.
33. На какой стадии по Эриксону у ребенка формируется автономность:
а) мышечно-анальная; б) локомотивно-генитальная;
в) орально-сенсорная; г)латентная.
34. Детская психология – наука о психическом развитии ребенка – зародилась в конце 19 века:
а) как ветвь сравнительной психологии; б) как ветвь экспериментальной психологии;
в) как ветвь дифференциальной психологии; г) как ветвь социальной психологии.
35. З.Фрейд в качестве стадий психического развития ребенка выделяет:
а) переход удовольствия с начала процесса на конец;
б) показатели физического развития;
в) зону сосредоточения либидо;
г) модус органа.
36. В основе концепции Ст.Холла лежит:
а) собственное экспериментальное исследование развития;
б) теория поэтапного формирования умственных действий;
в) работа Ж.Пиаже «Психология интеллекта»;
г) биогенетический закон Геккеля.
37. Экспериментально-генетический метол в возрастную психологию ввел:
а) Ж.Пиаже; б) А.Н.Леонтьев;
в) Л.С.Выготский; г) Ст.Холл.
38. Какой закон развития, введенный Л.С.Выготским, утверждает, что каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития:
а) закон метаморфозы; б) закон гетерохронности;
в) закон неравномерности; г) закон организации.
39. Какая из стратегий исследования психического развития ребенка позволяет выделить этапы и стадии развития:
а) наблюдение; б) естественнонаучный констатирующий эксперимент;
в) формирование психических процессов; г) все три стадии.
40. Какая группа задач возрастной психологии определяет возможности индивидуального психического развития:
а) научно-исследовательские; б) коррекционные;
в) диагностические; г) научно-исследовательские и диагностические.
41. С точки зрения какого аспекта психологическая эволюция характеризуется как процесс, осуществляющийся на протяжении всей жизни человека::
а) хронологический; б) казуальный;
в) онтологический; г) структурно- динамический.
42. К проблемам возрастной психологии не относятся:
а) изучение особенностей дизонтогенеза; б) научное обоснование возрастных норм;
в) выявление актуальных и потенциальных возможностей человека;
г) научное прогнозирование развитие индивидуума.
43. Сравнение индивидуального уровня развития с нормой позволяет произвести метод а) коррекции; б) диагностики;
в) научно-исследовательского эксперимента; г) лабораторного эксперимента.
44. Интерпретационные методы подразделяются на:
а) генетические и структурные; б) генетические и обсервационные;
в) структурные и комплексные; г) структурные и экспериментальные.
45. Метод «поперечных» срезов применяется к индивидам:
а) смешанных групп; б) разных возрастных групп;
в) одной возрастной группы; г) без учета возраста.
46. Л.С.Выготскому возрастная психология обязана возникновением стратегии:
а) экспериментального генезиса; б) наблюдения;
в) срезов; г) эксперимента.
47. С точки зрения хронологии психические функции развиваются в следующем порядке:
а) ощущение – восприятие – представление – память – мышление;
б) ощущение – восприятие – память – мышление – представление;
в) восприятие – ощущение – память – мышление – представление;
г) представление – память – восприятие – ощущение – мышление.
48. С появлением какой теории связано возникновение первых концепций психического развития:
а) К.Маркса; б) Ч.Дарвина;
в) Ф.Ницше; г) И.П.Павлова.
49. К числу биогенетических теорий относится:
а) концепция рекапитуляции; б) бихевиоризм;
в) генетическая теория; г) эпигенетическая теория.
50. Какая из теории не относится к теориям социального научения:
а) Миллера и Долларда; б) А.Гезелла;
в) А.Бандуры; г) Р.Сирса.
51. Развитие с точки зрения А. Гезела - это:
а) интеграция; б) интериоризация;
в) адаптация; г) периодизация.
52. По Ж.. Пиаже, стадия конкретных операций имеет возрастные границы:
а) 0-2 года; б) 2-7 лет;
в) 7-11 лет; г) 11-14лет.
53. В конце сенсомоторной стадии развития (по Ж..Пиже) у детей появляются:
а) символические игры и речь; б) эгоцентризм;
в) антропоморфизм; г) артификализм.
54. Л. С. Выготский определял область своего исследования как:
а) интеграционную психологию; б) глубинную психологию;
в) поверхностную психологию; г) вершинную психологию.
55. Какой из этих законов не относится к концепции Л. С. Выготского?
а) развитие высших психических функций;
б) метаморфозы детского развития;
в) неравномерности детского развития;
г) развитие речевого поведения.
56. Эксперимент в дошкольном возрасте лучше всего проводить в форме:
а) игровой деятельности; б) учебной деятельность;
в) коммуникативной деятельности; г) трудовой деятельности.
57. Ребенок охотнее согласится участвовать в исследовании, если:
а) ему обосновать важность исследования;
б) за отказ может последовать наказание;
в) его стимулировать поощрением и наградой;
г) он не знает об этом исследовании.
58. Исторически первым методом исследования в возрастной психологи является:
а) эксперимент; б) наблюдение;
в) опрос; в) анкетирование.
59. Если поставить ладонь к ступням новорожденного, то малыш будет упираться в эту ладонь. Этот рефлекс называется:
а) безусловный рефлекс; б) Рефлекс Моро;
в) рефлекс опоры; г) рефлекс Робинзона.
60. Формирование акта хватания и его координация с актом сосания и зрения формируется в период:
а) 1-4 месяца; б) первого месяца жизни;
б) 4-12 месяцев; г) 3-9 месяцев.
61. К концу первого года жизни у ребенка формируется:
а) ассоциативная память; б) механическая память;
в) опосредованная память; г) логическая память.
62. Ведущей деятельностью на протяжении периода младенчества выступает:
а) эмоционально- непосредственное общение ребенка и взрослого;
б) игровая деятельность;
в) предметная деятельность;
г) учебная деятельность.
63. К концу первого года жизни у ребенка формируются:
а) внутренняя речь; б) пассивная речь;
в) автономная речь; г) эгоцентрическая речь.
64. Появление высших форм интеллекта и организации познавательной деятельности, а также перестройка самосознания характерны для:
а) юности; б) подросткового возраста;
в) младшего школьного возраста; г) дошкольного возраста.
65. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является:
а) ролевая игра; б) Учение;
в) самоутверждение; г) предметно-манипулятивная деятельность.
66. Интеллектуальный спад более характерен:
а) подросткового возраста; б) геронтогенеза;
в) юности; г) зрелости.
67. В каком возрасте появляется эйдетическая память:
а) около 3 лет; б) около 1 года;
в) около 7 лет; г) в 5 лет.
68. С чем связана мотивация игры младшего дошкольника:
а) с самим процессом игры; б) с социальными запросами;
в) с результатами игры; г) с желанием общаться.
69. Для какого возрастного периода характерна эгоцентрическая речь:
а) для 4-5 лет; б) для 1-3 лет;
в) для 5-6 лет; г) для 0-2 лет.
70. Что не характерно для развития речи в раннем детстве:
а) гуление; б) совершенствование понимания речи;
в) формирование собственной активной речи; г) общение со взрослым.
71. В младшем школьном возрасте у детей преобладает:
а) зрительная память; б) образная память;
в) логическая память; г) эпизодическая память.
72. Внимание в подростковом возрасте развивается:
а) определяя развитие мышления; б) независимо от мышления;
в) параллельно с мышлением; г) под влиянием мышления.
73. Первым способом голосового общения младенца является:
а) просящий; б) обменивающий;
в) требующий; г) взаимодействующий.
74. В раннем детстве в центре сознания (по Выготскому) находится:
а) мышление; б) восприятие;
в) ощущение; г) воображение.
75. Ярко выраженный произвольный характер память приобретает:
а) в младшем школьном возрасте; б) в старшем школьном возрасте;
в) в дошкольном возрасте; г) в подростковом возрасте.
76. Умственное развитие в юношеском возрасте заключается:
а) в формировании индивидуального стиля мышления; б) в накоплении знаний;
в) в формировании формальных операций; г) в формировании абстрактного мышления.
77. Переходной фазой между пассивной и активной речью является:
а) эгоцентрическая речь; б) внутренняя речь;
в) автономная речь; г) внешняя речь.
78. В каком возрасте основным видом мышления является наглядно-действенное:
а) младенчество; б) раннее детство;
в) дошкольный возраст; г) младший школьный возраст.
79. Какую форму создания образов воображения используют дети в раннем детстве:
а) гиперболизация; б) схематизация;
в) агглютинация; г) типизация.
80. В каком возрасте память становится опосредованной:
а) преддошкольный; б) младший школьный;
в) дошкольный; г) подростковый.
81. Уровень внимания в 33-40 лет:
а) находится на самом высоком уровне; б) находится на относительно низком уровне;
в) неустойчив; г) имеет стабильный характер.
82. Что не относится к основным характеристикам памяти в младшем школьном возрасте:
а) снижение объема памяти; б) пластичность;
в) избирательный характер; г) произвольный характер.
83. В подростковом возрасте (по Ж.Пиаже) формируется мышление:
а) абстрактное; б) гипотетико-дедуктивное;
в) логическое; г) наглядно- действенное.
84. К старшему дошкольному возрасту формируется воображение:
а) творческое; б) воссоздающее;
в) пассивное; г) активное.
85. Сосредоточение внимания на ярких движущих предметах возникает:
а) к шести месяцам; б) на первой неделе жизни;
в) к концу первого месяца жизни; г) с рождения.
86. В раннем детстве ведущим видом памяти является:
а) логическая; б) эмоциональная;
в) механическая; г) смысловая.
87. В период взрослости максимальный уровень внимания достигается в период… лет:
а)33-40; б) 27-33;
в) 18-26; г) 40-45.
88. Интеллект остается относительно сохранным в старческом возрасте, если:
а) человека образован и социально активен;
б) человек не переутомляется интеллектуальной деятельностью;
в) человек достигает эго-интеграции до старости;
г) нет правильного ответа.
89. Самый высокий уровень внимания и самый низкий уровень памяти приходится на возраст:
а) 41-46; б) 18-23;
в) 11-15; г)30-36.
90. Возникновение автономной речи происходит в:
а) младенчестве; б) 2 года;
в) младшем школьном возрасте; г) дошкольном возрасте.
91. Снижение интеллектуальной активности в подростковом возрасте обусловлено: а) кульминацией физического и полового развития; б) сменой ведущей деятельности;
в) нестабильностью социального статуса; г) все ответы верны.
92. Сенсорные анализаторы какой модальности продолжают функционировать на прежнем уровне в период старости:
а) зрительные; б) тактильные;
в) вкусовые и обонятельные; г) слуховые.
93. Конкретное и ситуативное восприятие характерно для этапа:
а) раннее детство; б) дошкольный возраст;
в) младший школьный возраст; г) подростковый возраст.
94. На какой возраст приходится расцвет вербальной памяти:
а) 7-8 лет; б) подростковый возраст;
в) весь младший школьный возраст; г) 11-12 лет.
95. В каком возрасте память приобретает ярко выраженный познавательный характер:
а) младший школьный возраст; б) подростковый возраст;
в) дошкольный возраст; г) 11-12 лет.
96. Какая мотивация выходит на первый план в иерархии мотивов младшего школьника:
а) познавательная; б) социальная;
в) общение; г) достижения.
97. В каком возрасте эмоциональное переживание приобретает обобщенный характер и формируется способность сосредотачивать внимание на малоинтересных вещах:
а) младший школьный возраст; б) дошкольный возраст;
в) подростковый возраст; г) юношеский возраст.
98. В каком возрасте ребенок начинает играть:
а) новорожденность; б) младенчество;
в) раннее детство; г) дошкольный возраст.
99. Невербальное общение возникает на основе:
а) подражания; б) научения;
в) воспитания; г) врожденных задатков.
100. Ведущую роль в психическом развитии детей младшего школьного возраста играет:
а) трудовая деятельность; б) интимно-личностное общение;
в) учение; г) игра.
101. Период наибольшей активности ребенка в постановке вопросов перед взрослым приходится на:
а) младенческий возраст; б) младший школьный возраст;
в) подростковый возраст; г) дошкольный возраст.
102. Древнейшие органы чувств начинают функционировать у ребенка:
а) сразу после рождения; б) на третий день после рождения;
в) в первую неделю после рождения; г) в первый месяц после рождения.
103. Форма движения, служащая средством управления взрослым, которая появляется в младенческом возрасте:
а) подражание движениям взрослых; б) комплекс оживления;
в) указательный жест; г) хватательные движения.
104. Комплексом оживления называется:
а) реакция, выражающаяся в улыбке и общей активизации при появлении матери;
б) появление хватательных движений;
в) крик ребенка при рождении;
г) указательный жест.
105. У детей младенческого возраста присутствует … память:
а) ассоциативная; б) образная;
в) долговременная; г) произвольная.
106. Предметная деятельность в жизни ребенка появляется в:
а) пубертате; б) младенческом периоде;
в) младшем школьном возрасте; г) раннем детстве.
107. Признаки эгоцентрической речи у ребенка появляется приблизительно:
а) в полтора года; б) в один год;
в) в три года; г) в пять лет.
108. Первым типом игры, появляющемся в раннем детстве, является:
а) игра-исследование; б) игра-конструирование;
в) сюжетная игра; г) ролевая игра.
109. Значение слова постепенно становится обобщением и отделяется от конкретного содержания в:
а) наглядно-образном мышлении; б) наглядно-действенном мышлении;
в) словесно-логическом мышлении; г) правильный ответ отсутствует.
110. Наличие должного уровня потребности в достижении успехов, самооценки и уровня притязаний относится к:
а) мотивационной готовности детей к обучению; б) личностной готовности детей к школе;
в) речевой готовности детей к учению; г) интеллектуальной готовности к школе.
111. Умение оперировать гипотезами появляются в:
а) молодости; б) юношеском возрасте;
в) младшем школьном возрасте; г) подростковом возрасте.
112. Общие интеллектуальные способности в старшем школьном возрасте формируются за счет:
а) специальных способностей; б) все ответы верны;
в) познавательных способностей; г) коммуникативных способностей.
113. Более всего индивидуальные особенности в психическом развитии проявляются в:
а) младшем школьном возрасте; б) подростковом возрасте;
в) юношеском возрасте; г) дошкольном возрасте.
114. Восприятие сверстников в младшем школьном возрасте в большей степени зависит от:
а) мнение сверстников; б) установка учителя;
б) мнение старших школьников; г) суждения родителей.
115. Внимание младших школьников легче отвлекается при:
а) выполнении сложных заданий; б) выполнений простых заданий;
в) выполнение заданий повышенной сложности; г) выполнение творческих заданий.
116. Первым уровнем развития в дошкольном возрасте является:
а) объяснительная речь; б) контекстная речь;
в) ситуативная речь; г) эгоцентрическая речь.
117. Взрослый впервые выступает как образец поведения в:
а) младшем школьном возрасте; б) раннем детстве;
в) дошкольном возрасте; г) подростковом возрасте.
118. В период новорожденности у ребенка лучше всего развита:
а) тактильная чувствительность; б) зрительная чувствительность;
в) слуховая чувствительность; г) все сенсорные системы развиты одинаково.
119. Раннее детство охватывает границы:
а) от 1 до 5 лет; б) от 0 до 2 лет;
в) от 3 до 7 лет; г) от 1 до 3 лет.
120. Переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи происходит в:
а) раннем детстве; б) дошкольном возрасте;
в) младшем школьном возрасте. г) подростковом возрасте.
121. Впервые половая идентификация и самоидентификация происходят в:
а) раннем детстве; б) дошкольном возрасте;
в) младшем школьном возрасте. г) подростковом возрасте.
122. Произвольное поведение формируется в:
а) преддошкольном возрасте; б) младшем школьном возрасте;
в) дошкольном возрасте; г) подростковом возрасте.
123. Основным новообразованием младшего школьного возраста является:
а) произвольность, внутренний план действий; б) иерархия мотивов;
в) возникновение первичных представлений о себе; г) «комплекс взрослости».
124. Внимание в подростковом возрасте:
а) неравномерно; б) подчинено логическому мышлению;
в) все ответы верны; г) колеблется в течение дня.
125. Для эмоционально-волевой сферы подростков характерно:
а) высокая саморегуляция; б) появление психологических защитных механизмов;
в) колебания настроения; г) все ответы верны.
126. Для подросткового возраста характерно:
а) нарушение межсистемных и внутрисемейных связей в познавательной сфере;
б) мотивы формируются под влиянием учебной деятельности;
в) более значимыми являются отношения с родителями;
г) сформирована зрелая адекватная самооценка.
127. Мышление в подростковом возрасте:
а) гипотетико-дедуктивное; б) логическое;
в) абстрактное; г) все ответы верны.
128. Стадия формирования формальных операций характерна для … возраста:
а) дошкольного; б) младшего школьного;
в) подросткового; г) юношеского.
129. Э.Эриксон рассматривает период геронтогенеза как:
а) период дальнейшего развития личности; б) период регресса;
в) период старения; г) период самоактуализации.
130. У подростков самооценка зависит:
а) от критики со стороны значимых взрослых; б) постоянно завышенная самооценка;
в) самооценка зависит от референтной группы; г) все ответы верны.
131. В подростковом периоде:
а) девочкам сложнее регулировать эмоциональную сферу;
б) мальчикам сложнее регулировать эмоциональную сферу;
в) девочкам сложнее регулировать поведенческую сферу;
г) и девочкам, и мальчикам сложно регулировать поведенческую сферу.
132. Новообразование «чувство взрослости» возникает в … возрасте:
а) младшем школьном; б) юношеском;
в) подростковом; г) дошкольном.
133. Для юношеского возраста характерно:
а) стремление к свободе, самореализация; б) полностью сформирован социальный статус;
в) резкая смена настроения; г) нет верных ответов.
134. «Эго-идентичность» формируется в возрасте:
а) детском; б) юношеском;
в) старости; г)зрелости.
135. Юношеский возраст можно охарактеризовать как процесс:
а) установления интимно-личностных отношений с противоположным полом;
б) индивидуализации познавательной сферы;
в) формирования специальных способностей;
г) все ответы верны.
136. Активное становление индивидуального стиля мышления происходит в:
а) подростковом возрасте; б) младшем школьном возрасте;
в) юношеском возрасте; г) зрелости.
137. Для периода зрелости характерно:
а) неравномерность и гетерохронность развития; б) прекращение личностного развития;
в) неспособность к активной деятельности; г) все ответы верны.
138. В период ранней зрелости:
а) активно формируется профессиональный статус, создание семьи и определение своего пути в жизни;
б) происходит жизненное определение;
в) происходит кризис семейных отношений;
г) человек подводит итоги того, чего уже добился.
139. По мнению К.Ригеля в период ранней взрослости характерно мышление:
а) стадии формальных операций; б) диалектическое;
в) образное; в) дивергентное.
140. В 26-29 лет внимание в своем развитии:
а) отстает от памяти; б) опережает память;
в) развивается наравне с памятью; г) останавливается.
141. У лиц 70-90 лет особенно страдает память:
а) логическая; б) механическая;
в) абстрактная; г) зрительная.
142. Экспрессивный жаргон, по А.Гезеллу, характерен для ребенка в возрасте:
а) 3 лет; б) 1 года;
в) 6 мес.; г) 2 мес..
143. Кем впервые был описан кризис трех лет:
а) Ж.Пиаже; б) Э.Келлер;
в) К.Бюлером; г) Д.Элькониным.
144. Что такое негативизм как симптом кризиса трех лет:
а) отрицательная реакция на требования взрослых;
б) требования считаться с мнением ребенка;
в) протест против жизненных порядков;
г) обесценивание взрослых.
145. Что такое «семизвездье симптомов» (по Э.Келлер):
а) симптомы кризиса трех лет; б) период семилетнего кризиса;
в) симптомы подросткового периода;
г) семь особенностей развития личности ребенка в дошкольном возрасте.
146. К какому периоду относят появление конформности:
а) к подростковому возрасту; б) к 4-5 годам;
в) к 7 годам; г) к 1 году.
147. В каком периоде появляется иерархия мотивов:
а) в раннем школьном; б) в подростковом;
в) в дошкольном; г) в юности.
148. Какие мотивы преобладают в младшем школьном возрасте:
а) познавательные; б) нравственные;
в) социальные; г) мотивы достижения.
149. Чем характеризуется самооценка дошкольника:
а) все ответы верны; б) ситуативна;
в) конкретна; г) тенденция к переоценке собственных способностей.
150. Что такое социальная готовность к школе:
а) потребность общаться с другими людьми и соподчинять интересы;
б) устойчивая иерархия мотивов;
в) конформность и рефлексия;
г) готовность достигать поставленных целей в общении.
151. Что или кто в основном определяет мнение подростка:
а) родители; б) референтная группа;
в) телевидение; г) нравственные ценности.
152. Как в общем можно охарактеризовать подростковый период:
а) период окаменелости; б) период неустойчивости психики;
в) период самостоятельности; г) период депрессии.
153. Совокупность представлений о себе, дающих возможность чувствовать свою уникальность:
а) эго-инреграция; б) эго-идентичность;
в) супер-эго; г) ассимиляция.
154. Особый личностный смысл в раннем детстве приобретают люди, имеющие:
а) тот же пол; б) противоположный пол;
в) такое же имя; г) те же интересы.
155. Фраза дошкольника «Когда я вырасту, я буду писать и читать большие книги», свидетельствует о:
а) стремлении к познавательной активности; б) намерении ждать, когда он вырастет;
в) стремлении быть независимым и самостоятельным; г) умении ребенка прогнозировать.
156. Процесс, в ходе которого индивидуум делает социальные правила и нормы частью своего Я, - это:
а) адаптация; б) индивидуализация;
в) интернализация; г) интеграция.
157. Первым этапом развития потребности в общении ребенка со взрослыми является:
а) потребность во внимании и доброжелательности;
б) потребность в сотрудничестве и соучастии взрослого;
в) потребность в уважительном отношении взрослого;
г) потребность во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослого.
158. Оценка других людей в дошкольном возрасте основывается на оценках:
а) взрослых; б) собственных;
в) сверстников; г) собственных и чужих.
159. Основным мотивом в дошкольном возрасте является мотив:
а) достижения; б) одобрения;
в) определения; г) соперничества.
160. Начиная понимать сущность отрицательного эталона, дошкольник, как правило:
а) сохраняет эмоциональный интерес к негативным поступкам;
б) отрицает негативные поступки;
в) полностью идентифицируется с людьми, для которых характерны положительные формы поведения;
г) старается подтвердить для себя, что эти отрицательные эталоны действительно отрицательны.
161.Для младшего школьника характерно формирование:
а) половой идентичности; б) самоуважения;
б) эго-идентичности; г) позитивного отношения к жизни.
162. Дружба начинает основываться на идее взаимности и познания чувств других в период:
а) 3-7 лет; б) 7-9 лет;
в) 11-13 лет; г) 14-15 лет.
163. Наиболее значимой задачей средней взрослости является:
а) установление прочных связей со своей возрастной группой;
б) нахождение конгениальной социальной группы;
в) усиление личностного аспекта супружеских отношений;
г) установление связей с людьми различного возраста.
164. Неспособность ребенка мысленно встать на место другого – это:
а) эгоизм; б) эгоцентризм;
в) анимизм; в) антропоморфизм.
165. В подростковом возрасте ориентация в социальных отношениях определяется:
а) родителями; б) самоотношением;
в) сверстниками; г) все ответы верны.
166. Потеря детской непосредственности происходит в период:
а) раннего детства; б) кризиса 7 лет;
в) кризиса 11 лет; г) младшего школьного возраста.
167. Эмоциональная «заражаемость» ребенка является предпосылкой:
а) способности к сопереживанию; б) детских неврозов;
в) формирования оптимизма; г) эмоциональной лабильности.
168. Эгоцентризм наиболее ярко проявляется в:
а) младшем школьном возрасте; б) подростковом возрасте;
в) раннем детстве; г) старости.
169. Эмансипация от родителей не проявляется в:
а) подростковом возрасте; б) период кризиса 7 лет;
в) дошкольном возрасте; г) период кризиса 3 лет.
170. Общее отношение человека к самому себе входит в понятие:
а) эгоцентризм; б) Я-концепции;
в) эгоизм; г) аутопроекция.
171. Максимализм в оценке окружающих характерен для:
а) подросткового возраста; б) юношеского возраста.
в) дошкольном возрасте; г) поздней взрослости.
172. Продолжительный период онтогенеза, который характеризуется тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человеческой личности, - это:
а) подростковый период; б) юношеский период;
б) период зрелости; г) период старости (геронтогенез).
173. Отделение ребенком себя от взрослого характерно для:
а) раннего детства; б) кризиса 1 года;
в) кризиса 7 лет; г) младшего школьного возраста.
174. К периоду кризиса 3 лет не относится понятие:
а) негативизм; б) автономная речь;
в) упрямство; г) протест-бунт.
175. Эмоциональный «уход» во внутренний мир, в переживания, связанные с переоценкой и осмыслением прожитых лет, наиболее характерен для:
а) старости; б) кризиса 30 лет;
в) средней взрослости; г) подросткового возраста.
176. Кризис одного года является кризисом:
а) отношений; б) мировоззрения;
в) саморазвития; г) саморегуляции.
177. Противоречия между сенсорным уровнем регулирования психики и вербальной ситуацией характерно для:
а) кризиса 3 лет; б) кризиса 1 года;
в) новорожденности; г) нет правильного ответа.
178. Слово приобретает для ребенка предметное значение в:
а) дошкольном возрасте; б) младенчестве;
в) в раннем детстве; г) младшем школьном возрасте.
179. Максимум творческой активности для многих специальностей приходится на возраст:
а) 35-40 лет; б) 20-35 лет;
в) 40-55 лет; г) 20-30 лет.
180. Аффективная окрашенность восприятия наиболее характерна для:
а) младенчества; б) младшего школьного возраста;
б) раннего детства; г) дошкольного возраста.
181. Аналогом «сенсомоторного интеллекта» Ж.Пиаже является;
а) наглядно-действенное мышление; б) наглядно-образное мышление;
в) абстрактно- логическое мышление; г) нет правильного ответа.
182. Ведущая деятельность в дошкольном возрасте:
а) эмоциональное общение; б) учебная;
б) игровая; г) нет правильного ответа.
183. Самый важный личностный механизм, который формируется в дошкольном возрасте:
а) эмоциональная регуляция; б) соподчинение мотивов;
в) формирование самосознания; г) усложнение и осознание переживаний.
184. Типичные мотивы для дошкольного возраста – это:
а) стремление подражать взрослым; б) желание одобрения, похвалы;
в) все ответы верны; г) нравственные мотивы.
185. Половая идентификация характерна для:
а) младшего школьного возраста; б) дошкольного возраста;
в) раннего детства; г) нет правильного ответа.
186. Общение как ведущая деятельность начинает выходить на первый план в:
а) старшим школьном возрасте; б) младшем школьном возрасте;
в) подростковом возрасте; г) дошкольном возрасте.
187. Для подросткового возраста не характерно:
а) устремление в будущее, профессиональное самоопределение;
б) формирование «чувства взрослости» и «Я-концепция»;
в) гипертрофированная потребность в самостоятельности;
г) интеллектуализация всех когнитивных процессов.
188. Эго-идентичность является основным новообразо