Международно – правовые акты о правовом статусе человека и гражданина.




В современном мире проблема прав и свобод человека и гражданина заняла одно из ведущих мест в международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественном сознании. В Заключительном Хельсинкском акте СБСЕ 1975 года государства-участники совещания отметили, что уважение прав и основных свобод человека является существенным фактором мира, справедливости и благополучия, необходимых для обеспечения развития дружественных отношений и сотрудничества как между ними, так и между всеми государствами (Б,47).

Московская конференция по человеческому измерению СБСЕ 1991 года в итоговом документе подтвердила, что “вопросы, касающиеся свобод, демократии и верховенства закона, носят международный характер, поскольку соблюдение этих прав составляет одну из основ международного порядка” (Б,48).

Новая Конституция России провозгласила, что права и свободы человека являются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления; права человека обеспечиваются правосудием (А,1-2,18).

Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах.

В Конституции Российской Федерации особо подчеркивается, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (А,1-17), то есть в сфере регулирования и защиты прав и свобод действуют как национальные, так и международные нормы, причем если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутренним законом, то применяются правила международного договора (А, 1-15).

Международные договоры, конвенции, пакты являются юридическим обязательством для государств, подписавших эти правовые акты или присоединившихся к ним. Другие международные документы в виде деклараций и резолюций носят рекомендательный характер и учитываются государствами в их законодательной и административной практике как общепринятые принципы и правила.

Итак, отношения в обществе и правила поведения его членов регулируются нормами права и нормами морали.

Нормы внутреннего права закрепляются в нормативных правовых актах, правом издания которых наделены определенные органы.

Нормативные акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые образуют правовую систему и состоят между собой в определенной иерархии.

Конституция – нормативный акт высшей (после признанных международных договоров, пактов и т.п.) юридической силы, определяющий основы конституционного строя, правового статуса личности, федеративных отношений. Конституция является базой для всей системы нормативных актов, которые не должны противоречить конституционным нормам. Нормы конституции являются нормами прямого действия и могут применяться непосредственно, если в самой конституции не говорится, что порядок применения конкретной нормы устанавливается законом (А, 1 - 15).

Законы - нормативные акты, обладающие после конституции наибольшей юридической силой. Они принимаются только законодательными (представительными) органами власти при соблюдении определенной процедуры. Законы подразделяются на федеральные конституционные и федеральные законы, а также законы субъектов Федерации. На федеральном уровне законы принимаются по вопросам, отнесенным к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению центра и субъектов Федерации. Федеральные конституционные законы издаются по вопросам, прямо указанным в тексте конституции (здесь – наиболее сложная процедура принятия). Законы субъектов России (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга) принимаются по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Федерации. Законы могут иметь разные названия: “законы”, “кодексы”, “основы” и др.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Федерации по предметам исключительного или совместного ведения действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта Федерации, отнесенным к предмету ведения субъекта, действует нормативный акт субъекта Российской Федерации.

Законы изменяются и дополняются только законодательными (представительными) органами, их принявшими.

Подзаконные акты - к ним относятся Указы Президента России, постановления Правительства России, акты центральных министерств, государственных комитетов и ведомств (приказы, инструкции, положения и др.), а также нормативные акты государственных органов исполнительной власти субъектов Федерации. Подзаконные акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, нормативных актов Президента РФ и не должны им противоречить.

Президент Российской Федерации может отменять постановления Правительства России, а также приостанавливать действие нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Федерации до решения вопроса соответствующим судом. Конституционный Суд РФ имеет полномочия проверять конституционность нормативных актов органов исполнительной власти; другие суды, столкнувшись с противоречием закона и нормативного акта государственного органа, применяют закон или могут (в определенных случаях) признать подзаконный акт недействительным (А, 1 - 85, 115, 120, 125; ГК - 13).

Особое место среди нормативных актов занимают Указы Президента РФ, которые принимаются по вопросам, отнесенным к его компетенции, и действуют на всей территории России. Однако Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам России. В противном случае действуют нормы Конституции или федерального закона. Конституционный Суд может проверить конституционность Указов Президента, в случае признания их противоречащими Конституции РФ они утрачивают силу (А, 1 - 90, 125).

В системе нормативных актов все большее значение приобретают нормативные акты органов местного самоуправления и соответствующих местных администраций (А, 1 - 132).

Акты общественных организаций и объединений (уставы, договоры и др.) устанавливают правила, имеющие значение только для членов или сотрудников этих организаций.

На территории России по вопросам, не урегулированным российским законодательством, могут применяться законы и подзаконные акты бывшего СССР в части, не противоречащей Конституции и действующему законодательству России.

Помните, что нормативный акт любого уровня, затрагивающий права и свободы человека, но не опубликованный, не имеет юридической силы (А, 1 - 15).

2. Права и свободы многообразны по содержанию, объему, способам реализации. Они всегда связаны с удовлетворением интересов в личной, политической, экономической, социальной и культурной жизни и должны соответствовать реальным возможностям общества.

В важнейших международно-правовых актах и в Конституции страны закреплены основные фундаментальные права и свободы человека и гражданина. Во внутреннем законодательстве на основе и во исполнение этих актов регулируются другие, производные от основных, права человека и устанавливаются механизмы их защиты и реализации. Конституционные нормы определяют основной статус личности во всех сферах жизни общества и государства, а более конкретно положение

личности регулируется нормами почти всех отраслей внутреннего права – трудового, гражданского, жилищного, семейного, земельного, наследственного и др.

Основные права и свободы условно подразделяются на:

• политические и гражданские;

• экономические, социальные и культурные.

К политическим и гражданским правам и свободам относятся:

• право на свободу слова;

• право на свободу мысли, совести и религии;

• право на участие в ведении государственных дел и в правосудии;

• право на равенство перед законом и судом;

• право на жизнь, свободу и безопасность личности;

• право на неприкосновенность жилища и частной жизни;

• право на защиту от произвольного ареста, задержания и изгнания из страны;

• право на свободу передвижения и выбор места жительства;

• право на гласное, справедливое, без неоправданной задержки рассмотрение дела беспристрастным, компетентным, независимым и созданным на основании закона судом и др. (А,1, ст.ст. 19-33; Б, 44, 45, 60).

В числе основных социальных прав в Конституции Российской Федерации и международных правовых актах названы:

• право на труд и свободный выбор профессии;

• право на жилище;

• право на социальное обеспечение;

• право на защиту от безработицы;

• на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением;

• право на отдых и досуг;

• право на образование;

• право на участие в культурной жизни общества;

• право на защиту материнства и детства;

• право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

• право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

• право на охрану законом частной собственности и др. (А, 1, 34-44; Б, 44, 45, 60).

Одним из факторов, влияющих на соблюдение общепринятых принципов и норм в сфере прав человека могла бы стать правовая грамотность населения, знание своих прав и способов их защиты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: