ЛЕКЦИЯ 1. СТРУКТУРА И ПОНЯТИЕ «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»




В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)), образование подразделяется на: общее образование; профессиональное образование; дополнительное образование.

Общее и профессиональное образование реализуются по следующим уровням образования.

Виды образования Уровни образования
Общее образование 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование.
Профессиональное образование 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат; 3) высшее образование – специалитет, магистратура; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.

 

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

Все эти виды образования обеспечивают возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

 

В настоящее время в РФ параллельно существует две системы высшего образования:

1) специалитет;

2) двухуровневая система образования (бакалавриат + магистратура).

Специалитет. Специалитет – это привычная россиянам система образования. Специалистов готовят для профессиональной деятельности в отдельной отрасли. Срок получения первого высшего образования составляет, как правило, пять лет.

Специалитет со сроком обучения не менее 5 лет сохранится лишь по некоторым специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ (например, правовое обеспечение национальной безопасности, правоохранительная деятельность, судебная экспертиза (в СГЮА), компьютерная безопасность (СГУ), информационная безопасность авто-матизированных систем (СГТУ)).

Однако в настоящее время в РФ осуществляется переход на болонскую (двухуровневую) систему образования: бакалавриат и магистратура.

Нововведение связано с тем, что в 2003 году Россия присоединилась к Болонскому процессу, направленному на формирование единого европейского образовательного пространства. Цель Болонского процесса – расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда. Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования, открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в европейских проектах, а студентам и преподавателям высших учебных заведений – в академических обменах с университетами европейских стран.

Бакалавр – выпускник учебного заведения, получивший законченное высшее профессиональное образование на базовом уровне. Согласно закону об образовании срок обучения на бакалавра – не менее 4-х лет. Программа подготовки бакалавров дает фундаментальную подготовку без узкой специализации. Она носит общенаучный и общепрофессиональный характер.

Диплом бакалавра является дипломом о полноценном высшем образовании. Он дает основания для занятия должностей, требующих наличия высшего образования и основания для продолжения учебы в магистратуре. Наличие фундаментальной подготовки позволяет бакалаврам легче приспосабливаться к меняющейся конъюнктуре на рынке труда и осваивать смежные профессии. Большинству работодателей достаточно того факта, что человек имеет базовое высшее образование. Остальному его научат и переучат на месте.

Что касается происхождения термина бакалавр, то здесь существует ряд версий, самая вероятная из них – первая, согласно которой бакалавр переводится как холостяк. Есть еще два перевода этого слова: 1) молодой рыцарь-вассал; 2) самец, не имеющий в период спаривания самки. Если продолжить мысль, то bachelor (бакалавр) – это соискатель своего места под солнцем.

Магистр – выпускник высшего учебного заведения, закончивший бакалавриат и затем получивший более глубокие теоретические знания по выбранной узкой специальности.

Сам термин магистр происходит от латинского слова magister – наставник, учитель.

Для получения квалификации «магистр» требуется обучение в вузе в течение еще двух лет. Магистратура готовит студентов к научно-исследовательской и преподавательской работе. Дает возможность продолжить обучение в аспирантуре. Продолжить обучение в магистратуре можно как в своем учебном заведении, так и в другом, а также на разных направлениях. После окончания магистратуры у выпускника появляются новые перспективы развития и карьерного роста. Квалификация магистра подтверждает высокий уровень компетенций выпускника и дает право на его участие в руководящем составе предприятия или организации.

Отношение работодателей к данной системе профессионального образования.

Работодатели неоднозначно относятся к диплому бакалавра. Они не всегда хотят брать на работу бакалавров, считая их недоучившимися специалистами. Тем не менее отмечена и другая тенденция – работодателей больше интересует опыт работы, поэтому диплом бакалавра не является помехой при трудоустройстве. Диплом бакалавра – полноценный диплом о высшем образовании, дающий возможность продолжить обучение и полноценно заниматься профессиональной деятельностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: