Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя
40 заданий. Часть 1 содержит 33 задания с кратким ответом. Часть 2
содержит 7 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 1–25 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 26–33 записываются в виде последовательности
цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания 34–40 требуют развёрнутого ответа. В бланке ответов № 2
укажите номер задания и запишите полный развёрнутый ответ на него.
Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, или капиллярной, или перьевой ручек.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи
в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее
количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответом к заданиям 1–25 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. | |||
| Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука 1) физиология растений 2) экология растений 3) палеонтология 4) селекция Ответ: ______________________. | ||
| Доказательством родства всех видов растений служит 1) клеточное строение растительных организмов 2) наличие ископаемых остатков 3) вымирание одних видов и образование новых 4) взаимосвязь растений и окружающей среды Ответ: ______________________. | ||
| Единый аппарат биосинтеза белка 1) эндоплазматическая сеть и рибосомы 2) митохондрии и клеточный центр 3) хлоропласты и комплекс Гольджи 4) лизосомы и плазматическая мембрана Ответ: ______________________. | ||
| В основе роста любого многоклеточного организма лежит процесс 1) мейоза 2) митоза 3) оплодотворения 4) синтеза молекул АТФ Ответ: ______________________. | ||
| При партеногенезе организм развивается из 1) зиготы 2) вегетативной клетки 3) соматической клетки 4) неоплодотворённой яйцеклетки Ответ: ______________________. | ||
| Особи, образующие один сорт гамет и не дающие расщепления признаков в потомстве 1) мутантные 2) гетерозисные 3) гетерозиготные 4) гомозиготные Ответ: ______________________. | ||
| Сколько типов гамет образует зигота СсВв, если гены С (с) и В (в) сцеплены и наследуются вместе? 1) один 2) три 3) два 4) четыре Ответ: ______________________. | ||
| Чтобы усилить рост боковых корней у растений, необходимо: 1) окучивать растение 2) внести в почву минеральные удобрения 3) прищепить кончик у главного корня 4) внести в почву органические удобрения Ответ: ______________________. | ||
| В мутуалистические отношения с деревьями вступают 1) трутовики 2) бактерии гниения 3) плесневые грибы 4) шляпочные грибы Ответ: ______________________. | ||
| Плод боб у 1) редиса 2) люцерны 3) табака 4) томата Ответ: ______________________. | ||
В жизненном цикле томата преобладает 1) гаплоидная спора 2) гаметофит 3) диплоидное растение 4) спорангий Ответ: ______________________. | |||
Мускулатура большинства внутренних органов человека образована 1) сухожилиями мышц 2) гладкой мышечной тканью 3) поперечнополосатой мышечной тканью 4) соединительной тканью Ответ: ______________________. | |||
Для представителей какой группы животных характерна зубная система с дифференцированными зубами? 1) Млекопитающие 2) Пресмыкающиеся 3) Птицы 4) Рыбы Ответ: ______________________. | |||
Моча здорового человека не содержит 1) солей аммония 2) белков и эритроцитов 3) минеральных солей 4) пигментов и мочевины Ответ: ______________________. |
| Гемоглобин крови, принимающий участие в переносе кислорода и углекислого газа, содержится в 1) эритроцитах 2) фагоцитах 3) лимфоцитах 4) тромбоцитах Ответ: ______________________. | |||
| Энергетический обмен поставляет для реакций пластического обмена 1) белки 2) липиды 3) АТФ 4) углеводы Ответ: ______________________. | |||
| Начальным звеном обонятельного анализатора считают 1) чувствительные клетки с микроворсинками в носовой полости 2) рецепторы, расположенные на языке 3) нервы и проводящие нервные пути 4) нейроны коры больших полушарий головного мозга Ответ: ______________________. | |||
| При появлении на коже сыпи необходимо 1) выпить антибиотик 2) обратиться к врачу 3) мазать высыпания раствором бриллиантового зелёного (зелёнкой) 4) пропить курс гормональных препаратов Ответ: ______________________. | |||
| Значение хромосомной теории Т.Моргана заключается в том, что она впервые 1) выявила типы хромосомных мутаций 2) установила правило единообразия гибридов 3) объяснила причины независимого наследования признаков 4) установила закономерности локализации и сцепления генов Ответ: ______________________. | |||
| Заяц-беляк и заяц-русак принадлежат 1) к одному виду 2) к одной популяции 3) к разным отрядам 4) к разным видам Ответ: ______________________. | |||
| Развитие растений экосистемы луга в разные сроки - это приспособление к 1) совместному обитанию 2) сохранению влаги 3) использованию минеральных веществ почвы 4) поглощению углекислого газа Ответ: ______________________. | |||
| В симбиозе живут 1) человек и пиявка 2) печеночный сосальщик и корова 3) клубеньковые бактерии и горох 4) муха и венерина мухоловка Ответ: ______________________. | |||
| Соотношение количества органического вещества живых организмов, занимающих разное положение пищевой цепи, называют пирамидой
1) биомассы
2) энергии
3) численности
4) биоразнообразия
Ответ: ______________________.
Наибольшую концентрацию ядовитых веществ в экологически загрязненной наземно-воздушной среде можно обнаружить у
1) хищников
2) древесных растений
3) травянистых растений
4) травоядных животных
Ответ: ______________________.
Верны ли следующие суждения о белках?
А. Все белки ферменты
Б. Все ферменты белки
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: ______________________.
| |||
| ||||
| В световую фазу фотосинтеза в клетке за счет энергии солнечного света 1) образуется молекулярный кислород в результате разложения молекул воды 2) происходит синтез углеводов из углекислого газа и воды 3) происходит полимеризация молекул глюкозы с образованием крахмала 4) осуществляется синтез молекул АТФ 5) энергия молекул АТФ расходуется на синтез углеводов 6) происходит разложение молекул воды на протоны и атомы водорода |
Ответ: ______________________.
| Для земноводных, в отличие от пресмыкающихся, характерно 1) внутреннее оплодотворение 2) наружное оплодотворение 3) откладывание яиц в воду 4) размножение на суше 5) развитие с метаморфозом 6) развитие без превращения Ответ: ___________________________. | ||
| Биогеоценоз — это:
1) система, которая состоит из отдельных, невзаимосвязанных организмов;
2) система, которая состоит из структурных элементов: видов и популяций;
3) целостная система, способная к саморегуляции;
4) закрытая система взаимодействующих популяций;
5) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне;
6) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов.
| ||
| Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе ПРИМЕР ФОРМА ИЗМЕНЧИВОСТИ А) включает растения, некоторые бактерии Б) поглощает готовые органические вещества 1) продуценты В) поглощает неорганические вещества 2) консументы Г) включает животных Д) аккумулирует солнечную энергию Е) источник энергии - животная и растительная пища Ответ: ___________________________. | ||
| Установите соответствие между признаком и царством, для которого он характерен ПРИЗНАК ЦАРСТВО А) все представители прокариоты Б) все представители эукариоты 1) бактерии В) могут делиться пополам 2) растения Г) есть ткани и органы Д) есть фото и хемосинтетики Е) хемосинтетики не встречаются Ответ: ___________________________. | ||
| Установите соответствие между функцией отдела головного мозга человека и отделом, для которого эта функция характерна ОТДЕЛ ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА А) регуляция непроизвольного дыхания 1) кора головного мозга Б) регуляция и контроль тонких движений 2) продолговатый мозг В) анализ зрительных раздражений Г) регуляция сердечно-сосудистой деятельности Д) различение звуковых сигналов Е) регуляция пищеварения Ответ: ___________________________. | ||
| Установите соответствие между примером действия естественного отбора и его формой
ПРИМЕР ОТБОРА ФОРМА ОТБОРА
А) появляются бактерии, устойчивые
к антибиотикам
Б) сокращается число растений клёна 1)движущий
с короткими и очень длинными 2) стабилизирующий
крыльями у плодов
В) на фоне закопченных деревьев
увеличивается число темных бабочек
Г) строение глаза приматов не изменяется тысячи лет
Ответ: ___________________________.
| ||
| Установите последовательность этапов полового размножения у хламидомонады. 1. образование гамет (митоз) 2. сближение гамет (n + n) 3. прорастание зиготы (мейоз), выход спор (n) 4. взрослый организм — гаметофит (n) 5. зигота (2n), покой (спорофит, 2n) 6. слияние гамет 7. выход гамет
Ответ: ___________________________.
|
ЧАСТЬ 2
Для записи ответов на задания 34–40 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания (34, 35 и т. д.), затем полный развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво. |