Методики выявления одаренности




Выявление одаренности зависит от множества факторов, поэтому необходимо использовать все возможные источники информации о ребенке. Наиболее информативными методиками являются:

Ø Тест Векслера,

Ø Модификация теста Торренса,

Ø Тесты Стенфорд-Бине,

Ø Задачи Пиаже,

Ø Матрицы Равена

Ø «Резервирующая модель» Гауэна,

Ø Тест Слоссена – измерение уровня IQ.

Или следующий комплекс

Ø Тест творческого мышления (ТТСТ)

Ø Форма Д

Ø (Е. Торренс, адаптация Синельникова В.Б.)

Ø

Ø Цель: определение характеристик творческих способностей (оригинальности, гибкости, беглости, адекватности решений), наличия способности видеть целое из частей.

Ø Тест состоит из 5 заданий, на основе которых можно сделать вывод о наличии творческих возможностей ребенка и оценить их показатели. Каждое задание может быть использовано как самостоятельная методика.

Ø Задание 1. Усовершенствование предметов.

Ø Требуется изменить известный предмет (спичечный коробок) так, чтобы с ним было интересно играть.

Ø Задание 2. Использование предметов в разных качествах.

Ø Ребенок должен перечислить как можно больше вариантов использования игрушки (пирамидки).

Ø Задание 3. Необычное использование знакомых предметов.

Ø Ребенок должен перечислить как можно больше вариантов использования хорошо известных ему вещей (консервных банок).

Ø Задание 4. Геометрические фигуры.

Ø Требуется назвать как можно больше предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).

Ø Задание 5. «Спроси – угадай».

Ø Ребенку предъявляется картина «Утро в сосновом лесу» Шишкина и просят задать как можно больше вопросов о том, чего на ней не видно; перечислить как можно больше возможных событий, к которым может привести нарисованная на картине ситуация; назвать как можно больше причин, которые могли бы привести к такой ситуации.

Ø

Ø При обработке результатов задания 1 – 4 оцениваются по показателям беглости, гибкости и оригинальности решений, а задание 5 - по беглости и адекватности

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø

Ø Тест Торренса на изучение уровня воображения

Ø Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________

Ø Закончи рисунок.

Ø На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

Ø Hа выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай ее полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.

Ø Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.

Ø

Ø

Ø

фигура Кол-во Баллов Вид рисунка
    Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако, туча, сердце сова, цветок, яблоко, человек, собака. Все остальные, менее стандартные и более оригинальные рисунки
    Aбстрактный узор, дерево, рогатка, цветок Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек Все остальные более оригинальные рисунки
      Aбстрактный узор, звуковые радиоволны, лицо человека, лодка, корабль,люди, фрукты Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, санки, цветы Все остальные более оригинальные рисунки
    Aбстрактный узор, звуковые радиоволны, лицо человека, лодка, корабль,люди, фрукты Кошка, кресло, стул, ракушка, гусь, лебедь, цветок, трубка для ку­рения Все остальные более оригинальные рисунки
      Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо челове­ка, зонт. Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо. Все остальные более оригинальные рисунки
    Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, человек Все остальные более оригинальные рисунки.
    Абстрактный узор, машина, ключ, серп Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, самокат. сери и молот, теннисная ракетка. Все остальные более оригинальные рисунки.
    Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза, или тело человека Буква, ваза, дерево, книга, манка, платье, ракета, цветок, щит Все остальные более оригинальные рисунки.
    Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура Все остальные более оригинальные рисунки
    Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса Буратино, девочка, птица, цифра, человек, фигура Все остальные более оригинальные рисунки.

Ø

Количество балов, полученное обследуемым, является одним из показателей его креативности (оригинальности)

 

 

Ø Тест «Круги» Дж. Торранс

Цель: определение характеристик воображения.

Материал: лист А4 с нарисованными 25-ю кругами (5рядов по 5 кругов в каждом), карандаш, ластик.

Инструкция. Дорисуйте круги так, чтобы получилась картинка. Время не ограничено.

Интерпретация результатов:

- продуктивность (количество использованных кругов) - норма для детей 5-7 лет – 18 – 20 кругов;

- гибкость (число групп изображенных предметов), норма – 4-6 групп;

- разработанность (количество деталей, самого подробно изображенного предмета), 6 – 8 деталей;

- оригинальность (количество не повторенных детьми данной выборки образов) – нормы нет;

- способ построения образа (дополнение – 4-7 лет, включение – 8-10 лет).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: